Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, в этом году Вы вновь встречали Великую Субботу в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где в этот день Господь посылает нам Благодатный огонь. Расскажите об этом, пожалуйста.
– Это большая милость Божия. Я благодарю Бога, что Господь сподобляет меня на протяжении нескольких лет бывать в этот день на Гробе Господнем и быть свидетелем этого большого чуда, большой милости Божией к нам. Он дает нам в этот день Благодатный огонь, укрепляя нас тем самым в вере, что на этом месте Он был положен мертвым, но Воскрес из мертвых. Для нас это очень важное свидетельство, что Христос действительно Воскрес из мертвых, и Он дал нам надежду и веру, что и мы воскреснем с Ним в последний день. Он Сам сказал о том, что все мы воскреснем в последний день. Когда будет Второе Пришествие, Страшный Суд, по особому Божию усмотрению все воскреснут из мертвых, а те, которые будут жить в то время, изменятся по плоти для жизни в Царстве Божием.
Это очень важно для нашего укрепления в вере, что есть воскресение из мертвых, есть жизнь вечная. И эту жизнь вечную Господь дал нам через победу жизни над смертью, победу добра над злом. Он победил зло Своим смирением, терпением, Своей кротостью, Своей любовью ко всем людям. Он показал неизреченную любовь. Содрогаешься, когда вспоминаешь, как Христос Спаситель, Бог, Творец Неба и земли, страдает за нас, страдает от Своих рабов, страдает очень жестко. Он терпит все очень смиренно и не говорит ни одного слова укора, недовольства, ропота или осуждения. Он никого не осудил ни тогда, когда Его били, ни тогда, когда Его осудили на смерть и распяли. Он был распят на Кресте среди двух разбойников; тем самым они хотели сказать, что распят самый большой преступник. И Господь говорит: «Боже, прости им, потому что не знают, что творят». Вот такая высота смирения, высота любви к человеческому роду.
В то же время, когда Христос Спаситель Воскрес из мертвых, мы не видим, чтобы Он занимался тем, чем мог бы заниматься человек, когда его кто-то обидел. Ведь когда Он уже победил эту ситуацию, Он мог бы наказать всех тех, которые Его били, заушали и так далее. Но Он ничего не сказал им, не разбирался ни с кем, Он сказал: «Мир всем».
Даже апостолы, к сожалению, Его предали, убежали от страха. Петр даже трижды отрекся, как и предсказывал Христос. Но после Своего Воскресения Господь сказал Марии Магдалине передать апостолам, чтобы они шли в Галилею, где увидят Его. И когда они встретились после Его Воскресения, Он сказал им: «Мир вам». Апостолы Его предали, бросили один на один с ситуацией, но Он сказал: «Мир вам». Потом дунул и сказал: «Примите Духа Святого». Вот какая доброта и какая любовь! Этим Господь показывает Свою любовь к нам.
Все ученики были на первой встрече с Воскресшим Христом, кроме Фомы. И когда Фоме сказали, что видели Христа, он сказал, что не поверит, пока не увидит ран от гвоздей. В следующий раз опять Господь показал Свою любовь, снисходя к немощи человеческой. Он знает, что люди – сомневающиеся, недоверчивые, пока сами не пощупают – не поверят. И Он дал возможность апостолу Фоме вложить руку в Свои ребра, в раны на ногах и руках. И Фома удостоверился, что это действительно Христос, Которого распяли, Который умер на Кресте. Все знали, что Его положили во Гробе, но Он Воскрес и показал всем славное Свое Воскресение. Апостол Фома, можно сказать, от лица всего человечества, от лица всех тех, кто сомневается, удостоверился, что это действительно Воскресший Христос. Фома сказал: «Господь мой и Бог мой».
И мы должны тоже сказать эти слова, потому что видим столько свидетельств о том, что Христос действительно Воскрес. Мы имеем возможность ежегодно быть в Иерусалиме, наблюдать Благодатный огонь, который сходит на месте, где лежало Тело Христово, где Он Воскрес из мертвых. То, что там сходит Благодатный огонь, это неслучайно. Как когда-то апостол Фома хотел удостовериться и удостоверился, что Христос Воскрес, сказав: «Господь мой и Бог мой», так и мы тоже, когда видим чудо схождения Благодатного огня, должны сказать: «Вот мой Бог и мой Господь». Он дает нам видеть и чувствовать этот Благодатный огонь, чтобы мы поверили в Бога, Воскресшего из Гроба; поверили, что Он и нас воскресит из мертвых.
Мы восклицаем каждый день в течение всех дней Пасхи Христовой до Вознесения: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» Это очень отрадно, что люди отвечают очень бойко, очень радостно, дружно. Но это нас обязывает к тому, чтобы мы следовали за Христом. Раз Он нам так часто дает понять, что Он есть, что Он Воскрес, Он является нам постоянно, то у нас нет никаких оправданий, и мы обязаны следовать за Христом, исполнять Его святую волю.
Обычно, когда нам человек делает какое-то добро, мы чувствуем, что обязаны ему, что должны его уважать, чтить, любить, слушать. Так и по отношению к Христу: мы должны Его любить, чтить, потому что Он за нас пострадал, претерпел страшные мучения и смерть, чтобы нас искупить из рук дьявола. Мы были до этого в рабстве дьявола, в рабстве греха, а Господь нас от этого рабства избавил. И для того чтобы мы вновь не впадали в рабство дьявола и греха, мы должны делать противоположное грехам, то есть добродетели. И в этом деле у нас есть большая помощь от Воскресшего Господа. Он знает, что мы немощные, слабые, не можем спастись сами. Потому Он пришел на землю, чтобы нам помочь спастись.
Если мы думаем, что сами можем иметь те или иные добродетели и этим спасемся, то мы заблуждаемся. Тогда мы отвергаем Воскресшего Господа. Мы должны понимать, что мы слабые, немощные и можем делать что-то доброе и хорошее только с помощью Христа Воскресшего, и всегда должны обращаться к Нему за помощью, держаться к Нему как можно ближе. Не случайно Господь говорит: Я есмь лоза, а вы ветви (Ин. 15:5). Если будем пребывать на лозе, то будем жить и питаться соками, которые исходят от этой лозы, то есть от Христа. Господь говорит: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15:6). Это очень ярко говорит о том, что очень важно всегда быть со Христом Воскресшим.
Что делать, если мы в чем-то согрешаем, уклоняемся от виноградной лозы, от этих соков? Господь, зная нашу немощь, создал Церковь Свою, в Церкви Он поставил архиереев, священников, диаконов, чтобы они были соработниками Христа в помощи людям спастись и достигать Царства Божия, вечной жизни. В Церкви есть таинство Покаяния (Исповеди). Господь говорит: шесть дней делай, а седьмой – посвящай Богу, чтобы укрепиться в добродетельной жизни и получить от Бога в церкви благодать, силу противостоять греху, злу и дальше трудиться.
Если согрешил – приходи каяться. Некоторые говорят: «Почему я должен постоянно каяться? Все равно я буду грешить». Да, мы будем грешить. Господь знает, что мы немощны, падаем. Наша природа заражена грехом, она как зараженный источник, из которого постоянно течет грех. Но мы постоянно должны его очищать, омывать благодатью Божией; мы ко Христу обращаемся, и Он совершает это тайное действие. «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…». Это тайнодейственное действие совершается в храме Божием. Когда мы стоим в храме, мы, может быть, ничего не делаем, но Святым Духом совершается тайнодействие по очищению нашей души. А если мы еще и молимся, каемся, то Господь совершает еще большее очищение.
То есть идет процесс нашего очищения благодатью Божией в храме Божием через молитву Церкви, через молитву каждого из нас. Церковная молитва имеет большую силу, потому что в церкви совершаются таинства церковные: таинство Покаяния, таинство Причащения, которые содействуют нашему очищению. Это и есть пребывание на лозе, когда мы питаемся соками благодати Божией. Таинство Покаяния, таинство Причащения и другие таинства церковные дают нам эти соки благодати Божией, которые имеют силу очищать нашу падшую, зараженную природу.
Мы знаем, что подвижники любили Христа так, что уходили в пустыни и трудились над очищением падшей природы. Бог очищал их. Через их постоянную молитву, постоянное обращение к Богу, Господь совершал чудо очищения падшей природы.
И мы, живущие в миру, тоже имеем эту возможность. Только нужно понимать, что мы созданы Богом для вечности, и эту вечность Господь дал нам очень дорогой ценой – ценой Своей крови, Своих страданий и смерти на Кресте. И мы должны ценить этот дар Божий, который Он нам дал. У жизни вечной вот такая цена. Поэтому мы должны делать добрые дела по отношению к ближним, нуждающимся, бедным. Ходить в церковь – это тоже доброе дело, это наша небольшая жертва. Мы постимся, молимся. Все это – наша жертва Богу для того, чтобы Господь увидел наше устремление к Нему. Когда Господь видит, что мы делаем это с усердием и пониманием, что это ради Царствия Божия, Он совершает тайнодействие, которое изменяет нас и пре- ображает нашу жизнь.
Мы должны меняться, чтобы достигнуть такой высоты совершенства, которую показал нам Христос Спаситель до Креста, после Креста и после Воскресения. До Креста Он терпел страдания и мучения, но Он не роптал, не осуждал, не мстил и не желал никому зла. И после Своего Воскресения Он тоже не стал никого наказывать, мстить или досаждать тем, которые Его мучили, причиняли скорби и страдания. Вот высота Его смирения! К такому смирению и нам нужно идти, потому что только смиренным Господь дает благодать и вечную жизнь. Христос был и есть смиренный, и нас тоже призывает к этому великому смирению.
Смирение имеет очень большую силу. Мы видим, что Иисус Христос победил зло, дьявола только смирением. Он победил не оружием, не физической или какой-то другой силой – только смирением. Сила борьбы со злом, дьяволом – в смирении. И Он победил, показал нам яркую победу добра над злом. Он победил как Богочеловек. Но Господь Бог Иисус Христос готов нам помочь понести наши немощи. И если мы к Нему обращаемся, то идет процесс нашего возрастания в Боге, как Он нам показал именно на Кресте.
Нельзя говорить о том, что Он пострадал, потому что Он Бог и может все. Да, Он пострадал как Богочеловек. Но мы видим, как мученики, когда за Христа страдали, были поддержаны Богом так, что даже не чувствовали боли, страданий от того, что их били, унижали, оскорбляли. Господь им помогал нести этот крест до конца.
Чтобы воскреснуть со Христом, нам нужно возрастать в добре, доброделании, смирении, кротости, воздержании. Это все то, что мы просили у Бога в течение Великого поста в молитве преподобного Ефрема Сирина. Мы просили смиренномудрия, целомудрия, терпения, любви, видения своих грехов, неосуждения ближнего. Все это очень важно для нашего воскресения со Христом в Царстве Божием в вечные веки, которые открыл нам Господь Своим славным Воскресением.
Благодать, которую мы получаем ежегодно от Бога, находясь у Гроба Господня, – это великая милость Божия, великое милосердие Божие к нам, снисхождение к нашим немощам, чтобы постоянно наполнять нас, держать в хорошем тонусе, чтобы мы не забыли о Воскресении Христовом. Эта благодать Божия очень действенная, она очень благотворно влияет на нашу душу, меняет нашу жизнь, меняет наши отношения друг с другом, совершает чудеса, исцеляет многих людей от разных болезней. Эта благодать дает радость, утешение, умиротворение, люди перестают враждовать между собой, меньше враждуют между собой. Чудес совершается очень много, если мы принимаем благодать Божию с благоговением, с пониманием, что это от Бога, что это не простой, а Благодатный Божественный огонь, и относимся к нему с почтением, уважением. Тогда он будет совершать очень большие чудеса.
Именно поэтому каждый год ко Гробу Господнему съезжается огромное количество людей со всех концов мира, и этот огонь освещает весь мир и всю нашу планету Земля. Во все концы мира проникает этот Божественный свет и совершает свое благодатное действие для нашего преображения, изменения, укрепления в вере и благочестии. Это неизреченная милость Божия! Господь мудро все устраивает. И как снисходителен Он к нам! Ведь Он может и не дать этого, но Он дает.
Когда мы бываем в Иерусалиме, ждем схождения Благодатного огня, Патриарх заходит в Кувуклию, начинает молиться, и мы тоже молимся. Мы боимся в какой-то степени, что вдруг в этом году огонь не сойдет. Мы же люди, боимся, что отвернулся от нас Господь за наши грехи и не даст нам огонь. Поэтому молимся, каемся. Бывает, что быстро сходит Благодатный огонь, а бывает, не так быстро, проходит 15 минут. И начинается волнение у людей, все начинают молиться, переживать, почему не сходит огонь. Люди молятся, просят – и Господь слышит нашу молитву: мы видим, как Благодатный огонь сходит и радует всех нас. Сначала все находятся немножко в напряженности, начинают усерднее молиться, а потом, когда огонь сходит, – огромная, величайшая радость! Это величайшая милость Божия!
Сейчас все это транслируется по телевидению, люди со всего мира смотрят и тоже молятся, когда видят, что огонь долго не сходит. Но Господь милосерден, и в последние годы огонь сходит очень быстро, через 3–5 минут, и передается всем с большой радостью. Все ликуют, торжествуют, радуются, кричат: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!» На всех языках мира там слышны эти слова о Воскресении Христовом. Вот такая радость, такая благодать.
Мы, может быть, не всегда ее чувствуем, но она всегда есть, всегда нас окутывает, объемлет, согревает и дает нам надежду на дальнейшие наши труды в этой жизни, чтобы мы могли пользоваться этой благодатью для нашего очищения, исправления, изменения, преображения и для нашего воскресения со Христом.
Владыка, иногда скептики говорят: мол, что это за чудо по расписанию? Как это может быть? Но, знаете, в Палестине есть чудо, которое на открытом пространстве происходит с регулярностью: в дни памяти (в декабре и мае) Георгия Победоносца в Палестине всегда идет дождь. А Вы, как человек там бывавший, прекрасно понимаете, что для Палестины дождь – это благословение. Для засушливого климата это просто радость и милость Божия. Так вот, в день памяти святого Георгия обязательно идет дождь. И здесь мы уже не можем говорить про какие-то манипуляции. Как иногда можно читать и видеть в каких-нибудь хитро смонтированных роликах, что огонь на самом деле от зажигалки какой-нибудь, линзы. В общем, масса вариантов. Вы относитесь к тем, кто стопроцентно верит в то, что это Благодатный огонь. И я тоже. 15 лет назад в Великую Субботу я тоже была там, и это действительно непередаваемо и остается на всю жизнь. Блаженнейший Патриарх Иерусалима и всей Палестины Феофил говорит всем паломникам, бывающим на Святой Земле, что теперь они, как апостолы: у них обязанность свидетельствовать о Святой Земле, о Воскресшем Христе. Как мы можем свидетельствовать?
– Мы действительно обязаны свидетельствовать о Христе распятом и Воскресшем. Это сказал Господь в Евангелии: кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10:32–33).
То есть мы поставлены в такое положение, что не можем не свидетельствовать. К сожалению, в последнее время мы не особенно свидетельствуем, как-то боимся свидетельствовать. Я думаю, что этот страх в нас вселили в годы советской власти, когда гнали, унижали, оскорбляли и убивали тех, которые были вожаками свидетельства о вере православной. И таких вожаков всех уничтожили. Поэтому сейчас многие говорят: «Я верю в душе». Но такая вера в душе не является тем свидетельством о вере, о котором говорит Христос Спаситель. Если мы будем свидетельствовать, наша вера будет процветать и умножаться.
Апостолы после Воскресения Христова, после того как получили Духа Святого после дня Святой Троицы, свидетельствовали везде и всюду, куда бы ни шли. Что интересно, они встречались с небольшим количеством людей в каком-нибудь городе или селе, рассказывали им о вере, о Христе, о воскресении, о Царстве Божием. И эти люди потом уходили в свои дома, в места, где они жили, трудились, работали, и всем об этом говорили. Таким образом вера наша очень быстро распространилась по всему миру.
Сейчас у нас есть средства массовой информации, телевидение, радио. Казалось бы, есть все для того, чтобы свидетельствовать. И мы свидетельствуем: телеканал «Союз» делает свое дело, свидетельствуя о нашей вере православной, о Воскресшем Христе. Но люди тоже должны свидетельствовать о Боге, не только говорить об этом, но и делать то, о чем услышали сами. Апостолы рассказывали людям о Христе и делали так, как их научил Христос. Они обращались с молитвой к Богу, чтобы Он помогал им быть такими, какими должны быть христиане. Апостолы обрисовали облик христианина, каким он должен быть, а люди должны были рассказать об этом другим и стараться сами такими быть. (Окончание в следующем номере)
Записали:
Елена Кузоро
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Мы празднуем сегодня память святых жен-мироносиц – тех женщин, которые, подобно апостолам, сопровождали Спасителя. В то время, конечно, не было особого различия между апостолами и этими женами – они все были рядом со Христом. Они слышали Его слова, они служили Ему, чем могли – наверное, женщины особенно, обеспечивая какие-то бытовые потребности, но и не только. Это был самый близкий круг Спасителя, это были Его друзья, близкие люди. И все они стали Его служителями, свидетелями о Его Воскресении и посланниками, несущими это свидетельство о Воскресении в мир. Апостол – это и есть посланник; вот так же посланницами были и жены-мироносицы.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.