Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1215) → «Жив только потому, что верую в Господа»

«Жив только потому, что верую в Господа»

№30 (1215) / 7 августа ‘23

Размышление

Святыня и вправду ничего не стоит или стоит больше всех в мире денег, ее цена – в любви, а любовь проявляется в святой и бескорыстной жертве. Святой жертва становится по любви, по нашему искреннему желанию дать тому, кого любим, самое лучшее.

Жертва на храм

Прочитал у одного священника, который долгие годы питался самой простой, непритязательной пищей вроде ежедневной гречки и минтая по праздникам (при этом регулярно жертвуя на Церковь), что жертва на храм – это фундаментальная перестройка личности, что добровольная и искренняя жертва буквально преобразила его жизнь. Такое ощущение, писал этот батюшка, что Бог кладет руку тебе на плечо и улыбается в лицо. Такие чувства близости Божией в своей жизни способны испытать святые после долгих лет молитвы и аскезы, и это же чувство было открыто Евангельской вдове, чью малую лепту Господь принял как самую богатую жертву и воздал ей стократ.

Когда говорят про Церковь, часто спрашивают: при чем тут вообще деньги? Святыня и вправду ничего не стоит или стоит больше всех в мире денег, ее цена – в любви, а любовь проявляется в святой и бескорыстной жертве. Святой жертва становится по любви, по нашему искреннему желанию дать тому, кого любим, самое лучшее. Жена красивая для тебя и в старом, заношенном платье, но, когда купишь ей новое, это откроет тебя для нее с лучшей твоей стороны. Ты можешь любить ее в душе сколь угодно пылко, но букет роз скажет больше всех твоих многозначительных взглядов.

Богу от тебя ничего не нужно, и храм прекрасно простоит без тебя, но, если хочешь стать совершенным, почувствовать радость совершенных, жертвуй на храм. Увидишь, как твоя жизнь изменится.

Прекрасный актер Иннокентий Смоктуновский, прошедший Великую Отечественную войну и тюрьмы, вспоминал: «Я, может быть, жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошел, когда со мной только смерти не было, она мимо прошла. До войны я жил у тетки, мне было 6 лет, в какой-то праздник она дала мне 30 рублей и сказала: пойди в церковь, отдай на храм. А мороженое, которое я так любил, стоило 20 копеек – на 30 рублей года полтора можно есть мороженое… Нет, не отдам 30 рублей каким-то тетям и дядям в храме, – решил я тогда. Оставлю деньги себе, а тетке скажу, что отнес. Тем не менее почему-то все равно пошел к храму, сам не понимаю, как, с зажатым кулаком оказался возле церкви. Зашел внутрь – там было так красиво! Я стоял весь разомлевший, потом легко подошел к священнику и сказал: возьмите на храм, пожалуйста. А вот сейчас я убежден, что это Господь меня испытывал. С той поры я понял, что Кто-то на Небе поверил в меня. Если бы я тогда не отдал эти деньги, не смог бы пройти войну, плен и тюрьму».

Замечание в храме

Истории о том, как бабки-свечницы в храме кого-то обидели или что-то не то сказали, давно уже никого не удивляют. Некоторые священники (от греха подальше, чтобы чего не вышло) вообще запрещают своим сотрудникам советы прихожанам давать: мол, улыбайтесь, с вас и этого хватит. Лишь бы кого-то ненароком не обидеть. Но, оказывается, и молчание не всегда бывает полезным.

Один знакомый настоятель рассказал такую историю. Между службами заходит к ним в храм молодая женщина, берет свечу, оглядывается, идет ставить, потом просит у настоятеля спички. Тот удивленно показывает на горящие рядом на подсвечнике свечи. «Кто знает, какая у людей энергетика, – отвечает эта женщина. – У тех, кто свечи ставил». Батюшка от такого дар речи теряет, стоит разводит руками и думает: «Ох, зря я свечницам запретил замечания делать…». Потом пошел в алтарь за спичками. Она его потом очень благодарила. Может, зайдет еще – ей же слова против не сказали.

Молитва в радость

Что такое молитва? Это общение с Богом. Как мы знаем из опыта своей жизни в церкви, это тяжелый духовный труд. Молитва просто так не дается. Чтобы она принесла духовный плод, нужно много потрудиться. И человек начинает трудиться: кроме обычного молитвенного правила берется вычитывать какое-то количество молитв еще. Читает, старается, но ничего не происходит, духовного плода, о котором столько читал в житиях святых, нет. Даже, наоборот, вместо душевного разговора с Богом молитва превратилась в тяжелую и неудобную обязанность, от которой вместо покаянных слез и утешения в душе рассеяние и уныние. Это все равно что сказать: буду в обязательном порядке со своими домашними говорить о том, как я их люблю. Близкие, конечно, в конце концов нас поймут, но вряд ли от этого воспылают к нам ответными горячими чувствами. И Богу такой молитвы от нас не нужно, как нашим близким не нужны признания в любви сквозь зубы.

По этому поводу архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «Не связывай себя никакими определенными молитвенными правилами, это породит только расстройство и уныние. Живи свободно и легко памятью Божией, и в этом будет тебе защита, и помощь, и вся жизнь. „Господи, помилуй!”. „Господи, благослови!”. „Господи, прости!”. „Господи, слава Тебе!”. Вот сколько много тебе молитв сразу и на все случаи жизни». Такая молитва привлекает в сердце благодать и память о Боге и мало-помалу делает жизнь человека источником духовной радости, где все Господь покрывает своей любовью и заботой.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит так об этом говорил: «Когда ты пребываешь в молитве, все в земной жизни происходит так, как должно быть, ничего плохого с тобой не случится. Например, если моешь тарелки, ты не разобьешь ни одной, не сделаешь ущерба… Тогда ты перестаешь бояться. В тебя входит благодать Божия. Когда пришла благодать, все делается с радостью, без труда». Потому что с Богом.

Первый молитвослов

Прибирался в шкафу и нашел свой первый молитвослов с рассыпающимися, вытертыми от прикосновения пальцев страницами, обмотанный прозрачной пленкой, много раз клеенным корешком. Золото на обложке давно осыпалось, виден только тисненый крест, репринтное издание Троице-Сергиевой лавры, издано в год московской Олимпиады 1980 года. Тогда он казался мне невиданным сокровищем, по нему я учился первой молитве, с трепетом открывал и читал непривычные слова с поставленными ударениями, вникал в их смысл, проговаривал, пробуя на вкус, а потом посылал их Богу. Когда Господь ответил, слова молитв стали понятными и простыми, как руки отца, подхватившие тебя на сильное и надежное плечо. Ты обхватывал его за шею обеими руками, оглядывался вокруг и замирал от восторга. Мир с высоты отцовских плеч становился понятным и не таким страшным, как внизу, – он был удивительный, радостный и открытый, а ты – смелым и счастливым, и сердце твое переполняла отцовская любовь.

Читая молитвы, перекатывая слова, как драгоценные жемчужины, я не мог остановиться. Счастливые часов не наблюдают. И уже глубокой ночью я заставлял себя закрыть молитвослов, целовал крест на обложке и шептал: «До завтра». Редко кому удается сохранить эти чувства на всю жизнь, зажечь огонек молитвы, не дать ему потухнуть. Но тот, кто пронес его через бури и невзгоды, познал его живительную силу, не расстанется с молитвой уже никогда.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/ZHERTVA-NA-HRAM–;
https://tv-soyuz.ru/ZAMECHANIE-V-HRAME–;
https://tv-soyuz.ru/MOLITVA-V-RADOST–;
https://tv-soyuz.ru/PERVYY-MOLITVOSLOV–

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс