Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1258) → Игумен Филарет (Пряшников): Чтобы Господь услышал...

Игумен Филарет (Пряшников): Чтобы Господь услышал...

№25 (1258) / 8 июля ‘24

Беседы с батюшкой

Тема передачи «Что нужно сделать, чтобы Господь, Богородица и святые услышали меня?» Это для меня чрезвычайно сложная тема. Мы предполагаем, что нужно молиться, аскетика и прочее. Но хочется что-то такое сделать, чтобы Господь меня услышал, чтобы Богородица Своим покровом защитила меня от всяческих бед, чтобы святые помогали мне на каждом шагу, чтобы они держали меня под руки и вели. А для этого нужно что делать?

– Когда мы хотим поговорить с Господом Богом, то становимся на молитву. Когда Господь хочет нам что-то сказать, мы открываем Священное Писание и читаем его Божественные слова, они обращены ко всем, кто так или иначе сталкивается с христианством и хочет глубоко познать суть того, что называется верой во Христа. Конечно, есть некие условия, которые мы должны соблюдать. Почему? Господь молитву слышит всегда, что бы ни происходило. Это аксиома. Но есть несколько «но», которые следует обязательно учитывать.

Вопрос в том, как мы произносим молитву и в какое время. Что значит «как»? По вере ли? Когда в нашу жизнь входит сомнение, когда мы начинаем говорить себе: «А возможно ли то, что я прошу у Бога? Исполнит ли Он? Он меня не слышит. Я грешный человек», то молитва обесценивается. Ведь если нет веры, молитва не может быть исполнена. Зачем Господь даст то, во что человек не верит?

Есть такая история, что горожане собрались на поле просить о дожде, но только один маленький мальчик взял с собой зонтик, а все остальные пошли без зонта. Здесь то же самое. Обращаясь ко Господу, Богородице, святым, мы должны иметь большую веру и дерзновение. В Священном Писании Господь говорит очень интересные слова: стучите, и отворят вам. Ведь это образ молитвы. Стучите! Не постукивайте кое-как, а тарабаньте. Будьте настойчивы в своей молитве.

Вторая вещь, которая очень учитывается, почему Бог меня не слышит, почему Богородица или святые не исполняют мою молитву, – значит, у Бога есть Свой план. У Бога есть что-то такое, что лучше того, о чем ты сейчас просишь. Еще такой момент. Мы часто просим за кого-то – за болящего, за путешествующего… Но здесь сталкиваются некие интересы. Потому что у Бога есть Свой план не только на тебя, но и на того, о ком ты сегодня возносишь свои молитвы. Поэтому надо говорить: «Да будет Твоя воля, Господи!» Господь наш Иисус Христос дает нам образец молитвы, когда Он молился в Гефсиманском саду Своему Божественному Отцу: впрочем, не как Я хочу, но как Ты, то есть я отдаю в Твои руки свою жизнь, эту ситуацию, этого человека. Только это нужно делать с верой и настойчиво.

Иногда, когда у нас случаются скорби, мы не готовы их принять. Сразу начинаем обвинять Господа: «За что?» Здесь и возникает второй аспект нашей сегодняшней темы. Можем ли мы сказать себе, что вот этот поступок – это как раз поступок терпения, ожидания, но не только физический поступок, который приводит меня к совершенно конкретной помощи Господа, Богородицы или святых?

– Очень важно понимать вот что. Я сказал, что молитвы слышны в любом случае, но не всегда они исполняемы. Я сказал, что нужна вера, что есть Промысел Божий, но есть еще одна вещь – насколько мы готовы, насколько наша жизнь чиста. Очень правильно поступали наши предки, когда давали обеты Господу Богу. Разумные обеты. Допустим, у семьи не было ребенка. Что они делали? Они давали обет обойти, допустим, семь монастырей и пускались в паломничество, чтобы показать свою веру, чтобы вымолить себе семейное счастье. Почему бы нет? Это тоже некий подвиг, который человек возлагает на себя.

Подвиг Богу не нужен. Ему это не нужно. Это нужно нам как некая самоорганизация, самовос- питание. Где-то я читал такое, что у батюшки дочка сломала ногу, и он сказал: «Господи, пока дочка не выздоровеет, я налагаю на себя пост. Я буду поститься, пока дочка не встанет на ноги». А был очень сложный перелом. Богу не нужны наши обещания. Это нужно нам. Но и Господь же очень любит, когда мы ради Него чем-то жертвуем. Вообще, вся христианская религия построена на жертве: Бог Отец отдает Сына в жертву людям, а Сын отдает Себя на служение человеческого рода и для спасения этого рода. Везде у нас есть такое понятие как отдача себя ради какой-то определенной цели. Чтобы молитва за наших близких, знакомых была услышана Богом, Богородицей, святыми, еще необходимо возлагать на себя какой-то хотя бы небольшой, но подвиг. Не надо большой, до изнеможения. Но хотя бы что-то, что бы тебе напоминало, что ты находишься на очень важном пути.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «Когда у человека что-то происходит, можно, конечно, посоветовать почитать акафист. Но человек бывает в таком состоянии, что может произносить только одно слово: „Господи!ˮ Как из такого состояния приходить в нормальное? Он хочет молиться, но не может. На войне так бывает, что все, что он может, это говорить: „Господи! Господи!ˮ».

– Очень хороший и важный вопрос. Почему? Потому что в нашей жизни бывают такие случаи, когда мы не имеем возможности прочитать длинную молитву или акафист. Иногда даже нет возможности почитать утренние и вечерние молитвы. Одно время наши предки использовали, и мы тоже иногда используем, правило Серафима Саровского. Оно действенно. Преподобный батюшка говорил молиться таким образом. Ведь молитва – это не просто взять молитвенник, открыть и читать, а Бог меня услышит. Молитва – это мое предстояние перед Господом Богом, идем ли мы, сидим или путешествуем. Пускай мы не можем все время читать Иисусову молитву или призывать Пресвятую Богородицу, но мы должны понимать, что мы перед Лицом Божиим. Идем ли мы, едем или работаем, Господь смотрит на нас.

Вспомним страшные 1920–1940 годы, когда гнали за христианство в нашей стране. У святых мучеников, исповедников (и батюшек, и простых мирян), которые находились в лагерях, умирали от бессилия на страшных работах, не было молитвословов. Именно молитва «Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи, помоги!» спасала их от уныния, отчаяния. Условия жизни были просто ужасными, они умирали, их расстреливали, мучили. Это критические условия.

Но ведь и в нашей жизни бывают очень сложные периоды, когда мы, допустим, ухаживаем за лежачими родителями, или у нас больной ребенок, который требует всей отдачи, и мы должны постоянно, 24 часа в сутки быть с больным, менять постель, давать лекарство, выносить судно. Огромное количество подобных жизненных ситуаций. В идеале хочется открыть молитвослов, Священное Писание, почитать акафист «Слава Богу за все» или еще что-то, но не можешь физически этого сделать. Поэтому краткая молитва, которая всегда в сердце, будет заменять все это. Конечно, когда у нас есть возможность, желание, время, мы должны помолиться Господу Богу.

Все, что мы видим в молитвослове, это всего лишь образец, наивысшая точка общения с Богом. Там нет ничего лишнего, наносного, там мы читаем правильные мысли. Это очень здорово, что у нас есть такие образцы молитвы. Но молиться своими словами, молиться кратко – это замечательно, это всегда нужно делать. Нужно всегда пребывать перед лицом Божиим, то есть памятовать о Боге. И молитва очень помогает это делать.

Вопрос телезрительницы Ирины из Ярославля: «Есть такое правило: если человек пропускает три воскресных Причастия (получается, что он не посчитал это особо важным), его отлучают от Церкви. Что такое отлучение от Церкви? И как это можно исправить?»

– Действительно, есть такие каноны, которые предписывают верующим людям на долгое время не удаляться от Причащения. Первые христиане причащались каждый день. Вы можете каждый день причащаться? Потом Церковь выработала определенные правила. Агапа (вечеря любви) – это был ужин с Евхаристией. Потом это будет разделено в истории христианства: сейчас у нас сначала Евхаристия, мы молимся, а потом уже идем на трапезу. В монастыре, допустим, братия с прихожанами идут в трапезную, чтобы продолжить Литургию, продолжить обед, посвященный этому праздничному дню.

Если вы думаете, что при пропуске трех воскресных Причащений вас тут же отлучат или наложат какую-то епитимью, то, конечно, нет. Для чего необходимо это предписание? Для того чтобы мы трезво понимали, что есть некая ответственность, если мы удаляемся от Причащения по неуважительным причинам. Если вы лежите в больнице, то сегодня при каждой больнице есть батюшка, есть часовенка, можно позвать священника, если существует необходимость обязательно причащаться.

Но, с другой стороны, можно вспомнить пример преподобной Марии Египетской. Сколько раз она причастилась?

Два.

– И она преподобная. Мы постоянно вспоминаем подвиг ее святости, ее жизни.

Что сделать, если вы пропустили три воскресенья? В четвертое воскресенье пойти на Литургию и причаститься. И в пятое воскресенье причаститься, и в шестое воскресенье причаститься, заранее подготовившись, помолившись. Самое главное, Причастие для вас должно быть смыслом жизни, вы должны нуждаться в этом, а не бояться этого: мол, я грешница (грешник). Понимаете, мы никогда не будем достойны Причастия. Мы никогда не будем достойны Божией любви к нам. Почему? Потому что мы Господа предаем. Чем? Грехами, поступками, словами. Покопайтесь немножко в своем сердце и оцените свои поступки. Ведь мы перед Богом во многом виноваты. Но Он любит нас и прощает.

Если не приобщаться Тела и Крови Христа, то, как Он сказал, не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53). Поэтому нельзя надолго удаляться от Святого Причастия. Есть такое правило: раз в две недели причащаться. Плюс – в двунадесятые праздники, в день ангела, еще в какие-то особые дни. То есть у человека должен быть некий календарь, которого он должен всегда придерживаться. Без Причастия мы засохнем.

Ирина в своем вопросе о Причащении коснулась нашей темы: как все исправить? что нужно сделать?..

– Нужно восполнить. Вспомните, как Господь пришел к сборщику податей Закхею. И Закхей сказал: половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19:8).

Так же и здесь. Как я выше сказал, если три воскресных дня пропустили, потом в четвертое, пятое, шестое воскресенье причаститесь, восполните, если это жажда ваша, если чувствуете, что это очень важно, потребно для вас. Я ранее говорил о подвиге, то есть что-то должно быть к Богу направлено: или какое-то воздержание, или какая-то милостыня своим близким. То есть действенность какая-то должна быть, чтобы Господь обратил внимание на ваши стремления.

Важны ли для Бога наши подвиги в духовной жизни? Например, святые отцы, монахи уходили в леса, спали на земле, подкладывали под голову камень. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей стоял на камне. Но это были их подвиги, направленные на определенные вещи; они понимали свое служение людям. И через эти подвиги Господь слышит молитвы.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Чтобы нас услышали Господь, Божия Матерь, святые, я считаю, нужно быть истинно верующим, вести правильную жизнь, проявлять любовь ко всем, делать добрые дела, творить милостыню. А главное, за все нужно благодарить, чтобы ни случилось в твоей жизни, и уповать только на их помощь».

– Конечно же, нужно иметь крепкую, глубокую, непоколебимую веру в Бога. Но, знаете, интересно устроен человек. Даже апостолы поколебались и бросили Господа на Голгофе, разбежались. Апостол Петр отрекся от Христа, когда ему было страшно и непонятно.

Чтобы молитва исполнялась, надо иметь твердую убежденность, что Господь слышит. А еще важно помнить: «Господи, да будет воля Твоя». Нужно отдавать в Его руки решение той проблемы, о которой молишься. Действительно, надо быть истинно верующим, уповать на Бога, но то, о чем ты просишь, должно быть полезным, должно принести пользу. Дай сейчас каждому из нас волшебную палочку – и что мы можем натворить? Эти творения будут обязательно противоречить желаниям других людей. Почему я и говорю, что Господь не может сделать всех добрыми и хорошими. Он не может сделать так, чтобы кто-то по мановению волшебной палочки отказался от вредной привычки. Человек должен сам осознать и сказать: «Господи, я не хочу этого, помоги мне, научи меня. Помоги мне стать ближе к Тебе».

Как написано в Священном Писании (и мне эти слова очень нравятся), Господь и намерения человеческие целует. Видел такую смешную картинку: ежик лежит, и написано: если не можешь дойти до своей цели, хотя бы ляг и лежи по направлению к ней. Если не можешь сегодня избавиться от какой-то страсти, хотя бы предпринимай усилия, чтобы освободиться от этого, хотя бы будь в этом направлении. Господь и намерения человеческие целует. Это очень важно.

Конечно, есть молитвы, которые исполняются тут же, сейчас же, потому что пришло время, все готово, все соединилось. Но иногда надо подождать. Иногда Господь испытывает нашу веру, наше терпение. Это важно понимать.

Еще один вопрос меня всегда волнует – когда двое или трое собираются вместе помолиться о чем-нибудь. В данном случае я говорю не о литургической молитве, а когда вне храма собираются несколько человек и молятся о чем-то. Это называется молитвой по соглашению. Но ведь все мы разные, у каждого свое представление и свой разговор с Богом. Каким образом может работать молитва по соглашению, если каждый из нас – отдельная личность?

– «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – говорит Господь в Священном Писании. Это образ церковной молитвы. И даже когда мы уходим из храмов Божиих в свои дома, мы не перестаем быть единым Телом Христовым. Мы соединяемся в одну большую христианскую семью. В семье все взаимосвязано: и молитва матери очень сильна, и молитва отца за своих детей не менее сильна, и молитва детей за своих родителей. Есть некая взаимосвязь, которая объединяет всех в единое целое. Когда люди молятся друг за друга, удивительные чудеса могут происходить.

Так же и молитвы по соглашению. Люди дают друг другу обещание, что в определенное время будут читать молитву за что-то или кого-то. Зачастую люди говорят, что чем больше они прочитают этих молитв, чем больше людей объединятся, тем большие чудеса будут и огненные столпы будут с небес сваливаться. Конечно, нет; никакого магизма в молитве нет. То, что люди собираются вместе и совершают молитву о ком-то, – это есть символ как церковной молитвы, так и молитвы любви. Ведь человека никто не заставляет это делать, а он присоединяется к общей молитве за кого-то, потому что переживает за него.

Это очень хороший пример единения христиан, особенно в наши дни. Сегодня приходы, монастыри объединяются ради какого-то дела, что-то делают вместе – заботятся о бедных, помогают больным. Сегодня очень много людей оказывают помощь нашим военным. Главное, найти общее дело. А молитва по соглашению – это и есть общее дело, оно объединяет людей.

Можно ли в принципе подготовить свою душу для молитвы так, чтобы молиться истово, что называется, изо всех сил? Можно ли этому научиться?

– Конечно, можно, ведь это же практика. Я бы советовал делать так. Если вы стоите перед каким-то судьбоносным решением в своей жизни, сначала наведите порядок в своей душе, сходите на Исповедь и причаститесь. С чего начать путь молитвы перед Господом, молитвенное стояние за что-то, за кого-то? Прежде всего пойти на Исповедь, потом причаститься. Это первое.

Второе: подойти к священнослужителю и попросить благословения. Сказать: «Батюшка, вот у меня такая-то ситуация, хочу помолиться за своих близких, не получается что-то. Благословите, чтобы Господь мне помог». Батюшка благословит. После того как получили благословение, очистили свою совесть на Исповеди и соединились с Господом, можно начинать путь просьб, обращений ко Господу, Богородице, святым по той теме, о чем вы хотите молиться. Вот это самое важное. Сделать это очень просто, и, поверьте, это работает.

Но еще раз хочу сказать: «В руки Твои, Господи, отдаю эту ситуацию. Сделай так, чтобы это было для пользы всех и каждого из нас».

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, может быть, мы не на все вопросы ответили, но попытались, чтобы эта беседа принесла вам как можно больше пользы. Будьте тверды в молитве и верьте, что Господь никогда не даст того, что будет вредно для нашей земной жизни и, конечно, для нашего Небесного пребывания. Мы вас очень любим. Храни вас Господь! Будьте неустанны в своих молитвах и просьбах к Господу Богу...

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс