Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1223) → Митрополит Челябинский и Миасский Алексий: Господь Своих не бросает

Митрополит Челябинский и Миасский Алексий: Господь Своих не бросает

№38 (1223) / 3 октября ‘23

Архипастырь

Сегодня нас принимает митрополит Челябинский и Миасский Алексий. Владыка, спасибо за гостеприимство!

– С большой любовью и радостью принимаю телекомпанию «Союз» у нас в Челябинске. Пользуясь случаем, хочу сказать слова благодарности вашему коллективу за тот просветительский труд, что вы несете уже в течение многих лет. И особые слова благодарности – отцу Димитрию (Байбакову), который самоотверженно трудится на этом поприще. Дай Бог вам сил, здоровья, и пусть помощь Божия всегда будет с вами!

Спасибо, Владыка! Хочу Вас поздравить со 140-летием кафедрального собора в честь Праведного Симеона Верхотурского. Честно говоря, когда несколько лет назад я узнала, что в Челябинске кафедральный собор освящен в честь Праведного Симеона, для меня это было загадкой. Потому что мы в Екатеринбурге думаем, что это наш святой, хотя он – Урала и всея Сибири чудо- творец. Но когда начинаешь путешествовать, например, по храмам на Черноморском побережье (и не только в России), можно увидеть иконы этого святого и даже огромные фрески. Как в Челябинске появился Симеоновский храм, и как он стал кафедральным?

– Не только на Черноморском побережье почитается праведный Симеон. Волею судеб мне приходилось бывать в Ташкенте у Владыки Викентия, и в кафедральном соборе я увидел икону праведного Симеона. Я спросил: «Владыка, наверное, икона появилась, когда Вы приехали?» Но он сказал: «Нет, все было еще до меня».

Праведный Симеон почитается всем православным миром. Ко мне обращались и просили икону даже из других стран. Один архимандрит, старец из Греции, попросил, чтобы я прислал ему икону праведного Симеона. То есть его знают, любят и почитают (по долгу и потому, что он достоин почитания). Праведный Симеон – действительно покровитель и Урала, и Сибири. Челябинск, как город, находящийся на Урале, не отделяет себя от этого почитания.

В моей судьбе праведный Симеон тоже сыграл большую роль и продолжает иметь очень большое значение. Я принимал монашеский постриг в его обители, возле раки с его мощами. Когда я служил в Екатеринбурге, мы все время ездили на празднование к праведному Симеону, это наш любимый почитаемый святой. И сейчас, находясь в Челябинске, мне очень радостно, что кафедральный храм посвящен этому угоднику Божию. Здесь, на Южном Урале, праведного Симеона очень любят и очень почитают.

Судьба храма очень интересная. В послереволюционные годы маленький храм в честь Праведного Симеона (белая церковь, как его называли) оставался единственным в городе Челябинске. Я думаю, в этом Промысл Божий, что наш святой сохранил здесь частичку веры и Божественной благодати.

Это была кладбищенская церковь. Может быть, потому она и осталась?

– Это была кладбищенская церковь на окраине города. Наверное, надеялись, что она разрушится со временем. То, что мы видим сейчас, это перестроенный храм, он был обновлен в 80–90-е годы. А тогда это был очень маленький храм – духота, теснота, людям даже невозможно было перекреститься. Но туда собирались со всей Челябинской области, это был центр духовной жизни Православия.

Вообще, насколько я знаю из истории, к 1941 году хотели закрыть все храмы Челябинской области. Но Господь судил иначе, послал испытания. Храмы остались, и теперь они приумножаются. И мы за это ежедневно благодарим Господа.

История храма похожа на историю жизни батюшки Симеона. Он был скромный, незаметный, тихий. Так и храм: стоял на окраине, а в результате расцвел в кафедральный собор.

– Скромный, незаметный, тихий праведный Симеон, угодник Божий, но он – молитвенник и предстатель за всех нас.

В чем секрет такой народной любви к нему? Ведь и Царская Семья глубоко почитала праведного Симеона. А его подвиг, в общем-то, мало понятен.

– К сухому колодцу за водой не идут. Люди, приходящие к праведному Симеону, получали благодатную помощь: исцелялись от болезней, получали разрешение каких-то житейских проблем. Помощь от праведного Симеона – это то, что утешает в духовной жизни, наставляет на правильный путь, научает правильной молитве и любви к Богу, чтобы мы действительно шли по пути в Царство Небесное.

Несколько десятилетий тесного и теплого общения с праведным Симеоном. Может быть, поделитесь какой-то ситуацией, когда Вам нужна была помощь и он откликнулся?

– Расскажу такую ситуацию. Надеюсь, что это была помощь праведного Симеона. У меня была серьезная травма в свое время – перелом ноги. После молитвы у раки праведного Симеона в Верхотурском монастыре пошло выздоровление, наступило облегчение. Слава Богу, я хожу на своих ногах.

Владыка, Вы возглавили Челябинскую кафедру два года назад, а в архиерейском сане – пять лет. В Нижнем Тагиле у Вас было множество послушаний, Вы окормляли духовное общество православных врачей, окормляли места заключения, окормляли МЧС, миссионерско-катехизаторские курсы. Сейчас Вы – архиерей Православной Церкви. Тяжелее архиерейский крест?

– Когда меня постригали в монахи, я очень хорошо запомнил те обеты, которые произносил. Обет послушания, наверное, основополагающий для всей монашеской жизни. К любому делу, к которому нас призывает Церковь, мы должны относиться как к послушанию. Когда мы так к нему относимся, это послушание радостно нести, нетрудно, мы знаем, ради чего это делаем, ради чего терпим какие-то скорби. И радости не приписываем себе, а понимаем, что это помощь Божия, и благодарим за это Бога.

Раз человек не сам напросился куда-то, а все сложилось так, что явно Господь так поставил, соответственно, Господь и не бросает. Господь Своих не бросает.

– Я в это верю и знаю, что Господь помогает всем нам в жизни. Когда мы молимся молитвой «Отче наш», произносим: «Да будет воля Твоя». Когда мы полностью предаемся воле Божией, когда мы эти слова молитвы Господней произносим от всего сердца, то все становится ясно, понятно, всему мы доверяем, и жить становится радостно.

Есть такое понятие: уральский характер. Вы родились и выросли на Урале, а сейчас живете на Южном Урале. Есть какие-то особенности, нюансы?

– Вы начали говорить про Нижний Тагил, и я хотел бы выразить слова признательности, глубокого уважения и любви к своему родному городу. Господь так судил, что я там много лет нес свое послушание, свое служение. В какой-то мере это было и подспорьем, и хорошей наукой. Нижний Тагил – суровый город, там выпускают танки, там металлургия. Город закаляет уральский характер. На Урале люди простые. Если полюбили, то от всего сердца. Если что-то нам не нравится, мы молчать не будем. Может быть, эта прямота не всегда правильно воспринимается людьми, но она правильная. Мы – люди искренние, без второго дна, без интриг. Мы живем так. Черное – это черное, белое – это белое.

Когда меня посвящали в епископы, читалось Евангелие от Луки, и были такие слова: возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9:62). Давайте из прошлого будем брать какой-то опыт, что-то доброе, с благодарностью Богу к этому опыту всегда обращаться, но устремлены будем все-таки в будущее. Промысл Божий до конца нам непонятен. Мы должны, как дети, предаться в руки любящего Отца и доверять Ему полностью.

Священномученик Василий Носов, на земле Челябинской просиявший, именно так и поступил – предался в руки любящего Отца и был верен Ему до смерти. 24 августа этого года Священным Синодом он прославлен в лике святых. Расскажите, пожалуйста, об этом человеке и о том, какая работа была проделана для его канонизации. Ведь не просто так Синод принимает решение...

– Отец Василий служил здесь, на Южном Урале, в городе Миассе. В послереволюционные годы он много претерпел за свою веру, несколько раз был в заключении, а в 1937 году принял мученическую кончину. В Челябинске есть «Золотая гора», где проходили расстрелы, остались захоронения расстрелянных. Где-то там покоится и этот угодник Божий.

Работа по канонизации священномученика Василия была очень большая и велась более десяти лет. Эту работу начали еще при митрополите Челябинском Иове. Были вопросы, недоумения, которые мы все эти годы старались разрешить. Была проделана громадная архивная работа, подняли множество исторических документов, свидетельств. И только в этом году мы полностью собрали все документы, которые подтверждают подвиг священномученика Василия. И, слава Богу, принято решение о его прославлении.

Интересно, что родственники отца Василия, его внуки до сих пор живут в Челябинске. И они с радостью восприняли это известие, и недавно в епархию принесли вот это Евангелие (Новый Завет), оно принадлежало батюшке и требует изучения. Я его полистал, на полях есть очень много заметок, сделанных отцом Василием. Уже вырисовывается образ человека, который жил по Евангелию, сверял свою жизнь с Евангелием. Вот такое интересное свидетельство получается.

Я в его житии отметила для себя два очень важных, как мне кажется, момента. Его арестовывают, и пять месяцев он проводит на принудительных работах. Возвращается, и они с матушкой Анастасией продолжают рожать детей. Потом его забирают на пять лет. Когда он возвращается, не собирается идти в ногу с советской властью. Ему не дали регистрацию, он совершает требы на дому – тем не менее он Христов. И они продолжают рожать детей. Когда его третий раз арестовывали (последний отрезок его голгофского пути), матушка Анастасия была беременна девятым ребенком. И все дети выросли (по-моему, один погиб на Великой Отечественной войне), все были успешны. Сегодня, мне кажется, это очень важное свидетельство, если мы говорим о добрых примерах и доверии Богу. Потому что иногда люди не рожают детей потому, что не хочется, или потому, что сейчас не время. А там – полное доверие, и оно оправдалось. Господь Своих не бросает.

– Абсолютно правильно вы говорите. Из примеров жизни угодников Божиих мы очень многое можем почерпнуть для себя в современной жизни. Я уже сказал, что у отца Василия была непростая судьба. Из принесенного нам Евангелия мы видим, что он очень большое внимание уделял словам Христа Спасителя о том, что «восстанут дети на родителей». Наверное, это напрямую не относилось к его семейной жизни, но он видел ситуацию в нашем Отечестве и очень сильно переживал. При этом он оставался верным Богу, всецело предавал себя в руки Божии. Поэтому Господь и благословил его и его семью. Внуки его, мы знаем, очень достойные люди.

И еще один момент. Он, один из немногих на проходившем тогда следствии, не оклеветал ни других, ни себя. Себя оклеветать – это грех?

– Конечно, грех. Не надо на себя клеветать. Не стоит отвечать на клевету и оправдываться не стоит. Пусть Господь судит. Клеветать на себя неправильно, нужно говорить правду.

То есть он не согласился с тем, что ложь – это правда.

– Ложь не может быть правдой. Не бывает лжи во спасение.

Это, кстати, к разговору о благоверном князе Александре Невском. Сейчас очень широко употребляется даже в светской аудитории его фраза: «Не в силе Бог, а в правде». Что это значит применительно к нашей повседневной жизни?

– Правду мы можем почерпнуть из Святого Евангелия. Господь нам оставил Свое учение. Как в Евангелии написано, так мы и должны жить, по Евангельской правде. И Александр Невский (очень люблю этого святого) своей жизнью это засвидетельствовал: он жил ради правды Божией, ради Отечества, ради народа Божия, ради Церкви. Он скончался в молодом возрасте. По свидетельству историков, скончался как страстотерпец. Есть предположение, что он был отравлен, когда ездил в Орду. Он не боялся никаких трудностей, правду пытался донести, правду отстаивал.

Святейший Патриарх приводил очень хороший пример в своих проповедях, что Александр Невский поехал в Орду и смог договориться, потому что эти люди искали всего лишь материального, и это было не так страшно. А когда дело коснулось крестоносцев, которые пришли за душами, он смело встал на защиту правды, на защиту веры и Православия.

И ведь он своим смирением в Орде даже ханского сына обратил в веру, Сартак стал православным христианином.

Святые прославленные воины – Александр Невский, Дмитрий Донской, Феодор Ушаков (сейчас стоит вопрос о канонизации Александра Васильевича Суворова) – дают нам пример сражения за Родину, за Отечество земное, но все-таки в призме Отечества Небесного. Господь попускает военные испытания; как любящая мать, которая берется за розгу только тогда, когда все увещевания, все убеждения испробовала и нет другого выхода. Что нам надо исправить? На Ваш взгляд, какие болезни нашего общества, какие грехи, к которым мы привыкли и, может быть, грехами не считаем, вопиют к Богу?

– Мы видим, что идет повсеместное отступление от Бога. Это приводит к тому, что мы не совсем бережно обращаемся с Божиим творением, что в свою очередь приводит к экологическим катастрофам. Мы видим, что в людях оскудела любовь, оскудела вера. Мы живем как общество потребления, где каждый сам за себя. Наверное, все это приближает какие-то тяжелые времена. Без обращения к Богу, без изменения сознания в масштабах всего человечества трудно что-то поменять.

Конечно, начинать надо с себя. Полностью прав преподобный Серафим Саровский, который говорил: «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи». Надо каждому начать с себя это изменение. Но в изменении мира голос Церкви должен звучать смело, Церковь должна говорить о том, что происходит и почему это происходит. Слава Богу, наша Церковь в лице Святейшего Патриарха очень смело, очень взвешенно, очень достойно доносит голос Церкви.

Я знаю, что в Челябинске есть Одигитриевский монастырь, он очень активно ведет противоабортную деятельность, борьбу за жизнь самых беззащитных. Скажите об этом, пожалуйста. Есть множество болезней у нашего общества, но то, что у нас считается совершенно нормальным и оплачиваемым за счет государства (убивать детей просто потому, что они кажутся лишними), – это, мне кажется, как раз то, что вопиет к Богу.

– Нужно вернуться к примеру отца Василия: у них было девять детей, они не боялись рожать детей. И дети выросли. Почему происходят аборты? В основном это связано с эгоизмом и женщин, и мужчин. Люди не хотят жить для других, хотят пожить для себя, получая удовольствие. Зачем нужен кто-то, кто будет мешать это удовольствие получать?

Надо, может быть, и законодательными актами все это регулировать, но в то же время в первую очередь нужно менять сознание людей. И обязательно оказывать поддержку матерям. Знаю, что противоабортная деятельность достаточно успешна, и многие женщины отказываются от совершения аборта, когда понимают, что получат поддержку, не останутся одинокими. А потом они радуются, что у них родились дети. (Окончание в следующем номере)

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс