Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Любовь, которую принес Христос, – это жертва. Жизнь в Церкви – это не только умиление от красивого пения и красоты икон, а нечто гораздо большее, требующее самопожертвования и самоотречения.
Некоторые забывают, что Бог спасает не от бурь, а в бурях, и, видя происходящее вокруг, ведут себя словно маленькие дети: «Ах вы так! Тогда не буду чистить зубы и кашу вашу есть, в школу не пойду и вообще назло вам отморожу уши». Ходят потом с отмороженными ушами и пишут в социальных сетях, как все плохо. А другие, наоборот, молча берут метлу и грабли и идут во дворе прибираться, детям качели устроить или старенькой соседке забор поправить, потому что, как гласит русская народная поговорка, «помирать собрался, а рожь сей». Они знают, что все плохо и, возможно, будет даже еще хуже, но, уповая на Бога, делают что должно – держат светильники наготове и молча всматриваются в темноту. А что нам еще остается? Только верить, надеяться, терпеть и ждать. Благословен Грядый во имя Господне!
Почему бывает тяжело в Церкви
Почему современному человеку бывает тяжело в Церкви? У людей старшего поколения с детства воспитывали чувство долга, ответственности, уважения к старшим, любви к Родине. Для них жизнь в Церкви с ее требованиями и правилами была, может, поначалу неудобной, но понятной. Новое поколение воспитывалось на других ценностях, на идеале неограниченной свободы потребления, когда никто никому ничего не должен. Духовные ценности таких людей – это здоровье, личное благосостояние, удовольствие, сытость. Приходя в церковь, они неожиданно для себя узнают, что здесь не о комфортном и обеспеченном устройстве жизни пекутся, а о том, как попасть в Царство Небесное.
Человек в ступоре: «Какое еще Царство Небесное? я хочу жить безбедно здесь и сейчас, а вы мне про скорби, покаяние и смирение». И начинаются поиски религий с человеческим лицом, про любовь, о которой говорил Христос, – все в недоумении и потере веры. А правда в том, что любовь, которую принес Христос, – это жертва. Жизнь в Церкви – это не только умиление от красивого пения и красоты икон, а нечто гораздо большее, требующее самопожертвования и самоотречения.
Об этом хорошо знают счастливые супружеские пары, которые на практике каждый день жертвуют своими желаниями, интересами ради любимых. Только в ежедневном служении друг другу можно достичь полноты любви. Другого пути быть счастливым в браке, как и в Церкви, нет. Полюбить того, кто тебя любит, просто. Полюбить другого, кто может не разделять твои взгляды, твои убеждения, на практике чрезвычайно трудно, без помощи Божией почти невозможно, но это стоит того, даже если это подвиг длиной в жизнь.
О национальной идее
Долгие годы вместо национальной идеи, объединяющей общество, провозглашались либеральные ценности, главные из которых благосостояние, комфортное, приятное существование с «Макдональдсом», интернетом, и патриотизм, любовь к Родине были каким-то архаизмом, пережитком прошлого. А сейчас выясняется, что не хлебом единым жив человек, что есть еще что-то бесконечно дорогое и важное, без чего нашему обществу просто не выжить, потому что никакой России тогда просто не останется. Со всей очевидностью стало ясно, что великий знаток человеческих душ Федор Михайлович Достоевский, сказавший, что без Православия нет русского человека, оказался прав. Точнее, он сказал, что без Православия русский – дрянь, а не человек.
Без веры, без великого идеала святой, жертвенной христианской любви, которую, как самое дорогое сокровище, завещали нам наши предки, нам не выжить как нации, как народу. Как об этом сказал Святейший Патриарх Кирилл, «не будет веры – не будет России». Сейчас речь идет не просто о сохранении нашей национальной идентичности, а о самом существовании Российского государства и нашего народа. Глобальный мир с его либеральными ценностями, властью денег и технологическим могуществом рушится у нас на глазах. Казавшееся величие современного человека обернулось пещерной борьбой за выживание, где сильные по праву силы отнимают последнее у слабых, а всех неугодных просто уничтожают.
Противопоставить этому можно только настоящие и вечные ценности, которые принес миру Христос, их нельзя заказать по интернету или купить, их можно постараться возродить в своем сердце. Сыне, даждь Ми сердце твое (Притч. 23:26) – вот что главное. С этого личного обращения начинается возрождение страны, семьи, всего общества. Если каждый постарается жить по вере, тогда не получится жить по лжи, жить за счет других, потому что нельзя служить Богу и мамоне, надо выбирать. Свой выбор Россия снова делает, и мы делаем вместе с ней.
О цельности человека
Как-то раз прочитал у Андрея Кончаловского воспоминания о классике мирового французского кино Жан-Люке Годаре, где он привел фразу, поразившую его. Годар как-то сказал Кончаловскому: «На самом деле я делаю кино не только когда снимаю. Я делаю свои фильмы, когда сплю, когда завтракаю, когда читаю и когда говорю с Вами». Вот замечательный, по-моему, пример цельности творческого человека. Цельность закладывается с раннего детства.
Однажды один замечательный педагог мне сказала, что цельными людьми, которые могут легче преодолевать трудности и не ломаться, ставить перед собой цели и достигать их, вырастают дети, у которых было счастливое детство, которые не боялись родителей и получали от них поддержку. Цельность человека, единство его чувств, желаний и душевных качеств в стремлении к Богу – это великое сокровище, которое в православной аскетике называют целомудрием.
Митрополит Сурожский Антоний писал, что цельность – это значит новые отношения с Богом, новые отношения с собой и окружающими людьми и всем миром; по отношению к Богу это значит конец разделенности, по отношению к себе – дерзновение жить не поверхностно, не слегка, а вдумчиво и глубоко, порой глубокой, опасной, но настоящей жизнью души. По отношению к людям это значит встречать их, не сводя отношения к самому себе, а видеть в них в первую очередь образ Божий.
О глупости и мудрости
Поскольку Бог Всемогущ, приходя в церковь, люди часто хотят получить ответы на все свои вопросы и недоумения, и очень удивляются, когда не получают. Многие на этом ломаются, потому что путают Бога с неким суперкомпьютером. Люди забывают, что глупость живет не в голове, а в душе, и вообще это называется эмоциональной тупостью. Глупый – значит всегда жестокий и злой. Даже если человек бывает с несколькими дипломами и степенями, он может оказаться бесчувственным чурбаном и тупым как пробка, и никакими умными словами и дипломами этого не скрыть. Потому что у глупого человека холодное, бесчувственное сердце, которое не испытывает сочувствия, понимания и сострадания к другому.
В наше время это очень удобно – быть эмоционально глупым, когда рядом кому-то плохо, проходить мимо, не замечая этого или посмеиваясь. А еще хуже – отпуская тупые и жестокие шутки... Недаром мудрый царь Соломон завещал больше всего на свете остерегаться глупцов, держаться от них подальше. А еще он сказал: «Мудр тот, кто спасает свою душу». Соломон не сказал, что мудр тот, кто копит золото, обретает знания или завоевывает другие страны, – нет, мудрость совсем в другом. Она там, где человек встречает Бога, – в его сердце.
Такие дела.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Terpet-i-verit;
https://tv-soyuz.ru/Pochemu-byvaet-tyazhelo-v-Cerkvi–;
https://tv-soyuz.ru/O-nacionalnoy-idee–;
https://tv-soyuz.ru/O-celnosti-cheloveka–;
https://tv-soyuz.ru/O-gluposti-i-mudrosti-
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.