Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1241) → Протоиерей Андрей Канев: Избегайте праздности

Протоиерей Андрей Канев: Избегайте праздности

№8 (1241) / 19 февраля ‘24

Аскетика

Продолжение. Начало в №№31, 34 (2020 г.) – 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.) – 1–3, 33–39, 41–43, 45–48 (2022 г.) – 1, 3–11, 13–19, 26, 29 (2023 г.) 4–7 (2024 г.)

Мы продолжаем разбираться с очень непростой страстью уныния. Наш цикл называется «Уныние – веселая пустота». Сегодня уже пятая часть небольшого цикла в рамках большого, посвященного изучению основ веры. Мы разбираемся с тем, что такое страсти, как они появляются. Вновь и вновь обращаю внимание тех, кто только-только присоединился к нам, что нужно всегда начинать с самого начала. Понятно, что это уже большой объем информации, но таково было желание наших зрителей: не спеша, вдумчиво попытаться разобраться с такой темой, как «Страсти и борьба с ними».

Где найти эти передачи? На самом деле это очень просто: заходите на сайт телеканала «Союз» и на главной панели нажимаете кнопку «Передачи». И там будет выбор передач, которые идут на телеканале или находятся в архиве. Находите нашу, нажимаете на нее, и появятся все выпуски. Нужно просто пролистать назад и вникнуть в тему. Начинать нужно обязательно с основ веры.

Итак, продолжим разбирать веселую пустоту, в которой, к сожалению, все мы живем. Какие проявления этой самой страсти мы будем разбирать сегодня? Казалось бы, внешне безобидные. Вот, например, регулярное употребление алкоголя. Человек внешне не алкоголик: не упивается, не находится в запое, работоспособен. У него все, казалось бы, благополучно. И в чем же проявляется состояние уныния? Допустим, он приходит уставший домой, и эта усталость очень легко подпитывает уныние. Ему хочется поднять настроение, немножко взбодриться, и употребление алкоголя становится регулярной привычкой, которая подпитывает эту страсть. И настроение улучшилось, но страсть-то не уменьшилась. Она, наоборот, стала больше, раз ты ей поддался. Она набрала силу.

Почему люди сразу хватаются за бутылку? Уныние хочется как-то заполнить, а с духовной точки зрения мы не понимаем, что это вообще такое. Часто человек не понимает этот процесс. Ему кажется, что просто нет настроения. Но почему его нет? Потому что уныние, образно говоря, пьет из тебя кровь, высасывает духовные силы. Это паразит. А ты взял бутылочку, употребил и захмелел. И что получается в этом случае? Человек может потерять над собой духовный контроль, он уже и молится не так и может себе позволить то, что не позволил бы в трезвом состоянии. В этом случае это дело весьма и весьма опасное, очень скользкая дорога, которая, к сожалению, приводит, как мы знаем, к серьезным проблемам с алкоголем.

К одной из наших первых передач, посвященной этому циклу, был написан комментарий, человек был не согласен с тем, что уныние связано с чревоугодием. Но ведь это не я придумал, я описываю святоотеческий опыт и опыт Церкви. Мы должны понимать, что связь уныния и чревоугодия отследили давным-давно. Как проявляется уныние? Бывает, кто-то заунывал, у него в душе появляется пустота, и он идет ее заедать. Думаю, многие знают, что это такое: заедать или запивать алкоголем. В каких-то случаях это возможно. Я не про алкоголь. Допустим, у преподобного Серафима Саровского был такой совет для новоначальных сестер: держать сухарик поблизости, и, если будет тоскливо и плохо, грызть его. То есть это как бы меньшее зло, чем если человек совсем расквасится, впадет в отчаяние и потеряет духовный настрой. Но это я говорю не про алкоголь, а про взаимосвязь чревоугодия и уныния. Лучше поддержать физические силы и получить, соответственно, возможность бороться. С алкоголем, конечно, так не получится. Там ты расслабился, и все – страсть может очень легко ударить. Допустим, ты не собирался залипать в телевизоре или интернете, а выпил, расслабился и уже не можешь остановиться, уже понесло, и вечер пошел не так. Я уж не говорю про то, какой это пример детям и как это потом может отразиться на общении с супругой и так далее. Если мы говорим про мужчин, то надо обратить внимание, что взаимосвязь уныния и чревоугодия прямая. Одна страсть очень легко подпитывает другую.

Следующее проявление – курение. Я считаю, что каждый христианин, у кого есть такая слабость, придя в Церковь, должен с ней расстаться. Это крючок, которым лукавый держит человека, притягивает его к себе. Это зависимость. Я думаю, что живущие рядом с такими людьми видят, насколько те страдают. Курильщик встает ночью чуть ли не каждый час, чтобы покурить. Это отвратительно. Я уже не говорю про то, что у него происходит с душой. А смрад и вонь курева? Ничего хорошего. И это, естественно, досаждает и ему самому, и его близким. И вредит здоровью. Это серьезная страсть. И не надо брать пример с других, кто курит. Это их проблемы.

Наша Церковь сегодня понимает, что курение – зависимость, это плохо. Любая зависимость – грех. Все, что приносит вред здоровью, – грех. Мы должны это понимать.

Почему курение проявляется в унынии? Потому что это опять же попытка чем-то заполнить эту самую пустоту. Все заядлые курильщики скажут, что начинали курить от нечего делать. Так скажем, по любопытству, просто попробовать. А потом человек становится зависим от этой сигареты. Бороться с этим нужно очень серьезно. Как и с алкоголем. Не надо оставлять эти крючки в своем сердце, чтобы лукавый не дергал за них в любое время.

На нашем приходе мы проводим огласительные беседы, и, если выясняется, что человек курит, мы стараемся разобрать эту страсть, бороться вместе с ним, учим каяться до тех пор, пока не победим ее. И по опыту приходской работы у нас есть замечательные примеры, когда некто курил 40 лет, находился в серьезной зависимости и бросил. Если человек хочет, кается и верит, то все получается. Поэтому не опускаем руки. Сразу может не получиться, но надо бороться. И результаты будут. Все зависит от нашего желания и раскаяния. Господь всегда помогает тому, кто ищет Его и искренне кается.

Также одной из зависимостей сейчас является игромания. Это тоже о страсти уныния. Человек, находясь в этой самой веселой пустоте, начинает играть в компьютерные игры или на деньги. Можно почитать у Достоевского произведение «Игрок» и увидеть, какие страшные муки переживает душа зависимого от игры. И сколько историй, когда люди реально попадают в зависимость именно из-за связки страстей уныния и чревоугодия... И тут главное не деньги, а те эмоции, которые человек хочет получить. Мы рисовали круг, особенность этой самой страсти уныния: с одной стороны, развлечение, а с другой – пустота. И бедного человека мотает туда-сюда.

Игромания связана с тем, что играющему хочется получить какие-то эмоции от игры, от успеха, азарта, риска. И любые виды игромании – это серьезная зависимость. В современном обществе игромания уже воспринимается как серьезная страсть. Человек хочет не стабильной, спокойной, размеренной жизни, а эмоций.

Следующее проявление – это поиск земного счастья. Вопрос непростой. Мы все хотим быть счастливыми. Но если человек ориентируется на то, что хочет быть счастливым здесь, на земле, то опять же получается, что мы забываем основы веры, в которых нам четко, ясно, понятно объяснено, что человек на земле находится в местах заключения, а не в местах счастья и рая. Вовсе нет: на земле рая не будет никогда. Человек потерял рай на земле. Сейчас мы находимся в месте страдания, в месте, где проходим путь борьбы, падений, попыток встать и идти дальше ко Христу. Снова упал, снова встал.

А в чем он ищет земное счастье? Естественно, в реализации страстей. Но ты никогда не будешь счастливым ни от количества денег, ни от власти, ни от славы, ни от реализованного блуда или чревоугодия, ни от чего угодно. Потому что любые страсти имеют такую особенность – они никогда не могут быть удовлетворены. Мы говорили об этом раньше на огласительных беседах. Обратите внимание и послушайте ранние передачи. Сребролюбец никогда не будет удовлетворен количеством денег. Гордец никогда не будет доволен славой. Ищущий блуда никогда не будет удовлетворен.

Настоящее счастье на самом деле, если глубоко копнуть, в свободе во Христе. Когда у человека мирная совесть, мирное сердце, он всех любит, все понимает, все осознает, у него на душе рай, образно говоря. У него всего достаточно, он доволен тем, что у него есть. Ему не надо заоблачных денег, славы или еще чего-нибудь. Он доволен и мирен. Он со Христом. Такой человек будет с наполненным сердцем, потому что Сам Господь говорит: …придем к нему и обитель у него сотворим.

Когда так происходит, все это земное счастье выглядит как мусор, как какие-то погремушки. А сколько человек тратит сил и времени для того, чтобы искать земное счастье! В этом случае уныние очень тесно связано, допустим, с той же самой страстью печали, они взаимоперетекаемы. Например, незамужней женщине хочется замуж, но вокруг нет кавалеров, и она мучается, из недели в неделю одна и та же Исповедь, что она одинока и так далее. То есть она не приняла свой путь, то, что сейчас дает ей Господь. Не примирилась со Христом. Потом ищет какие-то приключения и становится еще больше несчастлива. Это такой ком несчастья из того, что она не приняла свой путь. Может быть, нормальный жених и появится через полгода, но она не принимает то, что Бог дает.

Поиск земного счастья очень часто занимает все сердце человека. Он тратит на это много времени и сил вместо того, чтобы понять Промысл Божий о себе и принять его, даже если еще не до конца ясно, чего хочет Господь. Настоящее счастье в свободе во Христе, в том, чтобы не быть зависимым от наших страстей. Тема глубокая, я думаю, что каждый потихонечку дойдет до этого сам, продумывая смысл своей жизни.

Одно из проявлений этой страсти – неспособность находиться в тишине. Что это такое? Мы погружены в информационное общество, у всех нас есть телефоны, которые, с одной стороны, несут удобство. С другой стороны, постоянно на связи находишься, нет времени отдохнуть. И когда человек попадает в ситуацию, что дома никого нет, тишина, что тогда происходит? Он начинает искать пульт от телевизора, включать радио, чтобы что-то шумело. Неспособность находиться в тишине – один из признаков того, что у нас есть уныние. Оно не хочет находиться в тишине: «Вот еще начнет человек сейчас думать о чем-нибудь хорошем, надо его отвлечь какими-нибудь песенками, чтобы они постоянно в голове крутились, какими-нибудь глупыми новостями о звездах или сериалом, чтобы что-то шумело, звучало». Человеку одиноко, страшно находиться в тишине, хотя он дома у себя находится. А в тишине лучше молиться.

В связи с этим приведу один из способов диагностировать себя и освободиться от оков этой самой страсти. Даже если вы не привыкли находиться в тишине, можно начать с получаса для начала. Полчаса, ничего не включая. Потом час. Через какое-то время заметите, что очень даже комфортно находиться в тишине, когда никто не отвлекает. Можно спокойно подумать, почитать, спланировать свое время, освободиться от суеты, которая тоже проистекает от этой страсти. Лукавый нас многозаботливостью закручивает, чтобы мы не думали, не анализировали, не молились, не каялись. Поэтому такое упражнение должно у нас с вами быть.

Один из диагностических признаков этой страсти – подавленное состояние духа. Нет настроения, кажется, что все плохо, все раздражают. Это бывает от усталости, перегрузок. Последние же бывают от того, что человек по гордости или по тщеславию берет на себя больше, чем он может, и в суете душу свою измучил, устал. Все ему надоедают и раздражают его. У него нет настроения ни работу свою выполнять, ни близким внимание уделить. Очень серьезное проявление этой самой страсти – подавленное состояние духа. Христианину незачем закрываться. Если он в нормальном состоянии, у него сердце открыто, он всех любит и уважает. Когда мы подвержены этой и другим страстям, у нас нет настроения, нам ничего не хочется, в тягость в церковь идти, ничто не в радость, не хочется Священное Писание читать, молиться, слова о Покаянии раздражают.

Лень. Я думаю, что мы все знаем, что это такое. Тоже свойство этой самой страсти. Одно дело, когда человек реально устал и ему нужно отдохнуть (обязательно нужно находить время отдохнуть). Мы говорили с вами: посвятить седьмой день, воскресенье, Господу. Если дети уже выросли или уехали куда-то, мы одни, можно посвятить день тишине. Почитать, подумать, погулять, подышать воздухом, помолиться в этот момент. Чтобы душа наша отдыхала.

Но и телу тоже нужно отдыхать. Потому что современный наш мир говорит о том, что постоянно человек что-то должен, должен, должен… Он как машина, которая обязана трудиться. Но машину тоже нужно заправлять, ремонтировать. С одной стороны, отдыхать нужно, но с другой – не надо лениться. Чем лень отличается от отдыха? Отдых – когда ты планируешь свое время, а лень – когда нужно куда-то пойти, а тебе не хочется и ты отлыниваешь от этого, потому что проще полежать, чем пойти что-то сделать.

Безразличие. Тоже свойство этой самой страсти. Ничего не интересно. Очень часто это у молодежи бывает. «Кем хочешь быть?» – «Да никем не хочу». – «Чем хочешь заняться?» – «Ничем не хочу заняться». Нет никаких желаний. Не только благочестивых, но даже земных – чего-то достичь, в чем-то преуспеть. Ничего не хочется. Безразличие очень ярко диагностирует уныние. Некоторые из молодых, с которыми я встречаюсь, общаюсь, показывают нежелание что-то новое узнать, чему-то научиться. У них нет любопытства, интереса. Это как раз безразличие. А почему так получается? Если ребенок с малолетства получает сильные эмоции – как у игромана, развлечения, впечатления от фильмов или мультиков, обычная жизнь ему становится неинтересной.

Не так давно одному из своих родственников я предложил: «Пойдем в парк, погуляем!» Думал, мальчишка ответит: «Да, пойдем, дядя, костерок разведем, с собакой погуляем!» А он говорит: «Да что там смотреть! Одни деревья, кусты». Ему неинтересно там, на природе, хотя она красивая и интересная, она – Божие творение. Но виртуальный мир привлекательнее. Потому что мы его приучили к этому: оплачиваем интернет, сами даем технику ребенку. А потом удивляемся, что он до 40 лет еще работу себе не нашел. А кто же виноват? Мы.

Веселая пустота – признак этой страсти. Едкой, опустошающей душу. В этот момент нужно пытаться молиться. Это все будет противоречить вашему настрою, словам, сердце не будет верить, но нужно продолжать молиться. Эта страсть побеждается усердием, усилием, молитвой и трудом.

Какие еще бывают проявления? Игра в карты. Нужно понимать, что происхождение карт оккультное. Те масти, которые есть в них, созданы в оккультной среде как насмешка над христианством. Поэтому мы этого должны избегать всегда. Ведь понятно, что играть с вещами, которые имеют оккультное значение и насмехаются над христианством, это позор и предательство для христианина. Сами по себе игры, когда человек увлечен ими, проводит в них очень много времени, – тоже одно из проявлений этой самой страсти.

В телевизоре, который работает с утра до вечера, что угодно может быть! Какой только пустоты нам не предлагают! И оккультизм, и винегрет из каких-то вероучений. И убийцы к нам в дом могут через телевизор прийти, и маньяки, и разврат, и ересь, что угодно. Это происходит, если мы не следим за тем, что смотрят по телевизору наши дети или смотрим мы сами. Развлечения, развлекательные программы… Конечно, проще посмотреть их, чем заниматься чем-то серьезным.

Одно из проявлений этой страсти – сон без меры. Понятно, что во сне мы восстанавливаем силы душевные и телесные. Как рекомендует святитель Игнатий, надо спать 7–8 часов, чтобы ум работал как положено, душа была в порядке. Понятно, что бывают болезни, которые требуют долгого отдыха. Но когда у человека нет обязательств, например, вставать на работу и со здоровьем все в порядке, а он спит без меры, по 10–12 часов, это тоже признак уныния. Борьба с этим – активность и режим.

Пустословие. Это когда люди начинают ни о чем долго-долго разговаривать. За этим проявлением тоже нужно внимательно следить: что, как и кому мы говорим. Потому что Господь в Священном Писании предупреждает: от слов мы оправдаемся. В чем беда пустословия? Во-первых, ни о чем, долго тратим и свое, и чужое время; во-вторых, в этом процессе мы начинаем кого-то осуждать, кости перемывать. То есть один грех тут же на себя наматывает еще и другой. Поэтому пусть слова наши будут «да, да»; «нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого.

Спасибо вам, дорогие братья и сестры, за отзывы, которые вы пишете! Бог даст, будем дальше разбирать с вами наш объект – страсть уныния. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Мария Лытасова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс