Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, в современном мире все очень изменилось по сравнению с тем, что было, например, лет пятьдесят тому назад. Скажите, когда Вы выходите на улицу и видите вокруг, что у кого-то серьга в носу, у кого-то в пупке, у людей мужского пола в ушах какие-то украшения, Вас это не смущает? Как к этому нужно относиться? С одной стороны, Бог нелицеприятен, а с другой стороны, это же тело, которое нам даровано Богом.
– Ну, если речь идет обо мне, то я стараюсь из всего извлекать какие-то уроки. Например, я понимаю, что внешний вид – это часто некая ширма, некая маска, за которой что-то кроется.
Отец Павел Флоренский говорил, что каждый человек может находиться в одном из трех состояний. Он может быть ликом, а мы знаем, что ликом в Церкви обычно называются иконы. То есть человек может быть иконой, он отображает в себе реалии иной – Небесной, Божественной – реальности, и таких людей мы называем святыми.
Есть люди, которые не являются ликами, но являются личностями. Эти люди имеют пусть и земные, но высокие нравственные нормы, любимую работу, любимые занятия, увлечения, они интересуются искусством, посещают музеи, театры, но они не являются людьми духовными. Иногда в современной жизни таких людей все же называют духовными, но на самом деле, как говорит апостол Павел, это люди душевные. Отец Павел Флоренский называет таких людей личностями.
И, наконец, есть люди, которым он дает название «личина», а апостол Павел называет их людьми плотскими. Если человек – пустышка, но ему не хочется выглядеть таким на людях, то он примеряет некую маску, как бы натягивает на себя личину.
Мы знаем часто используемое выражение, что человек должен не казаться, а быть. В современном обществе часто используется слово «имидж». А что такое имидж? Имидж – это какой-то образ, который человек создает сам о себе, на самом деле не будучи таким, поэтому это некая подмена. Когда ты смотришь на людей, которые как-то нестандартно одеты, нестандартно украсили себя какими-то вещами, то задаешься вопросом – а что за этим стоит? А за этим может стоять все что угодно.
Всякие экзотические украшения, о которых вы упомянули, такие, как пирсинг и прочее, появились не сегодня и не вчера. Подобного рода явления существовали даже в Древнем мире, и они были связаны с некими древними языческими обычаями. И если человек вдруг проявляет интерес к подобного рода явлениям, исходя из каких-то языческих представлений, конечно же, это неправильно.
С другой стороны, часто за такими явлениями кроется понимание человеком некой своей неполноценности, ущербности. Вот когда человек ощущает, что ему чего-то не хватает (особенно это свойственно молодым людям), он хочет каким-то образом проявить себя – носить определенный вид одежды, определенные украшения, располагая их там, где им не место.
Ведь куда проще эпатировать публику, чем совершать научные открытия, заниматься каким-то творчеством, некой позитивной деятельностью. Наконец, некоторые дорогие украшения являются не чем иным, как желанием человека показать свое богатство или какую-то свою особую значимость, и за этим кроется непомерная человеческая гордыня.
Апостол Павел в Первом послании к Тимофею пишет свое пожелание женщинам, чтобы они украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Когда в наше время лица мужского пола иногда не пренебрегают тем, что раньше считалось исключительно женскими украшениями, мне кажется, это тоже не совсем правильно.
К сожалению, со временем мужественных мужчин становится все меньше и меньше, и все больше и больше встречаешь молодых людей, которые в армии не служили, как говорится, пороха не нюхали, да еще и надели на себя одежду, которая, не поймешь, то ли мужская, то ли женская, и какие-то украшения на себя нацепили. Конечно же, это явление тоже негативное.
С другой стороны, если человек имеет какую-то незаурядную внешностью, одет в нестандартную одежду либо имеет какие-то украшения, будь то серьги, пирсинг или что-то еще, нужно понимать, что не все такие люди церковные, духовные, даже если они и были когда-то крещены в Православной Церкви. Поэтому нельзя подходить ко всем с одной и той же меркой.
И совершенно неправильно считать, что если у человека есть пирсинг или что-то подобное, то его нужно чуть ли не метлой гнать от храма Божия, и если он вдруг переступит церковный порог, почувствовав влечение к Церкви Божией, то нужно его заклеймить позором. Наверное, это далеко не самое опасное, от чего человека нужно уберегать. Куда важнее, чтобы человек даже с пирсингом познал Бога, приблизился ко Христу, и по мере своего духовного созревания он от этого откажется.
Как-то я присутствовал при дискуссии, грех вообще подобные современные явления или не грех, ведь Господь смотрит на сердце человека, есть ли там у него что-то или нет. На самом деле в Священном Писании существует много указаний о недопустимости верующим людям использовать такое.
В частности, еще в Ветхом Завете – в Книге Левит, а затем и в Книге Второзаконие говорится о том, что на теле человека нельзя делать никаких начертаний или нарезов, а ведь современные татуировки, по сути, это не что иное, как такие начертания, а нарезы в настоящее время называются шрамированием.
Ветхий Завет, конечно же, не просто так это запрещает. Это было связано с определенными языческими ритуалами, ложной мистикой. Библия говорит, что это делали с телами в память об усопших, тем не менее слово Божие это возбраняет. И поэтому, если верующий человек задался вопросом, нужно ли это делать, то, конечно же, лучше ему этого не делать.
С другой стороны, если у человека подобное уже есть, то это совсем не повод его осуждать и отгонять от храма Божия. Наоборот, по мере того как человек будет приближаться к Богу, он будет все более понимать суетность и никчемность всего этого. Как я часто говорю, благодаря этим внешним атрибутам, человек пытается спрятать свою внутреннюю пустоту, а если эта пустота начнет заполняться подлинными духовными ценностями, то ее не нужно будет прятать, потому что пустоты уже не будет.
Что же касается неких экзотических образов, то в одной из наших передач я уже рассказывал о таком своем опыте – о встрече с девушкой, которая, как я сейчас понимаю, принадлежала к субкультуре эмо. Одно время я часто ездил в Санкт-Петербург для работы в архивах, и вот однажды я собрался ехать из Москвы в Петербург на ночном поезде. Я взял билет в купейный вагон, оказался в купе один и подумал, что до Питера я так и поеду один.
Но буквально за минуту до отхода поезда дверь купе открылась, и вошла молодая разукрашенная девица очень пугающего вида. Думаю, многие наши телезрители знают, как выглядят эмо. Я тогда несколько напрягся в силу своей малой осведомленности о разных субкультурных течениях и подумал: «Как же я буду ехать в купе с таким попутчиком? Не вопьется ли она ночью мне в горло и не выпьет ли всю мою кровушку?» Я уткнулся в свою книгу и стал делать вид, что читаю.
Эта девушка, поздоровавшись, расположилась напротив меня, и когда поезд тронулся, к моему величайшему удивлению, тоже достала из рюкзачка книгу и начала читать. Я глянул краем глаза, что у нее за книга, и оказалось, что это «Несвятые святые» – книга, написанная тогда еще архимандритом Георгием (Шевкуновым), а в настоящее время митрополитом Крымским и Симферопольским Тихоном. Тогда я сделал для себя вывод, что никогда не нужно судить о человеке по его внешности, как и Господь в первую очередь смотрит на сердце человеческое.
Владыка, Вы уже затронули тему татуировок. Не секрет, что буквально лет двадцать назад татуировки можно было увидеть только у людей, которые отбывали наказание за какие-то преступления. Сейчас эта культура, точнее, субкультура вышла на поверхность, и сплошь и рядом молодые люди, а иногда даже и совсем не молодые, делают это. Скажите, причина этого тоже кроется в желании каким-то образом выделиться, или люди просто пошли не по тому пути? Для чего искажать свое тело? И если они это сделали, но потом пришли к Богу, стоит ли от этого избавляться?
– В принципе, то, о чем мы уже говорили, – о пирсинге, о каких-то неуместных украшениях и прочем, – касается и татуировок. Тем более, что, как мы говорили, в Священном Писании есть вполне четко сформулированный запрет делать какие-то надписания или изображения на человеческом теле. В древние времена татуировки имели ритуальный характер, и они связывали человека с иным миром, как правило, с миром демоническим, миром злых духов. В настоящее время, конечно же, татуировка уже не рассматривается в таком ключе.
Вот молодые люди делают татуировки, и им кажется, что они сразу же станут оригинальными, неповторимыми, не такими, как другие. Они хотят кого-то удивить, кого-то порадовать, скажем, парень хочет порадовать девушку, а девушка – парня, кто-то хочет произвести впечатление на своих друзей. Кто-то начинает слишком увлекаться ими, и есть люди, которые не ограничиваются одной-двумя татуировками, а расписывают ими все свое тело сверху донизу.
Конечно, с христианской точки зрения это неправильно, а с прагматической точки зрения это весьма и весьма непрагматично. С возрастом вкусы человека меняются, и он начинает по-другому оценивать многие вещи. А потом ветшает само тело, и как бы человек ни старался сохранить свою молодость, это невозможно. И, конечно же, все это начинает выглядеть не просто некрасиво, а иногда даже мерзко, отвратительно. Конечно, люди должны это учитывать.
Владыка, а есть ли какие-то украшения, которые официально разрешены Церковью?
– Как говорит апостол Павел, главное украшение человека – его добродетельная жизнь. Считается, что есть три степени пользования какими-то вещами: это необходимость, достаточность и излишество. Ничто не должно быть излишним, и поэтому существуют определенные традиции. Апостол Павел говорит, что женщина должна украшать себя добродетелями, а не внешними побрякушками. Если кто-то, не занимаясь своей духовной жизнью, уделяет внимание только внешнему, то это неправильно. Но если человек, будучи скромным, все же позволяет себе какие-то скромные украшения, то в этом нет ничего плохого.
Понятно, что человек не должен пренебрегать своей одеждой. Если кто-то выглядит неряшливо, небрежно, то это тоже неправильно. Антон Павлович Чехов говорил, и в этом, на мой взгляд, есть христианская идея: «В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – в том числе он говорил это и об одежде. Поэтому, конечно же, одежда не должна быть какой-то неряшливой, но она и не должна быть той маской, за которой человек прячется. То есть, мне думается, во всем должна быть мера, в том числе и в украшениях.
Владыка, давайте перейдем к нашей церковной теме. 21 июля – праздник Казанской иконы Божией Матери. Все мы очень любим и чтим эту икону. Есть много чудотворных списков, первообразом которых была Казанская икона Божией Матери. Расскажите, пожалуйста, об этом образе подробнее.
– Действительно, на Руси Казанская икона Божией Матери из всех икон Богородицы самая известная и почитаемая. Празднование в честь этой иконы совершается дважды в году. Есть осенний праздник, который в настоящее время празднуется вместе с Днем народного единства, потому что единство нашего народа в опасный для него период, который историки называют Смутным временем, было достигнуто, именно благодаря Казанской иконе Божией Матери. Нынешний летний праздник установлен в честь явления иконы Божией Матери в городе Казани.
Явилась эта икона людям чудесным образом. Тогда Казанское ханство только-только было присоединено к России. Наряду с русскими людьми на территорию Казанского ханства пришли православные миссионеры, священники, стали строиться храмы Божии. И, конечно же, христиане, которые в то время там жили, нуждались в особой Божественной силе, в поддержке Божией.
Тогда в Казани случился пожар, и значительная часть домов сгорела. И именно в это время Пресвятая Богородица явила Свою икону. В то время в Казани жила слепая девочка по имени Матрона, она молилась Господу и Пресвятой Богородице о даровании ей исцеления от слепоты.
Этой девочке во сне явилась Божия Матерь. Она повелела ей идти на место одного сгоревшего дома и копать там землю, и она обретет чудотворную икону, через которую получит исцеление. Поскольку слепая девочка не могла далеко отходить от дома, она попросила маму отвести ее на это место, рассказав о своем сне. Но мама не придала значения словам дочери, а сон повторялся снова и снова.
Наконец мама девочки вняла просьбам своей дочери и отвела ее на указанное девочкой место. И только Матрона несколько раз копнула, как из земли показалась икона Пресвятой Богородицы, обернутая в ветхую ткань, и девочка тотчас прозрела. Лик Богородицы был ясный, будто только что написанный, и сама икона нисколько не пострадала от огня и тления.
Об этом стало известно в Казани светским властям и духовенству. В то время в Казани служил священником будущий Патриарх Московский и всея Руси священномученик Гермоген. Он явился на это место и организовал крестный ход с этой иконой от места ее обретения до главного храма города.
Гермоген был свидетелем не только чуда исцеления от слепоты девочки Матроны, но и множества других чудес и исцелений, происходивших на его глазах, и он составил первое сказание о явлении и чудесах от Казанской иконы Божией Матери. С этой иконы делались многочисленные списки, которые Божия Матерь тоже прославляла чудесами.
В начале XVII века над всей нашей страной нависла опасность, когда польско-литовские интервенты захватили Москву, русские люди были разобщены, враждовали друг с другом, а ополчение в Нижнем Новгороде, собранное Мининым и Пожарским, было раздираемо внутренними распрями.
Именно тогда из Казани в ополчение был привезен список с Казанской чудотворной иконы Божией Матери. Вокруг этой иконы, как путеводительницы, объединились русские люди, и они стали продвигаться к Москве, освобождая Русскую землю от захватчиков. Благодаря Казанской иконе Божией Матери наша страна обрела продолжение своей государственности, своей истории. Именно поэтому в день осенней Казанской иконы Божией Матери мы празднуем и День народного единства.
На этой иконе Богородица традиционно изображена с Богомладенцем Христом, но здесь есть некоторая особенность. Обычно на иконах Матерь Божия одной рукой держит Богомладенца Христа, а другой рукой указывает на Своего Сына, и такие иконы имеют название «Одигитрия», то есть «Путеводительница».
На этой же иконе мы не видим рук Божией Матери, они спрятаны под одеянием, на коленочках Богоматери стоит Ее Сын Господь наш Иисус Христос и благословляет молящихся перед этой иконой людей. Но этой же благословляющей рукой Богомладенец Христос указывает и на Матерь Свою, как бы говоря: «Вот Матерь ваша».
Мы знаем из Евангелия, что, когда Господь был распят на Голгофе, увидев Своим взором стоящую у подножия креста Матерь и ученика Своего Иоанна Богослова, Господь сказал, обращаясь к ученику Своему: се мати твоя, – а Матери Своей сказал: Жено, се Сын Твой! И на этой иконе, указуя Своей благословляющей десницей на Матерь Свою, Господь говорит всем стоящим перед этой иконой: «Вот Матерь ваша! Приходите к Ней с вашими скорбями, печалями, невзгодами. Всех вас Она готова обогреть, приласкать, защитить. Она не даст вас в обиду».
Поэтому русский народ, на протяжении многих столетий видя подтверждение того, что Матерь Божия через эту Свою икону является доброй Заступницей верующих людей, особенно чтит эту икону. Есть много чудотворных икон Божией Матери, в церковном календаре почти каждый день празднуется та или иная икона Богородицы, но именно Казанская икона празднуется почти так же, как Православной Церковью празднуются великие двунадесятые праздники.
Владыка, у нас еще есть вопросы телезрителей.
«В Нагорной проповеди Спаситель говорит: не противься злому. Как нужно понимать эти слова? Ведь очевидно же, что безнаказанность будет порождать новое зло. И на самом ли деле, если тебя ударили по щеке, нужно подставлять другую щеку, или все же нужно защищаться?»
– Это очень глубокий вопрос. Если же ответить на него двумя словами, то смысл этих слов заключается в том, что зло никогда не победить злом. То есть, если кто-то сделал зло, а мы, пытаясь уврачевать это, сами делаем зло, то зла от этого становится только больше. Поэтому Господь и предостерегает нас от всего этого.
Конечно же, это не значит, что зло должно оставаться безнаказанным. Если мы, например, видим, что обижают нашего ближнего, то, вспомнив заветы и Господа, и святых отцов, мы должны встать на его защиту и пресечь зло, запретив этому человеку проявлять свою злобу.
Кроме того, у нас ведь существуют органы государственной власти. Апостол Павел говорит, что неслучайно у властей предержащих меч при бедре – чтобы людей, которые не желают соблюдать закон и причиняют вред и беспокойство ближним, призывать к порядку.
С другой стороны, старец Паисий, говоря о некоем христианском беззлобии, увещевал: «Мы, христиане, беззлобны, мы овцы стада Христова. Никогда овцы, даже если их будет много, не загрызут волка. А вот растопить сердце злого человека своим добром можно». Поэтому, если зло можно уврачевать добром, никогда не нужно отказываться от этого шанса.
Записала:
Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.