Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1270) → Архимандрит Савва (Мажуко): Надрывное благочестие

Архимандрит Савва (Мажуко): Надрывное благочестие

№37 (1270) / 1 октября ‘24

Свет невечерний

Современного читателя античных текстов иногда поражает и трогает, сколько внимания, рассудительности и даже своеобразного научного подхода уделяли древние авторы теме благочестия. Даже у великого Платона есть диалог, посвященный благочестию. В общем-то, в каждом диалоге Платона непременно всплывает эта тема, и мы видим, что не только древнегреческие, но и древнеримские авторы постоянно говорили о благочестии. Они, конечно, мыслили о благочестии несколько иначе, чем мы, христиане, но удивляет забота о воспитании спокойного благочестия. Вот такое интересное словосочетание попадается у античных авторов – воспитание спокойного благочестия. Не надрывного благочестия, а именно спокойного.

Мы, современные христиане, слушаем и читаем эти тексты с большим сочувствием, потому что нам знакома проблема надрывного благочестия. Мы в проповедях, статьях, публикациях, книгах постоянно говорим о радости быть христианином, но, оглядываясь вокруг, должны признаться, что с радостью как-то трудно. Скорее и быстрее найдешь христианина, тянущего свое бытие христианское как лямку каторжную, как колодки каторжные на ногах, чем ликующее чадо Божие, о котором читаешь в церковных книгах, богослужебных текстах.

С чем это связано? Почему так происходит? Ведь Евхаристия, Литургия – это пир Царства Небесного, предельная радость. Достаточно открыть Служебник, прочитать молитвы, которые оглашает священник во время Божественной литургии, – и какое-то пасхальное, непрестанное ликование. Но говоришь прихожанину: «Обязательно причастись», – и видишь, как он меняется в лице. Потому что для него начнется что-то такое, что непременно завяжет его в тугой узел, и он будет мечтать побыстрее закончить этот процесс, эту процедуру. И в конце концов выдохнет и скажет: «Ну наконец-то я отговелся, отмолился, отпостился; наконец-то все это закончилось».

Это касается не только богослужебной практики, но и обыденной нашей жизни, когда мы себе ставим какие-то очень высокие рамки, очень высокие цели, задачи, и наше благочестие становится надрывным. Почему это происходит и как описать это состояние? Я думаю, что дело в незаконном напряжении, в котором пребывает человек. Причем напряжение имеет свойство накапливаться. Это какая-то усталость, требующая разрядки. Пытаясь выйти из этого состояния, мы все-таки должны себе поставить вопрос: «Отчего это происходит? Если я так сильно напрягаюсь, может быть, не стоит этого делать? Может быть, я что-то перепутал?»

На самом деле происходит то, что часто бывает не только в церковной жизни, но встречается в любой трудовой практике, так сказать. Например, человек занимается спортом, ему нужно сделать какой-то элемент, а он его не может сделать, потому что слишком перенапряжен, слишком скован. Я думаю, вы встречали таких людей или можете вспомнить за собой такой эпизод, когда возникает такое оцепенение, такая напряженность, что кажется – каждая мышца тела напряжена. Тебя попросили порезать арбуз, или нарезать хлеб, или разделать курицу, например, что не такое уж сложное дело, но вместо того чтобы сделать это простое действие, ты вдруг ощущаешь, что у тебя скованы и напряжены буквально все мышцы. Это потому, например, что на тебя смотрят, а ты очень рефлексивный человек и боишься ошибиться. Или же просто с детства идет привычка к скованности, которая не дает нормально, естественно войти в правильный ритм, в музыку действия.

Мне кажется, любое дело – это не цепь причинно-следственных механических действий, не формула или реализованное уравнение, а именно музыка. По большому счету, что бы мы ни делали, мы на самом деле поем, создаем музыку. А музыка глохнет там, где есть перенапряжение, где человек слишком скован. Если вам не близок музыкальный образ, то вспомните танцы. Многие люди умеют танцевать и имеют к этому вкус. Можно сказать, что любое действие – это в какой-то мере танец со своей логикой, своим ритмом, и вместо напряжения нужно попасть в ритм, и он тебя понесет.

То же самое можно сказать и о благочестии, в нем есть своя музыка, и нужно ее услышать. Если вы чувствуете, что перенапрягаетесь, то, может быть, следует сделать шаг назад, перестать себя тиранить, заставлять что-то делать. Может быть, даже следует сделать себе некоторое послабление в своей молитвенной и постнической жизни. Мы имеем на это право.

При чтении житий подвижников благочестия, всегда бросается в глаза и несколько даже утешает то, что опытные духовники и старцы вели своих духовных чад к благочестию мало-помалу, не сразу нагружая бесчисленными правилами, поклонами, молитвами, а по чуть-чуть высвобождая человека из объятий светской жизни. Это особенно видно в описании житий наших современников, практически современников Оптинских старцев или афонских подвижников XIX и начала XX века. Тогда еще была жива преемственность старцев, и существовал замечательный такт духовника, который умел дать своему послушнику расслышать музыку собственного ритма благочестия, если хотите.

В этом, кстати, секрет настоящих музыкантов-педагогов, занимающихся вокалом. Настоящий педагог, которого вокалисты обычно называют маэстро, не навязывает ученику свой голос. Он пытается найти уникальное звучание, уникальный голос ученика, его предел, его возможности, чтобы не навредить, но расслышать, распознать и дать тому возможность овладеть собственным голосом. Не скитаться по чужим схемам, а петь только своим голосом.

Когда вы чувствуете, что перенапряжены, что ваше благочестие стало надрывным, видимо, стоит сократить правило. Может быть, реже причащаться. Конечно, не бросать все, но убрать это напряжение. Как говорила одна замечательная актриса в известном фильме: «Не напрягайся – что-нибудь лопнет».

Нам, людям с очень ранимой, хрупкой духовной организацией, требуется щадящий подход, щадящее благочестие, чтобы распознать свою музыку благочестия, свой строй. И не через напряжение, не через насилие и издевательство над собой (и, как следствие, над близкими), а через радость и музыку своего собственного молитвенного пути прийти к Господу как ликующее чадо Евангелия.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс