Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1223) → Матушка Мария Синякова: Правда и любовь только в Боге

Матушка Мария Синякова: Правда и любовь только в Боге

№38 (1223) / 3 октября ‘23

Вторая половина

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Муж с женой должны быть подобны руке и глазам. Когда руке больно – глаза плачут, а когда глаза плачут – рука вытирает слезы». Этим словам святого примерно полтора тысячелетия, но, если вдуматься, можно ли сейчас, в наше время, точнее определить те отношения, которые делают семью крепкой?

Храм в честь Державной Иконы Божией Матери в селе Батырево в Чувашии еще только строится. Строительство идет долго и с большими искушениями. В 2001 году закладку камня в основании будущего храма совершил митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. Начал строительство протоиерей Анатолий Сорокин, трагически погибший в Пасхальные дни 2010 года. Семь долгих лет храм оставался без настоятеля. Только в 2017 году сюда был назначен молодой священник Александр Синяков, буквально накануне рукоположенный в иереи.

Иерей Александр Синяков: – Сейчас мы видим здесь такую красоту... Когда мы приехали, здесь летали голуби. Меня это немножко испугало.

Матушка Мария Синякова: – Он говорит: «Что мы здесь будем делать?» Сел и заплакал. «Не переживай, – говорю, – с Божией помощью будем жить, строить».

иер. Александр Синяков: – Матушка подошла, слезы вытерла, обняла: «Не переживай, все будет хорошо, вставай. Видишь, лопата есть, ведра – бери, будем убирать мусор».

Несколько лет Александр и Мария Синяковы жили как обычная мирская семья, не предполагая, что вскоре их общий путь сделает крутой поворот.

м. Мария: – Я ему часто говорю: «Как я буду раскладывать свою жизнь, выяснять, почему ты на моем пути появился? Это воля Божия».

Матушка Мария родилась в Москве. Мама – родом из Краснодарского края, папа – из Чувашии. Приехали работать на завод имени Ильича, познакомились, поженились, стали родителями. В Москве Мария провела детство.

м. Мария: – Кружки, танцы, карате (не девчачье занятие). Хотелось, тогда было такое время. Кружок был в школе. Папа приходил, забирал...

Было начало 90-х – самое криминальное время. Заниматься карате Мария начала, чтобы иметь навыки самообороны. Слава Богу, они не пригодились, зато воспитали характер.

м. Мария: – Мы уехали из Москвы, когда я училась в восьмом классе, в деревню». Я говорю: «Я не хочу в деревню, не поеду». Но кто меня одну оставит? Так мы переехали.

Для девочки-подростка смена Москвы на чувашское село стала большим стрессом. Она всей душой стремилась обратно и добилась своего. После девятого класса окончила профессиональное училище по специальности «продавец-кассир» и уехала в Москву. Устроилась в столичный агрохолдинг, где и познакомилась со своим будущим мужем.

м. Мария: – Саша не был священником. Когда мы с ним познакомились, его мама говорит: «Ты знаешь, за кого замуж выйдешь?» Я говорю: «За кого?» – «За будущего священника». Я говорю: «Да ладно». Не придала этому значения.

иер. Александр Синяков: – У нас в роду было два священника и одна монахиня. Священников расстреляли, монахиня без вести пропала. Милостью Божией память моего рода всплыла. Батюшка Василий (Паскье), архимандрит Свято-Троицкого Чебоксарского монастыря, подарил нам синодик Чебоксарской, Чувашской епархии, где собраны сведения о новомучениках и репрессированных.

Из этого синодика отец Александр узнал о трагической судьбе представителя своего рода – Синяковского Прокопия Михайловича. Он был старостой церкви в Сыреси – родном селе отца Александра.

иер. Александр Синяков: – Фамилия наша была изменена (стала Синяковы), хотя, когда я поступил в духовное училище, бабушка достала Евангелие XIX века, которое было у этого батюшки (Синяковские отец Иоанн и матушка Евгения). Евангелие хранилось вместе с фотографией на чердаке. Видно, что фотография испорчена.

После школы Александр Синяков хотел поступать в Порецкое профессиональное училище, но родной дядя почему-то предложил ему Чебоксарское духовное училище, и Александр внутренне обрадовался этому предложению. Уже во время учебы в училище понял почему.

иер. Александр Синяков: – Конечно, благодать держала меня за руку. Я стремился к этому всей душой, понял, что это уже не работа, а любовь моей жизни. Я тогда удивительно чувствовал Небо на земле.

После духовного училища была Казанская духовная семинария. Больше всех выбору внука в свое время порадовалась бабушка.

иер. Александр Синяков: – Она всегда молилась и говорила: «В нашем роду обязательно будет священник». Когда я поступил в духовное училище, она с благодарностью стояла в церкви и говорила: «Свершилось».

Правда, после окончания семинарии Александр священником не стал – не чувствовал себя готовым к принятию такой ответственности перед Богом и людьми. Его путь к служению в Церкви оказался длиной в 12 лет. Из Москвы Александр Синяков привез молодую жену Марию в Порецкое, поближе к своим родителям. Сам же устроился на работу вахтовым методом.

м. Мария: – Получается, что я начала бунт, сказала: «Не хочу быть одна! Как это так – ребенок растет, видит папу через два-три месяца? Так дело не пойдет». Вахта у него была то по два, то по три месяца – все это время его не было с нами.

В Порецком нашлась работа мастером-взрывником в гипсовой шахте. Возможно, Александр остался бы там надолго, если бы не случайность – встреча на улице с благочинным Порецкого района и священником, бывшим однокурсником по Казанской семинарии.

м. Мария: – Батюшка говорит отцу Павлу: «Вот у тебя семинарист бегает». – «Какой семинарист? Как семинарист?» Начали расспрашивать: что, как, зачем, почему… Говорит: «Семь лет отучился». – «Где работаешь?» – «В шахте». – «Как в шахте?!»

Несмотря на внутреннее сопротивление, Александр с Марией проявили послушание и поехали с отцом Павлом к Владыке Феодору, епископу Алатырскому и Порецкому.

м. Мария: – Владыка на нас посмотрел: «Вы что хотите? Чего приехали?» – «Не знаем, отец Павел нас привез».

Но вскоре была еще одна встреча с Владыкой, которая все и определила. Год потребовался семье, чтобы принять важнейшее в своей жизни решение.

м. Мария: – Отец говорит: «Пойдем, пока благословляют. Давай пойдем не через скорбь, а сами». То есть осознанно.

И городская девочка из невоцерковленной семьи, не знающая жизни Церкви, не умеющая носить длинные юбки и платки, дала согласие стать женой священника.

м. Мария: – Да, любовь была, есть и будет. Как я оставлю своего мужа? Я же давала клятву быть везде с ним – и в горе, и в радости. Может, это его призвание, но он прятался от этого, не пошел сразу в священники… Говорит: «Я такой молодой. Как буду людей учить? Сам еще зеленый».

Храм в селе Батырево – первый и пока единственный в их служении, но именно здесь все, что в жизни других семей рассыпано на годы, у них оказалось сконцентрированным в коротком периоде времени. Пока достраивался священнический дом, они четыре раза меняли жилье.

м. Мария: – После службы или в свободное время Даша хочет гулять, папа говорит: «Пошли, доченька, надо делать перегородки, надо это делать, надо то делать». С Божией помощью – Господь не оставляет. Плитку кто-то из одного магазина пожертвовал, кухню Цветковы пожертвовали, линолеум на второй этаж тоже из магазина пожертвовали. Кто-то лампочки принес, кто-то – другое. Так потихоньку, потихоньку...

Сами выкладывали плитку, стелили теплый пол, отделывали стены – мастер-классы по интернету в помощь.

м. Мария: – Когда мы сюда приехали, здесь не было даже газа, отопления – храм топили углем, который покупали. Было резервное электрическое отопление, но за ним надо следить, и за углем надо следить. У нас был кочегар.

После отца Анатолия в храме смогли сделать только временный придел. Молодой настоятель и матушка начали знакомиться с людьми, в том числе с предпринимателями. Посильная помощь на строительство храма пошла.

м. Мария: – Храм и дом не были оформлены. Мы начали делать все документы. Проекта нет, было непонятно, что и где искать. Нам пришлось все делать заново. Мы оформили храм, сейчас все документы есть.

Чтобы накормить строителей, матушка Мария вместе с помощницами прямо на улице варили суп в чане. В строящемся доме ни приготовить, ни усадить за стол возможности не было.

иер. Александр Синяков: – Я за матушку очень переживал, потому что нагрузка очень серьезная. Слава Богу, она справляется.

м. Мария: – Некогда было унывать и плакать, нужно было жить, строить. Если Господь дал, значит, мы храм достроим потихоньку. Одно сделаем, другое, третье. Господь нас сюда привел, значит, мы здесь нужны.

иер. Александр Синяков: – Те моменты мне казались сложными, но с молитвой к Богородице они пролетели незаметно. Да, мы расстраивались, думали, как привлечь средства, найти благотворителей, как сделать так, чтобы народ сюда потянулся, чтобы ушел отсюда утешенным.

Теперь там, где летали голуби и лежали груды мусора, красивый придел с новым иконостасом и чудотворной храмовой иконой, к которой притекают люди с благодарностью к Богородице за Ее молитвенный покров. По настоянию матушки храмовую территорию огородили: забор по периметру – это защита от вандалов.

иер. Александр Синяков: – Духовная и физическая нагрузка в действительности большая – строительство храма, много мероприятий, административной ответственности. Иногда силы заканчиваются. Такая большая загруженность, что не знаешь, за что схватиться, в каком направлении двигаться.

м. Мария: – Отец Александр говорит: «У меня есть золотая бутса». Чтобы он не унывал, встаем – помолились, почитали акафист, перекрестились и поехали туда-сюда.

иер. Александр Синяков: – Ее преданность, отдача, легкость, желание идти за мужем – это дар Божий.

Даше, старшей дочери, уже 17, она учится в Чебоксарах. Никита пойдет в 6-й класс школы. Настя еще дошкольница. Вроде бы забот у матушки Марии должно хватать.

м. Мария: – Я не могла себя реализовать – жена священника. Говорю: «А я хочу вот это, хочу туда, хочу в цветочки». Спрашиваю мужа: «Отпустишь учиться?» Отпустил. Я на две недели съездила, осталась на месяц в Москве на углубленный курс. Потом говорю: «Хочу на храмовую флористику съездить». Не отпускает.

иер. Александр Синяков: – Долго приглядывался, но я душой ее не отпускал. Я всегда ее рядом держал и до сих пор не могу далеко отпустить. Если супругу день, два не вижу – для меня это уже тяжело.

То, что ты хранишь в тайне, Господь видит явно, и если в сердце твоем мечта светлая, исполняет ее.

м. Мария: – Я, может, неосознанно когда-то сказала, когда плакала: «Пусть у меня будет муж священник – я его никогда не оставлю». В моем понимании священник – это самое святое, что у нас есть. Он не обманет.

Но священники – не святые, и это матушке Марии в Батырево пришлось с болью пережить. Зато поняла: правда и любовь только в Боге.

м. Мария: – Было такое состояние души: я уехала в мужской монастырь просто помолиться. Мне иногда хочется послушать церковнославянскую службу. Стою на службе, закрыла глаза, молюсь и чувствую, что Чья-то рука гладит меня по голове, и Кто-то говорит: «Все будет хорошо».

Приехала домой и говорю: «Батюшка, а я почувствовала!» Он спрашивает: «Что?» – «Я почувствовала, что на самом деле Господь нас не оставляет, Господь нас с тобой по головке гладит. Ты понимаешь?!»

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс