Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1262) → Архимандрит Савва (Мажуко): Чуланчик сердца

Архимандрит Савва (Мажуко): Чуланчик сердца

№29 (1262) / 5 августа ‘24

Свет невечерний

Как хорошо, что до наших времен сохранились рукописи, дневники, письма святых людей! Наше время прекрасно еще и тем, что сохранились фотографии святых людей, и мы можем видеть, как выглядел праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Тихон Московский и многие другие люди, чьи святые лики окружают нас в жизни. Мы можем не только молиться перед ликом прославленного святого, но и видеть его лицо, ходить перед его глазами, если у нас на стене висит, например, образ святителя Луки (Войно-Ясенецкого) или старца Силуана. Это великое счастье.

Большое счастье не только ходить перед ликами святых, но и читать их письма, тексты, которые проговаривают внутреннюю жизнь, сокровенные тайны этих людей. Это очень ценно, потому что от предыдущих эпох до нас дошло не так уж много свидетельств о жизни святых людей. То, что дошло, – это чаще жанровая литература; сквозь некие рамки жанра очень трудно было пробиться живому голосу святого старца.

В XVII веке у нас произошел некий перелом в культуре и литературе, когда святые как будто бы выдохнули и стали разрешать себе писать и говорить тем голосом, которым они разговаривали с друзьями. До нас дошло, например, собрание писем святителя Димитрия Ростовского, великого подвижника, великого человеколюбца, я бы сказал (это одна из самых важных для меня лично характеристик святителя Димитрия Ростовского). В письмах он, конечно же, не пользуется языком проповеди, не говорит тем гениальным языком славянской речи, которым написаны его знаменитые жития, но пишет друзьям так, как дышит. Каждый пишет, как он дышит; мы помним эту классическую фразу.

В письме к иеромонаху Феологу Чудовскому, большому ученому мужу, знатоку языков, с которым он консультировался, святитель Димитрий делает такую замечательную приписку: «Христос, чаю, забился в чуланчик сердца Феологова и почивает на одре боголюбезных мыслей его, а отец Феолог Ему рад: потчует Его вином умиления. Попроси Его, чтобы и меня посетил, ибо немоществую».

«Христос забился в чуланчик сердца Феологова»: какой замечательный образ! Не палата, не сокровенная келья, а чуланчик сердца. Почему святитель Димитрий так говорит? Я думаю, он использует ту метафорику, тот образный строй, который мы слышим еще в посланиях святых апостолов. Мы слышим, как апостолы говорят: сокровенный сердца человек, говорят о внутреннем человеке. То есть в человеке будто много-много этажей, и где-то есть самая важная, самая последняя комната, где он настоящий, где хранится самое святое, самое сокровенное для него. Для христианина в этом сокровенном находится Христос. Этим христианин отличается от любого другого человека.

Но важно заметить, как совершается это открытие внутреннего строя жизни человека. Ведь мы, живя в этом суетливом материальном мире, как будто бы поддаемся соблазну думать, что каждый из нас – эмпирический человек, который является частью общества, гражданином своей страны, субъектом налогового права, например. Но человек гораздо глубже. Есть такие глубины, о которых мы даже не подозреваем. И очень важно исследовать эти глубины: чем я живу на самом деле? от чего у меня горят глаза? что свято для меня?..

Ведь нет на свете человека, у которого не было бы ничего святого. Обязательно этот самый чуланчик сердца занят какой-то святыней. Какой святыней – важно установить. Важно понять, перед кем мы склоняем колено в чуланчике своего сердца.

У Стивена Кинга, одного из самых известных авторов современности, есть знаменитый роман «Ловец снов», который эксплуатирует хорошо известную фантастам фабулу нападения инопланетян на Землю. Но в этот раз у Стивена Кинга это не обычные инопланетяне, а телепаты. Они захватывают Землю изнутри и порабощают человека изнутри. И в романе, и в картине, которая снята по этому очень кинематографическому тексту, внутренний мир человека представлен в виде большой многоэтажной библиотеки. Мне очень нравится этот образ. Мне кажется, это здорово отражает суть внутреннего мира человека. Это прекрасный, если хотите, очень Евангельский, очень апостольский образ, и он в духе святых отцов.

Так вот, таинственный монстр этаж за этажом, комнату за комнатой захватывает внутренний мир человека. Что это за внутренний мир? У Стивена Кинга это библиотека памяти прежде всего. Ведь человек – не просто некоторый субстрат природных сил, у которого есть воля, эмоции, желания. Человек – это биография по большому счету. Однажды мы родились, однажды умрем, и это контуры нашего портрета. И то, что сейчас мы живем, о чем-то говорим, о чем-то думаем, свидетельствует о том, что наш портрет еще не закончен. Древние греки тоже так мыслили человека, отказываясь говорить, счастлив человек или нет, до тех пор, пока он не умрет, пока его портрет не сложится.

Так вот, этот таинственный монстр захватывает почти всю библиотеку главного героя романа, но никак не может пробиться в последнюю комнату, в которой хранится память о самом священном в жизни этого человека – о детской школьной дружбе, которая прошла через многие десятилетия его жизни; туда человек не пускает никого.

Мне кажется, это очень важный образ и призыв исследовать свое внутреннее состояние, сокровенного сердца человека, разрешать себе спускаться на эту глубину, в тот самый чуланчик сердца, о котором пишет святитель Димитрий Ростовский, чтобы самому себе честно признаться: что для меня святое? чем я живу на самом деле?

Когда мы говорим о смысле жизни, о том, что для нас свято, мы всякий раз разрешаем себе спуститься в эту самую последнюю комнату, в этот чуланчик сердца. У христианина в этом чуланчике сердца, в этой последней комнате должен быть Христос. Если вместо Христа там политическая программа, или красивое богослужение, или интерес к богословской литературе, или, может быть, даже дружба, которая нас объединяет в Церкви, а Христос находится в каком-то более, скажем так, открытом месте, не в сокровенном сердце, то это повод задуматься о том, что для нас свято, Кто для нас Господь. И это повод навести порядок в сокровенных комнатах своей библиотеки, о существовании которой, к сожалению, многие люди (даже и христиане) не подозревают.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс