Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1212) → «Никакой справедливости нет там, где есть любовь»

«Никакой справедливости нет там, где есть любовь»

№27 (1212) / 10 июля ‘23

Размышление

Господь любит нас безоговорочно, жертвенно и просто, со всеми нашими ошибками, падениями и несовершенством. Любит успешными и оступившимися, беспрестанно подавая нам помощь и утешение. Когда человек так запутается, разуверится в себе, что опускает руки и ему кажется, будто он никому не нужен, Господь говорит: неправда, ты Мне нужен, Я тебя люблю.

Несправедливость любви

В известной притче про блудного сына есть один важный персонаж, за которого реально обидно, – это старший сын. Он пахал, старался быть послушным и верным отцу, а телец и отцовский перстень достались вернувшемуся с чужбины младшему сыну. И где, спрашивается, справедливость? «А никакой справедливости нет там, где есть любовь», – говорит нам эта притча.

Справедливость – это когда ветхозаветный отец берет младшего сына в наемники, как тот и просил за свое отречение. В те древние времена было бы верхом справедливости, что вообще пустил он сына на порог и снизошел хотя бы до формальных отношений – взял наемником. Но в притче отец уже новозаветный, и закон, по которому он живет, закон Христовой любви. Отец поступил по любви – принял покаяние младшего, и произошло чудо – умерший сын воскрес, избавился от греха отречения и его последствий: скитания, безродства, положения раба. Был снова принят в семью, стал родным и законным наследником, которому отец передал все, чем владел сам.

А старший сын – это образ формального следования вере, внешнего делания без сердца. Плохим не быть, но и себя не забывать: «Отец, да, я с тобой. А награда где?» – «А награда и есть, что ты со мной и все мое – твое. Разве не так, сынок?» Многие на этом спотыкаются: все понятно, что отданы нам ключи от Царства Небесного и все райские обители… Награда где? Ходят потом грустные, младшим завидуют...

Православный самурай Павел Савабэ

Ямамото Кодзума происходил из древнего самурайского рода. Когда с другими самураями он находился в Эдо, где совершенствовался в искусстве владения мечом, однажды ночью, возвращаясь к себе, столкнулся с прохожим, который выронил коробку и убежал. Кодзума подобрал ее и принес своим товарищам. Оказалось, что в коробке были золотые часы, сделанные в Европе и принадлежавшие известному вельможе. Молодому самураю грозил суд за якобы совершенную кражу. Учитель фехтования сильно рассердился на своего ученика, якобы опозорившего самурайскую честь, и требовал, чтобы тот совершил харакири.

Его кузен Сакамото Рёма, впоследствии ставший национальным героем Японии, помог ему тайно бежать. Добравшись до города Хакодате, Кодзума женился на дочери синтоистского жреца Савабэ, стал усыновленным и сменил имя. После смерти тестя в наследство ему перешел сан священника в синтоистском храме. Днем он служил, а ночью возглавлял борьбу за возвращение власти императора и выдворение из Японии всех иностранцев, в первую очередь христиан.

В это время в Хакодате прибыл святитель Николай Японский, основатель Православной Церкви в Японии. В качестве учителя фехтования русских дипломатов российское консульство постоянно посещал Такума Савабэ. Однажды святитель, в очередной раз столкнувшись с ним в доме консула, не выдержал его подчеркнуто презрительного взгляда и спросил: «За что ты на меня так сердишься?» Удивившись, что русский священник хорошо владеет японским языком, тот ответил: «Вы пришли, чтобы погубить нашу страну, вас всех нужно было бы перебить». Святитель Николай ответил: «Справедливо ли осуждать то, чего не знаешь? Позволь мне рассказать тебе о нашей вере». Так началось знакомство японца Савабэ с учением о Христе.

Святитель Николай был глубоко тронут тем рвением, которое Савабэ проявлял в изучении Православия. В письме на родину он писал: «Ходит ко мне один жрец древней японской религии изучать нашу веру. Если он не охладеет или не погибнет от смертной казни за принятие христианства, то от него можно ждать многого». В апреле 1868 года святитель Николай тайно крестил Такума Савабэ и двух его друзей-самураев в Православной вере. Такума получил христианское имя Павел. За веру он много претерпел, его оскорбляли и арестовывали, заставляя отречься от Христа, но он оставался непоколебим.

В 1875 году епископ Восточной Сибири Павел совершил первую хиротонию на японской земле, а Павел Савабэ стал первым православным священником среди японцев, а его друг-самурай Иоанн Сакаи – диаконом. Во многом благодаря отцу Павлу в последующие десятилетия Православная Церковь в Японии активно разрасталась и укреплялась. Он пережил своего учителя епископа на один год и скончался в 1913 году, став живой легендой православной Японии.

Учиться любить жизнь

Некоторые думают, что в церкви учат не любить себя, постоянно выискивать разные грехи, чтобы избавиться от самолюбия и гордыни. А потом удивляются, почему в церкви им плохо и тяжело. А как будет хорошо, если человека переполняют одни отрицательные эмоции, да еще направленные на самого себя?

Но Господь совсем не так смотрит на нас, как мы обычно оцениваем других и себя, без нашей приязни и предвзятости. «Сегодня я не с той ноги встал» – собой недоволен, а Господь любит нас безоговорочно, жертвенно и просто, со всеми нашими ошибками, падениями и несовершенством. Любит успешными и оступившимися, беспрестанно подавая нам помощь и утешение. Когда человек так запутается, разуверится в себе, что опускает руки и ему кажется, будто он никому не нужен, Господь говорит: неправда, ты Мне нужен, Я тебя люблю. Вторгается в его жизнь разными, порой невозможными обстоятельствами и все исправляет.

В церкви мы учимся по-новому смотреть на свою жизнь – без ропота, брюзжания и вечного недовольства. Как на повод для радости и веселья. Чтобы жизнь перестала сыпаться, как песок сквозь пальцы, тянуться серой лентой, а наполнилась глубиной и содержанием. Для нас Господь благословил каждый день восходить солнцу, петь птицам, петь летнему дождю и кружиться зимним снежинкам. Разве можно отнять у человека осенний закат или теплый летний дождь? Только если сам отдаст, замкнется в себе и перестанет смотреть на небо.

Пост – это жертва

Зачем мы постимся? Чтобы стать ближе к Богу. Это единственная причина, по которой каждый решает, поститься ему или нет. В нашем храме на проповеди отец Олег сказал о посте так: «Пост – наша добровольная жертва Богу. В какой мере мы ради Христа можем ограничить себя от скоромной пищи, в такой мере наш пост и будет угоден Богу». Бог не считает, сколько мы съели котлет и сколько выпили молока, Он смотрит на наше сердце. Пост освобождает в сердце место для Христа. Если не можете без молока – пейте, если не можете без мяса – ешьте, а потом придите в храм, и, может быть, ваша совесть начнет вас укорять, обличать, и вы захотите стать лучше. Лучше Христа ради, только не ищите себе оправданий, через помыслы дьявол говорит: пост – это не важно, главное – любить. Он лжец.

На самом деле пост очень важен, даже в раю Господь установил для Адама и Евы пост, наказав не вкушать плодов от древа познания добра и зла. Для чего любящий Господь ограничил их от вкушения плодов? Разве хотел их чего-то лишить? Нет, все было ровно наоборот. Как мудрый Отец, который заботится, чтобы Его дети духовно возрастали, Бог дал им возможность проявить Свою любовь не на словах, а на деле – ради любви к Богу Он попросил их ограничить себя. И в нашей обычной жизни ради наших родных и близких мы ежедневно в чем-то себя ограничиваем – нам хочется пойти посмотреть футбол, а мы занимаемся с ребенком, хочется книжку почитать, а мы идем в магазин. Очень хорошо, когда мы можем в своем сердце освободить место для наших близких. Пост помогает нам освободить место в нашем сердце для Самого Бога. Без поста нет молитвы, нет сердечного внимания, нет плача о грехах, нет смирения и любви. Мы все знаем, какую жертву принес за нас Христос, Он принес ее добровольно, это мера Божией любви к нам, и мы приносим нашу любовь в той мере, в какой можем вместить.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/NESPRAVEDLIVOST-LYUBVI-–;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyi-13-03;
https://tv-soyuz.ru/UCHITSYA-LYUBIT-ZHIZN–;
https://tv-soyuz.ru/HRISTOS-VOSKRESE-POST--ETO-ZHERTVA

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс