Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (1255) → Архимандрит Савва (Мажуко): Треугольный брат

Архимандрит Савва (Мажуко): Треугольный брат

№22 (1255) / 3 июня ‘24

Свет невечерний

Очень часто нам, священникам, бросают в укор, что мы «круглые» люди. Как-то так получается, что был стройный семинарист, худенький монах, а потом со временем батюшка служит у Престола Божия и постепенно становится немного шарообразным. И лицо совсем не постническое, и сам стремится к форме шара. В чем же тут дело?

Конечно, есть разные объяснения. Но есть и наставление у святых отцов, которое косвенным образом связано с удивительной шарообразностью, которая преследует многих батюшек.

В «Достопамятных сказаниях» есть история про авву Матоя, великого старца, к которому со всех сторон стекались ученики. Это было одно из первых поколений египетских монахов, оставившее большой след в церковной памяти. Такого расцвета монашества, конечно, уже не будет. Уже тогда определились две формы бытования иночества – отшельники и общежительные монастыри. Впоследствии старцы в большинстве своем отказались даже от отшельничества и благословили идти путем общежительного монастыря, создания киновий. Потому что монашество, как, собственно, вообще христианство, – это жизнь семейная: христианину нужно жить с братьями и сестрами, в семье.

Как ни странно, среди аскетов, подвижников и монахов существовало мнение, что отшельничество по сравнению с жизнью в общежительном монастыре – более низкая ступень. Мы воспринимаем это иначе, считаем, что это совершенно неподъемный труд: не в монастырь уйти, как это делали и делают многие монахи на протяжении столетий, а поступить, например, как Мария Египетская или преподобный Антоний (самый первый монах, монах-первопроходец), – жить в пустыне. Там не с кем поговорить, нет никаких бытовых условий, скорую помощь не вызвать, ни к кому нельзя обратиться за поддержкой – ты один на один с собой. Песок, небо над головой, какие-то сухари – и больше ничего нет. Как они выдерживали?

При этом мы читаем в патериках, что иногда отшельники, после десятилетий жизни в пустыне или в лесу, приходили в общежительный монастырь. Но не потому, что это была заслуженная пенсия или желание на старости лет спокойно пожить, а потому что считали, что готовы взойти на следующую ступень – жить в общежительном монастыре.

То есть старцы мыслили иначе. Для них отшельничество – более низкая ступень по сравнению с жизнью в общежительном монастыре. И это должны хорошо понимать монахи общежительных монастырей, особенно монахини, где жизнь иногда похожа на постоянное сражение. Это очень серьезная видимая и невидимая брань.

Так вот, к авве Матою приходит брат и говорит: «Что мне делать? Меня беспокоит язык мой; когда я бываю с людьми, не могу удержать его, но осуждаю и обличаю их во всяком даже добром деле». Нам это очень знакомо. Бывает, не хочешь никого осуждать, не хочешь ни с кем ругаться, но надо как-то поддержать разговор, а самое простое – перемыть кости какому-то знаменитому человеку или общему знакомому. Слово за слово – и ты уже увлечен осуждением, обсуждением, укорами, ставишь всем диагнозы, вешаешь бирки с клише...

Оказывается, и в древности тоже была такая проблема, потому что мы – всего лишь люди. Так вот, брат спрашивает: «Что мне делать с моим языком?» Надо заметить, что это говорит не простой христианин, а подвижник первых поколений египетских монахов. А это были очень строгие люди – неделями ничего не ели, сутки напролет молились, отсекали любые свои потребности. Все их имущество – это какая-то рогожа и одна сменная одежда. Вот такой суровый вид подвижничества. И при этом с языком подвижник ничего не может сделать. Как говорил апостол, язык – неудержимое зло. Даже подвижник, у которого нет сил ноги передвигать, языком все равно мелет.

Старец Матой сказал ему в ответ: «Если ты не можешь удержать себя, то беги в уединение; ибо это помощь». «Беги в уединение». То есть старец воспринимал жизнь отшельническую как путь для тех братьев, которые еще не готовы жить в общежительном монастыре. Для нас это кажется странной мыслью, потому что мы привыкли думать иначе. Нам кажется, что, если человек в общежительном монастыре обжился, он уже может переходить на следующую ступень, то есть к отшельничеству.

Старцы прекрасно знали, как устроена духовная жизнь, и мыслили иначе. Возможно, здесь преподобный приоткрывает завесу истинных мотивов ухода в уединение, которые мы не до конца понимаем. Иногда в уединение, отшельничество уходили люди слабые и впечатлительные, понимавшие, что не могут контролировать рубежи своей души, не могут сопротивляться впечатлениям, исходящим от других людей. И чтобы укрепиться, прийти в себя, сохранить свой внутренний мир, им приходилось уходить глубоко в пустыню. То есть это был не просто порыв молитвы перед Господом, но еще и охранительный жест для особо впечатлительных и ранимых.

Так вот, старец ему советует, чтобы совсем не погибнуть из-за языка, уйти в пустыню, в уединение. И дальше старец говорит потрясающую вещь: «Кто живет с братьями, тот должен быть не четвероугольным, а круглым, дабы мог катиться ко всем».

«Не четвероугольным, а круглым». Какая интересная форма! Не случайно святитель Григорий Нисский говорил, что занятия геометрией способствуют духовному развитию. Он считал, что занятие геометрией – один из видов добродетели.

Старец Матой говорит о том, что есть люди «четвероугольные». Я бы сказал, что кроме четвероугольных есть еще и треугольные с очень острым углом, они не катятся, только всех ранят и царапают. «Треугольные» братья и сестры, как занозы, иногда впиваются, а если уж что-нибудь скажут – это как иголка под ногти. Старец Матой говорит, что, если с братьями живешь, ты должен быть не четвероугольным, а круглым, чтобы катиться ко всем навстречу, стараться утешить братию.

Например, преподобный Моисей Мурин – отшельник с богатой биографией, суровый подвижник. Но всякий раз, когда приходили к нему братья, он из сурового аскета превращался в заботливую мать и делал все, чтобы утешить братию, поддержать. Он становился «круглым» в присутствии братии.

И дальше старец Матой присовокупил: «И я живу в уединении не по крепости духа, но по немощи, а сильные живут и среди людей». Какие удивительные слова! То есть старец искренне, честно признает, что он живет в уединении, потому что немощен, у него не получается всегда быть «круглым». А сильные живут среди братии.

Это для нас очень хороший геометрический пример и призыв к тому, чтобы стараться утешать людей, ни в коем случае не ранить их словом. И если не получается уж совсем сдерживать язык или особую ретивость и темпераментность, нужно иногда позволять себе бегство в уединение, чтобы успокоить гнев, раздражительность и свою треугольную природу хоть как-то округлить.

Возможно, некоторые батюшки этот завет стать «круглыми» восприняли слишком буквально. Мы, священники, выкатываемся навстречу братьям и сестрам, и нашим прихожанам, чтобы их воспринять в свои руки, в свои объятия.

Правда, нас за это иногда воспринимают за колобков и готовы съесть. Что ж, если это поддержит голодающих и умирающих, пусть будет так. Но наш путь – это путь той округлости, того служения и утешения, к которому призывали египетские отшельники.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс