Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Время Великого поста – это время, которое дается нам, чтобы мы укрепились в добродетели воздержания, в молитве, а также в доброделании. Что касается доброделания, то это достаточно понятная для всех категория – хорошо известно, что многие занимаются совершением добрых дел, существуют целые организации, и действительно, благодаря доброделанию идут быстрее на поправку раненые и больные, обретают надежду те, кто оказался в трудном материальном положении и потерял всякую надежду. Доброделание ни у кого не вызывает никаких вопросов – ведь так оно и должно быть.
А вот другая добродетель – воздержание – понятна далеко не всем. Для человека, далекого от Православия и вообще от христианской традиции, не задумывающегося, чтó есть вера, что значит человеческая жизнь и что значит жизнь загробная, воздержание – абсолютно непонятная тема. «Зачем воздерживаться? Я же работаю, зарплату получаю – почему я не могу купить себе или своей семье что-то повкуснее, калорийное?» А когда такому человеку говорят, что лучше эти сорок дней скоромное не вкушать, для него это абсолютно неприемлемо. Он и представить не может, как в течение сорока дней не есть мясное или молочное. И от такого человека, даже при его доброй воле, потребуется огромное напряжение сил, чтобы он смог наконец понять огромное значение воздержания не только для духовной, но и для физической составляющей нашей природы.
Но ведь это действительно так. Воздержание от пищи – и не только от пищи, но и от дурных слов, от конфликтов – сохраняет наши жизненные силы, нашу жизненную энергию. Кстати, такого рода практики существуют не только в христианстве. И это вполне понятно: мы имеем заповедь о посте, а потому с полным доверием относимся к этому божественному установлению, а другие естественным путем, прибегая к дисциплине самоограничения, в том числе в пище, на практике опознали его огромную пользу для организма, но также и для воспитания волевых и даже умственных сил. Другими словами, не существовала бы тысячелетняя традиция поста и воздержания, если бы люди не видели в этом пользы.
Но постящийся нередко сталкивается с проблемами или, как мы теперь говорим, вызовами, на которые ему необходимо ответить. И одна из самых сложных проблем такого рода возникает, когда в семье один постится, а другие не постятся. Здесь на постящемся как бы двойная духовная нагрузка – он не только ограничивает себя в пище, уделяет больше времени молитве, но и должен как-то справляться с негативной реакцией на его пост со стороны детей, родителей, родственников, знакомых или сослуживцев.
В молодости я имел опыт работы в светских учреждениях, и помню, как всякий раз после посещения столовой мне приходилось отвечать на недоуменные вопросы: «А почему ты себя истязаешь? Да ты молодой парень, зачем тебе это надо?» И уже тогда я понял, что для людей разумных, открытых к восприятию мыслей собеседника, есть возможность понять, по крайней мере, рациональное значение поста. А в чем же заключается это рациональное значение? В том, что пост полезен для организма. Невозможно постоянно употреблять пищу белковую, изобилующую жирами, – это вредно, особенно для мозгового кровообращения, да и для многих других функций организма.
Но ведь мы с вами говорим сейчас не о медицине, а о духовной жизни. Так вот, если пост полезен для физического организма, то еще более он полезен для нашей души. Прежде всего потому, что самоограничение – это очень важный инструмент воспитания воли, а ведь каждый хочет быть волевым, сильным – и верующий, и неверующий.
Вот я хотел бы сегодня обратиться ко всем, кто хочет воспитать в себе сильную волю, особенно неверующим. Зачем искать неизвестно откуда взявшиеся практики такого воспитания? Да попоститесь в Великий пост – как, может быть, постятся ваши родители или ваши сослуживцы! Просто примите на себя добровольный отказ от белковой, скоромной пищи и проанализируйте, так ли вы сильны, как вам кажется. И если вы не почувствуете внутренний дискомфорт, значит, вы проникаетесь значением и смыслом поста. Но для того чтобы это произошло в сознании, в душе невоцерковленного человека, незнакомого с нашей церковной дисциплиной поста, ему нужно, по крайней мере, попробовать.
Знаю, что благодаря средствам массовой информации мои слова услышат многие. Но попросил бы и вас, мои дорогие прихожане, именно так поговорить с вашими непостящимися родными, близкими, знакомыми или соседями. С любовью, мирно рассказать им о великой пользе поста для физического состояния человека, для продления его молодости, а ведь сейчас многие, особенно среднего и пожилого возраста, очень озабочены тем, чтобы жить подольше. Хочешь жить подольше – ешь меньше мяса, жиров, исполняй предписания Церкви, которые основаны на великом двухтысячелетнем опыте, свидетельствующем о спасительном значении поста, но и о том, что пост всегда сопровождался укреплением сил физических, каким бы парадоксальным это ни казалось.
Мы живем в неспокойные времена, в том числе для нашей страны, когда весь народ должен как-то консолидироваться, собраться с силами. Мои родители, пережившие войну и ленинградскую блокаду, часто рассказывали мне, как в тяжелые для страны времена верующие страдали от притеснений. Да и не только верующие – многие страдали лишь из-за своего происхождения, и, конечно, огромным испытанием стала война. Многие на Западе, кто провоцировал эту войну, считали, что тут России и настанет конец, но Россия устояла, и немалую роль в преодолении этих испытаний сыграла наша Церковь, которая действительно была вместе с народом, которая проповедовала людям Богом данные истины, пробуждала любовь к ближним своим, к Родине и призывала к мужественной защите Отечества.
Но почему я говорю об этом в связи с постом? Потому что даже тогда, даже в блокадном Ленинграде православные постились. Можете себе представить? Многие умирают от голода, а православные пытаются, несмотря на голод, все-таки не вкушать скоромной пищи. И если бы все они поголовно умерли, то у меня не было бы таких свидетельств. А я имею свидетельства именно тех православных людей, которые даже в экстремальных условиях соблюдали пост и остались живы, здоровы, а затем женились, вышли замуж, родили здоровых детей, и кое-кто из них жив еще и сейчас.
Все эти примеры, мои дорогие, из особых периодов нашей национальной истории и вообще из истории рода человеческого свидетельствуют о том, насколько же важен пост. Может быть, мы не в состоянии до конца понять все, что происходит в нашем сознании, в нашем организме, когда мы не вкушаем скоромной пищи. Но ведь недаром Церковь говорит, что нужно поститься; и не от ветра главы своея, а от векового опыта и того вдохновения, которое получали подвижники благочестия, встававшие на путь поста.
Вот дай нам Бог и сегодня – людям, живущим в благополучных условиях, тем более православным людям, которые регулярно посещают храм, – отложить все ссылки на то, что по каким-то причинам мы не можем поститься. Вспомните мои сегодняшние слова и про блокаду, и про неверующих, и про многое другое. О том, как людям было трудно, почти невозможно поститься, – а пост соблюдался.
И да поможет нам всем Гос- подь осознать важность поста, а без этого осознания ничего не получится. Кто-то скажет: «Да зачем вы это делаете, да кому это нужно, да хорошо ли это для здоровья», и у человека, неосознанно постящегося, мотивация к посту будет ослаблена. А она должна быть очень сильной, мы должны твердо знать, что пост – Божественное установление. Ведь и пророки постились, и апостолы постились, и Сам Господь Иисус Христос постился, а значит, и мы, Его последователи, должны идти тем же путем. И да поможет нам Господь избежать искушений, связанных с постом, но, самое главное, в течение постных дней, сопровождающихся ограничением пищи и усиленной молитвой, изменить себя к лучшему. Вот об этом нужно думать больше всего и, поставив хотя бы небольшие задачи, постараться их осуществить в течение Великого поста, с тем чтобы совершить, может быть, почти микроскопическую, но реальную победу над самими собой, укрепляя свою волю ко спасению и укрепляя себя в послушании Господу. А значит, укрепляя себя в надежде на то, что Господь и нам скажет: Приидите ко мне, наследуйте царство, созданное для вас от сотворения мира (см. Мф. 25:34). В этой надежде мы должны пребывать – и в дни поста, и вне поста, и в течение всей нашей жизни. Аминь.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.