Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №21, 2024 г.
– К сожалению, в нашем современном обществе люди идут на поводу у современной цивилизации и делают то, что им говорят.
А в Церкви говорят: идите и говорите другим духом кротости и смирения и показывайте пример смирения в своей личной жизни. Но этого у нас, к сожалению, не происходит.
Я всегда привожу слова нашего Святейшего Патриарха Кирилла, который говорит в своих проповедях о том, что мы должны достичь такого уровня, чтобы мотивацией наших действий и поступков была наша вера. Если моя вера говорит, что я должен так себя вести, то я так и буду себя вести. А если моя вера говорит, что так себя вести нельзя, то я так не буду себя вести. Вот такими должны быть критерии поведения.
Сейчас грани между добром и злом стираются. Мы рассуждаем: «Все так делают», – и получается, что у нас нет разграничения добра и зла, в жизни все перепутано, можно поступать и так и эдак. Но нам нужно устоять перед злом на стороне добра и показать это добро своим личным примером, другим об этом говорить и показывать. Таким образом, у нас распространится добро, и зло прекратит свое существование.
Незлобие, кротость и любвеобилие к человеку, снисхождение к нашей немощи мы видим в Лице Богочеловека Христа. К этому нужно стремиться нам всем, православным христианам. Как ученики Христа мы называемся православными христианами, значит, учиться надо у Него.
Мы в эти Пасхальные дни слышим такие слова: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия». Мы крестились во Христа и должны облечься во Христа, быть полностью облаченными в Его одежды. А одежды Христа – это смирение, кротость, воздержание, терпение, незлобие. У нас не должно быть уныния, недовольства, ропота, осуждения. Поступать так, как Он, – это и есть облачение во Христа. Это процесс всей жизни, мы должны постоянно это делать с помощью Христа. Потому что сами мы это сделать не можем. Нужно обращаться к Нему за помощью, и Он нам непременно поможет.
Конечно, некоторые могут сказать: «Я просил Бога, но ничего не получил». В Евангелии об этом написано: просил, но не так, как надо. Нужно не только просить, но и исправляться. Одно дело – просить и что-то делать для своего исправления. А другое дело, когда человек грешит и говорит: «Ты меня, Господи, прости и помоги мне исправиться», – а сам никаких усилий не прилагает для этого. Много есть таких моментов, в которых нам нужно быть внимательными к себе и видеть, в чем суть того, что мы не получаем просимое, и не обвинять Бога, а себя обвинять. Бог хочет всем человекам спастись и в разум истины прийти (1 Тим. 2:4). Но если мы неправильно себя ведем, то Господь не может нам помочь в том, в чем мы нуждаемся.
Вот такая особенность сегодняшнего дня, которую мы должны постараться исправить. Мы должны свидетельствовать о своей вере и как можно чаще восклицать вместе с апостолом Фомой: «Господь мой и Бог мой!» Если Он мой Бог и Господь, то я все могу в укрепляющем меня Иисусе.
Неделя апостола Фомы для Вас особо праздничная, наверное, потому, что апостол Фома входит в Собор Среднеазиатских святых. Он просвещал проповедью Евангелия те места, в которых Вы сейчас архиерей.
– Мы почитаем его как нашего просветителя в вере Христовой, потому что он проходил через те территории, которые сейчас входят в Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Это были торговые пути, по которым все передвигались. Конечно, он не мог ходить напрямик по пустыням, а ходил по тем дорогам, которые были в то время, и проповедовал, встречался с людьми и говорил им о распятом и Воскресшем Христе.
Мы благодарим апостола Фому за его проповедь и молитвы: то, что он посеял тогда, всходит сейчас нашими посильными трудами. Мы молимся ему, надеемся и верим, что и он молится за нас, помогает нам в том, чтобы не угасла наша вера, которую он зажег тогда и которая теплится до сегодняшнего дня. И дай Бог, чтобы она никогда не угасла.
Следующая Пасхальная Неделя – это Неделя жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Эти два праведных старца – очень интересные личности. Пока Господь был окружен людьми, исцелял, люди Ему внимали, они были в тени, не выказывали, что тоже Его ученики. Но когда Господь был растерзан и убит, а Его последователей ждала только опасность, они смело пошли к Пилату и погребли Тело Спасителя, что тоже могло иметь для них определенный риск. Мне всегда было интересно, как это происходило и почему.
В молитвах Великой Пятницы содержится как бы намек на ответ: они видят горе Божией Матери, Ее слезы и мольбу и на это откликаются. Их милосердие и любовь преодолевают всякий страх, и они так отважно себя ведут. Как Вы к ним относитесь и к женам-мироносицам?
– Это очень дивно, что такие тайные ученики Христа Спасителя убедились в том, что Иисус Христос – не простой человек, а Богочеловек. Они так и говорили: «Мы слушаем Твои речи, и эти слова не от людей, а от Бога. Ты не смотришь на мнение людей, а говоришь то, что нужно». Так они свидетельствовали о Христе, исходя из того, что слышали от Него. А когда они уже непосредственно с Ним побеседовали, Господь их убедил в том, что они должны родиться от Духа Святого. И действие благодати Божией на этих тайных учеников проявилось именно в момент Его страданий, смерти на Кресте и погребения ими Его Тела.
Они увидели в Нем не простого человека, хотя Он и умер. Потому что даже разбойник на кресте сказал: «Помяни мя, Господи, во Царствии Своем». Воины, которые там были, тоже признали, что это был не простой человек. Когда Господь скончался, там было землетрясение и тьма объяла землю, такое могло случиться только от Бога. Если и разбойник, и воины так сказали, тем более они, которые с Ним беседовали, знали, что Он Христос Избавитель и Искупитель.
Но Христос всем говорил (и им в том числе), что Он должен пострадать и в третий день Воскреснуть. И эта мысль, может быть, какой-то нитью прошла в сознании учеников. Я думаю, поэтому они и пошли к Пилату, несмотря на то что их там могли бы даже задержать как сторонников Христа, попросили Его Тело и погребли Его в Гробнице, которую Иосиф приготовил для себя.
А что касается жен-мироносиц, для нас удивительно то, что сделали они. Их было немного, но они смогли совершить переворот в сознании многих людей за очень короткое время. Может быть, неслучайно Господь явился именно Марии Магдалине и другим женам. Такова специфика женского пола, что они не могут умолчать, если что-то увидели или услышали, и будут об этом говорить везде и всюду безостановочно (так объясняет святитель Филарет (Дроздов), почему именно женщинам явился Христом). Но есть и другое толкование, что первая женщина согрешила, поэтому через женщин и идет наше восстановление после падения.
Жены-мироносицы сделали очень много в деле проповеди христианства: веры Христовой и учения Христа Спасителя. Но я бы сказал, что больше всего они проповедовали не словами, а своими делами. Мы – христиане, ученики Христа Спасителя, Который Воскрес из мертвых на третий день. Мария Магдалина дошла даже до императора и свидетельствовала ему о Христе. Через целомудрие, отречение от своей воли жены-мироносицы смогли за короткое время отвратить людей от греховной жизни и многих обратили ко Христу. В этом их подвиг.
Почему второе и третье воскресенье по Пасхе посвящены апостолу Фоме и женам-мироносицам – это понятно, но дальше идут Неделя о расслабленном, Неделя о самарянке, Неделя о слепорожденном, исцеленном Господом. Вроде бы они не имеют прямого отношения к Воскресению Христа, но тем не менее Церковь делает такой акцент и этим Евангельским событиям посвящает Пасхальные Недели.
– Мы уже немного говорили о том, что Воскресение Христово – это не просто сам факт того, что Христос Воскрес, и на этом все кончается. Мы должны следовать за Христом. И когда мы следуем за Христом, то видим, что есть разные ситуации в нашей жизни. Есть очень расслабленные люди, которые сами не могут следовать за Христом. Расслабленный человек лежал 38 лет, и никто на него, казалось бы, не обращал внимание. Но Господь обратил внимание даже на него. Он вывел его из плена расслабленности и дал жизнь. Христос – это жизнь.
Казалось бы, если человек болеет 38 лет, по медицинским показателям эта болезнь уже неисцелимая. А оказывается, что у Бога нет никаких препятствий для того, чтобы исцелить расслабленного. Он может исцелить и нашу душу. Некоторые говорят, что только смерть их может исправить, но Господь даже в глубокой старости может исправить человека и сделать его высокодуховным, высоконравственным и бого- угодным, если он этого желает. Человек сам ничего не может сделать, но есть Христос, и Он все может сделать. Иди к Нему, проси у Него помощи, и Он тебе поможет исправиться.
Притчи из Евангелия в эти Пасхальные дни нам говорят о том, что такое сила Божия. Если Господь столько делал, когда еще не был прославлен, то тем более после Его Воскресения, в котором Он показал величайшую силу, Он может и нам помочь. Он исцелил и расслабленного, и слепорожденного. Человек родился слепым, и никто из врачей не мог ему помочь, потому что таким он родился, и ничего тут не сделаешь. Но и его Господь исцелил. Сила Божия величайшая!
А здесь еще нужно посмотреть на слепоту телесную и духовную. Потому что больше всего мы бываем слепы духовно. Такая слепота даже хуже, чем телесная. Раз Господь может исцелить слепоту телесную, значит, может исцелить и духовную. Но к Нему надо обратиться за помощью. В этой жизни нет ничего невозможного для Бога. Он все может сделать, только если мы к Нему будем обращаться, верить в Него. Господь так и говорил: «Кто хочет за Мной идти, отрекись от себя, возьми крест свой и следуй за Мной». Единственное, что для этого нужно, – отречься от своей воли и полностью отдаться воле Божией, тогда все получится.
Весь секрет того, почему мы просим что-то у Бога и не получаем этого, состоит в том, что мы все делаем по своей воле. А нужно отречься от своей воли и полностью предаться воле Божией, тогда все получится. Эти Недели после Пасхи как раз об этом свидетельствуют, что всемогущая сила Божия велика. Если она была велика до прославления Христа, то тем более она велика после Его Воскресения.
И тогда в этом же ряду стоит самарянка Фотиния, которая стала мученицей. Причем она привела ко Христу очень много своих сродников. Учитывая ее биографию до встречи со Спасителем, удивительно, что она оказывается настолько восприимчивой к тому, что Он говорит. Не у всех слова Христа проникали в душу, а она приняла их сразу. И когда читаешь житие святой мученицы Фотинии – это просто фильм ужасов, такое непереносимо было бы для человека, если бы с ним не была благодать Божия.
– Благодать Божия касается нас постоянно, но мы противимся этой силе Божией, упираемся – вот в чем беда. В разговоре с самарянкой Христос говорит о живой воде. Живая вода – это благодать Божия, которую она приняла в свое сердце и полностью изменилась. Она покаялась в том, что у нее было пять мужчин и они не были ей мужьями. Но несмотря на то, что она так сильно грешила, Господь с ней заговорил. В этом тоже есть милосердие Божие. Господь ведь хочет всем спасения. Она прислушалась к голосу Спасителя и пошла за Христом, приняв мученическую кончину. Не каждый из нас это может, но не каждому такое и дается. Такое еще нужно заслужить – быть мученицей за Христа.
Место, где Господь беседовал с самарянкой, находится на территории Палестины – это все Святая Земля, которая также является местом распятия и Воскресения Господа. Иерусалим и многие другие Евангельские города находятся на территории Святой Земли. Вы каждый год предпринимаете усилия для того, чтобы быть там. Это не просто, учитывая и политическую, и экономическую ситуацию. Но Вы считаете это для себя нужным, и Господь благословляет.
Просто иногда можно слышать такое мнение: зачем совершать какие-то паломничества? И приводят цитату, что в вашем доме и в вашем храме для вас есть и Иерусалим, и Афон, и все святые места, и незачем совершать паломничества. Но я знаю по опыту общения с христианами Святой Земли, насколько для сохранения Евангельских мест и самих христиан, там находящихся (которые зачастую живут там как исповедники) важно, чтобы христианские паломники приезжали. Расскажите об этом в заключение нашего разговора.
– Паломничество – это выражение нашей любви к тем святым местам, где подвизался Спаситель, святые угодники Божии. И, как написано в Евангелии, если мы почитаем пророка, то получаем и награду пророка; если почитаем праведника, то получаем награду праведника. И если мы даже чашу холодной воды подадим кому-либо, то не потеряем свою награду. Там же написано, что мы, почитая святыни, входим в труд подвижников. Мы немного потрудились и пришли туда, приложились к святыне, почтили ее, рассказали об этом другим. Это наш небольшой труд. Но он не сравним с тем трудом, который совершили те или иные святые угодники Божии, тем более Сам Христос Спаситель, и мы входим в их труд.
Кто-то может сказать, что паломничество – это развлечение для вас, вы поездили, посмотрели какие-то места. Но у Бога это считается великим делом, важным для вечной жизни. Мы должны работать для вечности. А паломничество – одно из средств, чтобы получить от Бога награду в вечной жизни. Мы укрепляемся в паломничестве в вере и благочестии, получаем особый заряд для духовной жизни. Если у нас есть какой-то грех или проблемы в семейной жизни, мы молимся в этих местах, и потом все меняется в жизни, налаживается.
Есть и другая ситуация, когда люди болеют какими-то болезнями, врачи им помочь не могут, они побывают на святом месте, – и получают облегчение или полное исцеление. Польза от православного паломничества очень большая. Конечно, это богоугодное дело. Богу угодно, чтобы мы это делали, это очень важно.
Некоторые говорили, что надо ходить по святым местам, пока к ним есть доступ. Может такое быть, что вы захотите туда попасть, но не сможете. Сейчас уже есть какие-то намеки на это. Много паломников в этом году должны были приехать в Иерусалим, приехали в аэропорт Бен-Гурион 50–60 человек, из них 40 отправили назад, а только 13 пропустили. Было несколько таких делегаций из разных мест, и много людей отправили назад без объяснения причины.
Это показатель того, что мы не совсем правильно поступаем. К паломничеству нужно достойно готовиться, мы едем, чтобы получить что-то важное для своего спасения. А это возможно через покаяние, осознание своей греховности и недостоинства, с желанием исповедаться и причаститься, больше открыть свою душу для Бога на святом месте. Таким должен быть духовный настрой – и тогда Господь благословляет эту поездку.
Если можно, скажите нашим зрителям какое-то Пасхальное слово, краткое и вдохновляющее.
– Самое краткое – это приветствие: «Христос Воскресе!» и ответ: «Воистину Воскресе Христос!» Очень радует, что Господь дал нам радость праздника Воскресения Христова и в этом году. Мы рады, что Господь посетил нас Своим Благодатным огнем из Гроба Господня.
И Вы привезли в Среднюю Азию Благодатный огонь. Как люди его ждут, встречают?
– Встречают с большой радостью.
А мусульмане?
– И мусульмане тоже есть.
Потому что я знаю, что в храм приходят мусульмане. Я сама это видела в Ташкенте.
– В прошлом году мы прилетели с Благодатным огнем около четырех часов утра. И люди ждали этот Благодатный огонь с 12 часов ночи. Народу было очень много. Они еще и службу отстояли. Вот показатель того, что они ждут Благодатный огонь и знают, что очень важно иметь эту Божию благодать в своих домах и в своем сердце.
Записали:
Елена Кузоро
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
По прибытии в Храм Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл поклонился чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, установленной в центре храма. Чудотворный образ 21 мая по благословению Его Святейшества был принесен в Москву из Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.