Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1252) → Протоиерей Владимир Мокренко: Воспоем Христово Воскресение...

Протоиерей Владимир Мокренко: Воспоем Христово Воскресение...

№19 (1252) / 14 мая ‘24

Беседы с батюшкой

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры! В прошедшее воскресенье мы праздновали Пасху Христову. Что это за праздник?

– Я хотел бы начать с цитирования стихиры, которая поется на вечерне: «Со Архангелы воспоем Христово Воскресение, Той бо есть Избавитель и Спас душам нашим, во славе страшней, и крепцей силе, паки грядет судити миру, его же созда». Эта удивительная стихира раскрывает все значение Пасхи. Мы празднуем Пасху с Архангелами. Это означает, что праздник касается как Неба, так и земли, объединяет все творение Божие. В начале сотворил Бог Небо и землю. Небо, как ангельский мир, и земля, космос, в котором мы живем, в котором находим определенное место, – все это празднует Великий праздник.

Одновременно это избавление наших душ от греха, проклятия и смерти, от последствий грехопадения первых людей.

«Во славе страшней»: страшная слава Христа будет особенно явлена во Втором Пришествии. В мир, созданный Господом, грядет Суд Божий. Тот суд, который Бог Отец даровал Своему Сыну. И все благодаря тому, что произошло это величайшее событие мировой истории – пришествие Христа в мир: Его Боговоплощение, страдание и Воскресение.

Эти три великие тайны объединились в тайне Воскресения Христа. Это Великий, вселенский праздник. И он касается всех людей, независимо от того, верующие они или нет, знающие о Боге или незнающие. Этот праздник объединяет всех и дает шанс всем людям иметь иную жизнь – ту, что дает Христос даже в этом мире, не говоря уже о том, что наступит время всеобщего воскресения, когда будет подведен итог жизни человечества. Оно будет жить в новых отношениях с Богом.

Сейчас Светлая Седмица, Пасхальная неделя. Мы все радуемся. Как православному христианину правильно провести время после Пасхи, чтобы приумножить благодать, которую он получил, а не лишиться ее и не возвратиться к своим страстям? Как сохранить эту благодать на долгое время?

– Как сказал преподобный Серафим Саровский, для православных христиан смысл жизни – стяжание Духа Святого. Именно стяжание, приобретение, накопление этой благодати, которую мы получаем прежде всего в Церкви из ее таинств и учения и из молитвы. Эта благодать дается нам заслугами Христа, величайшим событием в истории, которое сообщает нам Божественную благодать Духа Святого. Мы должны уметь принять ее в свое серд- це, в свой разум, просветить его и, конечно, соединиться со Христом.

Это соединение прежде всего бывает в Святом Причастии. И недаром Святая Церковь благословляет эту неделю причащаться без поста. Если человек не совершает больших грехов, может причащаться и без Исповеди. Это особая неделя торжества Христова, когда каждой христианской душе дается доступ к Господу нашему Иисусу Христу. Мы можем вкушать Его пречистое Тело и честную Кровь. Накапливая Божию благодать, мы должны помнить о том, что ее источник – вся Троица.

Мы воспринимаем благодать через Церковь и ее таинства. Но также следует помнить и о том, что мы, как христиане, должны просвещать свой ум истинами веры, которые дает Святая Церковь. То есть более глубоко и точно уяснять ее праздники, они – суть и догматы нашей веры. Совершая молитвы и духовную жизнь в строгом соблюдении этих основных истин, мы и получаем благодать Духа Святого.

Какое духовное значение имеет Воскресение Христово для православного христианина и мира в целом?

– Это праздник мировой. Пасху празднуют православные, но это событие касается и всех остальных, в том числе неверующих. Оно требует глубокого осмысления. Пасха – такой праздник, который дает нам возможность через собственный разум погрузиться в понимание отношений человека с Богом. Те отношения, что были в раю, были расстроены именно человеческим поведением, неправильным свободным выбором того, что предложил Бог. Человек был способен выбрать, но дьявол постарался сделать так, чтобы он остался в своей индивидуальности, в своей самодостаточности. Лукавый обманул первых людей тем, что они могут быть богами, могут быть отъединены от Бога, независимы от Него.

Эта независимость была засвидетельствована тем, что люди совершили выбор злого, то есть лукавого. В славянской Библии было написано не древо добра и зла, а древо познания хорошего (то есть Божественного) и лукавого. Потому что зло – понятие относительное. Под злом можно подразумевать абсолютно все. Что для одних зло, для других – добро. А понятие лукавого вполне конкретное. Понятие существа, который был родоначальником лжи. Христос говорит: ибо он лжец и отец лжи.

Мы – наследники Адама. Мы приняли смерть и проклятие, пострадали от его выбора. А во Христе, как в Новом Адаме, человечество имеет возможность опять приобщиться к Богу. Как пишет преподобный Максим Исповедник, Господь присоединил к Себе человеческое естество, не смешиваясь с ним. И вся жизнь человека должна быть охвачена порывом единения с Богом, эту возможность нам дают Церковь и Христос.

Чем отличается воскресение мертвых в Евангелии от Воскресения Христа Спасителя?

– Между этими воскрешениями очень большое отличие. Мы знаем о воскрешениях, которые совершил Господь. Они очень подробно описаны. Это воскрешение Лазаря, дочери Иаира и сына наинской вдовы. Они были таковы, что сообщали жизненную силу, жизнедеятельность органам, которые уже не функционировали. И эти люди возвращались к жизни, но при этом они не получали новой жизни. Тот же Лазарь был епископом Китийским, прожил еще 30 лет после своего воскрешения и умер. Умерли и все другие, кого воскресил Спаситель.

Воскресение же Христа было иным состоянием, оно указывает нам на очень серьезные вещи. Сегодня я бы хотел привлечь наших зрителей к одной интересной книге известного современного богослова Христоса Яннараса. Этому православному богослову, писателю, философу сейчас 89 лет. Он написал очень много книг. Одна из них называется «Вера Церкви». Это введение в православное богословие. Нам очень важно понять, что же произошло с Самим Христом. Каково было Его Воскресение? Яннарас пишет о том, что Христос обрел в Своем Воскресении. Его могущество было обращено на то, чтобы изменить образ бытия человека. Дело в том, что, когда человек жил в раю и совершилось грехопадение, он потерял свою самодостаточность. Адам не смог ее соединить с Богом и найти в Нем источник жизни для себя. Но это сделал Новый Адам Своим послушанием Богу Отцу, Своей преданностью, Своей миссией, на которую был послан и согласился исполнить.

Все это привело к тому, что человек в Новом Адаме стал свободным, избавился от греха в виде самодостаточности и индивидуализма, в который впал после грехопадения. Преподобный Максим Исповедник говорит, что все чувственные вещи должны пройти через крест, а все умопостигаемые вещи должны пройти через погребение. Это то, что произошло со Христом. Он претерпел крестные муки и был распят. Яннарас описывает это так: «Все явления жизни, все доступное нашему индивидуальному чувственному восприятию и столь же индивидуальному теоретическому познанию, все, чем мы обладаем (как нам кажется) в силу наших собственных способностей, – все это должно быть распято и погребено, предано смерти как твердыня нашей эгоистической самоуверенности, дабы стать единением и самоотдачей в любви. Вот почему христиане крестятся не только во время молитвы, но „перед всяким деломˮ, осеняя крестным знамением „хлеб, который собираются вкушать, и чашу, из которой собираются пить; входя в дом и выходя из дома... ложась спать и пробуждаясьˮ. Каждое обстоятельство, каждое явление повседневности отмечены знаком живительной смерти, знаком покорности Отчей воле, то есть воле Самой Жизни. В самом деле, крест – это не просто сентиментальное или морально-педагогическое напоминание о событиях прошлого, но символ и знак приятия образа бытия Христова, который есть жизнь».

В Пасхе мы принимаем образ бытия Христова, то есть новый образ жизни. Мы не возвращаемся к той жизни, к которой возвратились те, кто был воскрешен Христом, – обыденной жизни, которую они вели и до своего воскрешения. Потом они все равно умерли.

Господь в Своем опыте таинственной смерти и Воскресения дает нам опыт новой жизни, нового образа бытия. Бытия бессмертного. То есть мы обретаем то, что невозможно обрести никаким учением, никакой философией, никакой религией. Это возможно только во Христе, потому что Он открыл нам двери новой жизни, когда мы чувствуем свою зависимость от Бога. Сказано: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. В Нагорной проповеди Господь говорит как раз об этом. Очень важно понять, что во Христе, именно в этом пасхальном состоянии, в этом празднике мы обретаем новую жизнь уже здесь, на этой земле.

Это индивидуальная жизнь, эгоизм, который нас привел и приводит всякий раз, когда мы его совершаем, упразднен. Следствие такой греховной жизни – смерть. И даже смерть попрана смертью Христовой: «...смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Это удивительное для богомыслия, для размышления каждым человеком событие. Только нам необходимо приблизиться к этому событию своей душой, своим личным опытом религиозным.

Батюшка, а какое значение Воскресение Христово в дальнейшем имело на все человечество?

– Именно то, о чем я начал уже говорить. Это событие дает нам возможность преображения человеческого естества. Мы знаем, что Церковь – богочеловеческий организм. То есть, это тело Христово, главой его является сам Христос. И это тело новое. Это то человечество, народ, который взят в удел по словам апостола. Это народ святой. Эти люди будут жить в будущем веке. Сейчас уже формируется состав этих людей. Святые – это люди, ставшие небожителями, они вошли уже в горний Иерусалим своими подвигами, своей аскетической борьбой.

Мы прошли этот путь отчасти, совершая Великий пост. Это аскетическая борьба за свою свободу, за свободу от смерти. Приближаясь к величайшему событию Воскресения, мы приближаемся внутренне к освобождению. Христос говорит: «познайте истину, и истина сделает вас свободными». Познание миром того, что сделал Христос в той мере, в какой дается нам познать через Православную Церковь, через учение Православной Церкви, очень важно для всего общества. И русского общества, и для всего мира. Именно это познание и дает возможность избежать последствий греха – болезней, смертей, войн, эпидемий… Всего того, что посылается Богом человечеству, чтобы привести его к Богу.

Батюшка, а почему символом Пасхи стало яйцо?

– Мы знаем интересную историю про равноапостольную Марию Магдалину, которая пришла к императору Тиберию. Сидя за столом, показала ему яйцо и, видимо, говорила по поводу Воскресения Христа. Но Тиберий сказал: «Как не может яйцо стать красным, так и не может человек воскреснуть». Когда он это сказал, в руке Марии Магдалины яйцо стало красным.

Яйцо – это гроб и Воскресение Христа. Та сфера, в которой заключена жизнь одновременно. Яйцо – это удивительный физический предмет, но в то же время метафизический образ. В яйце формируется новая жизнь. То есть оно является замкнутым пространством, а, с другой стороны, в нем зреет жизнь, она вылупляется из него и самостоятельно приходит к свободе и развитию. Яйцо – хороший символ жизни во Христе.

Батюшка, в Пасхальную ночь освящается особый хлеб – артос. Что это за хлеб? Для чего его освящают?

– Мы знаем, что за Божественной литургией всегда есть просфоры. Всегда есть антидор. Антидор – это то, что остается от агнца. Те части, которые священник отделяет от середины агнца, середины самой просфоры.

Святая Церковь говорит о степени освящения хлеба. Мы знаем, что на первом месте освящения стоит антидор. Есть различные просфоры, девятичастные и др. Есть хлеб, который освящается особой молитвой после окончания Пасхального богослужения. Священник читает особую молитву, кропит святой водой артос. Артос оставляется практически на всю Пасхальную неделю. То есть он находится под действием благодати Божией, которая совершается ежедневно в Святой Евхаристии.

Этот хлеб раздается верующим в знак победы Христа над смертью. Это символ нашего воскресения со Христом. Мы знаем, что Воскресенье Христово будет для всех именно потому, что Христос пришел в этот мир. Людям будут возвращены их тела уже в преображенном виде, в зависимости от того, какой образ жизни человек вел на этой земле.

В церкви очень много вещественных предметов, которые освящаются. Эти предметы говорят нам о том, что этот мир освящаем Богом через церковь. Все, что есть в церкви, – освящаемо: храм, престол, святые дары. Как высочайшая тайна, которая прилагает Божественный Дух в Тело и Кровь Христа. Другие предметы освящаются другой степенью благодати Божией. Но эти предметы напоминают нам, что в этот мир пришла благодать Духа Святого.

Мы знаем, что сошествие Святого Духа на апостолов, пришествие Святого Духа в этот мир произошло благодаря Христу. Благодаря тому, что Он завершил свое учение, свою миссию на земле страданиями и Воскресением. Поэтому все материальные предметы обязательно освящаются в церкви. Обычные предметы освящаются специальной молитвой, кроплением святой воды для пользования.

Батюшка, ближайшее воскресение называется Антипасхой. Что значит Антипасха?

– Антипасха – вместо Пасхи. Некий всплеск радости, которой заканчивается неделя Пасхальная. От воскресенья до воскресенья. Когда мы говорим, что нужно было удостоверение Фомы, мы имеем в виду, что он должен своими руками осязать раны Христовы. Когда Христос Воскрес и являлся Своим ученикам, эти явления были засвидетельствованы.

По-моему, есть такое сообщение, что более чем пятистам братьям явился Господь в Воскресшем виде. При том, что ученики видели Христа, они не могли узнать Его. Мария не могла узнать и увидела в Нем садовника. Другие ученики, которые шли во Эммаус, тоже не смогли узнать. И только в благословении и преломлении хлеба узнали Христа Господа.

Фома видел раны от гвоздей. То есть раны никуда не исчезли. Но Христос мог проходить «дверем затворенным». Он приобрел особые свойства. Его тело приобрело особое свойство, но напоминало и говорило о тех страданиях и сообщало уверенность, что это тот самый Христос, а не призрак Христа. Христос, который был с ними, учил их, Воскрес и явился им. Он вечно пребывает одесную Бога Отца. Такое уверение, которое постоянно от нас требует жизнь, наша вера.

Уверение в том, что Христос реален, и все, что о нем говорили пророки, исполнилось. Все, что произошло с Ним на Голгофе, исполнилось. Он Воскрес, и в своем воскрешенном состоянии человек и Богочеловек. Это уверяет нас так же, как и Фому, в еще большей вере, большем желании изучать Слово Божие. Иметь больший религиозный опыт, большее проникновение с помощью благодати Божией в жизнь Христову. Повторяю, что нам во Христе через Церковь дана возможность соединиться с Ним, быть единым вместе с Его Телом и Кровью. Мы даже на физическом уровне причащаемся Тела и Крови Христова из Чаши Христовой.

Поэтому этот праздник – это восклицательный знак обретения Христа. Ученики действительно видели Христа в течение недели, могли убедиться. А Фома, который не был с ними, как сказано было, говорил: «Пока не увижу язвы гвоздиные, то не иму веры». Это не было неверие в обычном понимании слова, но он хотел убедиться, что его вера в Господа Иисуса Христа, в своего любимого учителя была истинной. Это его личный опыт, когда Господь дал ему это уверение.

«Батюшка, как сохранить благодать Пасхальной радости? Не срываться на ближних, не осуждать, не гневаться? Пасха прошла, и уже начинаю грешить этими грехами».

– Дело в том, что как бы мы ни постились, мы не можем за один Великий пост избавиться от всех наших грехов, страстей. И если Господь продлевает нам жизнь, значит Он дает нам шанс, возможность побороть в себе эти страсти. Не только постом нужно об этом заботиться. Нужно думать о том, чтобы сохранять благодать Божию.

Например, мы же знаем о том, что после Причастия нам нужно меньше разговаривать, говорить меньше праздных речей. Может, лучше уединиться, почитать Священное Писание, святоотеческую литературу, подумать о жизни, о Боге. Если есть возможность поговорить о Боге с кем-то, то лучше это время провести в этих разговорах, богословствованиях, а не спускаться сразу до уровня обычной жизни. Нужно себя хранить от суеты, от всего того, что уничтожает в нас мирное, благодатное состояние. Надо уметь сохранять ту благодать, которую мы получаем через молитву, богомыслие.

Здесь необходим трезвый подход к делу. Зная себя, свои не очень хорошие наклонности, избегать этих состояний так, чтобы не растратить благодать, данную Богом. Не только тогда, когда пост, а особенно быть осторожными, когда разрешается пища обильная и всякого рода веселья. Надо быть осторожным. Знать, что нам полезно, а что вредно.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс