Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1214) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Царская Семья – святые, просто они оболганы, их оклеветали

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Царская Семья – святые, просто они оболганы, их оклеветали

№29 (1214) / 1 августа ‘23

Архипастырь

Владыка, очень теплые, добрые слова передаю Вам от наших «союзников».

– Спасибо!

Эти Царские дни в Екатеринбурге – тридцать пятые по счету, если считать от самого первого открытого моления на Вознесенской горке, на месте Ипатьевского дома, на пустыре. Это было 16 июля 1989 года. И тогда задержали одиннадцать человек из тех, кто молился. Я прошу Вас сказать о значении этого события, когда люди впервые открыто, не тайно (тайное почитание было) вышли и заявили о своей любви к Государю и его Семье.

– Мы должны быть благодарны людям, которые посмели в то время, не боясь, выйти и совершить этот молебен. Конечно, тогда еще молебен не нужно было совершать, потому что Царская Семья не была прославлена, нужно было совершить панихиду или литию об упокоении приснопамятных Святых Царственных Страстотерпцев, которых потом причислили к лику святых. Но тогда люди ревностно проявили мужество, зная, что могут быть недовольства со стороны властей (что как раз и получилось). И это был прорыв; пробили стену, которая стояла очень долго, на протяжении всего советского периода нашей истории. Они открыто высказали свое почтение и уважение к Царской Семье.

До этого мы слышали о Царской Семье только негатив, ложь, обман, грязь. Но, несмотря на это, оказывается, были и есть люди, которые эту грязь и все негативные высказывания в отношении Царской Семьи не воспринимали, и они открыто сказали, что почитают Царскую Семью как святых Страстотерпцев. Хотя тогда еще Церковь о прославлении не говорила. Но это дало толчок, чтобы увидеть, что в народе любят Царскую Семью, почитают. Думали, что облили их грязью – и ничего святого. Но народное чувство не обманешь. Было в народном сознании или подсознании какое-то чувство в отношении Царской Семьи, и оно не обмануло. Хотя кругом была только ложь и грязь, оболганный и обесчещенный Царь. Казалось, что от этого невозможно очиститься. Но нашлись, слава Богу, смелые люди, твердые в вере, в своем почтении и уважении к Царской Семье, и совершили тот молебен.

Я помню, когда приехал в 1999 году в Екатеринбург, эти люди мне говорили: «Молебен надо служить». Я обратился к Святейшему Патриарху Алексию, сказал, что народ требует совершить молебен, но не положено, потому что они еще не признаны святыми. Святейший сказал, чтобы совершали панихиды, литии, а дальше, мол, увидим. Я с открытой душой всем сказал: «Братья и сестры, давайте не будем предвосхищать наши действия, а будем служить так, как благословляет Святейший Патриарх, – совершать панихиды, литии на этом месте, где было совершено злодеяние, тем самым почтим Царскую Семью».

Тогда был только небольшой навес над тем местом, где совершилось это злодеяние, где Царская Семья жила некоторое время до расстрела, до страшных мучений в подвале Ипатьевского дома. Поле, навес, стоял крест. Несколько раз этот крест уничтожали, сжигали. Потом сделали железный крест, его взрывали. Целая война была, чтобы доказать, что это место – русская голгофа. Но люди твердо стояли в вере, что Царская Семья – святые, просто они оболганы, их оклеветали, что нужно их почитать. Благодаря этой небольшой кучке людей все потом переросло в многолюдное почтение и уважение Царской Семьи.

Я помню, люди туда постоянно приходили, священники регулярно совершали там панихиды и литии. Когда в 1999 году я сюда приехал, главная тема была в том, что дальше делать на этом святом месте. Милостью Божией мы решили на этом месте построить храм. Хотя много было различных планов: и сделать подземный туннель, и какое-то кафе. Ужасные были планы. Мысли так разнеслись, что невозможно было остановить. Но традиционно на святом месте на Руси всегда строили храмы. Если мы считаем, что это место святое, что здесь совершилось злодеяние, значит, надо обозначить его храмом Божиим.

Эту идею хорошо воспринял Эдуард Эргартович Россель, тогдашний губернатор Свердловской области. Был объявлен конкурс по разработке проекта храма. Помню, Владыка Сергий (он тогда был управляющий делами) приезжал сюда и выбирал проект, какой храм можно здесь построить. В итоге остановились на том проекте храма, который сейчас воплощен.

Мы благодарны Эдуарду Эргартовичу Росселю, что он воодушевился этой темой и воспринял очень близко к сердцу идею строительства храма. Благодаря ему работы шли очень активно. Хотя, конечно, поначалу были трудности. Управление архитектуры не давало разрешения строить, считалось, что это историческое место и надо все исследовать. Я спросил, что для этого нужно. Мне сказали: «Нужны люди, чтобы они копали, а наши специалисты исследовали землю; может быть, найдутся какие-то предметы...».

И были народные раскопки.

– Народ пришел. Начали усердно и осторожненько копать, как положено по археологическим правилам. Они были очень довольны, что появилась такая возможность, потому что археологам потребовалось бы несколько лет для того, чтобы исследовать это место. Но у нас не было времени. Поэтому люди с любовью, благоговением и молитвой копали, специалисты исследовали. Нашли несколько предметов. За все слава Богу!

Потом пришли к решению заложить первый камень в строительство храма. Пригласили Святейшего Патриарха Алексия, он приехал, торжественно совершилось освящение первого камня. Мы были очень довольны, что получили патриаршее благословение. И тогда уже закрепилось, что это особое святое место. На этом месте совершилось злодеяние – убийство Царской Семьи, и это было обозначено постройкой храма. Очень быстрыми темпами за полтора года подняли стены храма...

В 1992 году состоялась закладка первого камня храма Владыкой Мелхиседеком, хотя у него было разрешение только на установку памятного знака...

– В 2003 году уже совершили освящение храма. К сожалению, Святейшего Патриарха Алексия на освящении не было, он болел в то время, но по его благословению Владыка митрополит Ювеналий возглавил торжество по освящению Храма-на-Крови. Такова предыстория. Это то, что помню непосредственно я. До меня, как вы уже сказали, в 1989 году, люди открыто заявили, что хотят совершать молебны на этом святом месте. Хотя совершать молебны было не совсем правильно, потому что Царская Семья еще не была причислена к лику святых. Но люди требовали, причем дерзновенно: «Совершайте молебны, не панихиды». Но мы должны прислушиваться к нашим каноническим правилам. Святейший Патриарх Алексий разрешил тогда эту ситуацию. Слава Богу, люди подчинились, поверили моим словам, которые я передал от Святейшего Патриарха, и его благословение совершать пока панихиды.

Потом Царская Семья была причислена к лику святых. В течение того времени, пока строили храм, мы постоянно совершали там молебны, потому что Царственные Страстотерпцы уже были причислены к лику святых. Так что этот храм с самого начала был намоленным, шла постоянная молитва. Только подняли фундамент, и уже совершались Литургии, молебны, читались акафисты. То есть была постоянная молитва. Это место освящено кровью, страданием Страстотерпцев. Нам было непросто, но все удавалось. Были трудности, но в итоге все прошло очень хорошо.

Когда люди первый раз собрались, они читали канон Царю-мученику, изданный Русской Православной Церковью Заграницей. Я нередко встречаю такие замечания: скажешь «Страстотерпцы» – поправляют, что они мученики. Скажешь «мученики» – поправляют, что они Страстотерпцы. Большая ли разница между этими понятиями? Когда человек говорит, мол, не смейте их называть мучениками, они Страстотерпцы, он как будто хочет сказать, что они всего лишь Страстотерпцы. Это как бы лейтенанты по отношению к генералам. Мученики – как генералы, а Страстотерпцы где-то на уровне лейтенанта, не выше. Мне кажется, это несправедливо. Если брать тропари великомученику Георгию Победоносцу или целителю Пантелеимону, они там и страстотерпцами тоже именуются. И один из самых главных периодов церковной жизни называется Страстной седмицей: Господь терпел страсти. Проясните, пожалуйста, этот вопрос.

– Действительно, в нашей церковной практике мы называем даже великомученика Георгия и великомученика Пантелеимона страстотерпцами, то есть претерпевшими страдания за Христа. Мы говорим, что Царская Семья – Страстотерпцы, они претерпели страдания за Христа, за правду Божию, стояли в вере и благочестии. В этом суть. Почему на Царскую Семью сильный ропот, осуждение и даже злоба? Потому что они стояли в вере, в правде. А окружение хотело либерализма, как сейчас говорят, свободно проявлять свои страсти: гулять, танцевать, веселиться...

...сплетничать. Чего очень не любила Государыня.

– Вот этими грехами было заражено общество. Они хотели свободы в проявлении своих страстей. А Царская Семья вела себя очень сдержанно. Конечно, они посещали какие-то балы, какие-то вечеринки, но вели себя очень скромно, по-православному. И это очень не нравилось, обществу хотелось свободы в страстях и даже греховных порывах. Вот это озлобляло людей, они не хотели видеть такого Императора. То есть была озлобленность и борьба против нравственности, чистоты и святости, в чем Царская Семья стояла до конца.

Ничего не поменялось, когда их арестовали: они продолжали молиться в домашних условиях, продолжали читать вместе Священное Писание, святых отцов, приглашали священников для совершения Литургии, причащались, исповедовались. То есть они жили так, как жили раньше, – в вере, благочестии и стремлении к святости. Они хотели, чтобы их примеру следовало и окружение, общество. Но не получилось. Окружение не хотело этого.

Мы видим, что и сейчас такая же ситуация. Часть общества хочет свободы в грехах и пороках; другие говорят, что это нехорошо, потому что ведет к разным проблемам. Мы говорим, что грех – зараза, яд, отравляющий наше общество.

А когда зло приумножается, на нашей земле появляются озлобленность, недовольство, ропот, зависть и, конечно, войны. Вот откуда рождаются все войны – от нашей греховности, превозношения друг над другом, недовольства друг другом, желания для себя чести и славы, и все это перерастает в национализм, нацизм, фашизм.

Люди, понимающие все это, стараются придерживаться правил христианской жизни – жить в мире, согласии, любви, уважении, смирении, кротости, терпении, трудолюбии. Это укрощает все страсти, приносящие много зла.

Я думаю, что именно такая ситуация сложилась с Царской Семьей, которая была у всех на виду. Многие раздражались, видя их святость, понимая, что они не такие, как все. Эти люди говорили: «Нужно их убрать, потому что они нам мешают». Их убрали, и оказалось, что все еще больше разрушилось.

Мы должны помнить о тех ошибках, которые общество совершило в то время, чтобы не допустить их повторения в наше время. 24 июня, в то напряженное время, мы услышали слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о том, что может повториться то, что было в начале ХХ столетия, но мы не должны допустить, чтобы это случилось.

Нам нужно быть очень внимательными к себе, чтобы действительно не повторять ошибок прошлого, ведь ничего хорошего это не принесет, только кровь, страдания и деградацию во всех сферах жизни. Дай Бог, что мы видели ошибки, учились на них и не допускали их.

Да, 24 июня многие встали на усиленную молитву, даже те, кто нечасто ходит в храм. Мне кажется, что в субботу на всенощное бдение пришли молиться все. 24 июня был праздник иконы Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»), а 25 июня – день памяти Царской Семьи, потому что эти святые входят в Собор Петербургских святых.

– Да. Пресвятая Богородица оказывает нам такие милости и такую помощь, а мы этого не замечаем. Вот мы празднуем Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В 860 году русский флот князя Аскольда угрожал Константинополю, но погружение с молитвой края ризы Пресвятой Богородицы в воды Босфора вразумило князя Аскольда, потому что он увидел, что у христиан есть какая-то особая сила, которой нет у него.

Он спросил у защитников города: «Что за сила у вас есть, что вы не выступили с войсками против нас, не воевали с нами?» Они ответили: «У нас есть Божия Матерь, наша Небесная Заступница, Которая нам помогает». Это побудило князя Аскольда принять Крещение с именем Николай. То есть Божия Матерь уже тогда промышляла о Русской земле.

Тогда на русские земли пришла православная миссия – епископы, священники, были привезены книги, переведенные на славянский язык святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, очень нужные нашим первым христианам.

Но мы не должны надеяться только на Божию Матерь, на то, что Она все сделает для нас, а мы будем жить по-прежнему. Пресвятая Богородица, как любвеобильная мать, милует нас, желает нам блага, покрывает нас Своей любовью, но мы должны понимать, что Она ждет от нас исправления, изменения.

А то, что многие люди стали ходить на всенощную, показатель действия Божией Матери на наше сознание, чтобы мы поняли, что нам нужно идти в церковь, нужно молиться. Мы, православные христиане, каждый воскресный день должны быть в храме. Никакие наши заботы, никакие дела не должны мешать нам приходить в храм и прославлять Воскресшего Господа, почитать Его. И если мы будем почитать Христа, то Он воскресит нас для вечной жизни. Это очень серьезно, очень важно. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс