Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1214) → Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий: Первые шаги в Церкви

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий: Первые шаги в Церкви

№29 (1214) / 1 августа ‘23

Архипастырь

В Церковь приходят люди разных возрастов, имеющие совершенно разные духовные потребности. Одно дело, когда привели семилетнего ребенка, другое – когда пришли шестидесятилетние. Что им нужно дать? Есть ли что-то общее, что нужно всем?

– Конечно, есть. Сразу можно обратиться к словам Священного Писания, которые показали, что являет собой Церковь. Вспоминаем слова Спасителя: Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них. Это удивительно, что Господь Сам указывает на присутствие в человеческом общежитии такого института, как Церковь. У человека есть необходимость в защите, богообщении и духовном совершенстве.

В церковь приходят люди разных возрастов. Младенец приходит еще вместе с матерью, находясь в ее утробе. Воцерковление начинается отсюда. Плод практически с самого начала может видеть, слышать, чувствовать и что-то понимать. Когда беременные мамочки приходят в храм Божий, слушают прекрасные песнопения, слова молитвы, да еще и сами молятся, причащаются Святых Христовых Таин, уже идет формирование будущего православного человека.

А тех, кто приходит в 50, 60 лет, приводит Господь. Требования разные. А, может, и не должно быть никаких требований. Если ты воспринимаешь слова Спасителя: Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них, – то тебе будет намного легче, потому что ты хочешь воссоединиться с Богом, желаешь быть христианином, носителем этого высокого звания. В первую очередь нужно понимать, для чего ты идешь в Церковь. Церковь – это общность людей, объединенных одной верой, одними мыслями и соборным стремлением совершения молитвы. Эти аспекты должны осуществляться в жизни человека.

В последнее время в некоторых храмах совершаются богослужения, ориентированные на какую-то конкретную группу людей. Например, есть детские Литургии, где больше задействуют детей, есть Литургии для глухих с переводом на язык жестов, есть Литургии для беременных с дополнительными прошениями. Целесообразно ли совершать такие деления? Нужно ли популяризировать подобный подход или это должны быть исключительные случаи?

– В традициях других конфессий бывают и Литургии для животных. Я видел это в одном из крупных соборов города Нью-Йорка: на богослужение, которое возглавляет епископ, приводят слонов, обезьян и другую живность. Конечно, это удивительно.

Литургия для детей несет в себе какие-то сокращения, не касающиеся главной евхаристической тематики. Первый раз слышу про Литургию для беременных, не знаю, чем она может отличаться.

Расставляют лавочки, есть дополнительные какие-то вещи.

– Это другой вопрос. Это не может означать Литургию как некое действо, выходящее за рамки канонического права. Литургия для глухих, думаю, обычная, когда для людей с проблемами слуха специально работает сурдопереводчик.

Литургия – это общее дело. А если мы начнем разделять ее – отдельно для глухих, для детей, для беременных, то это уже не общее дело. Это будет Литургия по интересам для определенных групп населения. В Церкви такого быть не должно, потому что, как говорил апостол Павел, Христос не разделился. Ясно, что эти слова относились к малым Церквам, которые образовывались, и тем проблемам, с которыми они сталкивались. Но они применимы и здесь: Христос не разделился. Человек один, и Христос один. Бог един. Поэтому соединение Бога с человеком также должно переноситься на литургическую жизнь.

Детская Литургия – это более упрощенный вариант, но все равно нужно и маленьких детей приучать к нормальной Литургии. Ребенок не остановится на детском возрасте, рано или поздно он станет взрослым. И тогда может получиться так, что он скажет: «Меня так не устраивает. Мне нужна Литургия 15 минут». Тем самым могут поколебаться литургические основания. Литургия – это общее делание, оно открывает путь к Богу для всех: и для обремененных, и для страждущих, и для грешных, и для святых.

Самое полное участие в церковной жизни могут принимать люди, у которых есть время. В храме больше всего присутствует людей за пятьдесят. У них уже подросли дети. Кто-то развелся, что в нашем обществе не редкость. Они максимально вовлечены в богослужение и в жизнь общины. Но есть прослойка где-то от двадцати до сорока лет. Эти люди по большому счету полностью заняты своей семьей, работой и прочими житейскими делами. Они говорят: «Мы хотим на всенощную, но не можем. Хотим как следует подготовиться к Причастию, но не можем». Мамы, у которых трое, четверо детей, еле доходят до храма. Как дифференцировать подход к тем, у кого действительно есть время и желание идти в храм, и к тем, у кого есть желание, но катастрофически нет времени?

– Всегда можно списать на ситуацию, на время. Недавно списывали на ковид, теперь на определенные обстоятельства внешней и внутренней жизни. Это все человеческие отговорки.

Не скажу, что возраст от двадцати до сорока может как-то отделить человека от Христа якобы за неимением времени. А ты можешь дать себе гарантию, что времени станет больше, когда ты будешь старше? Мне кажется, от одного десятилетия к другому становится все меньше и меньше времени. Время очень скоротечно. Но там уже совсем другие жизненные критерии, другая оценка всего происходящего.

Мы видим, чем оборачивается то, когда человек в молодости считает, что еще успеет и в храм пойти, и причаститься. Нет желания, нет стремления. Сегодня не идет в храм, проходит пять, десять лет, он не идет. И в конце концов станет поздно. Люди всегда ссылаются на свою занятость.

Но придет час, когда ты подойдешь к воротам рая, а тебе оттуда последует ответ: «У тебя же не было времени, зачем терять его сейчас? Иди туда, где ты уже обрел свое место». В раю места не будет. Время может только отдалять от Бога или приближать к Нему. А все остальное – простые рассуждения, отговорки, стремление сделать свою жизнь комфортнее. И без Бога. Дай Бог, чтобы такая ситуация проявлялась как можно реже в человеческой жизни.

Есть еще молодежь. Они часто объединяются в разные сообщества. Как Вы считаете, необходимо ли особое молодежное движение на приходе? Стоит ли выделять их в отдельную группу прихожан?

– Помимо евхаристической жизни есть еще жизнь внебогослужебная, когда молодые люди и люди в возрасте могут объединяться в какие-то движения. Помимо Литургии есть церковная жизнь. Отношения с молодежью связаны с паломничеством, спортивными мероприятиями и так далее. Объединения на приходе должны быть. Когда люди объединяются по интересам, им легче воспринимать и литургическую жизнь, легче причащаться, легче общаться. Есть единый организм, где нет разделения на Иванова, Петрова, Сидорова, а есть только одно понятие – Христов.

Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Люди в возрасте стали понимать, что жить без Бога недопустимо. Они хотят прийти к Богу, хотят начать ходить в храм. Но их не отпускает отчаяние от того, что вся жизнь прошла без Бога. Как не отчаиваться и сделать первые шаги?»

– Конечно, мы не помним, как были маленькими детьми и делали первые шаги. Мы не боялись совершать их. Убеждение, что всю жизнь прожил без Бога, – от лукавого. Посыл идет от дьявола. Если эти мысли возникают, то нужно сразу понимать, что в орбиту твоих отношений с Богом включается дьявольская сила, которая всеми способами и средствами желает вернуть тебя на прежний путь. Нужно идти в храм и не бояться, если ты чего-то не знаешь и не понимаешь. Сегодня такое время, когда многое можно прочитать и в интернете, и в книгах. Можно и спросить. Можно поговорить со священником. Нужно идти и делать первые священные шаги, которых ожидает от тебя Сам Господь.

Какие требования со стороны священников могут быть к тем, кто приходит в первый раз?

– От людей, делающих первые шаги, еще нечего требовать. Им нужно помочь осуществить эти шаги, стать духовным костылем, опираясь на который человек будет делать эти шаги правильно. Тут у священника должен включаться разум. Когда ты понимаешь и видишь перед собой новоначального, самое главное – не навредить. Этот принцип должен всегда присутствовать в пастырском сердце и пастырской совести. Тут многое зависит от пастыря. Большинство из них окончили духовные школы, уже имеют какой-то опыт, поэтому должны опираться и на этот опыт, и на те знания, что были в них вложены, и на личный опыт. Сейчас много молодого духовенства, они приходили в храм, делая первые шаги. И, конечно, были какие-то критические замечания, но так, чтобы требовать что-то с пеной у рта, такого нигде не должно происходить. Этого делать не нужно. Везде должен включаться разум и пастырское сердце.

Насколько должна отличаться практика подготовки к таинствам Исповеди и Причастия для новоначальных и для тех, кто уже длительное время в храме?

– Делающий первые шаги в храме тоже должен определяться с духовным руководством. Есть понятие «духовник» – человек, который обладает каким-то опытом и ведет тебя по начинающейся христианской жизни. Он может порекомендовать тебе, как правильно совершать те или иные правила, позволяющие подготовиться к таинству Причастия. Безусловно, не нужно уподобляться тем иудеям, о которых Спаситель говорил, обличая фарисеев, что они возлагают на свои плечи неудобоносимые бремена. Нужно с разумом подходить к духовному воспитанию того или иного человека. И он сам должен понимать, что нельзя без пастырского руководства самому браться за свое духовное совершенствование.

В начале 90-х годов в храмы хлынуло большое количество людей. Они черпали какие-то новости, где-то что-то читали или слышали и поднимали на себя неудобоносимые бремена. И были случаи, когда из-за этого ломались и психика человека, и его физическое здоровье. Потому что сразу посты, каноны, акафисты, Псалтирь – все, что только возможно. С утра открывали книгу и читали без разбора все подряд. Нужно ко всему подходить с разумом. Обязательно должен быть духовный наставник, он поможет определиться и с правилами, и с какими-то повседневными моментами, которые помогут встать на ступеньку выше в духовном плане, но при этом не потерять уже имеющийся багаж.

Мы говорим о первых шагах в Церкви, и бывает так, что человек приходит в храм и видит множество народа на какой-нибудь большой службе. Он знает, что в храме всего лишь два-три священника, и у него сразу опускаются руки. Он недоумевает: «Как же мне дотянуться до батюшек? У них вон сколько духовных чад». Стоит ли в такой ситуации отчаиваться? Как только пришедшему в храм начать отношения со священником?

– Когда человек делает первые шаги в храме, слово «отчаяние» не должно присутствовать ни в его сознании, ни в лексиконе. Что значит – отчаиваться? Отчаяние – это когда он не может достучаться до Господа, и причина этого, как правило, он сам. Ему нужно пойти на Исповедь, начать разговор со священником, и он сам все почувствует. Поэтому предмет отчаяния должен уйти из жизни, и, наверное, здесь должно быть применимо дерзновение, рвение и желание. Все это и нужно проявлять.

Владыка, должен ли церковный персонал – свечницы, работники храма, сторожа – способствовать процессу адаптации человека в храме?

– Безусловно. Все они должны служить тому, чтобы человек был расположен к храму, чтобы он открылся в храме. Если же у свечницы или уборщицы, составляющих рабочий клир прихода, нет сегодня настроения, они не должны показывать его тем, кто только начинает свою духовную жизнь. Эти люди должны задаться вопросом: «Зачем я здесь? Если я, христианин, не имею любви, то мне нельзя трудиться в храме».

Вспоминаем слова Господа, что лучше бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Такому лучше покинуть христианские ряды, нежели являть злобу, нетерпение и тому подобные чувства.

Бывает так, что люди, не так давно ставшие членами Церкви, сделавшие первые шаги в Церкви, начинают чувствовать некие амбиции, некий дух учительства. Скажите, как новоначальному избежать духа учительства, желания всех поучать? И кому принадлежит роль учителя в Церкви?

– Роль учителя в Церкви принадлежит тем, кто призван к этой роли. Да, у новоначальных могут появляться амбиции. В их уме, может быть, и в сердце очень быстро начинают развиваться мысли: «Я хожу в храм, я уже многое знаю». Таким людям нужно помнить, что это совсем не их мысли. Через, казалось бы, доброе желание учительства дьявол направляет на них свои стрелы: «Ты уже имеешь такой опыт! Ты целый месяц в храме и уже можешь учить других людей».

Это страшно. Такой пыл следует приостанавливать. Когда приходят такие мысли, нужно читать Иисусову молитву или просить: «Господи, помилуй!» И всегда помнить, что человек – никто, и как же он будет кого-то учить, если сам толком ничего не знает? Право заниматься учительством принадлежит тем, кто к этому призван: священникам, катехизаторам, они несут полную ответственность за сказанное.

Поэтому, если у кого-то появляется стремление встать над другими, нужно понимать, что это действие сил тьмы, и здесь вроде бы с безобидного начала может возникнуть большая трагедия.

Могут ли свершиться первые шаги в храме, если храма нет? Бывает так, что там, где живет человек, нет православного храма, либо бывает, что он прикован к постели и не может пойти в храм. Может ли случиться воцерковление, если физически он не может быть в храме?

– Да, может. Вот сейчас мы с вами беседуем в студии телеканала «Союз», который вещает круглые сутки. В программе телеканала есть не только познавательные программы, но и трансляции богослужений, благодаря которым человек, прикованный к постели, может как бы поучаствовать в богослужениях, соприкоснуться с Богом. Плюс ко всему есть различные книги, есть интернет, где можно найти полезные вещи и действительно прийти к практике воцерковления.

Но опять же повторю слова Господа, которые я произнес в начале нашей встречи: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Здесь Господь говорит о том, что молитва, которая совершается одним, вторым, третьим человеком, как бы соединяется в единый духовный столп и возносится к небесам, и Бог слышит эту соборную молитву. Вот почему очень важно совершать молитву в храме.

Домашняя молитва – это личная молитва, но нужно стремиться участвовать и в соборной молитве во время Божественной литургии или каких-то других богослужений. Это позволяет нам стать сильными, крепкими, и самое главное – позволяет слышать слова Самого Бога, которые имеют утверждающее начало и последующее действие. Я думаю, что если в одном селе нет православного храма, то, наверное, храм или какое-нибудь молитвенное собрание будет в соседнем селе.

Владыка, мы видимся с Вами в студии первый раз в этом году, поэтому от лица нашего телеканала, от лица телезрителей я поздравляю Вас с Вашим юбилеем. Мы желаем Вам многая и благая лета. Благословите наших телезрителей на прощание.

– Бог благословит. И дай Бог, чтобы наши и первые, и последующие шаги в храме были шагами, ведущими к Богу, чтобы души наши очищались, мысли приходили в соответствие с Божиим замыслом, Божиим Промыслом, а мы любили друг друга.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс