Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В какой мере Господь присутствует в жизни каждого человека?
– Для православного телеканала немножко странный вопрос, но глубокий и серьезный. В Священном Писании Господь прямо говорит: «Без Меня не можете делать ничего». То есть без Него ничего в нашей жизни не совершается. Например, в молитве Святому Духу говорится, что Он везде существует и все Собою наполняет. И множество молитв, множество текстов Священного Писания говорят: независимо от того, обращается человек к Богу или не обращается, служит Богу или воюет с Богом (как бы он к Богу ни относился), все равно Бог в его жизни определяет, по сути, все.
Другой вопрос, что мы, православные, в отличие от фаталистов (древних и современных), все-таки не считаем, что от нас вообще ничего не зависит. Есть поговорка: кому суждено утонуть, тот не сгорит. И наоборот. Мы все-таки так не относимся к вездеприсутствию и все- определению со стороны Бога, понимая, что наша жизнь – это постоянное взаимодействие с Ним (осознанное или неосознанное, сознательное или бессознательное). Человек может не задумываться над тем, что он дышит, но все равно без кислорода жить не может. Точно так же и без Бога он жить не может.
С каждым ли человеком Бог?
– Несомненно. Это важнейший постулат православного вероучения: Бог пребывает с любым человеком. Более того, Господь наш Иисус Христос воплотился, стал Человеком и пришел не к праведникам, как об этом нам говорит Священное Писание, но к грешникам. Он – Отец для всех людей.
Бог создал человека. А что потом? Он как часовщик, который создает механизм и устраняется или же присутствует с человеком на протяжении всей его жизни?
– Было такое философское вероучение о Боге как о часовщике, что Бог создает этот мир, его законы, а дальше как бы отодвигается в сторону. В древних языческих, самых примитивных культах присутствует так называемый спящий Бог или Бог, отошедший от дел. В конце первой главы Книги Бытия говорится, что Бог почил в день седьмой от всех дел Своих. Шесть дней творил, а на седьмой день почил от дел Своих. Но Священное Писание дальше нам рассказывает, как Бог продолжал определять жизнь человека, а есть современные культы, когда люди поклоняются деревьям, камням, духам предков, тотемом считают черепаху, гиену или еще кого-нибудь. Религиовед Мирча Элиаде в XX веке прекрасно показал, что практически во всех языческих примитивных вероучениях присутствует учение о спящем Боге; что есть некий Часовщик, Который мир запустил, а теперь люди взаимодействуют с какими-то местными незначительными духами, а Бог где-то далеко и больше миром не интересуется.
С точки зрения Православия, это ересь. Бог никуда не уходил из этого мира. Бог не занимается теперь делами какой-нибудь другой Вселенной. Хотя, может, и занимается, мы этого не знаем, но от нашего мира Он не удалился: Он присутствует, дает дыхание всему, Он везде существует и все Собою наполняет. Это важно.
И здесь интересная точка соприкосновения между позитивистским взглядом Бэкона, современной наукой, восходящей к взглядам Бэкона, и представлениями о Живом Боге. Они входят в удивительное взаимодействие (возможно, для некоторых – в противоречие, для кого-то – во взаимодействие). Да, в этом мире действительно существуют четкие и понятные законы. Например, если я сейчас смахну со стола этот стакан, он не взлетит вверх, а упадет вниз, и вода разольется, и можно математически смоделировать, как она разольется. Есть закон, и он непреложен.
Например, Галилей залезал на Пизанскую башню и бросал с нее камушки разной массы, тем самым выяснял, каковы эти законы. Оказывалось, что иногда эти законы абсолютно не соответствуют обычным бытовым представлениям.
Я постоянно использую такой троллинг, если можно так выразиться. Обычно я с собой ношу одинакового размера бильярдный шарик (тяжелый, костяной) и шарик для пинг-понга и, когда прихожу в умную аудиторию, говорю: «Как вы думаете, если я сейчас залезу на стол и брошу эти два шарика одновременно, какой шарик первым упадет на землю?»
Конечно, шарик от бильярда.
– Да, так говорят. Я говорю: «Нет, давайте проверим». Залезаю на стол, бросаю эти шарики, и выясняется, что они падают одновременно. Это то, чем занимался Галилей. Оказывается, скорость падения, ускорение свободного падения не зависит от массы шарика. Вот это позитивистский подход.
Казалось бы, где здесь место Богу, если все определяется законами? Но, оказывается, есть неповторяющиеся явления, всевозможные социальные, психологические вещи, которые не поддаются точному воспроизведению, не поддаются законам в позитивистском смысле этого слова. Даже современные науки типа педагогики, психологии или социологии весьма ограниченные. Уж не говорю про чудеса, когда Бог явно вмешивается в физический ход вещей, когда нарушается характер физических законов локально, здесь и сейчас. Мы верим, что Бог управляет этим миром.
Бог – Творец для всех. Но для всех ли Он Промыслитель, обо всех ли Он заботится?
– Да, несомненно. Существует замечательная древняя книга «Илиотропион», где прекрасно показано, что, независимо от того, как человек взаимодействует с Богом, все в жизни людей определяется волей Божией. А это и есть Промысл, когда Бог что-то изволяет, то есть проявляет Свою волю (как активную, так и попускающую, определяющую, когда можно что-то попустить, а когда положить этому конец). Соответственно, для любого, даже ничего не знающего о Боге атеиста, язычника, Бог является Творцом и Промыслителем.
Как понять, что в моей жизни присутствует Бог?
– Не знаю. Сложный вопрос, потому что здесь мы вступаем в область субъективного восприятия. Иногда люди верующие (особенно верующие с детства) говорят: мол, атеисты – глупые, неужели не видят присутствия Божия в их жизни, в истории нашей страны и человечества в целом? Мол, как можно быть язычником и не видеть любви Божией, проявляющейся в чем-то? На самом деле можно.
По большому счету, великие мировоззренческие духовные, философские религиозные системы обладают такими свойствами, как внутренняя непротиворечивость и определенная полнота, которые для неизощренного ума (а подавляющее большинство людей не обладают изощренным умом) являются истинной полнотой. Подчеркиваю, для очень умных людей, не для каких-то простецов. Когда я говорю про изощренный ум, я говорю, например, про то, что существует теорема Ферма о неполноте математических доказательств, и любая доказательная система по определению неполна. Но если мы не заморачиваемся такими сложнейшими вопросами (у нас два или три высших образования, колоссальный жизненный опыт и много чего хорошего), наше собственное мировоззрение (если оно не является в данный момент неустойчивым) внутренне непротиворечиво и полно.
То есть атеист, например, – не глупец, который чего-то недопонимает. Это человек, который в рамках своей атеистической картины мира полностью описывает подвластный ему мир. В некоторые моменты, как я уже сказал, эта картина мира может подвергаться каким-то серьезным испытаниям, но это касается не только атеистов, но и православных. Например, человек молился об исцелении близкого родственника, молился с жаром и пылом, просил молиться о нем в десяти монастырях, то есть не просто формально заказал сорокоусты, а разговаривал со знакомыми священниками и точно знает, что они тоже молились, а близкий родственник умирает. То есть горячо молившийся не получает просимого. И возникает глубокий кризис, разочарование в себе, иногда в Боге, возникает ропот, сомнение: а правда ли то, во что он верил десятилетиями?
То же самое бывает в жизни атеиста, когда происходит нечто, что наносит удар по устойчивой картине мира, и она может начать колебаться. Тогда он обращается к каким-то сторонним знаниям, пытается в этом разобраться, дополнить свою картину мира. Иногда ему удается это сделать в рамках существующего мировоззрения (атеист может остаться атеистом, а православный может остаться православным), а иногда он меняет мировоззрение, переходит, например, в ислам или в Константинопольский Патриархат; или еще что-нибудь с ним случается, и он вновь попадает на временный островок стабильности.
Другой вопрос, что, однажды потеряв уверенность и стабильность, человек, по сути, с твердого камня, с материка, на котором он живет, попадает куда-то на острова Тихого океана, где ему приходится постоянно свою картину мира восполнять, что-то придумывать, как-то все себе объяснять. То есть он в целом теряет стабильность.
Есть ли разница между отсутствием Бога и богооставленностью?
– Отсутствия Бога просто не бывает. Богооставленность – это субъективное чувство, это не то, что есть на самом деле. Бог никого не оставляет. Слова Христа на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?» не означают, что Отец действительно оставил Иисуса Христа. Нет! Подчеркиваю, это субъективное ощущение. Вообще, весь этот мир ведь дается нам в ощущениях, мы его познаем через ощущения, и эти ощущения могут быть разными.
Для примера могу привести замечательную книгу «Пять языков любви». Она для нас не канонический авторитет, это современная книга, достаточно попсовая. В ней сказана простая вещь, что каждый из нас объясняется на своем языке любви. Например, я свою любовь могу выражать через ухаживания, а моя жена говорит на другом языке, ей нужны не ухаживания, а, например, чтобы я делал с детьми уроки – и это она будет воспринимать как любовь. Одна из частых причин сложных отношений в браке состоит в том, что супруги говорят на разных языках. Автор книги условно насчитывает пять языков любви. Сейчас это общепринятая вещь в психологии, примерно, как пирамида потребностей Маслоу или еще что-то. В общем, рабочий инструмент. Если супруги говорят на разных языках, то могут чувствовать себя нелюбимыми. Например, мне, чтобы чувствовать себя любимым, нужно что-то одно, а моей жене, чтобы чувствовать себя любимой, нужны какие-то совсем другие вещи. Она, может быть, в лепешку разбивается, проявляя любовь на своем языке, а я чувствую себя нелюбимым, чувствую, что я ей не нужен, что она не заботится обо мне, не проявляет интереса ко мне и так далее, а на самом деле это только мое субъективное ощущение.
Почему я так подробно об этом говорю? Потому что Бог тоже может говорить с нами на разных языках любви, и я Его понимаю, если Он говорит на понятном мне языке. Например, я у Него чего-то попросил, и Он дал мне это. У меня была какая-то проблема, и Он ее разрешил. Я был в депрессии, Он коснулся моего сердца, явился мне как Свет, и я пережил возобновление своей духовной жизни. Все это мне понятно, я жду этого, а Бог может разговаривать со мной на другом языке.
Наиболее известный из таких языков – язык болезни. Мы, православные люди, все об этом читали, об этом знаем, но совершенно не готовы субъективно ощущать собственную болезнь как проявление Божественной любви. И таких языков у Бога много, и совсем необязательно, чтобы какие-то языки нам не нравились. Какой-то язык может быть для нас вполне подходящим, но мы не воспринимаем его как язык Его любви. К каким-то вещам мы можем просто банально привыкнуть, как привыкают к горячей воде.
Знаете, раньше женщины ходили стирать на прорубь, а потом у них в доме появилась вода. Еще не было стиральных машин, и нужно было стирать в ванне на специальной доске, предварительно замачивая белье, но первое время они воспринимали это как чудо и искренне благодарили Бога. Они делились с кем-то из своих знакомых: «Знаешь, у меня теперь так хорошо! Я могу не ходить на прорубь, я стираю дома». Но проходил годик-другой, и это уже воспринималось как рутина. И женщина уже переставала ощущать это как заботу мужа о себе.
Прекрасный в этом отношении пример – «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина. Помните, как страдала старуха над разбитым корытом? Золотая рыбка, которую словил в море старик, обеспечила ее и корытом, и избой, и дворянским титулом, и чем-то еще, но проходило какое-то время, и она бранилась пуще прежнего. То есть неделю-другую старуха была благодарна старику, но вскоре привыкала к своему новому состоянию, и снова у нее возникал ропот, недовольство.
Она могла сказать старику: «Я не ощущаю твоей любви и заботы, я вообще ощущаю богооставленность». При этом, подчеркиваю, я не хочу как-то над этим подшучивать, потому что все, что мы ощущаем, серьезно, даже если со стороны кому-то это может показаться смешным. Нам просто нужно понимать, что Бог никогда никого не оставляет.
Батюшка, в молитве «Царю Небесный» мы просим Бога, Духа Святого, прийти и вселиться в нас. Зачем?
– А дальше там прямо написано: и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Вообще, если говорить о молитве Духу Святому, это ведь удивительная вещь. Церковь догматически учит нас тому, что для верующего, крещеного, миропомазанного христианина Дух Святой – это не просто сила, не просто закон, не просто внешнее воздействие, но это наш личный Бог, Который может вселиться в нас, действовать в нас, очищать нас от всякой скверны. То есть Дух Святой является живой действенной силой и нашим личностным Богом.
Здесь я могу порекомендовать нашим телезрителям замечательную книгу Владимира Лосского «Догматическое богословие», в ней прекрасно показано, что Дух Святой в том образе, в котором Он действует сейчас, смог действовать только после того, как Свои действия исполнил Господь наш Иисус Христос, то есть после того, как Он воплотился, был распят, вознесся на Небеса, воссел одесную Отца и ниспослал Святого Духа на святых Своих учеников – апостолов, то есть на нас.
«Что делать, если кажется, что Бог далеко и тебя не слышит?»
– Нужно успокоиться, потому что, как я уже сказал, это субъективное ощущение, а с субъективными ощущениями просто так, через голову, работать почти невозможно. Если мне что-то не нравится, я не могу убедить себя в том, что мне это нравится, оно и будет мне не нравиться. Если что-то кажется мне невкусным, я могу сколько угодно убеждать себя в том, что это вкусно, потому что это в тренде, это модно или дорого, но, если честно посмотреть в себя, это никогда не станет для меня вкусным.
Так же и с нашими чувствами. Если я собираюсь жениться на девушке, которая мне не нравится, я могу сколько угодно убеждать себя в том, что она будет замечательной, чудесной женой, что она подходит мне по всем параметрам, но я вряд ли смогу убедить себя и сделать так, чтобы она мне одномоментно понравилась.
Собственно, с Богом все точно так же, как с девушкой, простите меня за такое сравнение. Вот представьте себе, что вы встречаетесь с девушкой, у которой теоретически все хорошо, но что-то вам не нравится. Что вам нужно сделать?
Еще больше пообщаться, присмотреться к ней и после этого или с ней расстаться, или, наоборот, постараться сделать так, чтобы она мне понравилась, найти в ней что-то, что меня зацепит.
– Да, я бы тоже продолжил с ней общение. Не случайно православная антропология говорит нам об уме и сердце. Если ум говорит, что это замечательная девушка, которая вполне подошла бы тебе в жены, а сердце никак на это не откликается, это совсем не означает, что нужно неволить сердце.
Это означает, что нужно послушаться ума и попытаться каким-то образом продолжить взаимоотношения, чтобы либо ум убедился, что он ошибался и ничего хорошего в ней нет (а ведь сердце заранее тебя предупреждало, что эта девушка не для тебя), либо сердце убедилось в том, что на самом деле девушка замечательная.
Нужно продолжать предпринимать определенные усилия, но без надрыва, без истерик. Во взаимоотношениях с девушкой истерики неуместны, не нужно загонять себя в отношения, пытаясь принудить к этому сердце, раз ум говорит, что все нормально. Понимаете, есть вещи, которые определяются модой, какими-то странными представлениями, ожиданиями, прочитанными книгами, просмотренными фильмами, конкретными образами, и что-то может тебе «не заходить».
Взаимодействуя с человеком, много и тесно пообщавшись с ним в разных обстоятельствах, но только не в романтических отношениях (романтические отношения я бы не стал педалировать, потому что не стоит девушку обманывать), в какой-то деятельности, в каком-то творчестве, ты либо убеждаешься, что это не для тебя (что ты не хочешь каждое утро просыпаться рядом с этим человеком, каждый день слышать ее голос, не хочешь, чтобы она стала матерью твоих детей и бабушкой твоих внуков), либо, наоборот, начинаешь не умом понимать, а сердцем чувствовать, что эта девушка действительно то, чего ты хочешь, что тебе нравится. С Богом все то же самое.
А как Бог влияет на жизнь человека? В чем это влияние проявляется и каким оно может быть?
– Я затрудняюсь ответить на этот вопрос вот так, с ходу, потому что он задан в самой общей форме. А вообще, это влияние постоянное. Оно проявляется уже в том, что мы утром проснулись, хотя могли бы и не проснуться. И поэтому первое, что должен сделать православный человек, это сказать: «Доброе утро, Господи! Я проснулся. Слава Богу!» Ну и дальше по списку: везде сый и вся исполняяй.
А что может ограничивать присутствие Бога в человеке?
– Ничего. Ничто не способно ограничить присутствие Бога в человеке.
Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.