Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1215) → Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Мы призваны взять в руки щит любви к Богу, ближнему, к Отечеству

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Мы призваны взять в руки щит любви к Богу, ближнему, к Отечеству

№30 (1215) / 7 августа ‘23

Первосвятитель

Дорогие братья и сестры!
Сердечно всех вас поздравляю с праздником! Только что мы вознесли соборную молитву равноапостольному Великому князю Владимиру – святому крестителю Руси. В этот день мы с благодарностью вспоминаем главное дело его жизни – деяние, одного которого было бы достаточно, чтобы имя князя навсегда осталось в нашей истории, и гражданской, и церковной. Это деяние изменило не только жизнь его близких, тех, кто его окружал, но и всего народа нашего, и ввело русский народ в семью христианских народов.

О Крещении Руси, 1035-летие которого мы сегодня отмечаем, сказано и написано немало. Поворотное событие в отечественной истории, решающий выбор пути, вхождение в семью христианских народов и приобщение к духовной сокровищнице Православия – все это, безусловно, истинно, верно, так оно и есть. Произошедшее на берегах Днепра действительно можно считать точкой отсчета как русской истории и культуры, в основании которой лежат Евангельские ценности и идеалы, так и всей духовной жизни нашего народа. Но чтобы все эти правильные слова не звучали шаблонными общими фразами, необходимо задуматься над тем, каким образом с погружения в купель Крещения, в Днепровскую купель, началось реальное духовное возрождение всего нашего великого народа.

Из истории мы знаем, что не было в тот момент у восточных славян единого государства, не было осознания своей общности и целостности. А что было? Были разделения: мы – поляне, мы – древляне, мы – дреговичи, мы – кривичи. Много и других славянских племен жило тогда на широких восточноевропейских просторах. Все они, как свидетельствует преподобный Нестор Летописец, «имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав». И различия в обычаях, в духовной культуре единого народа приводили к тому, что все эти племена враждовали друг с другом, проливалась братская кровь, каждый стремился взять свое за счет жизни и благополучия другого...

И вот удивительно: именно с началом христианизации Руси и собирается народ воедино. Что же это за мощная творческая сила, которая смогла объединить людей, еще недавно смертельно враждовавших друг с другом? Что же это за энергия, которая смогла сформировать из разрозненных племен единую нацию? Имя этой силы – любовь. Только она способна творить и созидать, наполнять непреходящим смыслом человеческую жизнь. На ненависти, на вражде, на противопоставлении одного другому невозможно построить ничего ценного и настоящего, потому что ненависть и зависть могут лишь разделять, разрушать, они не имеют созидательной силы, а значит, не имеют и будущего. То, что все это именно так, показывают многочисленные примеры из истории нашего Отечества.

Любовь к Богу и ближним побудила князя Владимира сделать духовный выбор и волевым решением принести Православную веру своим единоплеменникам. И люди, возрастая в Евангельской любви, приходили к осознанию необходимости хранить единство и преодолевали этой силой самые непростые испытания, побеждали и сокрушали множество врагов. А если бы не было этой связующей силы, не было бы веры православной, давно от Руси не осталось бы камня на камне – только разрозненные враждующие племена, исполненные ненависти друг к другу. Ведь с оскудением веры и любовь оскудевает, и, конечно, не только между отдельными людьми – это хорошо известно, – но и во всем народе.

Так произошло и с русским народом: с оскудением веры и любви княжеские междоусобицы, порожденные завистью и жаждой наживы, стали играть все более значительную роль в разрушении народного единства, что привело к раздробленности и ослаблению нашей страны. Те, кто с человеческой точки зрения казались великими и славными, стали и слабыми, и бесславными, потому что не могли иметь любовь и единство со своими братьями. Все это в конечном счете стало причиной длительного иноземного ига. Сословные разделения, а потом и так называемая классовая ненависть породили чудовище русской революции. Даже развал советского государства имел своей причиной недостаток любви к Отечеству и ближним, к сожалению, неизбежный для общества, построенный на безбожии. Ведь если бы была сильна вера людей, разве распалось бы наше единое великое государство, созданное молитвами, духовным подвигом, героизмом нашего народа? Почему в одночасье все разлетелось в пух и прах? Потому что утрачена была вера как невероятной силы стяжка, соединяющая многих людей, подчас разных взглядов и разных убеждений.

Сегодня между братскими народами России и Украины, вышедшими из единой купели Крещения, посеяна рознь – и рознь эта, как мы знаем, активно поддерживается силами, одинаково враждебными и русским, и украинцам. Поэтому мы, сознавая все это, призваны взять в руки щит любви. Щит любви к Богу, ближнему, к Отечеству. Каким бы изощренным ни был враг, целенаправленно и долгие годы создававший условия для этого междоусобного конфликта, – ему не выстоять перед силой жертвенной любви. Эта любовь не только в самоотверженном воинском служении. Она – в способности быть милосердными и сострадательными в нашей повседневной жизни. Она – в поддержке мирных жителей и беженцев, раненых и потерявших имущество. Зло, которое несет с собой любая война, преодолевается только так и никак иначе. Без любви не найти пути к справедливому миру, и без любви не найти подлинного пути к Богу.

Равноапостольный князь Владимир вел войны практически всю свою жизнь до принятия Крещения, да и после него. Он был храбр, смел и побеждал почти во всех своих ратных делах, но без нравственного преображения и духа любви все эти победы и заслуги были бы, выражаясь языком апостола Павла, лишь медью звенящей и кимвалом бряцающим (1 Кор. 13:1), то есть лишены подлинного внутреннего духовного смысла и силы.

Сейчас, во времена нестроений, именно нравственное преображение, деятельное изменение сердца требуется от каждого из нас. Если мы будем подобны в этом духовном делании равноапостольному князю Владимиру, то силою Воскресшего Христа, победившего саму смерть, обязательно одержим победу над врагом рода человеческого – именно она предшествует всем остальным победам, даруемым Господом и каждому человеку, и целому народу. Именно эта победа над самым главным врагом, противником Самого Бога, открывает путь к построению мира, справедливости, добрых отношений между народами и процветанию стран и государств.

Дай Бог, чтобы добротой и наполнялись наши сердца, чтобы благие дела были главным содержанием жизни нашего народа, чтобы пребывали в нем, по слову апостола, сии три неизменно: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13:13).

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс