Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
111– Каждый из нас хотел бы, чтобы в его жизни произошло какое-нибудь чудо. Думаю, спорить с этим не имеет смысла, все мы хотим, ждем чудес, просим Бога о чудесах. Господь говорит про иудеев такие слова: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения. Когда мы ищем знамения, чуда, не становимся ли мы тоже родом лукавым и прелюбодейным?
– Действительно, Господь в Евангелии говорит: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12:39). Мы знаем, что Иона находился три дня во чреве кита. Сделаю небольшую ремарку. Некоторые могут сказать, что это невозможно. Но всему миру известен такой случай: в XIX веке люди рыбачили на судне, и одного рыбака заглотила огромная рыба; он какое-то время был в ее желудке, потом она его извергла. Человек выжил, но помрачился умом. То есть такой прецедент был в жизни.
Мы знаем, что все, что написано в Евангелии, истинно. И говорим, что все Писание богодухновенно. Даже если бы в Писании было сказано, что кит оказался в чреве Ионы или что-то другое, мы должны были бы в это верить.
Христос, общаясь с фарисеями и саддукеями, учителями закона, приводит здесь в пример Иону и именно его пророческое служение. Несмотря на то, что Иона сначала не захотел идти проповедовать, Господь создал такие условия, что он не смог отказаться. Иона пошел в Ниневию. Через слова, которые произнес пророк Иона, ниневитяне изменили греховный образ жизни, за который Господь наказал бы их очень жестоко. Христос использует этот пример, говоря: «Я и есть Тот, Чьи слова нужно исполнять; они истинные».
Что касается чуда, легко об этом говорить, когда в нашей жизни все более-менее ровно, спокойно, а если и есть какие-то нехорошие моменты, они нас особенно не выбивают из ритма жизни. Тогда можно говорить, что чудо не способствует вере. Но, оказавшись в стесненных обстоятельствах, в беде, люди, особенно верующие, обращаются к Богу с искренним сердцем и настоящей верой и ждут чуда, чтобы Господь вмешался в ход истории и изменил все так, как они и задумали (это не всегда бывает лучшее для человека). Мы знаем из опыта Церкви, опыта святых людей, что, когда кто-то обращается к Богу с молитвой и настаивает на том, чтобы Господь исполнил его желание, Господь знает, что это будет не во благо ему, и отводит это. Но если человек настаивает, Господь может ему это дать, и тогда, возможно, тот не обрадуется.
Нередко мы обращаемся к Богу, и как будто бы наши молитвы не бывают услышаны. Человек может прийти даже в отчаяние и сказать, что нет Бога: мол, как же так? Я к Нему обращаюсь, а Он не отвечает. И это очень сложный вопрос. В качестве ответа приведу пример.
Мы знаем, что блаженный Аврелий Августин, известный философ мирового масштаба, стал христианином не сразу, а воцерковился благодаря молитвам своей матери. До этого вел, мягко говоря, распутный образ жизни. Он стал христианином, потом епископом, но мысли не оставляли его. Несмотря на то, что внешне Августин изменился, внутренне сладострастная жизнь все-таки не давала ему покоя. И он, будучи епископом, задавался вопросом, почему же Господь не дает ему сил, чтобы из его ума и сердца ушли те блудные мысли, которыми он в своей юности услаждался. И сам же отвечает на этот вопрос в книге «Исповедь». Интересный момент: епископ, христианин написал о себе все грязное, что лучше не показывать даже самому себе. Рассказал для всех, но не с позиции, как здорово вести такой образ жизни. Наоборот, он говорит, как Господь смог от такого образа жизни привести его к христианству, сделать лучше. Так вот, он пишет, что, когда уста говорят: «Избавь меня от этих мыслей, от этого услаждения, я не хочу этого», ум добавляет: «Но не сейчас». Вот такой ответ дает блаженный Августин.
Когда мы обращаемся к Богу с прошением о чуде, о чем-то сверхъестественном в нашей жизни, возможно, мы не верим Ему до конца. И это тоже очень сложный момент. Кто на сто процентов может быть уверен в том, что Господь услышит и исполнит его пожелание? Когда мы об этом рассуждаем, мы как будто бы извне об этом говорим. Есть такой образ: знать о человеке и знать человека – это разные вещи. Например, Святейший Патриарх Кирилл: мы много знаем о нем, и у нас может сложиться впечатление, что мы знаем его. Но это ошибочно: только ограниченный круг людей знает, какой он на самом деле.
То же самое можно сказать и об отношениях со Христом: мы все знаем о Нем, но знать Его лично – это совсем другое. Могу рассказать анекдот на эту тему, притчу. Анекдот ведь не всегда с каким-то негативным или нехорошим смыслом; наоборот, он должен сподвигнуть человека задуматься. В каждой шутке есть доля шутки, а остальное может быть истиной.
Так вот, у ворот рая сидит некий человек. Подходит к нему профессор, который окончил православный университет. Человек спрашивает у него: «Ты кто?» Профессор отвечает: «Я окончил православный университет, имею степень». Сидящий у ворот спрашивает: «Ты Христа знаешь?» Профессор говорит: «Конечно, я же про Него все время рассказывал, книги о Нем читал. Я все знаю про Христа». Человек ему говорит: «Иди в ад». Вторым шел священник. Человек у ворот рая его спрашивает: «Ты кто?» Тот объясняет, что священник, всю жизнь служил в церкви. Человек спрашивает: «А Христа знаешь?» Священник говорит: «Конечно, знаю, я всегда Ему служил, о Нем проповедовал». – «Иди в ад». Третьей шла бабушка. Он ее спросил: «Ты кто?» Бабушка отвечает: «Да никто; прожила какую-то жизнь, ходила в храм, верила». Человек спрашивает: «А Христа знаешь?» Она отвечает: «А кто ж Тебя не знает?»
Это как раз к тому, о чем я говорил: о Христе мы можем знать все, но лично с Ним можем никогда и не встретиться. Когда мы обращаемся к Богу ради чуда, мы как бы используем Христа как некоего, что ли, официанта, хотя это страшно звучит. Мы как бы говорим: «Ты мне нужен, осуществи то, что я Тебе скажу, а потом, когда все произойдет, Ты больше не будешь нужен». Если с таким отношением подходить к чуду, то это глупо и странно. Ведь есть вечная жизнь, и рано или поздно нам предстоит встреча со Христом. Если человек тут с Ним встретился, но не продолжил общение, тогда он не сможет попасть в Царство Небесное. Не потому, что Господь этого не хочет, а потому, что он не сможет это сделать.
У Клайва Льюиса есть произведение, которое называется «Расторжение брака». Там в сказочной форме рассказывается эпизод о загробном мире. Два человека, друг друга знавшие при жизни и очень хорошо общавшиеся, оказались один в раю, другой в аду. У жителей ада была экскурсия в рай. Они приехали в рай, им начали рассказывать, как все там происходит. И человек, приехавший из ада, который был профессором каких-то наук, встретил своего друга, оказавшегося в раю. Они стали разговаривать, и тот предложил: «Оставайся тут. Здесь все нормально, мы тут радуемся». И начал ему рассказывать, как у них в раю хорошо. На что этот человек ему говорит: «Нет-нет, у нас лекция о Боге, мы просто пришли на все это взглянуть».
То есть вот такое отношение: человеку предложили остаться в раю со Христом, а он говорит: «Нет-нет, мы лучше будем о Нем все знать».
Еще там есть такой эпизод при описании рая: все в ярких красках, жители рая с наслаждением ходят по траве, лежат на ней, комфортно себя чувствуют. А для жителей ада эта трава превращается в острые зеленые кристаллы, которые ранят им ноги, и они вынуждены уехать оттуда.
То есть само нежелание приблизиться к Богу отдаляет человека от Бога. Христос все сделал для того, чтобы мы стали ближе к Нему, а мы не всегда хотим быть к Нему ближе.
Самое главное в христианстве – это Евхаристия, что означает «благодарение». Есть такая история, по-моему, даже реальная. В советское время жил некий мужчина, у него был сын. Мужчина работал на обычной работе, получал среднюю зарплату. Около двадцати лет он копил на автомобиль, потом приобрел машину «Жигули» и сказал сыну: «Это тебе автомобиль». А сын к тому времени уже многого добился в жизни, у него был свой личный водитель и машина «Волга» (это было престижнее). Ему было некомфортно ездить на «Жигулях», поэтому машина так и осталась стоять во дворе. Потом отец умер, машина так и стояла во дворе, а когда она начала гнить, сын ее выкинул. Соседи все это видели. И один мужчина сказал своему сыну: «Разное может быть в нашей жизни, но никогда не поступай таким образом, как сделал его сын: он выкинул не автомобиль, а своего отца». Потому что отец дал ему все, а сын вместо благодарности выкинул его из своей жизни.
Это же происходит с нами, когда мы приходим в храм. Христос предлагает Самого Себя нам, верующим людям, а мы говорим: «Я пока не готов, я в следующий раз». Когда мы участвуем в таинстве Евхаристии, это очень глубоко. Для нас это и спасение, и жизнь, и благодарность Христу. Что мы можем дать Христу за то, что Он умер за нас и Воскрес? Ничего, потому что все и так Его. Единственное, чем мы можем отблагодарить Господа, это тем, что мы находимся в храме и с благодарностью принимаем Его дар и употребляем его для своей жизни.
Когда мы знаем Христа, у нас должна быть глубокая вера, должен быть опыт общения с Ним в молитве, ведь любое общение с Богом называется молитвой. И необязательно читать молитвы из молитвослова, потому что самое ценное – наше искреннее общение с Богом. Святитель Феофан Затворник произнес, казалось бы, странные слова – что должно наступить время, когда молитвослов будет нам мешать в общении с Богом. А мы считаем, что нам все-таки нужен молитвослов, и это стало преградой, что ли, в нашем общении с Богом.
Мы знаем, что, когда Бог дал заповедь Адаму и Еве не вкушать от древа познания добра и зла, змей, искушая Еву, начал лукавить. Он спросил, действительно ли Бог запретил им вкушать плоды от всех деревьев в раю, но Ева ответила, что им нельзя вкушать плоды только от дерева познания добра и зла. И добавила, что к древу познания добра и зла им нельзя еще и прикасаться, то есть она усугубила заповедь. Но змей как бы всем своим видом показывал, что он обвил это дерево и остался живым, так почему же им нельзя вкушать плоды от него? И тогда все и произошло.
Так и в нашей жизни. Когда Господь говорит нам: иди ко Мне, – мы начинаем придумывать всякие отговорки. Но у нас должны быть благочестие и уважение, мы должны соблюдать сформировавшиеся за много веков предписания Церкви, которые нам только во благо. Мы должны трансформировать свою жизнь, открыть двери своего сердца, чтобы в нем жил Христос.
Нельзя, чтобы Христос зашел в тот хлам, в ту грязь, что есть в нашем сердце. Нет места в нашей душе, куда бы Он смог зайти. Предписания, которые мы через меру накладываем на себя, отделяют нас от Бога. И даже когда мы идем к Чаше, мы размышляем, чтобы это не было нам в суд и осуждение, мы сконцентрированы на этом. Может быть, мысли и правильные, когда мы идем к Чаше, но до определенного момента, потому что, участвуя в Евхаристии, мы участвуем в той Вечере, что произошла XXI век назад в Сионской горнице.
Когда Христос возлежал со Своими учениками (они не сидели за столом, а возлежали, была такая традиция), в определенный момент Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. И ученики вряд ли думали: «Если я откушу побольше или поменьше, что-то мне будет». Просто им было хорошо со Христом, и они с Ним общались (правда, не все – Иуда ушел).
Ученики наслаждались общением с Богом, они не думали, как Он оценивает их, что Он думает о них. А мы в своей жизни начинаем относиться к Богу как к какому-то Судье, Который судит нас, как в греческой традиции, с завязанными глазами, но все это не про Бога Истинного. Господь говорит нам: «Иди и ешь», а мы придумываем, что мы еще не сделали, что не сказали. Главное – искренность в общении, и мы можем это видеть на примере Марии Египетской.
Мы сами выстраиваем стены между собой и Богом, и мы думаем, что Ему это угодно, что этим мы можем как-то Его задобрить. Это странные слова, тем не менее так и есть. Вот мы сходили в храм, прочитали какую-то молитву и думаем, что заработали какие-то очки в игре с Богом, но Господь уничтожил всякую счетную машину.
И другой момент Евангелия, когда уже Воскресший Господь пришел к Своим ученикам, которые ловили рыбу. Он приготовил им обед и сказал: «Идите, ешьте», хотя Он уже был в Воскресшем сверхъестественном теле. И когда мы умрем и будет всеобщее воскресение, мы тоже будем в таких же телах.
Господь из любви к Своим ученикам накрыл на стол, и вот они едят, и никто из них не думает, что, если он съест рыбки побольше или поменьше, Господь посмотрит на него и скажет: «Хорошо, что ты ешь так мало. Я возьму тебя к Себе».
То есть Православие – это вообще другая религия. Православие – это религия об искренности, и это я как раз и имел в виду, когда говорил, что княгиня Ольга искренне расположилась ко Христу, откликнувшись на Его зов. И мы видим, что стало следствием этого – мы живем в христианской стране.
Князь Владимир такой же пример. У него было около восьмисот жен и наложниц, и это означает, что он был очень влиятельным человеком и очень много завоевывал. В то время, когда завоевывалась какая-то страна, победители брали в жены дочерей правителей этих народов. И вот у князя Владимира образовалось целое как бы село из жен и наложниц.
К князю Владимиру принесли икону Страшного Суда… Я опишу ее, вдруг кто-то не помнит. Икона разделяется на две части горизонтальной линией. Сверху Спаситель, Пресвятая Дева Мария, ангелы, все святые, то есть Царство Небесное, где торжествует любовь, а внизу торжествует справедливость. Там изображен змей с открытой пастью, в которую идут люди, что не разделяют эту любовь, как бы думают только о себе.
Здесь можно привести такое описание рая и ада: некий круглый стол, вокруг него сидят люди, а в центре стола находится какой-то сосуд с едой – с кашей или еще с чем-то. У каждого из сидящих за столом в руках очень длинная ложка, длиной с диаметр стола. В аду люди зачерпывают еду из этого общего сосуда и пытаются ее есть, но не могут этого сделать, потому что ложка очень длинная, и невозможно попасть ею в рот. Эти люди раздражаются, напрягаются, нервничают, гневаются и так далее. А в раю люди кормят с ложки сидящих напротив них и тем самым пребывают в любви и радости.
Князь Владимир, очень властный, сильный, бескомпромиссный человек, посмотрел на икону Страшного суда, и если бы он был человеком неискренним, он бы спросил: «А где окажусь я, когда умру, если смотреть с позиции вашей веры?» Но он этого не сказал, а спросил: «Что мне нужно делать, чтобы не оказаться вот там?»
Он, конечно, знал, где окажется, и это как раз говорит нам о том, что искренность с Богом – ключевой момент в живом общении с Ним, если на это решиться. Но если человек этого не хочет, он так и останется за этой стеной. Мы можем изобрести, выстроить много таких стен, но искренности с Богом так и не добьемся, мы не расположим к Нему свою душу.
Продолжая историю про князя Владимира, хочу дополнить, что люди, которые показали ему икону Страшного суда, сказали, что нужно делать, чтобы не оказаться в аду. И тогда он кардинально изменил свой образ жизни и стал христианином и крестителем Руси. Князь Владимир проводил Крещение Руси властно, говоря, что, если кто не придет на Днепр, тот ему не друг, а значит – недруг, и лучше все-таки прийти.
Нередко нам ставят в упрек, что Русь крещена огнем и мечом. Но я уверен, что как тогда, так и сейчас есть люди, которые якобы верят из корыстных целей, что внешне они исполняют предписание, а внутри либо сохраняют полное равнодушие к какой бы то ни было религии, либо очень яростно религию отрицают.
И когда крестился князь Владимир и с ним крестилась вся Русь, свободный выбор все-таки остался за человеком, ведь у него нельзя отнять свободу. Здесь можно провести такую аналогию: в бездорожье, в каких-то глинистых или болотистых местах, где нет дорог, но есть свобода, князь Владимир взял и как бы проложил асфальт, сказав: «Если хочешь, иди тут, не хочешь – иди там». Как бы никаких вопросов нет. И это продолжается до сих пор.
Еще можно привести такой аргумент: вот мы говорим, что ребенок вырастет и сам выберет, какой он будет веры, а мы даем ему свободу. Но, если так рассуждать, нам нужно быть последовательными и не кормить ребенка. Нужно положить на стол еду, и пусть он сам выбирает себе все, что хочет. Конечно, он будет выбирать какие-нибудь шоколадки и все такое, и потом будут проблемы со здоровьем и у него, и у родителей, никакой свободы вообще не будет. У нас не будет свободы не ходить к врачам, нам нужно будет к ним ходить.
Или вот два ребенка, одного из которых в детстве заставляли учить английский язык или играть на каком-то музыкальном инструменте; казалось бы, в детстве он не был свободным. А другой ребенок в это же время играл на улице сколько хотел и как бы был свободным. Но когда они выросли, тут и проявилось, кто из них был свободным.
Человек, которого в детстве ограничивали, свободен говорить на английском языке или не говорить – у него есть выбор. А человек, не знающий английского, не имеет выбора, он может говорить только на русском языке. Та же история и с музыкальными инструментами – один может играть и может не играть, а у другого выбора нет.
Так и князь Владимир. Он впервые предложил русскому народу выбор, и мы как бы наследники, на мой взгляд, этого очень мудрого и верного решения. Мы, православные люди, если когда-то все-таки рискнули искренне поговорить с Богом, знаем, к чему это приведет. Мы становимся как бы едиными с теми святыми, к которым обращаемся в молитвах, чтобы Господь ниспослал нам чудо. За чудом мы должны рассмотреть Самого Бога, и мы не должны строить эти стены, которые сами же и придумали в ответ на Его слова: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную.
Господь и есть Жизнь Вечная, и мы должны отвечать Ему благодарностью и идти к Нему, и не потому, что мы какие-то особенные, вычитали все молитвы, а потому, что мы не можем жить иначе. Наша жизнь – это как раз то, к чему призывает нас Христос. Он нас зовет, и мы на это откликаемся. С этого и нужно начинать, а затем нужно все больше и больше узнавать Самого Христа.
111– Отец Павел, благодарим Вас за интересную беседу. Мы услышали много важных, полезных, интересных мыслей, вспомнили и святую равноапостольную княгиню Ольгу, и ее внука – святого равноапостольного князя Владимира.
Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.