Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1220) → Священник Олег Патрикеев: Праведники современности

Священник Олег Патрикеев: Праведники современности

№35 (1220) / 11 сентября ‘23

Беседы с батюшкой

Тема эфира: «Праведники современности». Размышления о праведности сейчас часто наталкиваются на скептическое отношение: какие же праведники в такое сложное, грешное время? Но, с другой стороны, невозможно представить себе жизнь вообще без праведности. Она просто превратится в постоянный кошмар, если не знать о том, что есть люди, которые могут быть примером, не только святые, но и те, кого мы, может быть, знаем или знали дни, месяцы, годы.

Вы часто рассказываете о тех, кто стал таким примером, светочем в нашей жизни. Мне не приходилось общаться с праведниками. Например, Николай Гурьянов или отец Иоанн (Крестьянкин). Осталась только возможность узнать о них из уст людей, их знавших. Расскажите, пожалуйста, как жить, если в нашей жизни нет праведников.

– Вы абсолютно правы, тогда смысл жизни отсутствует. Праведники – это те островки, где можно хоть немножко передохнуть, насколько хватит сил, уцепившись за теплых батюшек, матушек, которые согреют своим теплом и любовью.

Без праведности не прожить даже дня и простому грешному человеку, потому что Господь надеется и верит в него. Если Он не видит в нем праведности, тогда нет смысла оставлять ему жизнь. Господь надеется и видит в нас потенциал стать праведными. Это удел каждого человека, это наш ориентир. В Писании сказано: будьте святы, потому что Я свят и праведный верою жив будет.

Мы устремляем свои глаза на святых отцов. Они для нас праведники, достигшие Неба. Мы читаем их жития и поражаемся подвигу и красивым правильным словам. Подвижники раньше не просто читали святых отцов, но учились у них. Мы знаем многие примеры того, как люди становились святыми по чтению житий святых. Они уходили в отдаленные места для молитвы, но не для того, чтобы стать святыми: пойду спрячусь от всех и стану святым. Святость – это не работа, которой можно научиться. Это Дух Святой. Его невозможно взять и положить в кармашек. Невозможно подкрутить себе побольше милостыни и Духа Святого. Выпил такую таблеточку и ходишь святой. Нет. Это огромный труд подвижника.

Удивительно, что наша передача об этом именно сегодня, в день памяти старца Николая Гурьянова. Большие торжества на его острове. Я тоже там был, но не застал его живым. Но даже прикосновение к месту, где жили праведники, это что-то необыкновенное. Кроватка, которая помнит его молитвы и все страдания, им перенесенные. В Евангелии написано, что даже тень апостолов могла исцелять людей. Повязки апостола Павла исцеляли от беснования. Люди приезжают на места их жизни.

Стремление жить честно, по-христиански, исполняя заповеди Христовы, стало для праведников смыслом жизни. Когда мы откроем для себя какой-то небольшой Евангельский отрывочек, который можем исполнить? Прочитав все Евангелия, понимаешь, что даже если ты сегодня хотя бы подашь стакан воды, он не потеряет своей награды. Давайте с этого и начнем. Это уже и есть праведность. Желание сделать добро в человеке – это действие Бога в нем.

Праведники существуют и сейчас. Несвятые святые. Эти люди даже сами того не знают. Естественно, если человеку вдруг придет помысел, что он святой, это точно от беса. Архимандрит Софроний (Сахаров), служивший на Афоне, написал труд «Старец Силуан Афонский». Преподобный Силуан говорил, что есть два помысла, которые могут сбить с пути. Первый помысел: ты святой, ты уже достиг вечной жизни, теперь можешь спокойно молиться, у тебя все получается, ты хорошо постишься, молишься, вычитываешь все каноны, даже чудеса творишь, люди исцеляются, приходят к тебе и утешаются. И второй помысел: ты не спасешься, ты червь, тебе только в ад и даже дороги обратно нет.

Эти два помысла приходят к нам от дьявола. Поэтому все праведники держат в устах простую молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. На Тебя только уповаю. Конечно, я не очень достоин рая, но, возможно, по Твоей милости избегу ада». Игра разума спасает от всплесков уныния и отчаяния. В настоящее время отчаяния пруд пруди, куда ни кинешь взгляд – везде будто все рушится. Либо, наоборот, человек в прелести, думает, что он святой, и всем указывает, как надо жить.

Для нас праведность – это тихое и спокойное исполнение заповедей, не торопясь и не убегая ни вправо, ни влево. Спасение – золотая середина.

На заседании Святейшего Синода было принято решение о начале мероприятий по канонизации Александра Васильевича Суворова. И каждый раз, когда посещаешь его музеи, когда в лавре молишься на его могиле или просто читаешь, что он делал и как жил, понимаешь, что это действительно праведник. Абсолютно. Но при этом военачальник, масса людей погибла в тех битвах, которые он выиграл.

Праведники часто жили таким образом, что мы не говорим о них, что они святые. Но они пример для нас. Каким их поступкам мы можем подражать? Что мы должны понять благодаря знанию о праведности?

– Это трудный вопрос. Вопрос всей нашей жизни. Достигнуть праведности Еноха, чтобы ходить перед Богом и быть взятым живым на Небо, – удел избранных. У нас есть критерий – Святое Евангелие. Я всегда говорю, что каждый день мы пишем свое Евангелие, пишем в своей книге жизни, она будет раскрыта на Страшном Суде. С первого дня нашего крика на земле и до последнего вздоха она будет раскрыта и прочитана ангелами и судьями, перед кем будем судиться. В первую очередь перед своей совестью.

Надо каждый день писать в этой книге хотя бы строчку. Но не уповаем на то, что сделаем доброе дело и оно запишется. А то у нас начинается такая игра: сделаю доброе дело, но не забудьте мне его потом вспомнить. Как научиться тому, чтобы тщеславие не точило наши добрые дела? Это большой опыт. Мы рассказываем, что сделали то и то, но это не мы сделали, а Дух Святой подсказал, ангелы шепнули на ушко: «Смотри, какая бабулька, дай ей пару тысяч, она же пенсию давно не получала, тихонечко положи ей в кармашек и будешь счастлив как на Небесах, тебя сразу же ангелы понесут на Небо». Это самые приятные моменты. И ангелы поставят галочку в твоей книге жизни.

Но это должно быть естественным для тебя, а не геройским поступком. Для Суворова было естественно вставать в пять утра, совершать молитвы, постоянно участвовать в литургиях, петь в них, самому читать. Я думаю, что это абсолютная праведность.

В сегодняшнее время нам нужны герои, которые покажут, что даже там, на линии фронта, можно быть святым. Можно быть праведником уже в настоящем, а в будущем Господь прославит за подвиги. Отдать жизнь за други своя – величайший подвиг. Да, даже на войне. А что делать? Такая у нас судьбинушка. Разве мы в первый раз с войной столкнулись? Посмотрите на людей, которые прошли войну, они все праведники.

Есть еще один аспект, связанный с праведностью. Мы читаем и поем псалмы Давида, это просто язык Церкви, но ведь человек, который их написал, совершил совершенно жуткое преступление. Возможно ли, совершая грехи, преодолеть их и стать праведником?

– Конечно, же мы не можем измерить милость Божию к кающемуся грешнику. Все зависит от его покаяния. И Давид показал такое покаяние, которое для простого человека – Божий подвиг. Для нас покаяние – это прийти в храм, склонить голову, сказать: «делом, словом и помышлением»; три в одном, и батюшка благословит причаститься. Вот наше покаяние. Давид же каялся не только красивыми псалмами, но и делами. И, если мы приходим и говорим, что согрешили словом, значит, делами должны доказать обратное; согрешили помыслом – доказываем обратное. Против кого-то согрешили? Доказываем обратное своими делами. Тогда это будет дельное покаяние. Словесное покаяние доступно для всех, но Господь ожидает от каждого из нас и покаянные дела.

Вопрос от телезрительницы Надежды из села Калиновка Тамбовской области: «В наш храм Пресвятой Богородицы приходят люди из семи деревень. И в храме уже десять лет служит один батюшка. Хотим его как-то отблагодарить. Как сделать это правильно?»

– Лучшая благодарность для священника – это кающийся грешник. Для меня самая большая радость, когда человек приходит от безысходности, от уныния, говорит, что уже не может: грех стоит у горла, уже тошнит от него, и вдруг – через слезы – покаяние. Это необыкновенное чувство. У священника в том числе, потому что я как свидетель вижу покаяние. У меня самого мурашки бегут. Я понимаю, что сам-то, может, еще и не каялся, как эти люди. Для меня это тоже большой пример, потому что именно в покаянии отверзаются райские двери. Через покаяние доступ ко Христу получается простым, как у разбойника на кресте. Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое. И все идут к Чаше. Но никто не задумывался, что эти слова относятся к каждому из нас. Это не просто красивая фраза преступника, который висел на кресте, это его молитва. А я себя чувствую этим преступником, висящим на кресте? А если нет? Может, мы и обманываем: на всякий случай скажу и пойду причащаться, потому что это поможет мне в делах, в успехе, защитит меня. Через покаяние мы рассчитываем и на будущее.

Бывает, если два из пятидесяти вот так покаются, то уже служба в радость. Поэтому первое, что вы можете сделать для батюшки: привести к нему того, кто еще остался в селе без большой генеральной Исповеди. Это будет для него радостью. Во-вторых, повенчаться. Даже если возраст 70–80 лет, – идите. Для батюшки это будет величайшая радость. Я венчал пару 70-летних, они уже не могли стоять, сидели на стульчиках. Венчались на 50-летие свадьбы. Они плакали, я плакал. Это была радость для меня, просто чудо.

Батюшку радует, когда храм наполняется людьми именно для участия в богослужении, а не просто свечку поставить. Все храмы на свете строятся только для одного – для совершения Литургии, чтобы в них была принесена бескровная жертва. В этом смысл храма. Если не будет Литургии, то закончится этот мир. Если Христос будет никому не нужен через Литургию – до свидания. Все закончится.

Это будет лучшая благодарность. Если принесете что-нибудь вкусненькое, батюшка с вами разделит трапезу любви после богослужения.

Наша жизнь очень коротка. Мы знаем друг друга давно, седеем, стареем. У меня есть друг священник, который на вопрос «Как жизнь?» отвечает: «Кончается». Что двигает человека к праведности? Беды или радость? Что помогает?

– Первое, что подвигает, – страх Божий. Это начало всех начал. Человек должен сначала немножко испугаться. Иногда наши проповеди звучат очень строго. Раньше они звучали еще строже, о конце света, об аде и так далее. Многие святые проповедовали так, чтобы вызвать у людей страх. Это психологический прием, с помощью которого достигаешь нужных целей. Неправильно, если человек испугался и забился, поэтому нужно показывать и милосердие к кающемуся грешнику. Простота в спасении. Даже умом этого не понять. Люди, которые гнали Церковь и были вне ее, потом через покаяние вдруг становились святыми. Многие святые – бывшие преступники. Некоторые были просто страшными людьми в своей жизни, разбойниками, а потом становились святыми. Это удивительная метанойя (изменение ума), удивительное обожение человека.

Невозможно взять и подкрутить себе добра. Это дает Господь по мере нашей раздачи. Как с колодцем: чем больше черпаешь воды, тем больше втекает. Господь сказал: сойдет на вас Дух Святый, то есть станем носителями Духа Святого, этой святой водой. Не бойтесь. Зачем тебе столько воды? Раздай людям. Если вода стоячая, то в ней может завестись и всякая нечисть. Она протухнет.

Но нужно уметь и расточать правильно. Опасно, если это делается без разумности. В начале своего воцерковления я учился на проповедях митрополита Антония Сурожского. Одна его притча всполошила меня. Когда Господь обращается к богатому юноше, митрополит думает о том, какое же богатство есть у него, ведь он все раздал... Читая это Евангелие, Антоний понимал, что оно обращено лично к нему. Но ведь богатство есть не только вещественное. Богатство любви. Ты богат любовью, так раздавай это богатство, стань нищим, чтобы снова войти ко Христу, принять эту любовь и снова раздавать. Стань посредником этой любви. Не к себе тяни, а всегда приглашай людей ко Христу, давай им Евангелие в руки.

Самая простая вера – через Евангелие, от слышания слова Божия. Это пароль. Невозможно принять веру через обряды, тогда ты будешь все время думать, что свечка – это самое главное в жизни. Оказывается, все потом раскрывается по-другому, и будет приходить уже другая информация. Но сначала должна раскрыться душа, чтобы принять Евангелие, принять Христа через покаяние. Принять, понять, что ты прошел этот этап. А потом дальнейшее возрастание. Ступеньки пошли вверх. И уж как у кого получается.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Христос сказал: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. Кто из людей может уверенно сказать, что живет по Евангелию? Даже если исповедуется каждый день. За какие заслуги человек становится праведником?»

– Вы правы: мы не можем себя считать праведными в полной вере. Мы всегда будем считать себя великими грешниками. Но, уповая на милость Божию, мы можем хотя бы немного подражать действиям святых. У каждого из нас есть святой, чье имя мы носим.

Мы будет судимы в первую очередь по делам, которые совершаем. Мы написали книгу дня сегодня, и она раскроется. Почему вечером есть покаянные молитвы? Там перечисляются грехи, чтобы возбудить покаяние. Потому что непонятно, проснемся ли завтра. А покаяние – это хоть какая-то надежда: если уснем вечным сном, то проснемся уже в Царстве, где покаяние будет принято как последнее. Господь говорит: В чем застану, в том и сужу.

Мы не можем сделать законом, чтобы нас любили. Законы были даны Моисеем: не убий, не укради, люби Бога, люби ближнего и так далее. Но человек не может с этим справиться, не может это сделать, ибо живет в матрице греха. Мы живем в придуманной этим падшим миром ужасной матрице греха, даже иногда исполняем ее законы. Потому что грех присутствует в наших членах. Об этом говорит апостол Павел: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Мыслю о добром, но руки, ноги все равно делают другое. Почему я такой неряшливый? Почему я все время гневаюсь? Почему все время у меня не получается улыбнуться и простить человека? Потому, что я еще ветхий человек, не обновленный. Во мне борется этот ветхий с новым человеком, который уже получил Христа, получил знание о Нем и Его благодать. Ею мы и спасаемся. Ничем другим. Эти маленькие добрые дела собираются как бусинки, и тогда есть надежда. Хоть так меня спаси, Господи, или через болезни посети меня.

Господь меня любит в этом плане: дает встретить удивительных людей. Сначала был монах Серафим, отстроивший скит Апостола Андрея Первозванного под Воейково, потом монахиня Варвара (Митицкая), которая была маленькой послушницей леушинских матушек. То есть она была свидетельницей подвижников, видевших живого Иоанна Кронштадтского. У нее я учился смирению. А матушка Варвара Пюхтицкая, игумения, – это светоч всея Руси. Через ее монастырь прошло множество игумений, обучаясь именно деланию любви. Ибо если в игумене или игуменье нет любви, то тогда не будет монастыря, не будет сестричества и братства.

Они все учились на святых отцах, на преподобном Серафиме Вырицком. Матушка игумения Георгия (Щукина) тоже наш светоч. Они показывали нам, как через смирение достигают праведности. Но это мы их считаем таковыми, для нас встреча с ними была как встреча с живым святым: ни одного осуждающего слова, только с любовью направляющее, показывающее путь. Когда человек ошибается, не надо бить его сразу по шапке, направь, покажи: там Христос, иди туда. Это очень трудно. Хочется же быстро, чтобы все стали святыми. Упал, отжался – и ты святой. Нет. Святость достигается подвижничеством. Праведность связана с подвижничеством.

Можно быть праведником и говорить правду, но если правда без любви, то это ложь. Так говорят святые отцы. Мы не можем осуждать тех, кто находится там или здесь, кто находится на передовой, кто в окопах, кто по ту сторону баррикад. Все это тайна Божия. Любое военное действие – тайна, для нас недосягаемая. Вспомним другие войны и увидим, что они помогали человеку встать на путь праведности. Видимо, Господь попускает нам эти действия потому, что праведность иссякает. А как еще нас похлопать по мягкому месту, чтобы мы вспомнили о Христе, о покаянии, о добрых делах? Посмотрите, какое движение, какие люди сейчас стали добрые, по-другому относятся друг к другу… Может, в этом и есть смысл.

Мы размышляем о таких людях, как отец Николай Гурьянов. От него даже остались аудиозаписи. Он рассказывает свои притчи, ты слушаешь его и понимаешь, что он очень простой человек. Вы сказали, что праведность без любви – неправедность. Но насколько для этого необходимо быть простым человеком?

– Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Именно в этой простоте присутствуют ангелы. Мы знаем наших святых отцов, как было просто к ним подойти, никакой охраны. Придешь и видишь любовь издалека. Как тот отец, который ждал своего блудного сына столько лет, он идет навстречу, обнимает тебя, и ты даже уже ничего не говоришь, просто плачешь в плечо и понимаешь: вот где любовь-то – в сердцах праведников, в сердцах людей, которые любят. Это и есть критерий. И давайте не забывать про любовь Христову. Мы должны любить этой любовью, потому что наша любовь всегда эгоистичная, всегда с призмой: ты – мне, я – тебе. А Христос: Я – вам всем.

Спешите делать добро, любите друг друга. Обо всем можно прочитать в Евангелии. Но когда прочитаете, старайтесь делать что-то каждый день по чуть-чуть.

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс