Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1267) → Архимандрит Савва (Мажуко): Турист и паломник

Архимандрит Савва (Мажуко): Турист и паломник

№34 (1267) / 9 сентября ‘24

Свет невечерний

Недавно мне рассказали историю о старушке из Смоленска. Обычная бабушка поделилась своей глубоко личной историей с близкими, и, мне кажется, это достойно того, чтобы нам не просто послушать, что с ней произошло, а сделать правильные выводы, позволить аналитически осмыслить то, что происходит в духовной жизни наших братьев и сестер.

Жила себе женщина в Смоленске – все хорошо, прекрасно, но нет самого главного. А что самое главное для женщины? Ребенок. Кажется, все прекрасно: и здоровье есть, и муж, и дом – полная чаша, но нет детей. Что в таком случае делает современный человек? Конечно, бегает по врачам. Сейчас есть очень много механизмов и научных открытий, которые помогают завести детей (мне страшно не нравится эта фраза, но она имеет хождение в нашей речи). А наша старушка, в то время еще молодая женщина, решила пойти пешком на богомолье в один из известных русских монастырей. Она пошла пешком сразу в Киев. Туда пешком все ходили. Даже моя прабабушка ходила пешком в Киев когда-то, и это было величайшее событие в ее жизни.

Так вот, женщина идет пешком в Киев, молится там перед иконой Царицы Небесной, дает обет всегда Ей молиться и просит, чтобы Она дала ей сына, который станет воином и проживет долгую жизнь. Вот такая была очень простая просьба: «Прошу сына, который будет воином и проживет долгую жизнь».

Женщина пешком вернулась домой и через некоторое время родила мальчика на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Мальчик вырос здоровеньким, крепким, стал военным, порядочным, уважаемым человеком, с чистой совестью, прямым взглядом, светлыми мыслями. Он прожил долгую жизнь, как и просила его мама в молитвах Царице Небесной, и умер на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в свой день рождения.

Это одна из множества чудесных историй, которые на самом деле рассказывают неохотно. У нас есть потребность в том, чтобы чудес было больше, но дело в том, что настоящие чудеса – это знамения, касающиеся личной биографии, а люди не всегда готовы поделиться очень личным, сокровенным. Чудеса происходят в жизни абсолютно каждого верующего и даже неверующего, просто неверующие люди не всегда способны заметить те благодеяния Божии, которые Господь на них тоже изливает щедрой рукой.

О чем эта история? Прежде всего она о паломничестве. Мне кажется, нам очень важно всмотреться в эту историю, потому что она рассказывает о паломничестве. Современным людям бывает очень трудно различить паломничество и туризм. Современный человек привык путешествовать. Это признак свободы, даже достатка, желание найти больше впечатлений. Потому что все остальное уже хорошо, с хлебом все хорошо, осталось еще со зрелищами как-то постараться. Есть люди, просто одержимые путешествиями и впечатлениями, они изъездили все страны и континенты, их сложно чем-то удивить.

Но паломничество – не туризм; паломничество совсем о другом. Если хотите, паломничество – это духовное упражнение, событие, которое не может быть встроено в число эпизодов. Не всегда мы отличаем события от эпизодов. Бывает, из-за этого даже не можем правильно жизнь свою устроить, потому что слишком много внимания уделяем вещам незначительным. Паломничество – такое событие, которое происходит в жизни человека один-единственный раз. Ты можешь на Афон съездить десять раз, но паломником там побываешь только однажды, потому что это действительно духовное упражнение. Не случайно наши предки старались в паломничество именно ходить – они понимали, что паломничество должно быть непременно духовным трудом.

Люди интуитивно чувствуют, что, если едешь в монастырь к святыне, обязательно нужно потрудиться. Поэтому речь не идет о пятизвездочном отеле или чистых полотенцах, к чему часто стремятся люди внимательные, скрупулезно отслеживающие свое путешествие, желающие все контролировать, пытаясь полностью отладить маршрут, чтобы все было схвачено и понятно.

Паломничество – это все-таки труд. И совершается паломничество не ради впечатлений и не с образовательными целями. Вы можете поехать в монастырь в образовательных целях, это тоже полезно, в этом нет ничего плохого. Например, вы собрались посмотреть Троице-Сергиеву лавру. Это замечательно. Но если вы собрались как паломник, то это будет действительно важнейшее событие. И мотив паломничества – услышать ответы от Господа. Те ответы, которые нужны в самой сердцевине нашей жизни. Эти ответы могут прийти только тогда, когда вы берете на себя труд паломника.

Например, вы чувствуете, что вам нужен ответ, вы не можете понять, куда дальше идти, как двигаться. Эти глубинные вопросы так глубоко залегают в вашей душе, что вы даже не можете их должным образом сформулировать. Спросить духовника вы не можете, потому что это очень глубокая тревога, глубинная онтологическая взволнованность. Поэтому вы едете в монастырь, живете на каких-то трехэтажных кроватях, утром подхватываетесь, чтобы пойти на послушание: пропалывать грядки, чистить картошку, мыть пол в церкви или же каком-нибудь бараке, переносить доски, колоть дрова. Казалось бы, все это и без вас сделают; в каждом монастыре есть трудники, сотрудники, зачем вам там еще путаться под ногами? Нет, это важно. Важно именно потрудиться.

Во время этого труда, во время этого путешествия, когда вы своими ножками, своими плечами, своими руками входите в жизнь священного места, Господь начинает вам отвечать; вы получаете ответы на те вопросы, которые не могли даже произнести, проговорить, осмыслить, понять.

Поэтому из паломничества люди и возвращаются просветлевшими, даже, может быть, не получив просимого. Но, думаю, это пример очень большого труда, когда человек идет к Господу, понимая, с Кем он разговаривает, куда идет и что просит. Понимая, что это действительно трудно, это ступить к Господу во мрак. Как в Ветхом Завете говорится, если пророк выходил разговаривать с Господом, он дерзал вступать во мрак непознанного, в котором Господь находится. Это большой риск, большое дерзновение.

Поэтому паломничество – это большое событие. Может быть, единственное событие (как бывало в жизни наших предков), и его нужно отличать от туризма. Оно ни в коем случае не перечеркивает или не унижает опыт туризма образовательного или даже развлекательного. Но паломничество – это удивительный дар. Он всегда остается у нас про запас, когда мы уже не можем доступными средствами найти ответы на важнейшие вопросы нашей жизни, не можем найти причину и источник нашей тревоги и взволнованности. Тогда мы должны брать в руки посох, образно выражаясь, и своими ножками, не боясь труда, а ища его в монастыре, в святом месте, идти навстречу святыне, смело шагнуть во мрак, в котором живет Непознаваемый Господь.

Записала:
Нина Кирсанова

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс