Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1274) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Для чего нужны воскресные школы?

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Для чего нужны воскресные школы?

№41 (1274) / 1 ноября ‘24

Архипастырь

Владыка, более месяца назад начался новый учебный год, а совсем недавно почти во всех томских храмах возобновили работу воскресные школы. Но, насколько я знаю, не все родители до конца понимают, для чего нужны воскресные школы. Естественно, речь идет о людях невоцерковленных. По их мнению, это только усиливает нагрузку на детей, занимающихся и так много в обычной светской школе. Для чего же нужны воскресные школы?

– Люди нецерковные практически не приводят детей в воскресные школы. Они считают это ненужной нагрузкой. Сами они в церковь не ходят, думая: «Зачем в воскресенье рано утром идти в церковь? Не лучше ли до обеда проваляться в кровати либо заняться домашними делами?» И такое представление они иногда передают детям.

На самом же деле Господь говорит, что шесть дней в неделю человек может использовать для себя, а день седьмой принадлежит Господу. Этот день мы проводим, как бы посвящая, выделяя его Господу, а это значит, что идем в храм Божий и начинаем день с молитвы. Древние христиане, если и не проводили весь воскресный день в церкви (как должно быть в идеале), то занимались богоугодными делами.

Когда я был студентом, как-то посетил одного священника, с которым познакомился еще подростком в Троице-Сергиевой лавре. Тогда он учился в Московской духовной академии и был насельником лавры, а после окончания академии был распределен на приход в глухую деревню.

Жителей в деревне было немного, а до соседних населенных пунктов достаточно далеко. Служил там не очень активный старенький батюшка, да и при советской власти священникам особо не давали проявлять активность.

Священника направили на этот приход, и во время его настоятельства приход начал буквально расцветать, потому что батюшка служить начал ревностно, превозмогая все препоны и преграды, выстраиваемые на его пути безбожниками. Он активно проповедовал, общался с людьми, и к нему стали съезжаться люди со всей округи, из других сел. Я его тоже посетил.

И как же люди проводили там воскресный день? По сути, все воскресенье они были в храме Божием. Утром приезжали, и начиналось богослужение. После его окончания людям нужно было где-то покушать, они же приехали издалека.

А как можно накормить такую толпу? Прихожане приносили с собой пирожки, вареную картошечку… Прямо на полу в церкви расстилали ковры. Люди выкладывали из своих сумочек в общую братскую трапезу то, что у них было. По благословению батюшки одна из местных прихожанок, его помощница, варила целое ведро, а то и два ведра компота и приносила в храм. Мы ели эту еду, угощая ею друг друга, пили компот, а потом благодарили Господа.

После этого все не только убирали за собой следы трапезы, но и принимались за уборку в храме. Мужчины носили из колодца воду, женщины натирали полы, чистили подсвечники – приводили храм в порядок. В 4 часа вечера была воскресная вечерня, читался акафист Иисусу Сладчайшему, после чего все разъезжались по домам, посвятив Господу целый день в храме.

Может быть, кто-то скажет, что не у всех есть такая возможность, не все могут пожертвовать для этого столько времени. И я видел такое единственный раз в жизни на единственном приходе… Но все-таки первую часть воскресного дня мы всегда уделяем Господу, и дети здесь не исключение. Мы приводим детишек в храм Божий, и, помимо того, что они помолятся на службе и причастятся, они должны услышать живое слово о Господе.

Воскресная школа – далеко не панацея, не нечто обязательное, ведь родители могут беседовать с детьми о Боге и в домашних условиях. И когда семья – действительно домашняя Церковь, то воскресная школа нужна уже в меньшей степени. Но и в этом случае она не бесполезна, потому что в воскресной школе верующие дети из верующих семей общаются со своими верующими сверстниками, а такое общение обогащает.

Иногда ребенок не очень способен глубоко воспринимать слова людей, окружающих его каждый день, даже если это его родители, бабушки и дедушки. И другое дело, если он слышит то же самое от своих друзей, товарищей. Иногда это приносит большую пользу.

С другой стороны, воскресная школа – это не стопроцентно образовательное учреждение. Скорее это духовно-воспитательная структура, поэтому дети здесь не зубрят что-то, сидя за партой, и не отвечают, как в обычной школе. Они общаются, играют, но играют, не развлекаясь, а в игровой форме постигают основы духовной жизни. То есть процесс их духовного, нравственного становления проходит в непринужденной обстановке, и, мне кажется, это весьма и весьма продуктивно.

Если же какие-то родители считают, что их детям лучше не приходить сюда, а отдохнуть, то они могут во многом проиграть. И что понимать под словом «отдых»? Целый день проваляться в койке либо просидеть в гаджетах, погрузившись в интернет? И это альтернатива воскресной школе?

Посещение воскресной школы – это шанс хотя бы на какое-то время переместить ребенка из мира виртуального в реальный – мир храма, богослужения, святынь, мир воскресной школы, где преподаватель расскажет о Евангелии, о Христе, о духовной жизни, где ребенок пообщается со своими сверстниками, они попьют чаю, совместив приятное с полезным. Мне кажется, это очень важно.

Владыка, но дети ведут себя абсолютно естественно. И если у них будет альтернатива – поиграть в компьютер или пойти в воскресную школу, боюсь, что большинство выберет именно компьютер. На Ваш взгляд, есть ли смысл в данном случае заставлять ребенка идти в воскресную школу?

– А если перед этим ребенком поставить альтернативу – либо идти в общеобразовательную школу в понедельник, вторник, среди недели и изучать алгебру, геометрию, литературу, либо посидеть в компьютере? Или у взрослого есть альтернатива – идти работать либо посидеть в компьютере. Вообще, это страшная перспектива. Нужно не заставлять, а воспитывать и приучать ребенка распознавать, что плохо, а что хорошо.

Не нужно во всем потакать ребенку: не хочешь идти в школу – не ходи, работать не хочешь – не работай. Мы уже видим поколение 90-х (как иногда их называют), которое никак не может найти свое место в жизни. Иногда человеку уже 50 лет, а он все думает, какую профессию получить.

Физик он или лирик.

– Да. И чем бы ему заняться в жизни. Так вот, воспитание начинается с младых ногтей. Нужно привить ребенку любовь к труду, понимание, что хорошо и важно, когда он потрудится ради кого-то. Все будут благодарны – родители, друзья, знакомые.

Какая великая польза, какая радость у ребенка от посещения школы, где, помимо учителей и книжек, его ждут школьные друзья! Это же можно сказать и о воскресной школе, когда он снова переступит порог храма и увидит мерцающие перед иконами лампадочки, ощутит благоухание ладана, а потом пообщается с верующими сверстниками; и они будут заниматься чем-то весьма интересным и полезным. Но для этого родители должны прививать своим детям интерес к этому.

Вопрос практического склада: почему не выдаются справки об окончании воскресной школы, как, например, в художественной, музыкальной школе?

– Как раз выдаются, но не везде, потому что в каждой школе свои порядки. Где-то выдают что-то наподобие дипломов, где-то свидетельства. Для чего они нужны? Скорее всего они рассматриваются не как официальные документы, а как память об очень важном периоде детства, который многие дети, прошедшие через воскресную школу, вспоминают потом с большим теплом, ведь жизнь у всех складывается по-разному.

Некоторых волны житейского моря иногда уносят в сторону от Церкви, и не то что они становятся безбожниками, но настолько погружаются в мирскую стихию, что им уже некогда вспоминать о духовной жизни. А потом вдруг на глаза им попадается этот самый диплом или удостоверение из воскресной школы, и они начинают вспоминать...

Иногда это бывает толчком, возвращающим их снова на круги своя, глотком чистого воздуха, когда они уже начинают задыхаться в угаре мирской жизни.

А имеют ли такие документы значение при поступлении в духовное учреждение или важна исключительно рекомендация священника, настоятеля храма?

– Если вы имеете в виду духовные семинарии или духовные училища, то там, помимо того, что люди подают какие-то документы и сдают экзамены, они проходят еще собеседование, когда выявляется уровень их церковности. И, конечно же, воскресная школа здесь незаменима.

Посещавший школу имеет какие-то знания, и не потому, что он это зубрил, а потому, что жил этим, и иногда не один год. Он помнит праздники не только потому, что прочитал о них в книжках, а потому, что с каждым таким праздником у него связаны какие-то воспоминания, полученные в воскресной школе. Например, как, будучи учеником воскресной школы, готовясь к Вербному воскресенью, он вязал букетики из вербочек, красил яички или делал сувенирчики к празднику Светлой Пасхи, принимал участие в украшении вертепа к празднику Рождества Христова, помогал разливать водичку прихожанам в праздник Крещения Господня. Конечно же, все это остается на всю жизнь.

И дает большой толчок в творческом развитии.

– Да, в том числе. Вы сказали о творчестве, а ведь при многих воскресных школах есть творческие кружки, и дети в зависимости от способностей, данных каждому Господом, занимаются музыкой, пением, а кто-то занимается рисованием, в том числе и иконописью. И, конечно, ребенок развивает талант, данный ему от рождения, занимаясь в тех или иных кружках.

Правильно ли я понимаю, что в годы Вашей юности о воскресных школах не могло быть и речи, поскольку власть ограничивала общение Церкви с молодежью?

– Если бы в годы моей юности священник открыл воскресную школу, на следующий день он был бы арестован и брошен в тюрьму. Прийти молодому человеку в алтарь и помогать там батюшке было крайне опасно, и прежде всего для священника.

Однажды, когда я учился в классе 4-м или 5-м, я был на богослужении на нашем приходе. Было лето, каникулы и, как сейчас помню, праздник Илии Пророка – престольный праздник нашего храма. Храм наш был трехпридельным: центральный придел – в честь Преображения Господня, левый придел – в честь Трех Святителей, а правый – в честь Илии Пророка.

В этот праздник после Литургии всегда совершался крестный ход вокруг храма, и я тоже шел крестным ходом неподалеку от батюшки. Тогда у нас на приходе служил один батюшка, дьякона не было. Когда мы дошли до определенного места, где крестный ход делает остановку, батюшке нужно было отдать кому-то кадило. Рядом оказался я, и я взял это кадило и подержал. Для меня это было большой радостью. Но из-за забора смотрели всякие соглядатаи, которые сразу же донесли в школу. Из-за этого за меня взялись, пробуя, пока еще не поздно (как они считали), перевоспитать. Но было уже поздно. Самым же скорбным было то, что они взялись за моих родителей, за маму. Ее и в школу вызывали, грозили лишить родительских прав, хотя она не имела вообще никакого отношения к моей религиозности.

Толчком к моему воцерковлению, если можно так сказать, была бабушка, но не потому, что она воспитывала меня или таскала в церковь. У меня у самого был интерес, поэтому, вдохновленный ее примером, я всегда бегал в церковь, иногда даже тайком от родителей. Но тогда больше всех досталось родителям. Я знаю, что в то время некоторые батюшки получали реальный срок за то, что работали с молодежью. Так, был арестован известный батюшка, отец Дмитрий Дудко, причем это уже были не 60-е или 50-е годы, а, по-моему, 70-е или начало 80-х. Сейчас его сын, отец Михаил, служит в Москве. Он тоже много претерпел, был арестован, в том числе и за то, что любил работать с молодежью.

Владыка, отрадно, что, насколько я знаю, нашу программу иногда смотрят и люди невоцерковленные. Если такой человек, слушая нашу беседу, вдруг решит, почему бы его ребенку не узнать нечто большее, например, в воскресной школе, к кому нужно обратиться, чтобы это случилось?

– Как правило, в каждой воскресной школе есть заведующий, руководитель, осуществляющий набор детей. На любом приходе можно найти координаты этого человека, связаться с ним, чтобы узнать, когда и каким образом проходят занятия в воскресной школе.

Во многих епархиях я слышал рассказы о том, как дети нецерковных родителей, начиная посещать воскресную школу, становились потом своего рода духовными воспитателями родителей. Они приходили домой и рассказывали папе и маме или бабушке с дедушкой о том, что узнали в воскресной школе, побуждая их начинать ходить в церковь, и вся семья приходила к Богу, к вере, то есть воцерковлялась.

Владыка, у нас еще есть вопросы телезрителей.

«Может ли человек с раной приступать к таинству Причастия? Насколько я знаю, батюшка в таком случае не имеет права совершать Литургию».

– Нет такого запрета, чтобы священник, имеющий рану, не служил. Другое дело, если у человека течет кровь. Но я даже не могу себе представить, чтобы где-то поранившийся человек пришел в храм, истекая кровью, отстоял целую службу, а потом причастился. Это какая-то нереалистичная ситуация. А если, скажем, человек где-то поранился и рука его перевязана, то это никого не должно смущать.

«Стоит ли окроплять святой водой новые вещи и постель перед сном?»

– Это необязательно, но такая благочестивая традиция есть. Ведь что такое святая вода? Это вода, на которую через молитву мы призываем благословение Божие. Все, что мы окропляем святой водой, тоже сподобляется Божия благословения. Поэтому в праздник Крещения Господня, когда освящается вода, богослужебными книгами даже предписано, придя домой, окропить освященной водой все, что есть у нас дома, – вещи, постель, все помещения.

Причем не являются исключением (о чем написано в старинных книгах) даже места скаредные – санузел и прочее. То есть все окропляется. Вне праздника Крещения Господня, если у человека появляются какие-то новые вещи и он желает окропить их святой водой, призывая Божие благословение, лишним это точно не будет.

«Недавно была информация о том, что храм в Нагорном Иштане законсервирован. Будут ли там когда-либо возобновлены богослужения?»

– Этот храм, к сожалению, находится в аварийном состоянии. Чтобы там были во- зобновлены регулярные богослужения, необходимо его отреставрировать, а для этого необходимо провести серьезные работы.

На протяжении нескольких лет мы добивались, чтобы этот храм был включен в программу «Памятники России», и на восстановление этого уникального памятника деревянного зодчества были выделены определенные средства. Сейчас этот памятник взят на заметку, выделены первые средства, но прежде всего на его консервацию, чтобы не допустить его обрушения. Сейчас проводятся работы по консервации храма.

Каждый год государство выделяет определенное количество бюджетных средств на восстановление памятников истории и архитектуры, в том числе религиозного назначения. Но таких памятников по лицу нашей Руси очень много, и поэтому трудно сказать, когда дойдет очередь до финансирования храма в Нагорном Иштане. Но мы надеемся, что в обозримом будущем это будет сделано.

В настоящее время несколько раз в году, в основном летом, мы проводим молебны, отдельные богослужения, но не внутри храма, потому что это, к сожалению, небезопасно, а возле него. Проведенная консервация поможет дольше сохраниться этому храму и дождаться его восстановления. Но это не значит, что консервация обеспечила возможность совершения там богослужений, тем более регулярных. Мы все же надеемся, что нам удастся в обозримом будущем восстановить этот храм и в нем, как и в старые времена, будут совершаться регулярные богослужения.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: В неразрывной связи поколений – бессмертие нашего народа

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка митрополит Нижегородский и Арзамасский! Дорогие высокие представители государственной власти! Братья и сестры!Сегодняшний день, когда мы вспоминаем святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, вообще должен быть Днем города Москвы. Но, к сожалению, в новейшее время в общественном сознании отсутствует эта связь времен и понимание того, что ведь не все важное и полезное совершается при жизни нынешнего поколения. Не было бы предыдущих поколений, не было бы героизма, не было бы жертвенности, не было бы служения Отечеству – может быть, и нынешнее поколение было бы совсем не таким, и Бог знает, было бы вообще это поколение.

 
Архипастырь

Епископ Ейский и Тимашевский Павел: Для всех руководителей примером должен быть Сам Бог. А Бог – это жертвенная любовь

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс