Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №29 (2023 г.)
– Мусульмане, среди которых я бываю, каждую пятницу ходят в мечеть. Приходит их очень много, в основном мужчины. И когда ты у них спрашиваешь: «Почему вы так ревностно ходите в мечеть? Что вы там находите?», они отвечают: «Потому, что мы мусульмане, мы обязаны это делать».
То есть мусульманин чувствует, что он обязан быть в мечети, а мы, православные, не имеем этого чувства. Мы понимаем, почему мы должны быть в храме Божием: «Сегодня Пасха, день Воскресения Христова. Мы идем в храм благодарить Бога за то, что Он дает нам дышать воздухом».
Мы уже поняли, что есть воздух и что он дается нам бесплатно. А во время эпидемии коронавирусной инфекции мы за воздух платили деньги. Господь показал нам, что Он дает нам самое ценное – возможность спокойно и легко дышать воздухом. А когда Он отнял у нас эту возможность, мы увидели, что такое воздух.
Поэтому мы должны каждое воскресенье приходить в храм и говорить: «Господи, я благодарю Тебя за то, что Ты даешь мне возможность дышать и этим подаешь мне здоровье. Весь мой организм пропитан энергией, которую ты даешь через воздух. Я здоров, я работаю, зарабатываю деньги и этим кормлю свою семью, и за это я Тебя благодарю». Вот что должен делать христианин каждое воскресенье.
Мы говорим, что приходим в церковь, чтобы прославить Господа в надежде, что Господь воскресит нас в последний день и дарует Царство Небесное, вечную жизнь через Свои добровольные страдания на Кресте и пролитую кровь Свою в очищение наше от грехов.
У мусульман нет такого понимания. У них все просто: «Я должен, я обязан», – и они выполняют свои обязательства. Конечно, мы тоже обязаны, должны приходить в храм, но еще мы знаем, почему должны это делать. Но мы часто говорим: «Я занят. Я устал. Мне нужно отдохнуть». Много причин есть у нас, чтобы не пойти в храм, а у них такого нет.
В нашей епархии работают мусульмане, и в пятницу они даже не спрашивают у меня, можно ли им уйти. Они просто все бросают и идут в мечеть. И я ничего не могу им сказать.
Вы относитесь к этому с пониманием?
– Конечно. Я понимаю, что он пошел молиться, и что я могу ему сказать? По закону его надо бы оштрафовать, принять какие-то меры, ведь он бросил свою работу. Но мы этого не делаем. Человек пошел выполнять свой долг.
У нас тоже есть долг, обязательства, но мы ничего не бросаем, хотя этот день выходной. Но у нас куча проблем, которые стоят на первом плане, а Бог – на втором плане. Мы Ему говорим: «Ты пока подожди. Когда у меня будет время, я приду к Тебе, а сейчас я занят, у меня много дел».
А потом Господь пошлет нам какую-нибудь болезнь наподобие коронавирусной инфекции, и тогда уже все прибегут к Богу: «Господи, прости! Дай мне возможность дышать, дай здоровья! Мне очень тяжело!» Вот когда мы вспоминаем о Господе.
Сейчас и в стране, и в мире тяжелая ситуация. Спецоперация – тоже показатель того, что мы что-то недорабатываем, что-то у нас неладно, нехорошо с нашей духовной жизнью, с нравственностью. Господь посылает нам испытания, чтобы мы приблизились к Нему, и, когда это случится, Он остановит все эпидемии, войны, спецоперации. Господь призывает нас к исправлению. Дай Бог, чтобы мы это осознали, поняли, и тогда Господь пошлет нам милость и благословение.
Владыка, мне представляется, что одна из проблем, которую мы должны решить, причем немедля, это так называемое абортивное мышление (или детоубийства). Абортивным мышлением поражено не только светское, но и церковное общество. Иногда я становлюсь участницей таких дискуссий. Казалось бы, зачем на телеканале «Союз» говорить про аборты? Наши зрители и так знают, что это грех. Но это не так.
Есть вещи, которые люди однозначно определили для себя как недопустимые, но аборты к таким вещам не относятся. Десятилетия понимания того, что аборты делать можно, к сожалению, вовлекли в этот порочный круг массу и простых людей, и врачей. Вот студентка приходит на практику, и что ей делать? Она либо не окончит институт, либо будет в этом участвовать – будет делать аборты, потому что это входит в программу обучения.
Доктор по закону может от этого отказаться, но насколько это возможно по факту? Чтобы доктор отказался делать аборты, он должен быть очень решительным, глубоко верующим человеком, он не должен даже мысли допускать о том, что иногда это делать можно.
Бывает так, что врачи оказывают на женщину давление, они пугают ее тем, что у нее родится больной ребенок, что она не сможет его прокормить, и еще много чего ей говорят. К сожалению, даже в церковной среде нет понимания того, что это просто недопустимо. Я очень прошу Вас сказать об этом, потому что очень важно, чтобы как можно чаще об этом говорили священники и архиереи.
– Вы верно сказали, что и среди верующих бытует такое понятие, что можно жить в гражданском браке, то есть жить вместе, не регистрируя брак, чтобы якобы присмотреться друг к другу. Это очень порочное и греховное дело, и с этого начинаются аборты.
Если в нашем обществе нет понимания, что вступление в отношения до заключения брака есть тяжкий грех, и люди спокойно идут на это, то дальше все идет своим чередом. Ребенок зачался, но он не запланирован, он не нужен, и люди считают, что можно его не рождать, можно его убить. Есть и другие причины, чтобы это сделать.
Сегодня грех блуда стал нормой жизни. У нас нет четкой границы между целомудрием и блудом, она утеряна, поэтому у нас просто беда – люди живут во внебрачных союзах, и, к сожалению, рождаются больные дети, с пороками, с разной патологией.
Я помню, как однажды Святейший Патриарх Алексий II в День защиты детей посетил детскую больницу в Москве. Он увидел огромное количество только что родившихся детей, которые уже находились в реанимации.
Святейший Патриарх спросил: «Что такое, почему дети болеют такими серьезными болезнями?» И ему ответили: «Ну, Вы же знаете, что это происходит из-за наших грехов». Поэтому, если мы хотим, чтобы наша нация была крепкой, сильной, здоровой, нам нужно изжить добрачные союзы, и тогда не будет абортов. А считать все это нормой – большая ошибка.
И мы прошли этот горький опыт. На протяжении нескольких десятилетий нам предлагали опыт пробного брака, думая, что тем самым у нас появится крепкая семья, нормальный союз между мужчиной и женщиной. Но мы видим, что от пробных браков семья не становится лучше и не становится крепкой. Наоборот, бывает, что пробуют один, второй, третий раз, потом бросают и говорят: лучше мы так поживем, по-дружески будем встречаться, удовлетворять свои страсти. Это даже хуже, чем скотское состояние, потому что у скота тоже есть свои правила брачных отношений, а не просто так, без разбора.
Мы должны слушать голос Божий, а не экспериментировать с пробными браками. Я не знаю, кто так привлекает к этому молодежь. Надо пробные браки исключить из нашей жизни. Мы уже видим, что они не приносят никакой пользы. Крепкий союз бывает не от того, что люди узнали какие-то свои ощущения в грехе блуда. В отношениях между мужчиной и женщиной нужно смотреть на душу, а не на блудные ощущения. После греховного наслаждения человек остается со своими страстями, он не меняется. Поэтому сначала нужно посмотреть на его душу, узнать, какие негативные стороны имеет эта душа.
Если человек готов нести этот крест и терпеть негативные стороны своего ближнего, можно соглашаться на совместную жизнь. Тогда пусть идут в ЗАГС, регистрируют свои отношения, венчаются, получают Божие благословение, а потом уже вступают в супружеские отношения и тем самым закрепляют свою и плотскую, и духовную любовь. А когда есть только плотская, страстная любовь, вначале будет всплеск эмоций. Но они пройдут, и человек останется со своими страстями и похотями. А потом люди говорят, что не сошлись характерами.
Каждый человек имеет душу, которая испорчена грехом. Господь пришел на землю, чтобы эту испорченную природу исцелить, очистить. Он может это сделать. Муж и жена должны быть очень близки ко Христу, чтобы с Его помощью могли совместно трудиться над тем, чтобы искоренять свои страсти. Тогда между ними будет очень хороший союз, и они будут воспитывать детей в духе нравственности и духовности в рамках того учения, которое дал нам Христос Спаситель в Своем Евангелии.
Вспомнился фильм «Поп», где главный герой говорит про свою матушку: «Это мой точильный камень». То есть он не говорит, что она идеальный человек, и про себя так не думает. Они носят тяготы друг друга, в том числе терпят и особенности характера друг друга, но делают это с любовью и во Христе.
Вернемся к теме Царской Семьи. Период ковидных ограничений, когда люди оказались заперты в своих домах, наверное, показал нам всю высоту нравственности Царской Семьи. Ведь были и разводы после этих ограничений. Когда люди оказались вместе в четырех стенах, выяснилось, что они друг друга терпеть не могут.
У Святых Царственных Страстотерпцев в Царском Селе было более-менее свободное житье, хотя уже были конвоиры. В Тобольске тоже было к ним какое-то человеческое отношение, хотя они были под арестом. В Екатеринбурге у них были уже тюремные условия. И мы ни от одного из тюремщиков не слышим свидетельств о том, что в Царской Семье друг с другом ругались, выясняли отношения. Наоборот, они были настолько доброжелательны и друг к другу, и к тем, кто их охранял, что охрану в Ипатьевском доме пришлось сменить. Потому что стало понятно, что эти подчиненные коменданта Авдеева (и он сам) уже не годятся, они к узникам расположились, хотя изначально были очень озлобленные.
– Действительно, это очень значимый показатель их святости, они ее достигали в течение всей своей жизни. У них уже давно была такая атмосфера добра, мира и согласия. Даже когда все было хорошо, их превозносили и хвалили, они жили скромно, милосердно и смиренно, помогая друг другу, борясь со своими слабостями и немощами. И таким образом совершенствовались.
А в условиях заключения и в Царском Селе, и в Тобольске, и в Ипатьевском доме они по нарастающей показывали результаты своих нравственных достижений. Не смутились, а спокойно, мирно, дружно, очень тактично, благородно вели себя друг с другом и с теми, кто их окружал.
Здесь, в Екатеринбурге, Царская Семья уже была действительно заперта, даже окна были закрашены, чтобы ничего не было видно видеть. Благодать Божия, которая была ими достигнута, еще больше их скрепила, объединила.
В таких случаях обычно кого-то обвиняют. Никакого недовольства, ропота и осуждения не было. Все члены Царской Семьи понимали ситуацию, смиренно все принимали и терпели ради Господа и Царства Небесного. Этим и жили. И мы видим из писем, которые посылала Императрица в некоторые места, как она мыслила, как говорила о ситуации, в которой находилась. Это показатель того, что все они были людьми святой жизни.
Мы видели, как во время пандемии люди не могли потерпеть друг друга, за короткое время ссорились и разводились. А Царская Семья довольно много времени находилась в замкнутом пространстве, но они не ссорились, не ненавидели, а любили и уважали друг друга, поддерживали во всем. Это очень важный момент.
Есть опасения, что екатеринбургские останки признают Царскими и крестный ход пойдет в Поросенков Лог. Что бы Вы сказали таким людям? Они очень сильно переживают, много вопросов задают. Поэтому я передаю эти опасения, чтобы накануне ночной Божественной литургии и Царского крестного хода как-то умиротворить людей.
– Мы видим, что люди переживают. Я даже встречался с некоторыми нашими прихожанами в Ташкенте, и они мне тоже говорили о том, что готовится новый маршрут через Поросенков Лог. Я такого не слышал. Конечно, есть такие опасения у народа, а голос народа очень важен для нас. И если народ не желает, чтобы эти останки были признаны Царскими, то, конечно, нам нужно учесть эти народные настроения, чтобы Царь и его Семья не были предметом разделения в нашем обществе.
Очень важно сохранить единство. И поэтому нам надо быть очень осторожными, чтобы принять правильное решение и дать возможность людям самим убедиться в истинности останков Царской Семьи. И когда все будут едины в этом вопросе, тогда уже мы будем принимать решение. Я думаю, Святейший Патриарх не заинтересован в том, чтобы в нашем обществе было разделение. Должны быть мир и согласие в этом отношении. Не хотелось бы, чтобы из-за этого у нас были какие-то смущения. Некоторые даже говорят, что, если останки признают Царскими, значит, нет в нашей Церкви благодати Божией. Так говорят люди, которые, может быть, слабы в вере или вообще уходят из Церкви и ничего не хотят слушать.
Это очень опасно для нас. Поэтому нам нужно быть очень внимательными ко всем настроениям нашего народа, учесть их опасения и не делать такие шаги, из-за которых немало людей отвернутся от Церкви или будут какие-то разделения. Этого не должно быть. Надо, чтобы было единство.
И на месте мученического подвига Царской Семьи, и на месте уничтожения их честных останков в глухом лесу люди всегда молились еще до их прославления. Что там было? Уральский лес, глухомань – и все равно люди туда шли и получали помощь по молитвам к этим святым. А Поросенков Лог – это такое место, куда народ не стремится, там не молятся. И никаких свидетельств о тех останках, которые были захоронены государством в Петропавловском соборе как Царские, тоже нет. Это, наверное, тоже о чем-то говорит.
– Обо всем этом нужно хорошо подумать и взвешенно принимать решение.
Спасибо, Владыка. Вы на крестный ход идете?
– Конечно. С Божией помощью.
Тогда, может быть, Вы скажете какое-то напутствие тем, кто собрался на ночную службу в ночь с 16 на 17 июля и на крестный ход?
– Я бы хотел поздравить с праздником Святых Царственных Страстотерпцев всех паломников, приехавших в Екатеринбург на этот праздник и на ночную службу, которую мы совершили в память о страданиях Царской Семьи в Ипатьевском доме. Это наше почтение, уважение и признание их святости. Люди приехали и из России, и из стран за ее пределами.
Желаю всем помощи Божией, чтобы мы преодолели свои немощи, выстояли эту ночную службу. Наши болячки не имеют никакого сравнения с тем, что терпели Царственные Страстотерпцы. Когда вспоминаешь о Царской Семье, воодушевляешься и, с Божией помощью, стоишь на службе и молишься, исповедуешься и причащаешься. И надеешься, что сможешь пройти путь от Храма-на-Крови до Ганиной ямы и сострадать Царственным Страстотерпцам, которых тогда везли на грузовике по этой дороге. А они, может быть, еще не были мертвы и терпели страдания в шоковом состоянии.
Это страдальческий путь Царственных Страстотерпцев. И мы проходим его с любовью к Царственным мученикам, претерпевшим такие страшные страдания. Мы тоже приносим этим маленькую жертву ради очищения себя от грехов. Чтобы Господь, видя нашу любовь к Царственным Страстотерпцам, по их молитвам даровал нам здоровье, крепость душевную и телесную, исцеление наших болезней и укрепил нас в вере и благочестии.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Дорогие братья и сестры!Сердечно всех вас поздравляю с праздником! Только что мы вознесли соборную молитву равноапостольному Великому князю Владимиру – святому крестителю Руси. В этот день мы с благодарностью вспоминаем главное дело его жизни – деяние, одного которого было бы достаточно, чтобы имя князя навсегда осталось в нашей истории, и гражданской, и церковной. Это деяние изменило не только жизнь его близких, тех, кто его окружал, но и всего народа нашего, и ввело русский народ в семью христианских народов.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.