Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Если случится человеку узнать вкус настоящей жизни в Церкви, сладость покаянной молитвы, утешения в Боге, благодать церковных служб, открывающих сердцу Небесное, радость поста, укрепляющего душу, никакие подделки его интересовать уже не будут.
Монастырский кофе
Когда-то натуральный вареный кофе казался мне ужасно невкусным. Еще его надо было долго готовить – зерна молоть, потом кофе варить… Другое дело – сублимированный кофе: открыл банку, насыпал, залил кипятком – готово. Когда я работал в издательстве Боровского монастыря, какой-то благотворитель подарил в редакцию кофемашину и мешок кофе. Сотрудники и братья его варили и пили, а я же бегал в ближайший магазин за сублимированным. Мне говорили: свари кофе. А я – нет, буду этот пить. Так бы и пил эту искусственную подделку до старости, если бы не случай.
Как-то раз в редакции случился аврал, бегать по магазинам стало некогда, пришлось вместе со всеми пить натуральный кофе. И уже на второй день он мне понравился, даже удивительно, как раньше я этого не понимал. Глубокий, бодрящий, живительный аромат. С тех пор кофе пью только натуральный.
С жизнью в Церкви примерно так же происходит. Человеку говорят: в Церкви надо делать так-то и так-то, и все у тебя в жизни наладится. А человек привык жить разными пустыми подделками и руками машет: у меня все и так хорошо, а у вас в Церкви надо разные правила выполнять, молитвы читать, поститься, причащаться, в храме на службах бывать, что ужасно неудобно, тяжело; и вообще это не мое. Но если случится человеку узнать вкус настоящей жизни в Церкви, сладость покаянной молитвы, утешения в Боге, благодать церковных служб, открывающих сердцу Небесное, радость поста, укрепляющего душу, никакие подделки его интересовать уже не будут. Это как после «Доширака» съесть настоящий шашлык с мангала с видом на Куру. Ребята, вы серьезно? И это ваши радости жизни? Да вы шутите!
О любви и ненависти веры
Люди, оправдывающие свои грехи, не желающие исправляться, часто говорят, что Христос есть любовь, подразумевая, что Господь оправдает любого грешника. Бог и вправду не спешит казнить, но продлевает времена милости, по слову апостола Павла, для покаяния. Человеку уже свойственно обращать долготерпение Божие как повод к распутству, говорит Откровение. Добро тихо и самодостаточно, а грех всегда ищет себе оправдание. Ненависть ко греху – это обратная сторона любви, тот же, кто никого и ничего не любит, теплохладен и безразличен. Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
В отличие от выдуманного реальный Христос повелевает, требует, запрещает и спрашивает. Например, Он с негодованием говорит об учении николаитов, называвших себя христианами, но живших блудно. В конце истории нас ждет не всеобщая вечеринка, а Страшный Суд Божий. Этот Суд будет делом любви Божией к человеку, чистые души ангелов увидят его как торжество любви и правды. Описывая Страшный Суд в псалмах, царь Давид преисполнен радости и ликования. Наоборот, нераскаянные и озлобленные грешники будут мучиться в свете Божией любви от собственных грехов, не найдут утешения. Как говорится об этом в Откровении, цари земные, вельможи, и богатые, и начальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещерах и ущельях гор и говорят горам и камням: пойдите на нас и сокройте от лица сидящего на Престоле, от гнева Агнца, ибо пришел великий день гнева Его; и кто сможет устоять?
Икона «Матерь Кротости»
В кабинете Патриарха Илии II есть удивительная икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Матерь Кротости», список которой находится в храме Крестовоздвижения в Тбилиси. Такой иконы больше нет нигде в мире – на ней изображен Спаситель уже во взрослом возрасте. Спаситель положил голову на колени Пресвятой Богородице.
Мы привыкли видеть Христа Младенцем на руках Пречистой Матери, а в этой иконе передается, что Господь Иисус Христос возлюбил Свою Пречистую Матерь и относился к Ней со смирением и кротостью, как и подобает любящему сыну всю свою жизнь. И первое чудо на свадьбе в Кане Галилейской, где Христос обратил воду в вино, Он сотворил по послушанию Своей Матери. Хотя время Его проповеди еще не пришло, но, когда Богородица попросила, Он сотворил чудо, ведь, как любящий Сын, Он не мог Ей отказать.
Культура начинается с запрета
Сегодня культура понимается как ничем не ограниченная свобода самовыражения в любых творческих экспериментах. На самом деле все совершенно наоборот. Выдающийся литературовед, историк русской литературы Юрий Михайлович Лотман писал: «Любая культура начинается с запрета. Нет ни одной культуры, в которой было бы все дозволено, но именно предел и делает человека человеком. С древнейших времен люди сами накладывают на себя ограничения, которые не позволяют им уничтожить друг друга, предотвращая тем самым угрозу уничтожения существования человечества».
Любая культура несет в себе нравственное начало разделять действия на допустимые и недопустимые исходя из нравственной природы человека. Недопустимые не значит запрещенные законом, это значит противоестественные действия человека, призванного реализовывать свою свободу для высших, благородных целей, а не в низменных скотских желаниях. Эта нравственность и отличает человека от животного. Нельзя мочиться в лифте и обижать слабых, нельзя смеяться над стариками и унижать женщин, нельзя смеяться над святыней, нельзя чавкать за столом и ковырять в носу. Даже если все это назвать творческим самовыражением, к культуре это не будет иметь совершенно никакого отношения. Вообще разрушение культуры начинается с подмены понятия равенства людей и якобы вытекающего из этого равенства их образа жизни. Что, конечно, совершенно не так.
Наоборот, давая поступкам нравственную оценку, культура утверждает их неравноценность. Тот, кто посадил дерево, и тот, кто ради творческого эксперимента его сломал, совершили поступок, который оценивается культурой совершенно по-разному, как бы нетолерантно это ни звучало.
Мука эгоизма
Главная проблема эгоиста в первую очередь в том, что он враг самому себе. Постоянно зацикленный на своих нуждах, переживаниях, радостях, горестях, ощущая себя центром Вселенной, человек становится на самом деле до невозможности уязвимым, он весь как оголенный нерв. Придавая неизмеримо большее значение себе, такое неестественно большое значение он придает всему, что его касается. Кто-то не так посмотрел, не то сказал, сделал не так, как тебе хотелось, – все, трагедия, конец света. На самом деле жизнь эгоиста – это сплошная боль, мука и разочарование, ведь любая неприятность, неудача, проблема, любая обида причиняют ему невыносимую боль, ведь это не чья-то, а его неприятность, его неудача, его проблема, его обида. Чувство собственной исключительности оборачивается такой же невыносимостью всех ошибок и разочарований. И от этого эгоисту никуда не деться – от себя не убежишь. Единственный способ от этого избавиться – перестать себя видеть центром Вселенной, а постараться увидеть там других.
Такие дела.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Monastyrskiy-kofe–;
https://tv-soyuz.ru/O-lyubvi-i-nenavisti-very–;
https://tv-soyuz.ru/Ikona-Mater-Krotosti–;
https://tv-soyuz.ru/Kultura-nachinaetsya-s-zapreta–;
https://tv-soyuz.ru/Muka-egoizma-
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.