Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1248) → Иеромонах Стефан (Игумнов): Господь всегда оставляет пути ко благому

Иеромонах Стефан (Игумнов): Господь всегда оставляет пути ко благому

№15 (1248) / 8 апреля ‘24

Беседы с батюшкой

Тема – «Великий пост». Мы продолжаем разбирать особенности духовной жизни в этот период, особенности богослужений. В будние дни не читаются привычные для нас отрывки Евангелия и Апостола. Мы слушаем не менее интересные и полезные Книги Бытия и Притчей Соломоновых. Книга Бытия читается последовательно с началом Великого поста. Уже прошли рассказы о сотворении мира, о грехопадении. Хотелось бы поговорить о том отрывке, что слышали сегодня в храмах. Мы вспоминаем, как дети Адама и Евы, Каин и Авель, приносили жертву Богу. Каин – земледелец, Авель – скотовод. Они принесли в жертву нечто от результатов своего труда. Господь принимает жертву Авеля, а жертву Каина не принимает. На различных изображениях мы видим, что дым от жертвы Авеля пошел вверх, к Богу, а дым от жертвы Каина лег по земле. Это указывает на то, что жертва Каина не была принята. И Бог в речи, обращенной к Каину, это подтверждает.

Почему жертва Каина не была принята Богом? Как возможно, что жертва может быть не принята? Они оба трудились, оба работали и принесли нечто от себя. Получается, недостаточно просто что-то принести? Нужно, чтобы это было достойное приношение, чтобы это было принято.

– Да, это так. Всем известно такое понятие, как каинов грех. Это грех братоубийства. Высшая степень зависти выразилась в таком страшном деянии. Но вы начали свой вопрос с того, что предшествовало этому греху.

Совершенно очевидно, что принятие жертвы Авеля и непринятие жертвы Каина не было лицеприятием со стороны Бога, мол, одного Он любил больше, другого – меньше. Это лишь показывает нам, что к моменту принесения жертвы Каин уже встал на греховный путь. Что-то предосудительное он уже делал пред очами Божиими. Или, по крайней мере, нечто такое, чего Господь не мог поощрить. По всей видимости, это было началом того греховного состояния, которое привело к страшному злодеянию – убийству брата.

Есть очень много комментариев этого ветхозаветного отрывка. Можно сказать, что жертва не была искренней у Каина, а Авель ее принес от чистого сердца. В Священном Писании сказано, что Авель принес самое лучшее. Про Каина же ничего такого не говорится. То есть он принес что-то, но, возможно, это было не лучшее от его трудов. Есть такая поговорка: «На Тебе, Боже, что нам негоже».

Комплексный тот грех, что мы называем каиновым. История с Каином и Авелем показывает нам динамику греха. Не просто человек согрешил, а потом исправился. Таких историй в Новом Завете очень много. А здесь мы видим динамику. Как постепенно в душе Каина грех занимал все большее место. Как он озлобился, позавидовал и в конце концов убил.

Еще раз подчеркнем, что началось все с малого. С такого небольшого семени, когда он просто что-то пожалел для Бога. Может, и вера его была не столь сильна. Это целый комплекс греховных чувств, греховных состояний, которые были в его душе. Каин и Авель были призваны к тому, чтобы действием показать преданность Богу, проявить свою веру через дела. Может, в состоянии смешанных чувств Каин долго бы еще ходил, но здесь они были призваны проявить веру делами. И она проявилась таким образом, что деяния Каина не были угодны Богу, а деяния Авеля Господь принял.

Есть еще много смыслов. Прообразовательный смысл в жертве Авеля и много других пластов мы можем найти в этом отрывке Священного Писания. Эта история может нас многому научить.

Она касается каждого из нас. Сложно представить себе более страшный грех, чем убийство брата, этот грех очень распространен в нашем обществе. Он очень распространен и в среде христиан. Не каждый из нас, слава Богу, доходит до крайнего выражения этого греха, но в той или иной степени каинов грех в нашей душе очень часто гнездится.

Как раз эта история показывает нам истоки и начальные стадии такого греховного состояния. Богу нужно молиться искренне, вера должна быть искренняя. Сердце должно быть открыто и к Богу, и к ближнему. Возвращаемся к двум главным заповедям, которые Господь дал нам: любви к Богу и ближнему. С этого начинается все. Если мы не совсем искренни в самом главном, в основе нашей веры и нашей духовной жизни, то мы на очень опасном пути.

Получается, исток этого греха, который привел к первому убийству в истории, лежал в неискренности отношений с Богом… Но есть люди, у которых просто нет отношений с Богом. Они как раз стоят на пути греха Каина, что может привести к страшным последствиям. В мире мы наблюдаем множество последствий такого греха.

– Тот, кто не строит отношений с Богом, так или иначе вынужден строить отношения с братом своим, с ближним. Не случайно опять вспоминаем две самые главные заповеди. Они равнозначны во многом пред очами Божиими: любовь к Богу и любовь к ближнему.

Есть точка зрения, что атеистов вообще нет. Все люди религиозные. А религия переводится как «восстановление связи с Богом». И если находятся те, кто отрицает свою связь и отношения с Богом, они тем не менее вынуждены выстраивать отношения с ближними, потому что мы живем в обществе.

И на эти отношения Господь смотрит таким же образом. Они строятся по тому самому закону любви. Закон для выстраивания отношений с Богом и ближними у нас один, здесь нет никакой разницы. Никому не удастся себя обмануть, говоря, что он ни во что не верит. Это будет ложь.

Я лично разделяю точку зрения, что все-таки не существует человека, у которого отсутствуют религиозные воззрения. Он будет, в крайнем случае, верить во что попало, но верить будет. Так устроена душа, что не может он полностью отдаться во власть материальных законов и не испытывать ни разу зова Божия в своем сердце.

Выстраивая отношения с ближними, человек должен делать этот выбор. Выбор относительно искренности этих отношений, любви и жертвенности. Мы это видим во всех культурах, во всех религиях, во всех народах. Какие-то элементы всегда присутствуют. Не случайно говорится, что людей, которые не слышали никогда о Христе, Господь будет судить по закону совести. То есть по тем поступкам, которые люди совершали в отношении ближних и других людей.

Это все можно понять с большей легкостью, если мы поймем глубже историю Каина и Авеля. Любая ситуация в нашей жизни находится перед очами Божиими, тем более то, что мы совершаем в отношении других людей.

Возможность иметь общение с другими людьми и свою душу очищать через это общение есть школа, которая учит нас общению с Богом. И в этой жизни, и тем более в вечности. Подготавливает нас к тому, чтобы с Богом общаться. Иначе мы не будем способны на это. Вот насколько важны наши отношения друг с другом.

Вопрос от телезрительницы: «Скажите, как бы совершился наказ Божий: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, если бы Адам и Ева не впали во грех?»

– Здесь важно, что Адам и Ева все-таки проявили послушание Господу и исполнили эту заповедь. Именно благодаря этому существует человечество, наша цивилизация, которая очень много ошибалась, делала на своем пути много неправильных поворотов, но каждый раз находились люди, возвращавшие ее на правильный путь, напоминая о Боге. Этими людьми были праотцы, пророки, патриархи, о них мы регулярно вспоминаем, особенно перед праздником Рождества Христова и во время Великого поста.

Вы упомянули о том, что сейчас читается Книга Бытия и вообще Ветхий Завет, и это прекрасная возможность для нас хоть немного вспомнить, задуматься об этих священных книгах, где содержится огромная мудрость, необходимая для нашей повседневной жизни.

Адам и Ева исполнили заповедь Божию, и род их продолжается и поныне. В этом роду есть и грешники, и праведники, и через этот род в мир пришел наш Спаситель, Господь Иисус Христос, благодаря Которому наше существование имеет смысл. И сам Адам получил прощение, надежду на спасение, и он обрел это после крестной жертвы Христа. Это обетование было дано Адаму еще в раю перед изгнанием его на нашу грешную землю.

Да, получается, что мы все-таки стараемся исполнять первую заповедь, которую дал нам Господь, несмотря на все последствия. После грехопадения Господь снова повторяет эту заповедь, то есть она не отменяется. Наоборот, несмотря на то что земля из-за человеческого греха была проклята и на ней произрастали только волчцы и терние, человек все равно был призван к тому, чтобы обрабатывать ее и совершенствовать, плодиться и размножаться, наполняя ее.

– Совершенно верно. Вы правильно отметили, что эта заповедь касается и всех нас, потомков Адама. Конечно, это не означает, что каждый обязательно должен завести семью и рожать детей, есть ведь и монахи – люди, которым Господь не допускает иметь детей. Но в широком смысле, конечно, все мы одна семья, и каждый народ в отдельности, и вообще все человечество, населяющее землю.

Господь благословил, чтобы род человеческий продолжался. Об этом молятся и Церковь, и монахи, живущие в пустыне и не имеющие детей. Монахи молятся за все человечество, за весь род человеческий, чтобы он продолжался и чтобы как можно дальше отодвигалось то время, когда исполнится его полнота и окончится бытие и этого мира, и человека на нашей планете.

А что касается того, что человек еще и ответствен за все творение, это тоже правда, и это тоже послушание в очах Божиих. Мы ответственны не только за нашу семью, наш род и наше общество. Мы ответственны и за природу, и за то, что происходит на земле, за случающиеся катаклизмы, за то, как мы обрабатываем землю и в каком состоянии передаем ее потомкам, и вообще мы ответственны за наше отношение к окружающему миру.

Человеку даны полномочия, дана благодать, дано благословение нести за это ответственность, и у него есть определенные способности, чтобы реализовывать это благословение. Все технические достижения человечества, все, что мы имеем, мы получили по благодати Божией.

Если Господь благословил человека обрабатывать землю, значит, Он научил и дал ему силы и разум, как изобрести трактор и все прочее, вплоть до телевидения. Для чего изобрели телевидение? Не для того, чтобы собираться в его пространстве и ругаться друг с другом, выясняя какие-то вопросы и так далее, а для того, чтобы сеять что-то доброе, как, например, на телеканале «Союз».

Все достижения человеческого разума, все таланты человеческие от Бога. Даже слово «талант», используемое нами, уже упоминается в Священном Писании в притче о талантах, правда, тогда так называлось совсем другое – деньги, но потом это слово стало нарицательным и обозначает дары Божии, которые есть у человека, дарования, которые Господь ему дал.

Поэтому заповедь – плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею – вообще обо всей нашей цивилизации, о том, как мы должны жить. И самое главное – эти слова Священного Писания опровергают любые теории о том, что раз все так плохо, раз мир лежит во зле и грехе и мы такие греховные, значит, нужно, чтобы все поскорее закончилось.

Ведь иногда появляются такие мысли, такие доктрины, что нужно, чтобы человеческий род поскорее прекратил свое существование, что мы ничего не хотим, мы не хотим никакого общества. И если мы не можем разрушить все, так хотя бы закончим все для себя, и так будет правильно. Но у нас есть заповедь Господня, которую Господь не отменял.

Вопрос от Татьяны из Москвы: «Господь Иисус Христос говорит в Евангелии: но и волос с головы вашей не упадет. Я читала, что Господь забирает только людей созревших. Недавно в Москве произошла страшная трагедия. Мы знаем, что Каин убил Авеля, знаем о сорока Севастийских мучениках. Получается, что все эти люди, которых Господь забрал, были созревшими?»

– Действительно, произошла страшная трагедия, и первое, что в этой ситуации должны делать Церковь и каждый из нас, христиан, это молитва об упокоении убиенных, усопших, чтобы Господь принял их в Свои объятия. А святых людей очень немного. Как правило, каждому из нас есть что сказать Господу до того, как уйти в мир иной, есть в чем раскаяться. Люди далеко не всегда успевают это сделать. Тем более, когда происходят такие трагедии, мало времени на покаяние, и в этом тоже тяжесть ситуации.

И когда такое происходит, самый первый наш долг – молиться об упокоении усопших и исцелении больных, и к этому сразу же после произошедшего призвал Святейший Патриарх. Во многих храмах практически сразу началось служение панихид и молебнов о здравии, то есть мы откликнулись на эту беду нашим христианским сердцем, и это показало, что борьба между тем, кого в нас больше – Каина или Авеля, может закончиться ко благу.

Может получиться так, что Господь все-таки примет нашу жертву, если мы будем трудиться и стараться ради этого, если будем взращивать в наших душах не гнев, не ненависть, а любовь, если будем молиться и всегда помнить о Христе.

А что касается погибших и вообще таких трагедий, наш ум, наша душа так устроены, что порой мы все понимаем, сердцем христианским все чувствуем, но вопросы все равно возникают: почему, зачем? Священное Писание многократно говорит нам об этом, и Сам Господь неоднократно объяснял подобные вещи, и они понимаются нашим сердцем, не только умом.

И очень правильно, что у нас так сложился разговор, что мы говорим и о грехе Каина и Авеля, и о заповеди Божией о возделывании земли, и об ответственности Адама, Евы и их детей (кем все мы являемся) за все, что происходит. Конечно, любые события – это для христианина побуждение к тому, чтобы задуматься о своих грехах, о своей роли в этой жизни, о том, что он больше сеет в отношениях с ближними – любовь или ненависть.

Грех подобного рода накапливается, зло порождает зло, и только христианское сердце может творить великое чудо – на зло отвечать добром, потому что так делал наш Господь. Все это многому нас научает, но и не отменяет трагичности подобных ситуаций, когда они происходят.

Трагедий в нашей жизни много очень, и главное, что нас спасает, – это молитва. Молитва помогает нам понять глубокие духовные законы даже самых трагических событий. Они понимаются и постигаются в глубине нашего сердца, когда мы остаемся наедине с Богом, когда предстоим перед Ним и хотим, чтобы Господь принял нашу жертву, как Он принял жертву Авеля, и не делаем каких-то лукавых движений в нашем сердце, как это делал Каин. Мы молимся Богу с чистым сердцем, и тогда Господь открывает нам великие тайны. Он показывает и подсказывает, как нам жить дальше, когда сегодня так тяжело всем.

Вспоминается отрывок из Евангелия о том, как у Христа спросили Его мнение о погибших галилеянах, кровь которых Пилат смешал с кровью их жертв. И Христос на это ответил: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Конечно, после такой трагедии мы не можем не молиться за тех, кто погиб, пострадал. Но с чем мы идем дальше?

– Я не привел пример с Силоамской башней, потому что не могу допустить неподъемную для меня мысль, что этот отрывок можно применить к данной ситуации, что кто-то мог так подумать о погибших. А с чем мы двигаемся дальше? Мы должны задуматься об этом, потому что все это про нас, все, что происходит в нашем обществе, вокруг нас, с нами, происходит не на другой планете.

Конечно, в произошедшем есть конкретные виновные, конкретные злодеи. В любой ситуации, когда совершаются преступления, есть конкретные преступники. Но опять же все это про нас в том смысле, что, наверное, в нашей собственной жизни недостаточно молитвы. Если мы задаемся вопросами и не находим на них ответов, значит, мы мало делаем для того, чтобы Господь дал нам их. Мы не спрашиваем об этом Господа, не просим Его о том, чтобы Он устроил нашу жизнь по христианским началам.

Трагедии бывают разными, порой бывают и такие, в которых на первый взгляд никто не виноват. Например, природные катаклизмы. Тем не менее, скажем еще раз, христианину любую человеческую боль нужно проводить через свое сердце. И я увидел, как никогда раньше, что наше общество единодушно откликнулось на произошедшую трагедию, которая всех потрясла своей циничностью, неприкрытой жестокостью и ужасом.

Страшно, что это совершила человеческая воля. Наверное, именно это больше всего ужаснуло всех нас. Но, на мой взгляд, отклик был очень христианским. Святейший Патриарх сразу же благословил всех нас молиться и правильно сориентироваться в этой ситуации, и президент наш сказал очень правильные и глубоко христианские слова о том, что эта беда ни в коем случае не должна расколоть наше общество. Это значит, что мы не должны сейчас культивировать ненависть в наших душах.

А как в такой ситуации может поступать человек? По-моему, только наша Православная вера и Сам Господь могут дать нам ответ на этот вопрос. Именно в таких ситуациях мы, пожалуй, и понимаем, насколько нам нужен Христос, что без Него все происходящее вокруг нас не имеет никакого смысла.

Записали:
Анна Родионова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс