Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1273) → Архимандрит Савва (Мажуко): Как молиться подростку?

Архимандрит Савва (Мажуко): Как молиться подростку?

№40 (1273) / 21 октября ‘24

Свет невечерний

Один из самых тревожных вопросов, который задают священникам, – как молиться подростку, как объяснить подростку, что вообще-то молиться нужно, и какое молитвенное правило ему нужно держать. Это головная боль многих православных родителей. В книгах все пишется очень красиво, особенно, если мы в свое время начитались житий святых, у которых через одного было святое и необычное детство. Мы выставляем подобные требования и своим детям, ждем, что они тоже будут стремиться к Церкви. Возможно, будут даже пророчествовать, как некоторые старцы в детском возрасте, и на них будут явлены чудеса благодати.

Но мы наблюдаем за своим ребенком и думаем: хулиган растет... А его же крестили. Причем крестил не какой-то безвестный батюшка, а известный архимандрит, может быть, даже богослов, или, может быть, самый уважаемый священник епархии, старец. И причащали его из рук митрополита. И родственники у него замечательные. А он растет оторвой. В церкви молиться не заставишь, дома тоже не молится ни в какую. Что же это такое? Может быть, это враг воюет – и нужно уже вести ребенка на вычитку? Я много раз слышал именно такое предложение от взволнованных родителей – что ребенка нужно на вычитку.

Но он же просто ребенок. И прежде всяких разговоров и богословствования нужно помнить, что христианство не требует отключать здравый смысл. Нужно понимать, что мы просто люди, а дети – просто дети. Им нужно все узнавать, пробовать на вкус. Они, может быть, мучаются избытком здоровья и исследуют этот мир. В конце концов у каждого свой талант религиозности. Есть дети без музыкального слуха, например, но мы же не говорим, что они инвалиды по этой причине. Ни в коем случае. Просто у ребенка какая-то другая одаренность.

И религиозная одаренность такого же характера. Мы смотрим если не на жития святых, то на лирические описания жизни православных семей в дореволюционной России, и нам кажется, что это был островок церковности и стабильности. Но если прочитать достаточно мемуаров, воспоминаний, то можно убедиться, что все было так же, как и у нас; все было очень сложно.

Например, был такой замечательный русский писатель Пантелеймон Романов. Он вспоминает, как бабушка ставила их с сестрой на молитву и как они перехихикивались. Они читали как положено, но, прячась от бабушки, друг другу подмигивали, друг друга толкали. Или, как пишет другой человек, современник Пантелеймона Романова, он вычитывал перед иконой положенную молитву, а если бабушка замечала, что что-то было не так, останавливала его и говорила: «Это что такое? Что это была за молитва? Этому кивнул, этому мигнул, этому поклонился – и побежал? Иди перемаливаться».

Так учили церковной молитве детей и подростков, не понимая того, что ребенку нужно очень деликатно и осторожно навязать не только дисциплину молитвы. Цель – показать красоту и ценность молитвы. И это очень сложно. Если вы этого не сделаете, то бесполезно навязывать навык молитвы.

Я знаю семьи, в которых утреннее и вечернее правила читают всей семьей на протяжении десятилетий. Но стоит только ребенку подрасти и воспользоваться возможностью сбежать из семьи, он у себя дома правило уже не читает. То есть он покоряется воле родителей. Если родители достаточно дисциплинированы и строги прежде всего по отношению к себе, они, конечно, держатся этого правила. Но очень важно понимать, что у каждого из нас свой ритм духовной жизни, и у детей тоже. Да, мы можем навязать им дисциплину, и в этом нет ничего плохого, кстати. Скажу в защиту молитвенной дисциплины, что это очень хорошо, если вдруг получится так держать свою семью, так организовать молитвенную жизнь. Но это не гарантия того, что ваш ребенок будет молиться, что он будет понимать, что такое молитва. Может, он так же, как Пантелеймон Романов или как Кузнецов, о котором я упоминал, тому мигнул, другому кивнул, поклонился, а бабушка заставляет «перемаливаться»?

Наша задача – показать красоту, важность и мудрость молитвы, а это требует больших усилий. Самое главное, что нужно иметь в виду, когда мы ломаем голову над тем, как подростку объяснить необходимость молитвы, – учитывать его религиозную одаренность. Потому что у разных детей она разная. Есть дети, абсолютно нечувствительные к этой теме. И у меня есть догадка, что, возможно, это промыслительно, потому что перед ними Господь ставит какие-то другие задачи: не молиться, а дома строить, например, или Родину защищать. А молиться – это будет задача другого человека. Или, возможно, срок для молитвы у этого ребенка придет в свое время, когда его уникальное дерево расцветет.

Люди действительно похожи на деревья. У каждого дерева свой срок цветения, своя пора и свое время плодоношения. И мы так устроены. Поэтому я противник насильного приучения ребенка к молитве. Я вообще противник любого насилия, но, если оно в религиозном ключе, с религиозным оправданием и религиозной мотивацией, это вдвойне опасно.

По моим наблюдениям, множество детей и подростков отходят от Церкви не потому, что они вдруг разуверились в Господе, не потому, что вдруг поняли, что все это ошибка, заблуждение, а потому, что очень часто травмированы религиозным энтузиазмом своих родителей, которые огнем и мечом пытались их встроить в тот образ, шаблон, что они слепили для себя из духовной литературы, читая жития святых. Ни в коем случае этого делать нельзя.

Если вы все-таки хотите, чтобы ваш ребенок молился, задайте себе вопрос, почему вы хотите, чтобы он молился. Почему все должно быть по вашему хотению? Если вы сами молитесь, то, наверное, это каким-то образом заразит и ребенка. Мне кажется, нужно, по возможности, оставить тот надрывный образ учителя, которым христиане себя насилуют. Много раз я слышал от взрослых православных людей: «Я должен быть образцом для своего ребенка; я должен быть примером для младших». Не надо быть образцом и примером для кого бы то ни было!

Если вы сами любите молиться, если для вас это не каторга и не пытка, если вы знаете вкус молитвы и понимаете, насколько это важно, то от этой тишины, которая разливается внутри вашей души, и ребенок заразится любовью к молитве. И это будет самым верным средством приучения подростка к молитвенному правилу. Не огнем и мечом, а той самой тишиной, веянием ветерка, который есть у вас.

Если у вас этого нет, не нужно набрасываться на детей с укорами, требованиями или угрозами. Ни в коем случае! Нужно раз и навсегда забыть насилие религиозное и поставить крест на попытке быть примером для подражания. Это ни к чему хорошему не приводит, а только губит молитвенную и духовную жизнь взрослых людей и очень травмирует на многие годы детей и подростков из православных семей.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс