Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1240) → Протоиерей Андрей Канев: Никогда не забывайте о своих грехах

Протоиерей Андрей Канев: Никогда не забывайте о своих грехах

№7 (1240) / 12 февраля ‘24

Аскетика

Продолжение. Начало в №№31, 34 (2020 г.) – 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.) – 1–3, 33–39, 41–43, 45–48 (2022 г.) – 1, 3–11, 13–19, 26, 29 (2023 г.) 4–6 (2024 г.)

Мы продолжаем нашу передачу «Страсти и борьба с ними». Сегодня юбилейный, сотый, выпуск и четвертая часть небольшого цикла «Уныние – веселая пустота». Почему уныние – веселая пустота, можно посмотреть в начале нашего цикла. Такова особенность этой страсти, которая не похожа на чревоугодие, гнев, блуд. Мы уже несколько передач разбираем ее проявления для того, чтобы замечать ее в себе. Эта страсть сложная именно по своим проявлениям.

Продолжим разбор. Знаете, в природе бывают паразиты, которые сначала впрыскивают противоядие, а потом сосут кровь из своей жертвы. Так же действует и эта страсть. Христианин вроде настроился, старается жить по-христиански, борется… И, не замечая этой страсти, поскольку она не очень яркая и действует плавно, он постепенно опускает руки и перестает бороться.

Одно из проявлений этой страсти в том, что человек забывает свои грехи, даже смертные. Это очень серьезный симптом. Если мы живем обычной мирской жизнью, занимаемся своей работой, семьей, то, конечно, должны помнить, что мы грешники. Зачем это нужно? Порой некоторые наши товарищи, не знающие специфики борьбы со страстями, рисуют, что покаяние – это постоянно ходить с постным лицом, лить слезы и так далее. Но эти слезы внутренние.

Нужно обязательно помнить о своих грехах. Как человек, у которого есть заболевание, допустим, желудочно-кишечного тракта, помнит, что ему нельзя острое, и если он примет пищу, вредную для него, то будет болеть и страдать. Никому этого не хочется. Или, допустим, то, у кого был серьезный перелом, по скользкой дороге будет ходить очень-очень аккуратно.

Этот пример можно перенести на грехи и духовную жизнь. Если, допустим, человек впадает в какой-то грех, особенно смертный, и знает, что это у него было, значит, это хроническое заболевание, от него нужно постараться уберечься. Позволяет это сделать как раз память о своих грехах: да, у меня были такие ошибки. И вовсе не для того, чтобы заедать себя. Нужно помнить, что эти ошибки были, но ты покаялся, Господь тебя простил. Да, сейчас у тебя ничего не болит, но это не значит, что ты застрахован от того, чтобы снова не впасть в те же самые прегрешения. Есть такое понятие: «привычный вывих», когда сустав несколько раз получал вывих и очень легко неосторожное движение снова может привести к нему. Так и грехи, смертные в том числе, – это наши духовные вывихи. И, уже имея этот опыт, можно при определенных условиях, что очень часто бывает, снова впасть в то же прегрешение.

Допустим, если у человека алкогольная зависимость, то ему не надо бы ходить ни в какие компании. Но его зовут, и он снова идет, думая, что уже давно не пил и ничего страшного не произойдет. Но снова впал в запой. А память о своих грехах, о том, что мы грешники, является в том числе и средством предохранения нашей души от новых грехопадений. Если человек забыл, что он грешник, это означает, что уныние уже приобрело очень серьезную силу в его душе. Надо серьезно об этом задуматься.

Как проверить, забываем мы свои грехи или нет? Это очень просто сделать: вечером перед молитвой постарайтесь вспомнить свои прегрешения за день. Бывает, человек готовится к Исповеди и не может вспомнить, что у него было за какой-то промежуток времени. Давайте вспомним хотя бы за день. Точно ли ты можешь вспомнить, что сделал? Если ты сел вспоминать о своих грехах и не можешь ничего припомнить, значит, веселая пустота прочно поселилась в твоей душе. Поэтому нужно бить тревогу и начинать серьезно, по-настоящему бороться с этой страстью. Мы должны знать этот симптом и помнить свои грехи.

Из этого вытекает следующее проявление – неспособность замечать свои грехи. В чем это проявляется? В том, что человек забыл о себе и о том, что у него есть грехи. Часто это проявляется такой фразой, когда он сходил на Исповедь и говорит: «Сдал свои грехи». Мы часто говорим об этой ошибке. Вроде бы ничего особенного, просто народное выражение, а на самом деле – что такое «сдал»? Если ты собирал стеклотару, потом сдал, то у тебя как бы ее нет. Но тут-то другой смысл. Да, грехи прощены, но тебе нужно время очищения от них, от той раны, которую они нанесли твоей душе. И если ты забыл их, то снова окажешься в этом самом греховном болоте.

Неспособность замечать свои грехи – это тоже свойство уныния, которое поселяется в душе. Человек в течение дня делает что-то плохое, но не замечает этого. Допустим, говорит какие-то слова, которые обижают другого, не замечает каких-то своих проступков. Я уж не говорю о том, что не замечает мысли и чувства, более тонкие, начальные проявления грехов. Надо обратить на это внимание. Этим людям очень трудно готовиться к Исповеди, они реально не замечают своих грехов. Такой может принести на Исповедь два-три проявления, выписал откуда-то, и внешне-то кажется, что на Исповедь сходил, а в реальности даже не задел настоящее осиное гнездо с грехами в своем сердце.

Надо постараться замечать за собой такие особенности, упражняться в этом. Каким образом? Мы занимаемся и этим в том числе, чтобы попробовать заметить проявления грехов и страстей в наших обычных делах. Тот, кто знаком с этими проявлениями, уже может попробовать замечать, есть в нем это или нет. Если заметил – просить у Господа прощения, бороться и идти дальше. Для этого нужно особое внимание. Если мы живем в веселой пустоте, постоянно в развлечениях, в социальных сетях, в суете, общении, конечно, мы не будем ничего замечать. Понятно, что мы не изменим внешний мир, но наше настроение изменить в наших силах. Мы можем обратить внимание на себя и на свое внутреннее состояние. И если хотим, то можем попросить Господа: «Подскажи, какие грехи у меня есть, дай мне покаяние». Господь Всемогущ.

Кстати, к унынию относится и то, когда человек формально вычитывает правило, как попало, для галочки. Как будто Господу нужна эта галочка, когда ты помолился невнимательно и не смотришь за собой. О какой духовной жизни здесь может идти речь?

Если мы не можем замечать свои грехи, то надо просить у Бога: «Господи, подскажи, покажи мне мои прегрешения, в чем мне покаяться, научи меня видеть, замечать свои грехи». Нужно изучать какие-то пособия, которые помогают нам в этом разобраться. Это очень важно. Современные люди очень часто приходят в церковь и не проходят катехизацию, не изучают святоотеческие творения. У них в голове нет зеркала в виде учения Церкви.

Некто делает грехи, но не замечает их, потому что этому не научился. Забывает их и потом вновь в них впадает. И начинается круговерть, когда лукавый говорит: «В церковь не ходи, ты грешник, тебя там не примут, батюшка начнет ругаться». И человек очень легко вследствие развития этих грехов может отпасть от Церкви. Не нужно забывать, что Господь пришел спасти грешников. Он ждет покаяния людей. Он примет каждого кающегося грешника. Но веселая пустота нейтрализует все это в уме человека, и тот легко отпадает от Церкви. Это большая беда.

Следующее проявление страсти – нет твердой решимости бороться с грехами. Это тоже свойство веселой пустоты. Лукавый рисует грех веселым, интересным, сладким, а борьба с грехами кажется скучной, сухой, неинтересной. И вроде бы каюсь, но так, чтобы у меня немножко осталась возможность наслаждаться. А если у человека есть твердая решимость, то будет и успех в борьбе.

Помните три условия истинного покаяния: видение своих грехов, раскаяние в них и решимость их не повторять. Лукавый бьет по главному. Он дает нам суету, невнимательность, развлечения, рассеянность. Мы не видим за собой грехи; соответственно, не каемся в них или каемся формально, у нас нет решимости бороться. Да, мы не победим грех сразу, но наша решимость говорит Господу о том, что у нас есть желание, воля. Человек проявляет свою свободу в том, что хочет бороться с этими грехами. И такой человек получит и опыт борьбы, и Божию помощь в ней. Да, может быть, она будет не такая, как нам хочется: выпил таблетку, и голова прошла.

Духовная борьба другая. Она связана с опытом, с борьбой, с ее длительностью. Мы здесь не освободимся от грехов абсолютно, но их проявление меняется. Сначала были тяжкие прегрешения, ты с ними борешься, и они потихонечку с Божией помощью уже менее насилуют твою душу. Ты получаешь свободу от них. Хотя они в тебе и пытаются проявляться, их качество меняется.

Нам необходима решимость бороться с грехами. Но веселая пустота нейтрализует ее. Когда в нас нет этой решимости, мы думаем, что просто настроение такое сегодня, но нет, дело не в настроении, а в том, что это проявление страсти уныния. И тогда мы должны покаяться: «Господи, дай мне эту решимость. Каюсь, у меня ее нет». А то привыкли видеть в виде грехов что-то яркое. Проявление гнева, например. Поругался с женой, чувствую, что виноват, а то, что во мне нет твердой решимости бороться с грехами… ну, настроения нет. Нет, это не настроение, а действие страсти. Поэтому в этом тоже нужно каяться, как мы каемся, когда что-то сотворили из плотских грехов.

Почему у нас это есть? Потому что мы увлекаемся земными радостями, они наслаждают наши страсти, это какие-то праздники, походы в гости… Это не грешно, если не приносит пустоты. Посиделки, походы в торговые центры, развлечения… Сейчас столько всяких возможностей, особенно в больших городах, чтобы этим насладиться!

Нужно понимать, что мы живем в миру, и когда нас приглашают в гости, можно в гости пойти. Но во всем должна быть мера. Если мы не можем ее сохранить в себе, то лучше не ходить. Если возникает выбор между походом в храм и развлечениями, которые мешают нам исполнять наш христианский долг, то это проявление той самой веселой пустоты.

Понятно, что мы не можем абсолютно от этого отгородиться. Мы снимаем нашу передачу перед Новым годом, когда проходят какие-то корпоративы… Нужно ли идти на них? Если есть такая возможность, не ходите; если нужно, можно пойти, но необязательно присутствовать там до конца. На торжественной части побыли, всех поздравили, и можно идти домой. А уныние говорит: ты должен быть, давай порадуемся вместе со всеми! Но если у нас есть внутренние проблемы, то надо обратить на это внимание, братья и сестры.

Следующее проявление этой страсти – долгие разговоры по телефону. Я думаю, что все мы попадали в такие ситуации, когда наш собеседник очень долго формулирует мысль, долго прощается, а этому предшествует часовой разговор ни о чем. Никому это не нравится, особенно если очень плотный график. Что нам нужно сделать в такой ситуации? Мы можем руководить телефонным разговором. Если понимаем, что человек много говорит без толку, можем сказать: «Прости, пожалуйста, у меня дела». А наше человекоугодие говорит: мы обидим собеседника. Но можно вежливо сказать: «Прости, пожалуйста, я сейчас говорить не могу, давай потом». В наших силах руководить этим процессом. И самим надо понимать: если мы хотим кому-то позвонить, надо говорить четко, заранее продумать разговор и не красть время у другого человека. Иначе очень часто получается, что эти разговоры об одном и том же: людей осудили, все новости обсудили, время потеряли… И когда кладешь трубку, в душе пустота, потому что ты в этом долгом разговоре вымотался духовно.

Следующее проявление современное. Это интернет, социальные сети, компьютерные игры, виртуальная реальность, с чем мы все живем. Благодаря интернету мы читаем очень мало книг. Социальные сети крадут наше время, хотя кажется, что это общение. Даже называется это: «всемирная паутина». Вот и крадет эта веселая пустота наше внимание, силы душевные, время.

Если мы пользуемся интернетом и социальными сетями как инструментом для работы, это одно. Но если проводим там все свое время, досуг, то это уже зависимость. Как бывает она и от игр компьютерных, которые с каждым годом все интереснее и разнообразнее, и люди часами, сутками пребывают в них. Поэтому все это нужно контролировать. Если у вас есть необходимость общаться по социальным сетям, ограничивайте себя во времени, чтобы не сидеть постоянно в телефоне или компьютере. Так и с интернетом: если вы не работаете, а развлекаетесь, то помните, что это паутина, смысл которой – затянуть вас в эту самую веселую пустоту.

Взрослые люди редко играют в компьютерные игры. Но часто удобно родителям дать ребенку телефон, чтобы он не привлекал наше внимание к себе. С малолетства дети сидят в телефоне, смотрят то, что им хочется. Мы не контролируем контент, не смотрим, кто и как с ними общается, а потом, когда ребенок как-то странно себя ведет, мы удивляемся: «Кто его этому научил?!» Мы сами допустили бесконтрольное пользование социальными сетями, системой поиска в интернете, где с ребенком может общаться некто, выдающий себя за подростка, а на самом деле это будет злой человек, который может навредить ребенку и духовно, и физически.

Мы бесконтрольно даем детям доступ к интернету, телефону, компьютеру и не следим за этим, мы должны понимать, что ребенка с самого детства научили этой самой веселой пустоте, и он стал уже частью этого процесса – и социальных сетей, и зависимости от них.

У нас в приходе есть интересный опыт. Мы с подростками выезжаем на Вахту Памяти, и нашим бедным детишкам становится непросто, когда они попадают в зону, где нет интернета. Им нужно что-то посмотреть, зайти в сеть, а ничего не получается, и это их мучает. Кто их к этому приучил? Мы, взрослые, приучили. Мы дали им возможность привязаться к этому.

Виртуальный мир – это серьезная и глобальная проблема, из-за которой, я думаю, мы будем получать большие проблемы в будущем. Хотя понятно, что интернет, если с ним работать, позволяет получить разные возможности: и нам с вами общаться, и смотреть телеканал «Союз». Можно послушать беседы замечательных лекторов и проповедников, получить доступ к обширным библиотекам духовной литературы. Но мы же понимаем, что это веселая пустота, уныние. Ведь это не даст человеку в интернете изучать толкование на Евангелие, Библию.

Несколько лет назад случалось услышать: «Я живу в небольшом городке, и у нас очень бедная библиотека духовной литературы». А сейчас ты заходишь в интернет и видишь столько всего, такое разнообразие! Но веселая пустота тебя уводит на какие-нибудь ролики…. Поэтому, братья и сестры, очень внимательно за этим надо следить. И это еще одно проявление, которое похоже на все это, – желание развлечений, компаний, увеселений. Если человек этим увлекается, то попадает уже в зависимость. Он чувствует себя одиноким, если не сходил в какую-то компанию, ему тяжело, плохо сидеть дома одному, в тишине, читать, ему постоянно хочется пойти развлекаться. Это тоже очень серьезное проявление страсти. Так что, дорогие мои, давайте будем за собой следить.

Если вам интересно, попробуйте сделать такое упражнение: в течение дня замечать, а вечером записывать проявления своих грехов и раскаиваться в них. А в конце недели, в субботу, подвести итог за несколько дней. Это очень интересный навык, он помогает научиться разбирать свои поступки, чувства и мысли.(Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Мария Лытасова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс