Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1247) → Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу

№14 (1247) / 1 апреля ‘24

Первосвятитель

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста Церковь предлагает нам совершенно определенные средства, для того чтобы изменить свою жизнь к лучшему, укрепиться в вере, благочестии, доброделании. Прежде всего, конечно, богослужение. Ведь обычно мы не каждый день ходим в храм, а вот на первой неделе Великого поста большинство православных христиан посещает храм ежедневно. Мы чаще причащаемся, стараемся не пропускать воскресные богослужения – другими словами, наша религиозная жизнь становится более интенсивной, и это не может не отражаться благоприятно на наших поступках и на наших мыслях.

Вот о мыслях мне и хотелось бы поговорить. Есть замечательные слова в Пространном катихизисе митрополита Московского Филарета: вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу. Это очень точная формула. Святитель Филарет писал свой катехизис в те времена, когда в православной России стали развиваться рационалистические и материалистические убеждения, когда многие, опираясь на свой разум, стали отходить от Православной Церкви. Поэтому святитель и подчеркнул значение разума, ведь для того чтобы верить в Бога, нужно голову подключать, нужно опираться на свой разум, искать определенные доказательства, анализировать свою жизнь или, если угодно, историю рода человеческого – с тем чтобы разумно прийти к убеждению в существовании Господа.

Но слова святителя свидетельствуют еще и о том, что разум, ввиду многих перемен в жизни каждого человека, не может постоянно удерживать религиозное чувство, если оно остается только на рациональном уровне. Вера начинается в разуме, но принадлежит сердцу. Если же этого перехода нет, если мы верим философски, с точки зрения неких убеждений и логических доказательств, но сердце наше не охвачено верой, то такая умозрительная, философская вера очень непрочна. Ведь мы знаем, как русская интеллигенция растеряла свою веру – у нас были и философы, и мыслители, но пришла другая власть, началось воздействие на сознание людей, и многие от веры отказались, потому что не была крепкой вера, которая основывалась только на разуме.

Что же происходит с человеком, когда вера, возникшая в разуме, переходит в сердце? Мы обладаем разными органами чувств, но есть одно чувство, которое плохо описано в науке. Собственно, оно и не является чувством с научной точки зрения, хотя каждый убежден в его реальности. Я говорю о чувстве, которое испытывает сердце человека. Например, мать сидит дома, ребенок побежал гулять, и вдруг у нее сердце заныло. Она чувствует: случилось что-то плохое. Одевается, бежит и находит ребенка в каких-то стесненных или даже трагических обстоятельствах. Что же пробудило в ней тревогу? Не разум, не зрение, не слух, а чувства, отобразившиеся в ее сердце, в учащенном пульсе.

Еще раз хочу процитировать замечательные слова святителя Филарета: вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу. Очень важно, чтобы к ним прислушались современные люди, многие из которых приходят к вере в Бога рационально, в том числе на основании размышлений об истории рода человеческого, истории нашей страны или о том, что сегодня происходит с цивилизацией, о всех этих бесконечных кризисах, порожденных человеческим грехом. Все это очень часто убеждает людей в том, что есть высшая сила, но также и темная сила, а иначе как можно было бы объяснить многие безумства человеческие? Эти рациональные суждения необходимы, но они не являются достаточно надежными, потому что, если человек верит в Бога лишь рационально, то, сталкиваясь с некими аргументами, которые ставят под сомнение бытие Божие, он может ими увлечься. Но это никогда не произойдет с человеком, который поверил в Господа разумно, и вера стала его жизнью, самым главным и самым сильным чувством.

Церковь как раз и предлагает, чтобы люди современные перевели религиозные убеждения из сферы разума в сферу чувств. И если это происходит, человек становится очень сильным в вере. Мученики не отрекались от веры и шли на страдания за Господа не потому, что у них были убедительные рациональные аргументы. Никто не вспоминал ни о каких аргументах, когда христиан обмазывали смолой, подвешивали на столбы и поджигали. Но ведь никто не отказывался от Господа, если чувства были очень сильные, вера была очень сильная – настолько, что охватывала все существо человека и он просто не мог отречься от Господа.

Но и в наше время мы должны иметь живой опыт переживания божественного присутствия в нашей жизни. А происходит это тогда, когда в ответ на нашу молитву мы что-то получаем. Иногда люди отмахиваются и говорят: «это стечение обстоятельств». Действительно, те, кто был воспитан под воздействием атеистических идей, с трудом отказываются от своих убеждений, даже когда лицом к лицу сталкиваются с Божиим чудом. Но вера, которая начинается в разуме, должна обязательно переходить в сердце. Собственно в этом задача Церкви, задача пастыря, да и каждого верующего. Надо, чтобы именно в сердце хранилась вера. Ведь сердце – это удивительный орган. Если сердце останавливается, человек умирает. Заведенное во чреве матери, сердце работает без остановки, это почти вечный двигатель. Только вдуматься: до 70, аще в силах до 80 и даже 100 лет этот орган работает без остановки. И всякие объяснения невероятной силы сердца не убеждают человека, пока не подключишь религиозную аргументацию и не поймешь, что это Господь завел сердце и оно остановится тогда, когда Господу будет угодно.

Другими словами, наши размышления о жизни, об обстоятельствах, которыми сопровождается наше бытие, о плохом и хорошем, с которым мы сталкиваемся, мы всегда должны пропускать через наши религиозные убеждения. Наша вера должна быть критерием оценки того, что происходит в мире, в обществе, в отношениях между людьми. Но в первую очередь именно вера должна быть главным фактором, определяющим мотивацию наших жизненных поступков.

Без такой веры – разумной, связанной с очень твердыми убеждениями, с готовностью ее защищать – современный человек не сможет сохранить свою религиозность. И примеров тому очень много. Некоторые интеллигентные люди говорят: «Я верю, но в церковь не хожу». Такая вера – абстрактная, на уровне общих размышлений, – или, точнее, такое безверие не спасительно. Спасительна только та вера, которая укрепляет человека на жизненном пути, ограждает его от грехов и ошибок, которая живет в его разуме и его сердце.

Поэтому каждый верующий не должен быть безразличен к тому, что происходит в его сознании. Каждый из нас сталкивается с некими вызовами, будь то идеологические, философские, бытовые, культурные. И если некоторые из них порождают сомнения в нашем сознании, то мы не должны с этим мириться, мы должны их искоренять. Для этого нужно читать соответствующую литературу, иметь общение с духовником, а духовник должен быть достаточно подготовленным, образованным не только богословски, с тем чтобы уметь убеждать современных людей. Поэтому я не понимаю, как могут иные наши монахи говорить: «А мне не нужно образование». Если тебе не нужно образование, то не иди служить в храм, иди в пещеру, в лес, и там спасайся. Но если ты дерзаешь встречаться на Исповеди один на один с современным человеком, изволь сам быть образованным, хорошо знать, чем живут современные люди, с тем чтобы у тебя было ясное понимание того, как ты можешь помочь человеку, если вдруг сомнения вошли в его сознание. Помочь не воспроизведением штампов, а живыми словами, способными убедить, а значит, спасти человека.

Все эти мысли приходят на ум в дни Великого поста, потому что, действительно, пост – это особое время размышлений. Размышлений о жизни, о том, что для нас важно и что менее важно, что для нас самое главное и сколько внимания мы этому самому главному уделяем.

Нельзя пропустить дни Святой Четыредесятницы, но нельзя просто отстоять на службе, уйти и все забыть. Мы должны постоянно оставаться в атмосфере этих замечательных спасительных дней, мы должны больше читать Священное Писание и, если есть возможность, творения святых отцов. К сожалению, не всегда святоотеческие тексты понятны и убедительны для современного человека, но есть много хороших умных книг, написанных богословами нашего времени, которые помогают разобраться в вопросах, нередко возникающих у наших верующих. Другими словами, Святая Четыредесятница – это время молитвы, время воздержания, время поразмыслить и о своей вере, и о своей жизни, а через эти размышления, через молитву в храме, через причащение Святых Христовых Таин укрепиться в мысли о том, что мы на единственно правильном пути, который открывает нам перспективу общения с Самим Богом, Творцом, Спасителем и Судией нашим.

Да помогает всем нам Господь и в молитве, и в мыслях, и в трудах спасительно провести дни Святой Четыредесятницы. Храни вас Господь. Аминь.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс