Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1244) → Протоиерей Андрей Канев: Суетная слава

Протоиерей Андрей Канев: Суетная слава

№11 (1244) / 11 марта ‘24

Аскетика

Продолжение. Начало в №№31, 34 (2020 г.) – 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.) – 1–3, 33–39, 41–43, 45–48 (2022 г.) – 1, 3–11, 13–19, 26, 29 (2023 г.) 4–10 (2024 г.)

Мы приступаем к новому небольшому циклу в рамках нашего большого, многочасового цикла. Сегодня 104-я встреча. Следующий цикл будет посвящен изучению страсти тщеславия. Я условно назвал его: «Тщеславие – сладкий яд».

Итак, часть первая. Давайте разбираться, что это за страсть такая. Само слово «тщеславие» состоит из двух частей: слово «слава» и «тщета» (то есть суета). То есть это пустая, суетная, тщетная слава. Перед кем болеющий этой страстью пытается себя показать? Конечно, перед людьми. Поэтому особенность этой страсти, если очень кратко сформулировать, – это суетная слава перед людьми.

Теперь нам нужно будет вспомнить наши огласительные беседы, первые беседы о том, какова человеческая природа после грехопадения. И если мы освежим эти знания, то вспомним, что у всех нас есть все страсти. И если мы, будучи простыми людьми, живущими обычной человеческой жизнью, скажем, что у нас нет тщеславия, потому что мы не выступаем на федеральных каналах, не звезды, не лидеры общественного мнения, то категорически ошибемся.

Суетная слава не означает, что человек обязательно должен стать суперзнаменитым и мелькать в каждой телепередаче. Вовсе нет. Ведь люди-то всегда перед нами, правда? В семье, в трудовом коллективе, соседи. Эта страсть хитрая и очень сложная. Она проявляется вообще везде, не важно, чем будет заниматься человек. Я не считаю, что есть профессии недостойные или недостаточные. Не важно, чем мы занимаемся, необязательно руководить «Лукойлом» или «Газпромом», быть суперзвездой мирового уровня, в нас будет тщеславие в обязательном порядке.

Это основа основ нашего понимания сути падшей человеческой природы. Суетная слава есть всегда, поэтому мы должны от этого отталкиваться и постараться изучить эту очень сложную страсть. Это не чревоугодие, когда, знаете, съел и переел. Это страсть сложнее всех, которые мы изучали до этого. Предыдущие встречи были посвящены унынию; так вот, тщеславие на порядок сложнее. Если уныние так или иначе можно зацепить, увидеть, что происходит, почувствовав эти негативные ощущения, то тщеславие ловить сложнее. Но с Божией помощью попробуем это сделать.

Приведу простой пример: один мой знакомый, бывший военнослужащий, рассуждал об этом и говорит: «У меня нет тщеславия, я гвардии полковник разведки». И вот слово через слово, к месту и не к месту, он рассказывает, что он гвардии полковник разведки, тем самым показывая, что тщеславия у него настолько много, что оно даже не к месту изливается, когда тебя не спрашивают, кто ты по званию и где служил. Это особенность этой страсти. Она, как всякая другая, пытается маскироваться, показать, что ее нет. На самом деле выливается очень даже серьезно. В другой раз мы изучим, как она проявляется. Сегодня передача посвящена общей характеристике этой страсти.

У тщеславия есть две стороны. Допустим, чревоугодие – в основном плотская страсть, а тщеславие может проявляться как в плотском виде, так и в духовном. Плотские проявления, когда человек тщеславится своим голосом, цветом глаз, ростом, телом, одеждой, украшениями, машинами, телефонами. Всяким этим барахлом, побрякушками, которыми мы увлекаемся и на которых, собственно, построена вся эта индустрия соревнований в человеческом обществе, чтобы внешне показать себя каким-то превосходным над другими людьми. Это плотская сторона страсти. Ее очень много. Можно увидеть, как у человека, например, есть телефон, но ему нужен другой, потому что его только что отрекламировали. А он точно такой же, работает точно так же, плюс-минус какие-то фишечки. Но самое главное не фишечки, которыми ты, может быть, и не пользуешься, а сам бренд, что ты обладатель какой-то блестящей мишуры, которая тебя возвышает над другими людьми. Что ты можешь сделать с этой мишурой? Правильно, похвастаться. Вот это тщеславие с плотской стороны.

Или ты тратишь кучу времени, чтобы быть красивым. Это больше женщин касается. Вопросов нет, они должны быть красивыми, женственными, ухоженными, целомудренными. Это понятно. Но когда человек ради внешнего вида тратит огромные средства для того, чтобы привлекать, чтобы превозноситься над другими, это тоже плотская сторона тщеславия. Она есть, несмотря на то что тщеславие – духовная страсть.

И есть еще одна сторона этой страсти, когда человек начинает хвалиться, превозноситься над другими, оценивать себя с однозначно положительной стороны, показывать свою внутреннюю духовную сторону жизни. Когда он пытается жить христианской жизнью, делать что-то духовное, особенно на первых порах, ему тут же хочется делиться этим, идти рассказывать это другим и так далее. Это тоже исходит от страсти тщеславия.

Еще есть внутренняя, еще более глубокая сторона этой самой страсти, относящаяся к духовному: когда человек сам собой доволен. Он не- обязательно показывает себя перед людьми и хвастается, это грубое проявление, а когда именно наслаждается собой. «Я стою в храме, какой красавчик, как здорово спел!» Или: «Как я здорово помолился». Или: «Вот все переходят с места на места, а я стою на месте, какой молитвенник!» Как в Евангелии фарисей говорил: Несмь, якоже прочии человецы. «Все грешники, блудники, а я такой красавчик, уже фактически святой человек…». Это духовная сторона. Мы должны особенно следить за ней, а не думать, что если не похвалился и iPhone не новый, то как бы тщеславия и нет. Неправда. Все это есть.

Одна из особенностей этой страсти в том, что раз она имеет такую духовную сторону, то очень сильно влияет на душу. По ее специфике получается, что она сопровождает и отравляет все духовные дела. Понимаете? Вот в чем ее сложность. Если, допустим, есть откровенный грех и безбожие, то человек пришел к Богу, отказался от этого греха, отрекся, и его уже нет. Или он заблуждался, неправильно думал, находился в унынии, но потом Господь его отрезвил, и он пошел изучать веру, бороться, стал в храм ходить, и вроде страсть уменьшилась, исчезла. Но тщеславие по своей природе таково, что может сопровождать всякое духовное дело. Некто идет на Исповедь и думает: «Как хорошо, что я поплакал». Или: «Хорошо, что у соседа маленький листочек, а у меня большой». Обычные вещи, думаю, вы тоже их встречаете. «Все в очереди стоят и возмущаются, а я нет». Эта страсть может отравить даже такой момент, как Покаяние, имеется в виду не внутреннее, а внешнее, таинство Исповеди. Если человек ее не замечает, то на Исповеди может покаяться в том, что объелся, с женой поссорился, но не обратить внимания на то, что тщеславился много раз на дню. А когда мы уже знаем про грехи, про страсти, как они проявляются, смотрим на других и думаем: «Вот какие они – и какой я!» Чем мы в этом случае отличаемся от фарисея? Ничем. Поэтому любые духовные дела – пост, молитву, помощь другим, выполнение заповедей – тщеславие неизменно будет отравлять. Это же яд.

Мы должны быть очень внимательными. Это не плотская, а духовная страсть, поэтому она будет бить по самому главному, по духовному. Мы должны крайне внимательно следить за собой, чтобы не увеличивать и не подпитывать ее.

У этой страсти есть разные стороны, для четкости и понимания я назвал их крайностями. Вот человек ведет борьбу, допустим, строго постится, и вольно или невольно это все замечают. Он начинает отравлять себя этой страстью, когда думает про себя: «Все увидели, что я пощусь; значит, пойдут к вере и станут христианами. Пускай видят, какие христиане молодцы, увидят, что во время поста все едят тортик, потому что день рождения у сотрудника, а я нет». Они спрашивают: «Почему ты не ешь торт?» Скажу: «Идет Великий пост, поэтому не буду. Мне нельзя, я христианин». И так далее. Вся эта кутерьма, которая мысленно у нас происходит, это что? Конечно, тщеславие. Эти самые мысли, что от моих действий пойдет волна добродетели, сметет грех, все сразу станут верующими, придут в Церковь, и все это благодаря тому, что я отказался от тортика.

Другая сторона, когда нет борьбы. Поясню: человеку в Великий пост предложили тортик, а он взял его и скушал и думает: «Я молодец, по любви поступил. Правильно поступил, не оттолкнул людей. Они увидят меня и скажут: какой любящий человек! Потому что христианин. И пойдут в Церковь толпой».

То есть там он внутренне себя похвалил за борьбу с грехами. А тут, получается, тщеславится, что у него нет этой самой борьбы. Пощусь – тщеславлюсь, не пощусь – тщеславлюсь. Как преподобный Иоанн Лествичник говорил: побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, тоже тщеславлюсь. Это из этой серии. Особенность этой страсти как раз в том, что она отравляет духовные дела и подвиги. Именно вот этим ощущением, что ты молодец, что у тебя получается, что ты на правильном пути и это здорово. Это придает удовольствие. В этом особенность этой страсти. Это не просто холодные мысли, это яд.

Тщеславие, как и яд, убивает душу не абстрактно, а физически. Как хочется похвастаться, что ты перевел бабушку через дорогу! Так это приятно рассказать: какой я молодец, что помог бабушке!

Особенность этой страсти еще и в том, что, когда человеку нечем хвалиться добрым, он начинает хвалиться пороками. На этом построена индустрия популярной культуры, когда новости – реальные или придуманные – публикуются в желтой прессе и это разлетается по интернету в секунды как горячие пирожки; сейчас для этого создана подходящая среда. То, что, например, какой-то рабочий совершил подвиг, собрал 300 автомобилей, реально стал героем труда, – это неинтересно, а то, что какие-то псевдозвезды голышом поплясали, – это новость. Почему они это сделали? Добродетелями они не могут похвастаться, поэтому приходится хвастаться пороками. Не важно, какая основа – добро или зло, лишь бы в итоге были слава, известность, чтобы про тебя говорили.

Но это необязательно со звездами должно происходить. Это встречается и в нашей с вами среде. Например, когда человек говорит: «Я – великий грешник!» А что ты великого сделал? Селедку съел не в то время...

Давно, когда я только воцерковлялся, у моего духовника была такая история. Подошел человек, картинно сложил ручки и сказал: «Батюшка, благословите великого грешника!» Он на это ответил: «Жалкий ты грешник». А тот обиделся и ушел. Вот оно, проявление этой страсти. Показал себя грешником, порочным человеком, а на самом деле получил прекрасный урок видения тщеславия. Потому что он может себя показывать смиренным, послушным, кротким, но стоит только задеть его самолюбие, как из него такой драконище вылезает! Такова на самом деле внешняя оболочка этого сладкого яда – тщеславия. Поэтому бывают люди, которые хвастаются своими пороками, не каются по-настоящему. А чем хвалиться-то?! Это беда, болезнь, гной твоей души. Какой ты грешник? Жалкий. Грешник на самом деле, но не осознающий этого.

Основа тщеславия – сладострастие. Почему это сладкий яд? Если бы торт был вонючий, противный и горький, то никто бы его не съел. А бывают яды без запаха и вкуса. Примешай его к медку, к тортику, в пирожное и отравишься, даже не почувствовав, что отравился. Основа тщеславия – это сладострастие и чревоугодие. Они связаны между собой, как и все другие страсти.

Урок вам, братья и сестры, домашнее задание. Попробуйте в течение дня понаблюдать за собой: хвастаетесь ли вы, оцениваете ли себя, переживаете ли о том, что о вас подумали окружающие, начинаете ли особенно себя вести, когда люди вокруг вас находятся и когда при них что-то удается сделать положительное? Почувствуйте, попробуйте увидеть, как приятно становится: когда вас похвалили, когда вы увидели отзыв от людей, когда вы показали, какой вы хороший, и вам говорят: «Слушай, ну ты молодец!» Вы отвечаете: «Да, что я, грешник, что ли, великий?» А самим внутри приятно. Там, где гнев обычно закипает, там же появляется и приятное чувство сладострастия.

Почему с малолетства детишки показывают себя, учатся хвастаться? Потому что они – в отличие от нас – еще пока не такие сложные внутри, у них нет жизненного опыта, и они делают что-либо просто потому, что им это приятно. Вот ребенок что-то сделал – все посмеялись. Он даже не понял, что он сделал, но потом повторяет, чтобы вызвать реакцию близких людей – родителей, родственников. Скажет какие-то нелепые слова, потом сам же их и повторяет, чтобы окружающим было смешно, а ему – приятно.

И мы, становясь старше, делаемся все сложнее, а механизм тот же остается. Если не было бы приятно, то никто не поддавался бы на эту самую страсть – очень тонкую и сложную.

Сложность ее еще в том, что при борьбе с ней она только усиливается. Давайте разберем ее. Если мы будем бороться с чревоугодием (как мы с вами говорили в передаче о чревоугодии, о борьбе с ним), будем питаться умеренно, то нужно будет побороться, но это вполне достижимо, ничего тут сверхсложного нет. Наладить режим питания, отказаться от вкусняшек и сладостей, от странных видов пищи – и чревоугодие будет уменьшаться. Иногда оно будет проявляться, но все равно будет идти на уменьшение. Чем меньше человек потакает страсти, тем стремительнее она уменьшается. С тщеславием же – ровно наоборот. Эта страсть крайне сложная. При борьбе, как говорят святые отцы, она усиливается. Почему? Вот ты поборолся с чревоугодием, победил его – и сразу тщеславие пошло.

Мы часто делаем ошибку, когда говорим: «Я победил страсть». Или: «Я победил грех». Или, наоборот: «Я не могу это сделать». И отходит человек от Бога, потому что у него ничего не получилось. Так ведь не мы это делаем! Давайте вспомним основы покаяния: человек замечает свою болезнь, кается, не хочет больше ее повторять, но лечит-то его Бог! Господь, видя его труды, подает ему помощь для ослабления страсти, а тот начинает тщеславиться тем, что это будто бы он сам сделал. Рассуждая так, он в ближайшее время снова упадет, это просто основа основ.

Есть предание про одного из подвижников благочестия (по-моему, Макария Великого). После кончины он проходил мытарства, бесы пытались его обвинять, останавливать, а он упорно шел к Богу. Когда идти осталось уже немного, бесы сказали ему: «Все, ты великий, ты нас победил». Подвижник повернулся к ним и ответил: «Еще нет». После чего и зашел в рай. А в нашей бытовой жизни часто мы приписываем себе победу над страстью, грехом, даже забытым, не повторяющимся в силу возраста, например. Мы меняемся, организм меняется, и какие-то страсти, связанные с плотью, утихают на физиологическом уровне, а человек думает, что он их победил.

С тщеславием все по-другому: чем больше ты борешься, тем больше страсть начинает проявляться. Поэтому нам нужно быть крайне внимательными. Эта страсть не утихает, она будет биться с нами до последнего. Она не ослабевает с возрастом – это мы с вами должны понимать. То, что мы становимся старше, не означает, что страсть уменьшилась. Ни возраст, ни место жительства не могут повлиять на нее – она живет у нас внутри. И поскольку она бывает разная (напоказ людям или внутри себя), она всегда действует, и возраст для нее – не помеха.

Опыт духовной жизни, наше время, проведенное в Церкви, тоже не ослабляют эту страсть сами по себе. Священный сан не освобождает от нее: стал человек монахом или священником – страсть все равно будет проявляться, только формы у нее будут другие, виды проявления более сложные. Поэтому с ней нужно бороться всем и всегда.

Еще одна ее особенность, которую подмечают святые отцы, – тщеславие пленяет ум. Естественно, ведь это яд, и человек, отравляясь им, начинает делать страшные глупости. Из-за этого часто рождаются зависть и злоба друг против друга.

Мы видим в Евангелии, как фарисеи, которые изначально были подвижниками, незаметно увлеклись вот этой самой страстью, ум их повредился, и они, вследствие этого состояния, убивают Бога, Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего спасти людей. Казалось бы, все они изучили Священное Писание, знали веру и закон, знали, что такое подвиг ради Бога. Не избавившись от тщеславия внутри себя, они настолько опьянели умом, что пошли на богоубийство. И такое возможно с каждым. Не надо думать, что это все было 2 000 лет назад и фарисейство как состояние души уже исчезло. Вовсе нет.

Кратко об особенностях этой самой страсти мы поговорили, домашнее задание я вам дал. Поэтому наблюдайте, смотрите за собой: есть ли у вас эта страсть, как она проявляется – в мыслях, чувствах, делах, словах, можете вы ее побороть или не можете. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Мария Лытасова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс