Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1261) → Епископ Рубцовский и Алейский Роман: Нужно всегда быть со Христом!

Епископ Рубцовский и Алейский Роман: Нужно всегда быть со Христом!

№28 (1261) / 29 июля ‘24

Архипастырь

Окончание. Начало в №27, 2024 г.

В вашем крестном ходе основной молитвой была Иисусова молитва? Я просто знаю, что у Великорецкого крестного хода есть своя традиция – там несколько расширенный вариант этой молитвы, но в Царском крестном ходе обычно поют: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».

– Да, и мы так поем. Может быть, напев чуть-чуть отличается, он уже у нас сформировался: сначала запевают мужчины, потом подхватывают женщины, и мы довольно долго идем и молимся. И все плохие мысли уходят, и Господь посылает только мысли хорошие.

Я знаю, что даже в Церкви есть люди, не разделяющие вдохновение от крестных ходов. То есть крестные ходы они воспринимают как некое времяпровождение тех, кому нечем заняться, кто неверно расставил приоритеты в своей жизни. Зачем же все-таки нужны крестные ходы?

– Один из наших лозунгов – «Россия спасется крестными ходами». Современный маркетинг в анкете для каких-нибудь потребителей обычно предлагает вопрос: «Посоветуете ли вы нашу продукцию своим друзьям и знакомым?» И, если ты посоветуешь, значит, это хорошо.

Так вот, те, кто прошел крестным ходом, снова стремятся в крестный ход, и все хотят привести туда своих родных, близких, детей и вообще всех, потому что наполнение души особой благодатью и свободой незабываемо. Человек, прошедший крестным ходом, живет этим целый год. У нас даже есть особое поздравление: «С наступающим крестным ходом!» Уже на следующий день после праздника мы поздравляем друг друга: «Со следующим крестным ходом!» Вот такое особенное братство у нас сформировалось.

Все это есть в группах в WhatsApp. Когда накануне крестного хода у нас решаются организационные вопросы, модераторы группы ограничивают возможность что-то написать. Все только читают – когда будет автобус, в котором часу отправление… А после крестного хода дается некоторая свобода, и люди начинают излагать свои мысли.

Все присылают сообщения, откуда они. Должен сказать, что в крестном ходе представлена вся Россия. Ну и, конечно, люди пишут свои пожелания, бывает, не очень хорошие, но бывает – самые добрые. Начинаются споры, и в конце концов эта дискуссионная площадка закрывается до следующего года. Мы видим, чем люди дышат, к чему устремлены их молитвы и взоры, что все пребывают в необыкновенном духовном подъеме. И, конечно же, все хотят пойти в следующий крестный ход.

Владыка, я часто задаю этот вопрос, потому что считаю его действительно важным. Святитель Николай Сербский в свое время написал книгу «Война и Библия». Он пережил несколько войн и знал, о чем пишет. Он писал, что война – одно из крайних средств вразумления людей Господом, когда все мирные средства уже испробованы, но они не подействовали, люди Господу не вняли. Скажите, что нам нужно исправить, чтобы вернулись мирные времена?

– Конечно, каждому хочется, чтобы мирные времена вернулись. Иногда либерально настроенные элементы упрекают тех, кто более патриотичен: «Вы хотите войны». Но мы же помним советскую песню «Хотят ли русские войны?» Конечно же, мы не хотим, чтобы прилетали ракеты, страдали люди, умирали наши воины, дети… Но по-другому не получается, невозможно по-другому навести порядок. Мы молимся о том, чтобы Господь даровал нам победу.

Наверное, каждому хотелось бы проснуться утром и ненадолго забыть о том, что где-то идет война. Однако часто можно увидеть, что люди живут так, будто войны нет. Но когда ты хоронишь своих близких, друзей, узнаешь об этом каждый день, то ты понимаешь, что эта война совсем недалеко, и убежать от нее не получается.

Никто не должен забывать о том, что идет война. Нужно, чтобы для всех это было важно, что именно сегодня нам нужно чем-то помочь, что-то сделать для того, чтобы облегчить жизнь нашим воинам. И мы видим, что и на приходах, и в епархиях люди очень много помогают. Бабушки плетут сети, с радостью жертвуют и денежные средства, и медикаменты, и вообще все, что нужно, собирают и отправляют на передовую огромные фуры, грузовики, и это их объединяет.

Но ведь эти люди составляют не все российское общество, и их не так уж и много. Нужно, чтобы люди участвовали в этом всем миром. А ведь Божественное решение о том, даровать ли нам победу, даровать ли нам скорейший мир, зависит не только от того, сколько там есть снарядов, пуль или ракет, не от действий военачальников и солдат. Божественное решение зависит от каждого человека, от каждого сердца: что мы сделали, что сделал каждый из нас? Исправили ли мы свои грехи, свои заблуждения? Когда последний раз мы молились, ходили в храм, исповедовались, каялись в грехах? Если у каждого об этом спросить, то, думаю, ответы будут самыми разными.

Есть тема, которая тоже представляется мне очень важной. Вот мы говорим о Божией Матери в Ее образе Коробейниковская Казанская. Пречистая Дева упоминается в очень важном документе о защите жизни человека до его рождения, принятом Священным Синодом Русской Православной Церкви. И в качестве богословской аргументации в пользу того, что под сердцем матери на любом сроке уже живой человек, упоминается встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой.

Евангелие описывает реакцию Иоанна Предтечи, находящегося в утробе старенькой Елисаветы, на встречу с Христом Спасителем, Который тоже еще под сердцем Своей Матери. Но поскольку несколько десятилетий людям внушали, что это всего лишь плод, эмбрион, какая-то ненужная часть организма, что у женщины есть право самой решать, оставлять его или убирать, то сейчас очень тяжело преодолевается косность мышления, совершенно отравленная этим ядом.

Недавно я прочитала, что аборт – это убийство по предварительному сговору с особой жестокостью. Только, к сожалению, совершают его самые близкие люди, которые призваны спасать жизни. Вот об этом я хочу попросить Вас рассказать. Мне кажется, об этом нужно говорить как можно чаще – вдруг кто-то услышит эти слова.

– Да, где-то идет война и умирают воины, а здесь умирает значительная часть российского будущего. Как же с этим мириться? Понятно, что нужно донести эту огромную духовную опасность до каждого человека, чтобы в семьях такое не совершалось. Но и от государства, от различных законодательных актов зависит очень многое.

Слава Богу, сейчас мы помогаем молодым мамам. У нас в епархии есть подразделение, которое работает вместе с городской социальной службой, помогающей молодым мамочкам, все-таки не сделавшим аборт, чтобы они не чувствовали себя обделенными, а ведь такая мамочка сама еще чуть ли не ребенок. И здесь не так важны пеленки и распашонки, как поддержка и государства, и Церкви, и просто неравнодушных добрых людей.

Конечно, с этим нужно бороться всем миром. Мы знаем, что население у нас сокращается, и кто же будет молиться в храмах после наших бабушек, если мы ничего не будем предпринимать в этом отношении? Много внимания уделяет этому Святейший Патриарх, причем на самом высоком уровне. Он всегда говорит об этом в своих проповедях. Конечно же, мы поддерживаем Предстоятеля, потому что и сами понимаем, что нужно много потрудиться, чтобы аборты были запрещены, или труднодоступны для всех, или чтобы они были очень дорогими, чтобы женщины и их мужья наконец поняли, что это убийство, и этого делать нельзя.

Нельзя же построить свое счастье на несчастье другого, в том числе и маленького незащищенного человека. А ведь каждый хочет для себя добра, достатка, спокойной жизни, только жалко, что все по-разному понимают какие-то совсем уж радикальные действия для того, чтобы достичь какого-то блага. Таким образом можно достичь только весьма сомнительного блага.

Владыка, Вы упомянули, что в Церкви ведется работа с мамочками, которые сохранили жизнь своим детям. А какие важные направления деятельности еще есть в Рубцовской епархии?

– Ну, хоть мы и находимся на окраине Российской империи, но тоже не отстаем от всех в разных интересных моментах. Недавно у нас завершилось событие спортивного характера, посвященное Дню семьи, любви и верности. Молодые семьи батюшек вместе с детьми совершили сплав по реке Алей на модных сейчас лодочках, которые называются «сапборды». Река Алей – самая длинная река на Алтае. Сплав совершался по достаточно протяженному участку реки. Мой титул – епископ Рубцовский и Алейский, и мое служение происходит как раз на этой реке.

Так вот, семьи батюшек предприняли такое интересное путешествие по реке вместе с детьми. Они совершали молитву и в то же время показывали свои спортивные достижения, и получилось очень интересно, и причем уже не в первый раз. Мы всех приглашаем на это событие. Приезжайте к нам, пожалуйста. Почему бы вам не показать себя другим, не подружиться с другими семьями?

В советское время, когда на семьи священников со всех сторон оказывалось давление, дети в школе испытывали трудности и семейная жизнь священников была как бы под прицелом внимательных глаз общества, батюшки очень дружили между собой, собирались семьями на праздники. Сейчас это немножко утеряно, потому что чувствуется свобода, все живут по-разному, немножко атомизировавшись.

И вот эта прежняя семейная дружба, которую мы видели у батюшек – наших предшественников, когда матушки показывали друг другу, что они умеют готовить, как красиво накрывают на стол, и дети совершенно свободно общались между собой, не боясь сказать, что они верующие и вчера ходили в храм, очень сильно всех объединяла. Сейчас мы это немножко теряем, все это нужно восстанавливать, возрождать.

Я всегда предлагаю молодым батюшкам нашей епархии: «Дружите, пожалуйста. Мы сегодня даже отпустим вас пораньше, чтобы вы все вместе собрались на праздник (или на какое-то церковное событие). Соберитесь вместе с вашими матушками и детками, накройте столы, пообщайтесь». Мне кажется, все это очень полезно для укрепления семей, и на них еще посмотрит молодежь, возможно, будущие священники и семинаристы и их будущие духовные подруги.

Владыка, какие направления деятельности у вас еще есть?

– У нас есть много интересных церковных событий, которые, скажем так, спускаются нам сверху. Кто-то их уже придумал и реализовал. Конечно же, центральные регионы, Москва ставят всем высокую планку, и мы стараемся не отставать, тоже придумываем что-то интересное.

Конечно, нам еще очень много нужно сделать, например, почитание новомучеников, чтобы не забывалось, что происходило в прошлом столетии, как пострадали люди, несмотря на то что сейчас немножко меняется вектор государственной идеологии: «Давайте не будем ворошить прошлое. Ну да, тогда было что-то, но теперь всем надо быть дружными».

Почитание новомучеников однозначно свидетельствует о том, что государство преследовало Церковь, и люди испытывали большие трудности и даже отдавали свои жизни за веру. У нас в Рубцовске есть место, где было казнено очень много церковных людей и, наверное, нецерковных. Называется это место Редькина забока (по фамилии главного палача – Редькина). Мы обнаружили его подписи на многих архивных документах, нашли краткие сведения о нем.

Этот Редькин лично подписывал приговоры и сам приводил их в исполнение. Видимо, он испытывал кровожадное желание убивать. Мы с трудом нашли это место, и теперь оно почитается. Мы установили там памятный крест, туда приходят люди, и мы надеемся, что как-то облагородим его – поставим часовню.

На территории нашей епархии был один из самых больших лагерей для заключенных. Есть такая деревенька, называется она Чистюнька, как бы такое чистенькое название, но там был огромный Чистюньлаг, включавший в себя несколько населенных пунктов. Там содержалось несколько священников, в том числе и прославленные новомученики.

К сожалению, этот лагерь полностью уничтожили. В советское время еще было административное здание, и там даже были музейные экспонаты – старинный стол и кресло, на котором сидел начальник лагеря, отдавая свои жестокие приказания. Мы это тоже хотим возродить.

Мы собираем документы для прославления пострадавших на нашей территории священников и верующих. Среди них семь братьев – священников Фавстрицких. Трое из них служили у нас в Алтайском крае, а остальные где-то в других местах, точно не скажу, где. Два брата-священника представлены к прославлению как новомученики, собираются недостающие документы для будущего прославления их в лике новомучеников и исповедников российских.

Потрясающе. Это пример из ХХ века, а кажется, что мы говорим о семье святителя Василия Великого, в которой было такое количество святых. Но все они либо преподобные, либо святители, а здесь получается, что эти священники прошли это испытание, этот выбор: или жизнь без Христа, или смерть со Христом, и люди сделали правильный выбор.

Владыка, недавно мы записывали программу, тоже посвященную новомученикам, и наш коллега, журналист, писатель и диакон провел исследование новомучеников Камышлова и Камышловского уезда. И мы с ним обсуждали, что, наверное, как-то не расходятся широко в народе жития новомучеников, потому что конец этих житий читать очень страшно.

Как Вы считаете, что происходило с людьми, которые становились палачами? Ведь они же тоже когда-то ходили в храм, учились в воскресной школе, но выросли и стали такими извергами.

– В день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской мы читаем несколько священных текстов, где, в том числе, Господь говорит: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне, – потому что люди будут убивать, думая, что служат Богу.

Есть люди, которые по-настоящему стремятся ко злу, а есть множество людей, которые как бы стремятся к добру, к законности, к порядку, но, заблудившись в каких-то идеологических сетях, они вдруг обнаруживают для себя, что эти люди – враги, и их нужно убивать, потому что нужно идти вперед.

Наверное, оступившись в сердце своем и в голове, легко прийти к совершеннейшему злу, думая, что ты идешь дорогой добра. Наверняка можно легко осудить, но мне не хотелось бы вступить на поле осуждения. Но это может случиться с каждым, и этого нужно бояться, чтобы не заблудиться. Нужно всегда быть со Христом.

Легко войти во тьму и продолжать считать себя правым. Было немало людей, которые срывали с церквей кресты и с веселым свистом шли на новую комсомольскую стройку – разбирать храмы и переделывать их в клубы, и им было весело и хорошо. Мы знаем об этом из рассказов старого духовенства и наших бабушек. И даже в советских фильмах мы видим, как это происходило, какой энтузиазм был у общества. А ведь боролись тогда с Богом, но мы знаем, что с Богом бороться нельзя. И боролись с теми, кто любил Бога, не жалея и не щадя их.

Владыка, Вы сказали, что очень важно быть со Христом. А как это – быть со Христом? Что для этого нужно?

– Что нужно делать – это величайший вопрос. Если бы мы все делали так, как говорим, то мы были бы уже святыми. Но так бывает далеко не всегда. И мир, и дьявол, борющийся с нами, хотят оторвать нас от любви Божией, и мы легко этому поддаемся. Даже простой дух мирской суеты или какой-то заботы препятствует нам быть со Христом, а если здесь еще есть и разнообразные современные веяния этого мира, то христианством и духом Христовым там даже и не пахнет.

Нужно быть в Церкви, потому что Церковь – хранительница этого духа. И здесь недостаточно ходить на службу по воскресеньям. Апостол Павел открыл нам: непрестанно молитесь. За все благодарите. Нам нужно каждый свой день и каждое дело и слово посвящать Христу. Конечно, сказать это легко, очень красиво и высоко, но как это воплотить в жизнь...

Мне вдруг вспомнилось, как не согрешать. Принимаясь за любое дело, нужно задать себе вопрос: «Сделаешь ли ты это ради Христа?» Например, нужно кому-то в чем-то помочь или куда-то пойти. Можно ли сказать, что это будет ради Христа? И вдруг мне предлагается сделать что-то сомнительное. Могу ли я сделать это ради Христа? Нет. Значит, нужно уйти с этого пути и вступить на другой путь, добрый и правильный.

Записали:
Елена Кузоро
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс