Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1264) → Архимандрит Савва (Мажуко): Хватит спать!

Архимандрит Савва (Мажуко): Хватит спать!

№31 (1264) / 19 августа ‘24

Свет невечерний

Мы живем в такое благословенное время церковной истории, которого, пожалуй, никогда за всю нашу христианскую биографию и не было. Я имею в виду то, что сейчас необыкновенные дары разлиты вокруг каждого христианина. Это открытые храмы, возможность общаться с любым священником, иерархом, даже старцем, доступность в передвижении по храмам, монастырям, доступность святынь, когда не надо совершать головокружительные подвиги, чтобы добраться до святого места, монастыря. Не нужно искать какую-нибудь далекую заброшенную библиотеку, где хранится единственный экземпляр Библии или творений святых отцов. Все доступно.

Мы живем в необыкновенно счастливое время. Но это время полно тревог, жалоб и даже проклятий со стороны христиан. Это парадоксально смотрится, потому что именно сейчас мы живем так здорово, как никогда христиане не жили. И это на фоне стремительно обезбоживающегося мира, который продолжает жить в секулярном проекте и держится двумя руками за свою светскость. Хотя светскость начинает этот мир убивать.

Но дело не в этом, а в том, что мы как христиане должны с благодарностью и правильно воспользоваться тем, что нам сейчас дается. Дело в том, что сложился стереотип относительно церковной жизни, что есть батюшки, богословы, которые принимают решения на своих Синодах, конференциях, учатся в семинариях, богословских институтах, а есть миряне, просто живущие своей жизнью. И все за нас сделают батюшки, епископы, а мы только на подхвате, будем рядом стоять, нас окропят святой водой, причастят, положат епитрахиль на голову… Одним словом, обслужат, скажут проповедь, подарят просфору.

Но это не совсем верная интуиция относительно жизни Церкви. Потому что та система клерикального устройства Церкви, к которой мы привыкли, сформировалась в сословном обществе. Сейчас мы живем в несколько иных условиях, они требуют разделения ответственности за жизнь Церкви не только на сферу церковной иерархии или священников, но и на хрупкие плечи мирян. А это значит, что сейчас каждый зрелый, грамотный христианин должен понимать, что он в Церкви не просто пассивный потребитель, которому оказывают религиозные услуги, а он должен сам серьезно и сознательно развиваться и включаться в церковную жизнь самым активным образом. Я имею в виду не только посещение храма, хотя это крайне важно. Собственно церковная жизнь начинается с того, что ты не просто ходишь в какую-то абстрактную церковь, а посещаешь каждое воскресенье именно свою общину, свою семью.

В конце Литургии священник причащает прихожан, и прихожане называют свои имена. Мы к этому привыкли. Хотя на самом деле это недоразумение. Если священник не знает человека, которого причащает, он имеет полное право его не причащать. Потому что причащаются только свои. Это очень важно понять. Я сейчас говорю не о том, как это устроено в современных храмах, а о том, как это канонически устроено.

Собственно, ради этого и звучит возглас во время Литургии: «Двери, двери! Премудростию вонмем!» То есть закрываются двери для посторонних. Если вы приехали в чужой храм или в чужой город и хотите причаститься, вы должны представить рекомендательные письма, как это было в древности. Конечно, мы сейчас так не делаем, у нас другие обычаи, другие акценты. Но тем более нужно понимать традиционное устройство жизни церковной, жизни общинной.

То есть в Церкви я должен быть своим на своем приходе, меня должны знать батюшки, и я должен хорошо их знать, они должны знать мою жизнь, потому что я исповедуюсь у своего священника, а я должен знать их жизнь. Потому что во время Евхаристии я не только причащаюсь Тела и Крови Христовых, а разделяю свою жизнь с жизнью всех, кто причащался от Чаши Господней. Именно поэтому нам есть дело, кто вместе с нами причащается от Чаши, – мы с этими людьми разделяем свою жизнь.

Евхаристия – не личное дело, когда человек причастился, потому что ему захотелось, удовлетворил свою личную потребность, совершил индивидуальный акт духовной жизни. Евхаристия – ни в коем случае не частный акт духовной жизни, это дело всей общины, семьи церковной, где все мы причащаемся, единимся жизнью, роднимся друг с другом, а значит, наши жизни проникают друг в друга. Поэтому нам есть дело до того, кто с нами вместе причащается и как мы вместе проживаем эту жизнь, участвуем в этой жизни.

Жизнь церковная по большому счету – жизнь небольших семейств, дружеских кругов, евхаристических общин, если хотите. Звучит это, может быть, очень возвышенно, но это подчеркивает ответственность каждого христианина, крещеного человека, причащающегося от Чаши Христовой, за всю жизнь церковную. И один из аспектов этой жизни состоит в том, что мы не можем удовлетворяться пассивной ролью простых прихожан, которые просто склоняют голову и принимают то, что им говорит батюшка; мы должны расти вместе со всей Церковью. Что это значит?

Самое простое и самое доступное для тех, кто является частью большой евхаристической семьи, – повышать свой образовательный уровень. Я считаю, что современный христианин, имеющий хоть какой-то небольшой досуг, средства и не впавший в деменцию, просто обязан получать высшее богословское образование. Может быть, это звучит слишком мечтательно, ведь это высшее образование для батюшек. Нет, мы должны повышать общий уровень богословской подкованности, сознательности и постоянно развиваться, чтобы у нас был крепкий средний класс церковного богословского образования.

Поэтому, друзья мои, если у кого-то нет пока еще богословского образования, хотя бы минимального, эту лакуну, эту брешь нужно как-то залатать, загладить, залечить, потому что на каждого из нас ложится ответственность за те вызовы, которые стоят перед нашим христианским поколением.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс