Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Флавиан, поздравляю Вас с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня! Это престольный праздник обители, которую Вы возглавляете. Давайте немного расскажем о вашем монастыре.
– Наш монастырь новый. При Крестовоздвиженском храме до 1917 года монастыря не было. Этот приходской храм построили трудами екатеринбургского купца Василия Васильевича Кривцова, который два срока (с промежутком) занимал должность екатеринбургского градоначальника. Он купил землю, начал строительство, потом к делу подключились и другие купцы. Освятили храм в 1880 году.
Храм был приходским, но также числился еще и домовым храмом для детского приюта Екатеринбургского благотворительного общества. Приют располагался через дорогу, по улице Васенцовской (до революции так называлась улица Луначарского). Потом в этом здании был военный комиссариат, в настоящее время здание аварийное, пустует. Так вот, до революции был детский приют, и ребятишки оттуда приходили молиться в Крестовоздвиженский храм, даже был создан детский хор.
Также храм числился как воинский, для войск, расквартированных в Оровайских казармах. До сих пор сохранилось одно из исторических зданий (наискосок от телерадиоцентра), где размещались войска. Сохранились сведения, что в храм приходили военные, и постоянно участвовал в службах писарь, который был при храме чтецом (это была его церковная обязанность).
Когда произошла революция, Крестовоздвиженский храм сохранил верность правильной церковной власти, заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Поскольку большевики закрывали храмы, в Крестовоздвиженский храм, который был одно время даже кафедральным собором, переназначались священники из закрывавшихся храмов. Таким образом, в конце 20-х годов в Крестовоздвиженском храме служило двенадцать священников, и у храма было народное название «собор двенадцати апостолов». Сохранилась историческая фотография, где запечатлены священники и миряне-активисты.
После 1930 года храм закрыли, купол и колокольню разобрали. В храме вначале был кинотеатр, потом, во время войны, там жила слониха одного из эвакуированных зоопарков. В так называемые застойные времена на первом этаже храма были мастерские художественного фонда, а на втором – различные архитектурные организации.
Когда началась перестройка и храмы передавали Церкви, казаки постарались, чтобы Крестовоздвиженский храм был передан Екатеринбургской епархии. Они выходили с пикетами и в конце концов добились своего – храм передали Екатеринбургской епархии. Какое-то время там был центр казачьей деятельности...
В 1995 году епархиальное начальство решило учредить при Крестовоздвиженском храме подворье Верхотурского Свято-Николаевского монастыря, затем это подворье преобразовали в мужской монастырь. Скажем так, решения церковного начальства обсуждать не принято. Что мы обычно вкладываем в понятие «монастырь»? Монастырь – это территория, монастырские стены, башни, храмы и так далее. А здесь на тот момент, когда учреждался монастырь, был маленький клочок земли в центре большого города, по соседству с зоопарком (и это соседство до сих пор от нас никуда не ушло), и полуразрушенный храм.
Когда часть монахов из Верхотурского монастыря переселили в центр Екатеринбурга, им это пришлось не по душе, потому что они находили благовидные предлоги и по одному перекочевывали обратно в Верхотурье, на духовную родину. Ни один из верхотурских монахов при Крестовоздвиженском монастыре так и не привился.
Первым настоятелем нашего монастыря был отец Филарет (Шестаков). Сразу после назначения у него открылась тяжелейшая болезнь, в течение трех месяцев он пролежал в больнице, его пытались лечить, но ничего не получилось. Он получил вторую группу инвалидности и был вынужден покинуть епархию и подвизаться в других местах.
Вторым настоятелем летом 1996 года назначили меня. На тот момент мне было 24 года, я был без духовного образования, с опытом монастырской жизни сроком один год и три месяца.
Наш монастырь как был маленький, таким до сих пор и остается – всего четыре монаха, все в священном сане. У нас тихая, спокойная жизнь. Мы стараемся в первую очередь духовно выжить в центре большого города. Каких-то больших подвижнических или хозяйственных целей перед собой не ставим. Главное для нас как для монашествующих (и для тех прихожан, которые к нам приходят) – путь спасения. Наш храм действует как приходской, многие люди считают его своим, постоянно посещают богослужения. Так наш монастырь живет до сих пор: маленький монастырь в центре большого города.
Расскажите об истории праздника, который мы сегодня отмечаем.
– Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня относится к двунадесятым, то есть к главным праздникам Православной Церкви. Но по двум признакам он стоит особняком в череде других праздников. Он посвящен историческому событию, которое произошло не в Евангельские времена, а в IV веке, когда святая равноапостольная царица Елена нашла Крест Христов, и это сопровождалось чудесами. Нахождение Креста стало большой радостью для христиан, которые ждали, что его найдут, и люди настолько хотели его увидеть, что устремились большой толпой к тому месту, где Крест нашли. Чтобы хоть одним глазком дать возможность всем посмотреть на найденную святыню, Патриарх Макарий с помощью других людей поднимал Крест как можно выше, чтобы собравшиеся смогли возрадоваться святыне.
Эта радость настолько всех захватила и запечатлелась в памяти, что было решено учредить праздник для радости созерцания святыни. И праздник действительно появился в церковном календаре. Примечательно, что праздник посвящен не обретению святыни, не нахождению Креста, не подвигу археологической экспедиции святой равноапостольной царицы Елены, а именно воздвижению. То есть новообретенная святыня настолько важна, что ее нужно воздвигать (высоко поднимать) и созерцать. И это созерцание продолжается в истории как бы вне времени. У этого праздника примечательная история и примечательное название.
Другой признак, по которому всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня стоит особняком, заключается в том, что Воздвижение связано с темой страданий Христовых. Один из основных моментов этого праздника – пост: этот день в церковном календаре всегда помечается как постный. Выносится Распятие, на котором изображен распятый Господь Иисус Христос. В торжественной обстановке в конце утрени Крест выносится, полагается в середине храма и остается там на долгое время, до отдания праздника.
Нахождение Креста как святыни в центре храма, в центре внимания указывает на то, что основная тема праздника – не только радость о Кресте, но и понимание того, чем этот Крест, это перекрестие двух деревянных элементов, послужил для Христа Спасителя. Ведь Он распялся на Кресте, претерпел мучительную смерть за жизнь всего мира, чтобы мы были избавлены от греха, проклятия и смерти. На Кресте Христос страдал, пролил Свою Кровь.
Тема распятия – одна из главнейших созерцательных тем этого праздника. Основная тема распятия раскрывается перед Пасхой, когда в Великий Четверг читаются Евангелия Страстей Христовых, в Страстную Пятницу происходит погребение Плащаницы. Все это происходит перед Пасхой, весной. И еще раз тема распятия повторяется осенью.
Удивительно, что в церковном календаре есть такое перемещение на осень темы распятия, которая хронологически связана с другим праздником – Преображения Господня. По идее, праздник Преображения Господня должен быть примерно за сорок дней до Распятия Христова, потому что так события располагаются в Евангелии. Но если бы этот праздник был именно за сорок дней до Страстной Пятницы, то он вклинился бы в Великий пост и передал посту совершенно другое звучание. Потому премудрые составители церковного календаря решили, что Преображение Господне будет праздноваться в конце лета, а примерно через сорок дней после Преображения будет совершаться воспоминание Распятия Христова (как это, собственно, и было по Евангелию). И это будет один праздник: и воспоминание Распятия, и радость об обретении Креста Христова как великой святыни, которая нас исторически связывает с Евангельскими временами.
Вот такая у этого праздника удивительная судьба и, на мой взгляд, очень трогательная связь с праздником Преображения Господня.
Что можно сказать о чине воздвижения, который совершается за богослужением?
– Чин воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня – один из чинов, которые появились в практике богослужения Православной Церкви во втором тысячелетии как некие иллюстрации к каким-то событиям. В ряду подобного рода чинов можно вспомнить «шествие на осляти». У нас на Руси в середине II тысячелетия это совершалось: патриарх садился на ослика или жеребенка, и царь вел под уздцы этого ослика. Это торжественное церковное шествие иллюстрировало вход Господень в Иерусалим.
Также было «пещное действо», когда в соборных храмах сооружались печи и был специально продуманный церковный чин, который являл собой некое действо, как ветхозаветные отроки в печи чудесным образом благодатью Божией были сохранены от огня.
Чин воздвижения Креста Господня отличается от этих двух чинов. Те до нынешнего времени не дожили, остались в истории и сейчас не совершаются, а чин воздвижения Креста Господня совершался достаточно часто при соборных церквах, в крупных монастырях, это было запечатлено даже в уставных заметках. В практике грекоязычных Церквей чин воздвижения был распространен и, насколько я понимаю, сейчас распространен шире, чем у нас. У нас только в последнее время есть тенденция к более широкому применению этого чина.
Этот чин представляет собой иллюстрацию того, как могло происходить это событие в IV веке, как Патриарх Макарий мог воздвигать Крест. Епископ или священник выносит из алтаря Распятие, очень низко склоняется к земле (уставные заметки отмечают, что голова священника или епископа должна быть на расстоянии одной пяди от земли, что составляет примерно 20 сантиметров), и медленно поднимает Крест от земли все выше и выше. При этом диакон читает особые прошения, хор стократно поет «Господи, помилуй». Крест, который поднимается все выше и выше, поливают из кувшинов специальным раствором – благоуханной водой с розовым маслом. Стекающая с Распятия вода собирается в специальную красивую лохань, потом верующие забирают эту воду себе домой. С пением и провозглашением прошений происходит медленное и торжественное поднятие Креста на четыре стороны, затем еще один раз на восток.
Я был свидетелем такого чина воздвижения только один раз, когда был еще студентом. Запомнилось, что это было очень хорошо подготовлено и совершено правильно, неспешно и благоговейно. На меня это произвело тогда очень большое впечатление. Это действительно иллюстрация того торжества, которое было в древности, и попытка повторить эту радость, проиллюстрировать то, чем было это торжество в то время.
Прочитал, что 24 августа Священный Синод утвердил разъяснение по поводу совершения чина воздвижения Креста в праздник Воздвижения. Вы наверняка знакомились с этим документом. Что о нем можно сказать?
– Да. Это разъяснение открывает возможность для совершения чина воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в тех храмах, где настоятель сочтет это возможным и нужным. Получается, что и у нас тоже есть такая возможность. У нас Крестовоздвиженский монастырь, этот день – наш престольный праздник. И мы чисто теоретически могли бы совершать этот чин.
Причем там подразумевается даже и то, что точность соблюдения всех аспектов этого чина может варьироваться в зависимости от количества духовенства, которое имеется в наличии. Потому что понятно, что если его совершать во всех подробностях, то как минимум нужны два дьякона (а лучше три), священник или несколько священников. Но есть возможность в зависимости от количества духовенства этот чин упрощать.
Я еще думаю над тем, как мы могли бы совершать этот чин. За все время моего служения в Крестовоздвиженском монастыре у меня не было дерзновения, чтобы этот чин совершать у нас. Может быть, потому, что у меня сохранилось мое восприятие этого чина, мое воспоминание о нем, когда я еще студентом наблюдал, как торжественно он совершается. Но со временем, когда я уже изучал богослужение, осмыслял, чем является этот чин в богослужебной практике Православной Церкви, я пришел к такому выводу: это иллюстрация древнего события, но в первую очередь, лично в моем восприятии, это некое молитвенное действо.
Я задаю себе вопрос: когда я был свидетелем этого чина, что мне, верующему молодому человеку, студенту, оно дало? Что мне дал этот чин? Впечатление величия православного богослужения – это то, что мне дал этот чин. А по смыслу? Дал ли мне этот чин какой-то смысл? Я затрудняюсь ответить. Наверное, поэтому я не предпринимал никаких попыток испросить благословение, чтобы у нас этот чин совершался. Тем более что все эти годы обеспечить в полноте совершение такого чина у нас не было возможности.
Да, были лучшие времена, когда у нас даже было два диакона. Чисто теоретически мы этот чин могли бы совершать. Но я считал, что богослужение, которое совершается в большинстве храмов, и так достаточно торжественное. Крест выносится священником, у Царских врат им творится крестное знамение, возглашается: «Премудрость, прости». А затем Крест полагается посреди храма. Совершается каждение, хор поет песнопения, потом духовенство поет песнопения, все падают ниц, поклоняются Распятию Христову.
В моем понимании это уже достаточное торжество, чтобы не утерять главной нити – Христос страдает на Кресте. Очень важно не потерять прикованность духовного взора к главному событию и к Тому, Кто распят на Кресте, Чье изображение вынесено на середину храма.
Скажу, чего мне не хватает в этот момент. Может быть, стоило всем присутствующим после поклонения кресту минут пять побыть в молчании, в тишине. И в молчаливой молитве воздать благодарение Господу Иисусу Христу за то, что Он совершил для всего рода человеческого. У нас таких молитвенных пауз в богослужении не предусмотрено, но такие мысли у меня есть.
Если будут какие-то предпосылки к тому, чтобы и в нашем храме тоже совершать этот чин, возможно, мы его будем совершать. Но пока и среди духовенства нет таких высказанных желаний. И все это время со стороны прихожан не было вопросов, почему у нас он не совершается. Поэтому уверенности в том, что этот чин будет у нас совершаться, нет, но теоретически это возможно после принятых решений Священного Синода нашей Церкви.
Традиционный вопрос: что для нас сегодня этот праздник значит?
– Праздник значит следующее: чтобы мы среди осени, серых буден не теряли духовной бодрости. В этом празднике дивно сочетается радость о том, что сделано для нас Христом, и о том, что у нас есть святыня, которая исторически связывает нас с Евангельскими временами. В то же время это Распятие, которое лежит на самом видном месте в храме, чтобы мы прониклись тем, что Христос Спаситель заплатил за нас, за нашу близость к Нему, за нашу возможность вхождения в Его жизнь и Его вечность.
Он заплатил за это чрезвычайно высокую цену. Эта цена – Его Кровь. И мы смотрим на Распятие и видим, что эта Кровь продолжает литься из Его ран. Эти раны за нас, грешников, стремящихся освободиться от греха и приблизиться к Христовой праведности и чистоте. И для нас этот праздник – великая возможность побыть в некоей духовной тишине и именно возблагоговеть, возблагодарить Господа.
Для меня этот праздник связан с необходимостью какой-то тишины. Поставить свою жизнь на паузу и сказать: наступил благословенный момент осени, когда этот праздник располагает меня именно к тому, чтобы задуматься о самом главном, что есть в нашей жизни. А самое главное событие в нашей жизни – Евангельское. И центр этого события – страдания Христовы и Его Воскресение из мертвых, создание Им Его Церкви.
Смотреть на Распятие, благоговеть перед ним – это очень важные моменты для каждого христианина. Это должно быть духовное размышление, то, чему надо посвящать время, силы. Должно быть какое-то самоотречение, чтобы ради этих размышлений поставить все на паузу. Поставить жизнь на паузу и сказать: настал этот праздник, и я буду чаще в храме. А когда я в храме, то и на богослужении благоговею. И в тот момент, когда я, может быть, приду, а в храме нет богослужения, я могу в тишине постоять рядом с Распятием, помолиться своими словами, возблагодарить Господа. Потому что Его Кровь льется за нас до сих пор и омывает наши грехи. Это тема для духовных размышлений каждому христианину.
Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.