Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, как мы должны правильно относиться к вещам? Есть мнение, что, когда мы делаем какую-то значимую покупку, мы должны ее освятить. Вроде даже есть молитва на освящение всякой вещи. Допустим, купили телевизор, нужно ли прочитать какую-то молитву? Ведь мы освящаем машину, квартиру, иконы, крестики.
– Я не сторонник освящения всего подряд. Нужно понимать, что есть вещи, которые играют существенную роль в нашей жизни. Автомобиль – очень опасное средство передвижения, а не только удобное. Довольно рискованно выезжать на дорогу, это всегда сопряжено с неким риском и неизвестностью. Поэтому автомобиль, аэроплан или что-то еще можно освятить исходя из того, что от случая зависят жизнь и здоровье людей. То же самое и с предметами, которыми мы пользуемся не в быту, а именно с точки зрения молитвы. Иконы, кресты освящаются, и на это есть отдельная молитва. А все остальные вещи, мне кажется, освящать не стоит, одежду же мы не освящаем.
Я знаю случаи, когда освящается все.
– Это мы оставим за скобками, поскольку в Евангелии выстроена иерархия, сказано: тело больше, чем одежда; душа больше, чем тело. То есть одежда – это нечто пренебрежительное: порвалось – и выкинули. Я не имею в виду священнические одежды – это другое... Что касается бытовых вещей, мне кажется, освящение не требуется. Это просто одежда. Она меняется, может порваться, приходит в негодность, в конце концов становится нам не нужна; отношение к ней как к чему-то временному, что не требует от нас особого внимания.
Иногда нас упрекают, в свете последних событий, политической обстановки, что священники освящают оружие. Почему мы освящаем оружие, боевую технику?
– Это древняя традиция. Оружие может использоваться по-разному. Может использоваться как нападающее, несущее разрушения или для защиты. Здесь мы имеем в виду, что это оружие для защиты, потому оно освящается. И освящение проводится для того, чтобы не принести вреда тем, против кого это оружие не должно быть направлено. То есть не только для победы оружия, но в том числе чтобы оградить от вреда тех, кто не участвует в военных действиях.
Перед панихидой женщина в храме попросила поставить свечку за упокой. Ей было очень тяжело, она с палочкой и попросила, чтобы кто-то поставил. У нее спросили: «За упокой кого?» Она сказала: «Я помолюсь». Нашей телезрительнице стало странно – свеча без имени. Как нужно было поступить в этой ситуации? Какие правила, когда мы ставим свечу за упокой?
– Если тебя что-то попросили сделать, наверное, уточнять не стоит, если нет никаких странных, необычных действий. Ничего необычного в том, что тебя просят передать свечу, нет. Молитва – дело личное, и, если кто-то хочет тебя попросить помолиться за кого-то, он должен первый обратиться к тебе и попросить, так принято. Поэтому выяснять, за кого, как, почему мы ставим свечу, не следует. Это личное дело человека, жертва, которую он приносит Богу.
Мы часто ставим свечки перед иконами. А вот именно на столик, так называемый канун, где священник совершает панихиду, литию, как правильно ставить свечу?
– Свеча – это жертва. Жертва должна сопровождаться молитвой.
Люди думают, что это должно быть что-то особенное, сакральное.
– Да, жертва сопровождается молитвой. Мы можем поставить свечу и прочитать молитву до этого, после или во время этого. Прочитать молитву самую простую: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих». И перечислить имена тех, в честь кого мы приносим эту жертву. То есть это символическая жертва, поэтому она сопровождается молитвой. Все в храме сопровождается молитвой, любое священнодействие. Можно и своими словами...
Скажите, если человек в разговоре высказывает недовольство другим человеком, как не впасть в осуждение? Промолчать? Попробовал заступиться, ничего не получилось. Есть ли смысл заступаться?
– Наверное, нет. Все-таки это личное дело. Нужно знать того, с кем ты беседуешь. Чаще всего тот, кто осуждает, решение уже принял, поэтому не хочет менять свое мнение, раз он высказывает, что ему кто-то не нравится. Есть пример из жизни Варсонофия, Оптинского старца. Когда к нему приходили монахи и жаловались друг на друга, что вот такой-то неправильно живет, старец отвечал: «Конечно, кто же этот поступок может одобрить?» То есть он не осуждал самого монаха, который нарушал устав, а его поступок. Понимаете? То есть можно сказать, что этот поступок нельзя одобрить, эти слова нельзя одобрить. Не человека, а слова, поступок, что-то еще, то есть то, что не касается лично оценки его, а именно оценки того действия, которое он совершил и которое вызвало такую отрицательную реакцию. Варсонофий, вот так осуждая поступок, не осуждал человека.
Это сказано в Евангелии, чтобы мы не судили и не осуждали. Много раз это сказано. Значит, это существенно в нашей духовной жизни. Но соблазн всегда есть, поэтому, если не можешь удержаться, лучше молчи.
Вопрос от телезрительницы: «Всякая ли милость принимается Господом? И насколько важна милость за тяжелобольного человека, лежащего на смертном одре?»
– «Милость» – понятие высокодуховное. Господь говорит о милости как о свойстве Божественной природы. Милость важна для всякого человека, и когда он ее оказывает, и когда ему ее оказывают. Это уже иной тип духовных отношений.
Когда один сострадает другому, переживает вместе с ним, от него исходит милость, но другой человек должен принять эту милость. В этом смысле в обоих действиях – и в оказании милости, и в ее принятии, должен быть Христос.
Во время Литургии мы произносим такие слова: Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый. То есть раздаешь и принимаешь. Когда людей связывает милость, это действие очень высокой духовной природы, и оно несет великую духовную пользу и тем, кто ее подает, и тем, кто с благодарностью ее принимает.
Люди много лет скитаются по квартирам с внуком-инвалидом и молятся о приобретении жилья. И вот они задают вопрос: «Почему Господь не слышит наших молитв? Мы просим Его в этой нашей нужде, но ничего не получаем».
– Не всякое наше материальное прошение будет исполнено. Нам нужно понимать, что, когда мы говорим о словах Господа: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете, – здесь имеются в виду прошения, касающиеся жизни души человека, важные именно в этом смысле.
Все наши прошения материальны. Иногда Господь подает нам что-то не Сам, возможно, кто-то другой должен нам подать. Может быть, от кого-то это должно исходить именно как милость, как милосердие, как жертва, и через эту жертву человек, который нам подает, сам получает некую милость от Бога. То есть помощь может прийти не только напрямую от Бога, но и от людей, поэтому не нужно отчаиваться, нужно продолжать просить Господа.
Здесь уместно вспомнить притчу о неправедном судье, к которому много раз обращалась со своей просьбой вдова, но он не хотел отвечать на эту ее просьбу. В конце концов этот судья смирился, потому что вдова ему надоела, и исполнил то, о чем она просила. Вот и нам в каких-то делах нужно проявлять упрямство и не отчаиваться, потому что иногда Господь нас испытывает, но мы понимаем это не сразу, а только через какое-то время.
А есть ли что-то, о чем не нужно просить Бога, какие-то вопросы, которые лучше не задавать?
– Нам почти ни о чем не нужно просить Господа. Христос в Евангелии говорит: молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Господь дает нам молитву «Отче наш». В этой молитве в немногих словах собраны все наши прошения, в ее словах вся наша жизнь.
Конечно, мы можем что-то много и подробно излагать, но это лишь частный случай какого-то нашего состояния. А если говорить обо всей нашей жизни, то она заключена в молитве «Отче наш». Поэтому, когда ученики просят Господа научить их молиться, Он и дает им эту молитву, сказав при этом, что им не следует рассыпаться в различных прошениях, как это делают язычники.
Но на Исповеди у духовника, в беседе с ним, разбирая наши грехи, мы часто ищем именно их причину, чтобы уврачевать эти грехи и больше их не повторять.
– В таком случае я рекомендую читать святых отцов. Есть прекрасная книга «Руководство к духовной жизни» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. В ней приводится такой пример. Когда Иоанн, скорбя, жалуется своему духовнику Варсонофию Великому на то, что его обокрали, тот отвечает ему: «Не нужно скорбеть, потому что, когда ты подаешь милостыню, ты гордишься, а когда тебя обокрали, ты как бы отдал и не гордишься».
Все ситуации в мире уже случились, и все они разобраны. Нам не следует пренебрегать духовным чтением, потому что многое о своей жизни, в том числе и жизни духовной, мы можем узнать, обращаясь к духовной литературе, потому что в ней есть все.
Мы не первые живем на этой земле, и не с нами впервые что-то случается, поэтому духовный опыт Церкви игнорировать нельзя. Если мы действительно хотим найти какую-то мудрость, правильные решения, воззрения, нам нужно читать духовную литературу – «Добротолюбие», труды древних подвижников. В них есть прекрасные короткие, очень емкие мысли, в которых раскрывается правда о нашей жизни.
Мне кажется, многие могут найти утешение в духовной литературе. Во всяком случае, когда у меня есть время, я стараюсь обращаться к ней, и это мне во многом помогает. Я считаю, что было бы очень хорошо, если бы мы ежедневно хоть немного читали святых отцов. Так мы бы прикасались к духу людей, исполненных смирения, мудрости, благого духовного состояния, и в беседе с ними (ведь чтение духовных книг – это беседа с их авторами) мы бы утешались, и какие-то вещи становились бы нам понятными.
Поэтому, если рядом нет духовника, читайте хорошую духовную литературу. Книга «Руководство к духовной жизни» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка много раз переиздавалась, ее можно найти и в книжных магазинах, и в интернете.
Есть много подобных современных книг. Например «Письма к мирским особам» Амвросия Оптинского, «Путь ко спасению» Феофана Затворника. В этих книгах задаются конкретные вопросы, и мы можем прочитать очень точный и глубокий ответ на свои просьбы, прошения и недоумения.
Вопрос от телезрителя: «Была ли у первых людей возможность устоять, удержаться от грехопадения, если до них уже существовал враг рода человеческого, человекоубийца, способный внушать людям мысли, чувства, желания и склонять их ко всему негативному?»
– Это очень обширный вопрос.
Меня больше интересует, что было бы, если бы они удержались.
– Вопрос не в том, что было бы, если бы они удержались. На самом деле здесь вопрос сложнее. Действительно, мы слышим, как на Предвечном Совете говорится о том, что люди, которых создал Господь, отпадут от Бога и что Сын Божий, принеся Себя в жертву за этих людей, вернет их обратно в лоно Отчее.
Этот вопрос о предопределении миллионы раз был задан в Церкви, но надо сказать, что Православная Церковь не приветствует предопределение, судьбу. Человек все равно остается свободным в выборе. Невозможно отгадать, что бы было, если бы не случилось, скажем, грехопадения в том виде, в каком мы знаем о нем из Священного Писания. Может быть, произошло бы что-то иное.
Здесь вопрос заключается в том, что человек был создан свободным, и в этой свободе всегда была опасность грехопадения, она была дана ему с самого начала вместе со свободой. Обратная, опасная сторона свободы – это способность предать, потому что, когда ты свободен в отношениях, ты способен предать другого человека в этих отношениях.
Должен сказать, что тот дух, который соблазнял человека, конечно, более мудрый и значительный. Денница считался одним из первых ангелов, а ангелы – это Небесные умы, поэтому человеку пришлось духовно сразиться с противником, многократно превосходящим его в разуме, и здесь тоже есть некая неравнозначность того, что произошло с ним.
Другое дело, что вся сила вражеская разбивается не разумом, а любовью. Христос говорит: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, и мы знаем, что именно этим дьявол был разбит, уничтожен.
Здесь, мне кажется, сложно гадать, и я не возьмусь сказать, что и как было бы. Но предопределение в человеческой судьбе, что одни предназначены для спасения, а другие – для погибели, конечно, не православная точка зрения.
Здесь есть еще один момент, который мы не учитываем: мы можем судить о жизни человека только по людям знакомым, тем, кто равен нам или ниже нас. Но люди, которые были рождены духовно, дуновением Божественной природы, были другими.
Нам легко судить о тех, кто ниже нас. Достаточно отпустить тормоза у нас в голове, и мы представим себе, как можно низко себя вести. А вот как вести себя высоко? Как это – жить как Адам, беседуя с Богом напрямую, как мы говорим, лицом к лицу? Как слышать внутри себя голос Божий? Как это можно себе представить?
Мы не можем этого представить. Мы не знаем жизни, которой жили первые люди. Мы знаем свою жизнь и можем представить, что она может быть хуже, потому что иногда, когда мы падаем, мы сами становимся хуже.
Кстати, это одна из причин того, что, скажем, в художественной литературе все положительные персонажи всегда выписаны как-то слабо, а отрицательные персонажи всегда очень живые. Почему же отрицательные персонажи такие живые? Да потому, что автор прекрасно представляет себе, как это – быть плохим.
Чтобы гармонично описать святую жизнь, нужно этой жизнью жить, иначе это будут лишь фантазии. Поэтому про святую жизнь у нас получается как-то сладко, и святой выходит чуть ли не этаким розовым сахаром.
Конечно, это не так, но как должно быть, мы не можем себе представить. То есть о святом может говорить только святой, а о грешнике – грешник. Грешнику о святом говорить очень сложно. И нам очень сложно судить с нашей точки зрения о поступках первых людей, потому что до грехопадения они были святыми. Наше суждение о них будет просто смешным.
А после Второго Пришествия мы узнаем эту тайну?
– Я думаю, что Господь откроет ее кому следует. Он сказал Своим ученикам: в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Наверное, то, что нам нужно знать, мы узнаем. Просто я хочу сказать, что другой жизни мы не знаем, и нам смешно об этом рассуждать.
Меня не покидает одна мысль: Адам, имея знание, которое ему было дано, выходит из врат рая. Наверное, для этого должно было произойти что-то невероятное.
– По всей видимости, в тот момент, когда он согрешил, часть знания он потерял. Мы тоже, когда грешим, что-то теряем. Вот мы сказали какое-то неосторожное слово, и как будто внутри у нас что-то произошло. У вас никогда не было такого чувства?
Да постоянно бывает. Ты просто становишься пустым.
– Да. Если ты занимался многословием, внутри ты стал другим, изменившись в тот момент, когда согрешил.
Но это неплохо, если ты еще понимаешь, что что-то здесь не то.
– Господь дает тебе это понять. Он тебя любит, поэтому не хочет оставлять тебя в таком состоянии. Хочу еще раз сказать о том, что мы можем говорить о людях своего уровня или уровня ниже, мы можем это себе представить. А что касается людей высокого уровня, мне кажется, здесь рассуждать бесполезно. Единственное, можно сказать, как Церковь видит это.
У нас очень много вокруг примеров – это святые.
– О святых могут говорить святые.
Но мы же должны к чему-то идти, мы можем рассуждать о них. Некоторые из них наши современники.
– Меня всегда умиляют рассказы о встречах и беседах святых отцов, особенно отцов-пустынников. Когда ты читаешь об этом, создается впечатление, что это чуть ли не эпохальные события. Каждое их слово, каждое действие, каждый поступок – пример того, как могут жить и общаться друг с другом высокодуховные люди, и нам стоит этому у них поучиться.
Нам невозможно понять, как они живут. Пока у нас нет молитвенного, духовно-смиренного состояния, мы этого не поймем. Но они понимали друг друга. Как-то у Силуана Афонского спросили, как говорят святые. Он промолчал, а через день ответил: «Святые никогда ничего не говорят от себя». А мы говорим от себя. Говорить не от нас у нас пока не получается.
Нам сейчас доступна любая литература, и хочется пожелать нашим телезрителям чаще обращаться к хорошей духовной литературе, потому что в ней сокровища, в ней утешение и польза для души.
Духовная литература помогает открыться в человеке желанию – жить духовной жизнью, она просвещает человека. Наверное, главная наша рекомендация тем, у кого есть вопросы о духовной жизни, – обратиться к хорошей духовной литературе.
Записали:
Максим Заливакин
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.