Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
23 февраля Церковь заупокойными молитвами отмечает 95 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия II, предшественника Святейшего Патриарха Кирилла. Вы лично знали Патриарха Алексия, при нем стали архиереем. Хотелось бы услышать от Вас какое-то воспоминание о нем.
– Мы помним нашего Святейшего Патриарха Алексия и всегда поминаем его в наших молитвах за богослужениями. Помним и труды, которые он нес на своем патриаршем служении. При избрании он говорил, что на склоне лет Господь судил ему нести патриарший крест, и просил у всех молитв, чтобы Господь помог ему в несении этого креста. Святейший Патриарх Алексий нес крест патриаршего служения очень достойно, благочестно, с любовью. Он полностью отдал себя Церкви и людям, и плоды его трудов многочисленны.
Через его сердце проходили тяжелые ситуации для Церкви, когда многие храмы закрывались, многие священники подверглись гонениям со стороны властей, даже архиереев угнетали. Сам он всячески пытался не допустить закрытия храмов. Я помню, как он говорил, что в первые же дни своего архиерейского служения ему сказали, что нужно закрыть Пюхтицкий монастырь. Он был очень удручен: «Как же так! Я начинаю свое архиерейское служение именно с закрытия монастыря». Будучи уже довольно влиятельным человеком, он в Пюхтице устроил Конференцию европейских церквей и таким образом предотвратил закрытие монастыря. Всячески он старался повлиять на то, чтобы сохранить Церковь Христову.
Но Божией милостью ему пришлось порадоваться и тому времени, когда открывалось очень много храмов. Он освящал эти храмы, ездил по многим территориям Русской Православной Церкви, совершал там богослужения, и люди радовались его приезду. Важно, что открывались храмы, обретались мощи святых, обретались иконы. Очень запомнилось время, когда нам передали мощи преподобного Серафима Саровского. Какое было торжество всей нашей Церкви, когда святые мощи несли из Петербурга через Москву по дороге до Нижнего Новгорода, до Дивеево! Везде их встречали с особой радостью. Везде люди стояли на дорогах, кланялись этим мощам. Люди стояли даже на крышах домов. Был духовный подъем в то время.
Святейшему Патриарху Алексию удалось многие святыни вновь обрести. Это относится не только к мощам преподобного Серафима Саровского. Мощи и других святых нашей Церкви были обретены и переданы ей. Это было особое благодатное явление в нашей Церкви – возрождение и духовный подъем. Мы помним, что все это произошло в годы служения Святейшего Патриарха Алексия. Надеемся, что Господь оценит его труды великими радостями и обителями в Царстве Небесном. Молимся о том, чтобы Господь даровал ему вечную радость и вечное упокоение в Царстве Христовом. Царство Небесное Святейшему Патриарху и вечная память!
Вопрос телезрителя: «Можно ли читать акафисты в среду и в пятницу? Можно ли в день читать сразу два, три или больше акафистов?»
– В среду и пятницу акафисты читать можно. По правилам Церкви в среду и пятницу мы читаем акафист Божией Матери, но можно читать акафисты и другим святым. По поводу количества акафистов в день надо советоваться с духовником. Потому что чтение большого количества акафистов может повредить. Когда совсем не читаешь акафисты, тоже плохо. Но, когда есть такой порыв сердца, чтобы почитать побольше, то тут есть определенные духовные опасности. Поэтому лучше посоветоваться с духовником, чтобы получить благословение на чтение одного, двух или трех акафистов. С этим надо быть очень осторожным.
Чтение акафистов ведь должно быть не в ущерб другому чтению, нужно читать еще и Евангелие, и Псалтырь?
– Да, совершенно верно! Есть такое правило православного христианина, что он должен читать в домашних условиях утренние и вечерние молитвы, одну главу из Евангелия и две главы из Посланий святых апостолов. Если есть желание, можно почитать и акафист, и каноны – Божией Матери, покаянный канон Спасителю, канон ангелу-хранителю. Очень важно каждый день читать житие святого дня. Это тоже очень поучительно и назидательно для нас и очень воодушевляет на духовную жизнь. У нас есть возможность проявить себя и в исполнении своего келейного правила в той полноте, в которой нас благословляет наша Церковь изначально.
Мне кажется, что есть определенная народная любовь именно к акафистам. Сейчас в храмах тоже обязательно один-два раза в неделю читают акафисты, служат молебны с акафистами. Почему именно акафисты?
– Люди любят акафисты, и так было с древних времен. Я помню еще с советского времени, что верующие собирались на акафисты в каждый воскресный день вечером. Ведь акафисты имеют очень глубокое содержание, и люди чувствуют, что после их чтения они получают то, что необходимо для духовной жизни. И раньше, и сейчас люди заказывают после богослужения акафисты и святителю Николаю, и Божией Матери, разным иконам и угодникам Божиим, потому что через чтение этих акафистов они получают необходимое для решения того или иного вопроса, который у них возникает в жизни.
Интересно, что в богослужебном году, согласно Уставу, читается всего один раз акафист Похвалы Пресвятой Богородицы – в субботу Акафиста. Мы сейчас находимся в преддверии Великого поста, и эта суббота как раз скоро наступит. Подготовительный период начинается уже с Недели о мытаре и фарисее, где мы слышим скорбное песнопение «Покаяния отверзи ми двери…», чтобы настроить нас на покаянный лад, задуматься о грядущем Великом посте, встретить страдания Христовы, а в конце будет праздников Праздник и Торжество из торжеств. Нам предстоит большой путь – путь Великого поста. О чем нам стоит задуматься, когда мы слышим слова Евангельской притчи о мытаре и фарисее, а в ней такую близкую каждому человеку молитву, как «Боже, очисти мя грешного, Боже, милостив буди ми грешному»?
– Я хочу поздравить всех нас с приготовительными неделями Великого поста. Святая Церковь как чадолюбивая мать заботится о нас и предлагает за три недели до поста настроиться на него и подготовиться к этому великому подвигу. Нам предлагается подготовиться к великому празднику Пасхи Христовой постом и молитвой. Итогом наших поста и молитвы должно быть исцеление нашей души от всякой греховной скверны и такое очищение нашей души, чтобы мы почувствовали благодать праздника Воскресения Христова, которую Господь посылает всем в этот праздник.
Господь был распят на Кресте за нас, чтобы искупить нас от греха и проклятия смерти, избавить от вечных мучений и даровать нам вечную радость. Эту вечную радость Он показал тем, что Он Сам был умерщвлен на Кресте, но Своей Божественной силой Воскрес из мертвых и дал нам надежду и веру, что и мы тоже воскреснем со Христом для вечной жизни в Царстве Божием. Главная цель пришествия Христа Спасителя – дать нам вечную радость, которую мы потеряли грехопадением наших прародителей Адама и Евы. Господь пришел на землю, чтобы нас возвратить в то Царство, что мы потеряли.
Он возвратил нас очень дорогой ценой – ценой Своей крови, Своих страданий на Кресте. Если мы глубоко проникаемся в эту жертву Христову ради нашего спасения, то, конечно, мы настраиваемся на пост и молитву, чтобы вот этой малой жертвой проявить свою любовь к жертве Христовой. Господь принес Себя в жертву за нас, а мы приносим себя ради Бога, ради нашего спасения. Очень важно, чтобы мы понимали, для чего Святая Церковь установила этот пост.
Святая Церковь, понимая важность этого поста, за три недели начинает готовить человека к нему. Первая подготовительная Неделя к Великому посту – о мытаре и фарисее. В притче о мытаре и фарисее нам показывается, какой должна быть наша молитва. Во время всего предстоящего поста должна быть наша сугубая молитва, мы должны правильно молиться.
Господь нас учит, как правильно молиться. Правильно – значит не быть, как фарисей, который молился и говорил: мол, я такой хороший, все делаю. При этом он осуждал ближнего, говоря, что он не такой, как прочие люди, или как мытарь (см. Лк. 18:11–12). Не должна быть такая молитва, когда мы осуждаем ближнего, превозносим себя, считая себя выше всех остальных. Нам предлагается образ молитвы грешного человека, мытаря, который не поднимал даже глаз своих к Богу, а смиренно говорил: «Боже, милостив буди мне, грешнику». То есть должна быть молитва покаяния, осознания своей греховности, своего недостоинства перед Богом. Мы должны осознавать, что очень много совершаем делом, словом, мыслью, ведением и неведением, глазами, ушами, языком. Много в нас греховного. Господь это видит и знает, и нам нужно в этом каяться, обращаться к Богу с покаянной молитвой.
Следующая приуготовительная неделя – о блудном сыне. Говорится о том, что даже тогда, когда человек впал в очень тяжкие прегрешения, но осознал свою греховность, не нужно отчаиваться, но надеяться на милосердие Божие. Господь, как чадолюбивый Отец, может принять кающегося грешника в Свои объятия, простить его прегрешения и восстановить в прежнем состоянии. Блуд – страшный смертный грех. Но даже если некто впал в тяжкие грехи, он может быть помилован, прощен Богом, если кается и больше к этим грехам не возвращается.
Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Все святые люди, например, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, вели одинокую, отшельническую жизнь. Это позволяло им не отвлекаться. То есть все их мысли, дела были полностью посвящены Богу. Получается, что семейные люди вряд ли смогут быть такими крепкими в вере и полностью на связи с Богом. Могут ли вообще в наше время быть такие святые люди? Или они останутся только в истории?»
– Всем Господь дал возможность совершенствоваться, достигать высот в духовной жизни. Для всех Господь сказал такие слова: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). Господь знает, что мы можем, только нужно наше произволение. Мы знаем, что в числе святых угодников Божиих было очень много тех, кто жил семейной жизнью. Например, вся Семья нашего последнего Царя была причислена к лику святых. У князя Димитрия Донского была большая семья, по-моему, 10 детей, и все они были воспитаны в вере и благочестии. И супруга его причислена к лику святых, и сам Димитрий Донской – святой нашей Церкви. Много примеров святых, живших в семье святой жизнью.
Ничто не мешает человеку, если только он желает этого, отрекается от всех своих греховных страстей и живет по воле Божией, по заповедям Христовым. Заповеди Христовы не тяжелые, они легкие и удобоносимые. Христос Спаситель обещает: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28–30).
Придите ко Христу, а Христос Спаситель поможет нести бремя христианской жизни, и она будет очень легкой и удобоносимой. Нужно только идти за Христом, а Христос, зная наши немощи и слабости, будет помогать нам нести свой крест и исполнять волю Божию, отрекаясь от своей воли.
Самый большой враг в деле нашего совершенствования и достижения святости – наша греховная воля, именно она не пускает нас идти по пути в Царство Божие. Господь говорит: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8:34). Вот правило, которому мы должны следовать, чтобы получить силу Божию, а она будет помогать нам даже в семейной жизни нести свое служение, приобретать добродетели и жить святой жизнью, которая будет способствовать достижению Царства Небесного.
И в семейной жизни можно выбрать, как именно это служение совершать. Вопрос был о монахах-отшельниках, у которых был весьма свое- образный образ жизни, отличающийся от общепринятого. У человека возникает соблазн решить: мол, я женат, живу в семье, но, если бы не семья, я смог бы стать святым, как Серафим Саровский.
– В семейной жизни тоже есть возможность достигнуть святости. Если оба – и жена, и муж – стремятся к Царству Небесному, они могут помочь друг другу возрастать в тех или иных добродетелях. Монах, отшельник один борется со своими страстями, старается преодолеть все трудности своей одинокой земной жизни. И Господь ему помогает. А тут они вдвоем – муж и жена, но как одно целое. В таинстве брака (Венчания) они становятся одной плотью, едиными. Если у них есть желание идти таким путем, друг другу помогая, друг друга поддерживая в духовной жизни, то им легко подняться на тот или иной уровень духовной жизни, руководствуясь Святым Евангелием, где очень просто написано, как нужно жить, чтобы угодить Богу, как вести себя в этом мире, чтобы жизнь была приятна Богу и окружающим людям.
Православный христианин – добродушный, великодушный, смиренный, кроткий, терпеливый, милосердный, любвеобильный, снисходительный. Многие добродетели нужно стяжать, чтобы показать свое призвание православного христианина. Много раз апостол Павел в посланиях говорит о том, что мы не должны забывать о призвании православного христианина, свидетельствуя перед миром о своей вере. Вера без дел мертва (Иак. 2:26). Надо, чтобы вера проявлялась добродетелями. Преумножая свои добродетели, христианин будет приобретать благодать Божию, которую Господь дает для достижения Царства Божия.
Телезрительница еще спрашивала, могут ли сейчас, в наше время, быть такие святые, такие яркие светочи, как Серафим Саровский в XIX веке?
– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что могут быть. Все в воле человеческой. Господь готов принять любого, кто хочет нести подвиг отречения от своей воли, полностью отдаваясь воле Божией. И тогда Господь поможет.
Нам бы хотелось, чтобы сейчас где-то жили такие святые. В свое время старцы жили, например, в Оптиной пустыни. Амвросий Оптинский прославился. Причем тогда не было интернета, телефонов и сложно было кому-то что-то рассказать. Тем не менее Достоевский ехал к старцу Амвросию под Калугу из Петербурга, чтобы иметь возможность с ним пообщаться.
– Благодать Божия очень сильно действует на людей. Многие приходили не только к Оптинским старцам. И к Иоанну Кронштадтскому, и к Серафиму Саровскому приходили со всех концов России. Люди искали Бога, и Господь их направлял, куда идти. Нужно искать Бога – и Господь даст то, что необходимо для нашей духовной жизни. А мы не ищем, стоим на месте. Надо искать Бога. «Ищите, и обрящете; стучите, и отверзется вам» (Мф. 7:7). (Окончание в следующем номере)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сегодня мы вспоминали Закхея-мытаря. По-нашему это таможенный чиновник; мытарня – это таможня в переводе со славянского на русский. А работа на таможне развивала в людях не самые лучшие качества, потому что эти чиновники были практически бесконтрольны. Они сами определяли размер налога за провозимый товар и обогащались, в большинстве случаев совершенно бесчестно, обирая проезжавших через таможню. Закхей и был таким мытарем, таким таможенным работником и, конечно, поступал так же, как и остальные.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.