Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1212) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Похвала может и навредить, и укрепить

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Похвала может и навредить, и укрепить

№27 (1212) / 10 июля ‘23

Архипастырь

Хотелось бы поговорить о комплиментах. Насколько уместно православному человеку раздавать комплименты? Ведь комплимент при своей внешне благочестивой цели может заставить человека, которому он адресован, возгордиться. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Во-первых, само словосочетание «раздавать комплименты», как мне кажется, предполагает некие бездумные поступки, что ли. Ведь когда мы что-то раздаем, это значит, что мы не думаем о последствиях.

Когда мы говорим комплимент в чей-то адрес либо выказываем кому-то словесное поощрение, это нужно делать не бездумно, а очень осмотрительно. Здесь, как и в любых поступках, мы должны быть внимательными. Вообще, в похвале (я бы лучше это слово использовал) нет ничего плохого.

Мы знаем, что в Священном Писании заповеди Божии даются в двух вариантах: один вариант запретительный, а другой, если можно так выразиться, комплиментарный (или восхвалительный), когда Господь не запрещает что-то делать.

Например, мы знаем ветхозаветные заповеди – не убий; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй, но Господь поощряет, ублажает и восхваляет тех, кто живет добродетельно: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Разве то, что говорит Господь об этих кротких, чистосердечных, милостивых людях, не комплименты?

Мы видим много похвал апостолов в их Соборных посланиях в адрес христиан, живущих благочестиво, когда они, упоминая их добродетельную жизнь, говорят: «Радуюсь за вас, хвалю вас за то, что вы живете благочестиво». Не скупится на такие похвалы и апостол Павел.

Но бездумная, неуместная похвала может действительно навредить человеку, ведь иногда ему свойственно жить в плену собственных иллюзий, когда, забывая о своих немощах и недостатках, он акцентирует внимание на своих либо кажущихся, либо реальных добродетелях и, в конце концов уверовав в них, погружается в тщеславие, рождающее гордыню. А гордыня, как мы знаем, удаляет человека от Бога.

Похвала может навредить, но может, наоборот, укрепить, ведь человек – существо немощное, он склонен иногда печалиться, не находя отзыва на свои добрые дела и поступки.

Господь говорит, что добрые дела мы должны делать один на один перед Господом. Более того, Господь категорично говорит: пусть левая твоя рука не знает, что делает правая. Это означает, что мы не должны делать добрые дела напоказ. Более того, Господь говорит: не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

Но и здесь все не так просто и однозначно. Одно дело, когда человек сознательно ищет такой славы, а другое дело, когда добродетельная жизнь приносит ему какую-то известность. Например, святые всю жизнь избегали славы, укрывались от нее, но слава преследовала их.

Кто-то из древних отцов сказал, что слава подобна тени человеческой: тех, кто от нее убегает, она всегда преследует, и даже когда подвижники удаляются в пустыню, слава и там их находит. И, наоборот, от того, кто гоняется за славой, кто желает, чтобы его прославляли, слава часто убегает, и такой человек лишь обретает бесславие.

Поэтому мы должны быть осмотрительными и рассудительными в том, что вы назвали комплиментами, то есть в человеческой похвале. Иногда похвала может поддержать человека, вдохновить его на какие-то новые труды, но здесь есть очень опасная грань, граничащая с тщеславием, и когда кто-то что-то делает ради похвалы, а не ради Господа, это доброе дело обесценивается.

Приведу конкретный пример. Мне кажется, здесь тоже достаточно тонкая грань, и лично мне найти правильный ответ сложно. Вот выступает мой знакомый человек, поет песню. После этого подходит ко мне и спрашивает: «Ну, как я спел?» Мне его выступление не понравилось, но, если сказать, что спел он плохо, знакомый обидится. А если скажешь, что спел он хорошо, то ты его обманешь, и, возможно, он будет думать о себе лучше, чем есть на самом деле. Как быть в этой ситуации?

– В Священном Писании сказано: всякая неправда есть грех. Если мы говорим тому, кто спел плохо, что спел он хорошо, здесь есть явное желание угодить, а где-то и навредить ему, даже если мы этого не хотим. Если это наш друг и мы видим, что у него что-то не получилось, постараемся очень деликатно, не вторгаясь грубо в то, что ему дорого, обратить его внимание на какие-то недостатки в пении.

Если человек, например, занимается музицированием, не имея к этому никакого таланта, наверное, нужно честно ему сказать, что музыка – это не его, что ему не нужно впустую тратить на это время, потому что когда-то он может понять, что занимался не своим делом.

А если человек талантливый, но в какой-то момент что-то у него не получилось, можно ему сказать: «Я знаю, что ты талантливый, но вот здесь у тебя получилось не очень хорошо». Думаю, что это не обидит его. Более того, если у него это случайная промашка или неудача, благодаря дружеской подсказке он обратит на нее внимание и не будет оставаться в плену своих заблуждений.

Вот я, например, не разбираюсь в таком стиле живописи, как кубизм, и никогда не буду выступать в качестве вселенского критика в этом, потому что как можно судить о том, чего не знаешь? И если вдруг меня попросят дать оценку какой-то творческой работе в данном стиле, я просто скажу, что в этом совсем не разбираюсь, что мне это не приносит никакого эстетического наслаждения.

В таких ситуациях я действительно оказывался и видел, что люди, которые занимаются этим видом искусства, относились к этому с пониманием, потому что знали, что такой вид искусства оценить может не каждый.

Владыка, давайте немножко изменим эту ситуацию: а если тебя хвалят, как поступать? Возможно, ты не понимаешь наверняка, говорит ли тебе человек правду, и на самом деле ты не такой хороший, как он о тебе говорит.

– Знаете, если человек не живет духовной жизнью, то любую похвалу он относит на свой счет. Я не видел ни одного человека, который живет подлинной духовной жизнью и с радостью воспринимает любую похвалу о себе.

Некоторые современники апостола Павла считали его ниже двенадцати апостолов Христовых, потому что апостол Павел не знал при жизни Христа. Господь явился ему уже после Своего Вознесения на Небеса. На это апостол Павел отвечал, что он не меньше двенадцати апостолов и потрудился даже больше их. Больше, чем их, его бросали в темницу, подвергали гонениям, он обошел больше городов с проповедью Евангелия. И дальше он говорил: «Впрочем, все это сделал не я, но благодать Божия, которую Господь даровал мне».

И поэтому любой человек должен относить свои добрые дела не к себе, а к той Божественной благодати, которую дал ему Господь, ведь без Господа ничего бы у него не было. Более того люди духовные понимают, что Господь дал нам столько Своей Божественной благодати как в некий залог, ожидая от нас духовной отдачи, но нам в течение всей нашей жизни не оправдать того, что мы получили.

Приведу известный случай. Митрополит Сурожский Антоний не представлял к очередным патриаршим наградам священников, много лет прослуживших в Церкви Христовой. А мы знаем: если священник прослужит какое-то время, ему вместо обычного, простенького беленького крестика дается сначала наперсный крест, а потом крест с украшениями.

Некоторые из священников стали роптать, что Владыка Антоний не обращал на это никакого внимания. Это опечалило Владыку Антония, и на собрании он произнес такие слова: «Я думал, что в день нашего посвящения в священный сан мы получили от Господа столько доверия, что эту награду, которую дал нам Бог, нам не оправдать до конца нашей жизни».

Поэтому человек, живущий церковной, духовной жизнью, как правило, не смотрит на мир сквозь розовые очки, он реально оценивает самого себя. А если вдруг перестает реально оценивать себя, то начинает духовно слепнуть, а значит, нуждается либо в сбрасывании розовых очков, либо в исцелении, и именно на это и направлена молитва Православной Церкви.

В молитве преподобного Ефрема Сирина есть такие слова: даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. То есть весь Великий пост мы просим: «Дай мне, Господи, видеть мои немощи».

Есть такая шутка, по-моему, в одной из передач мы ее уже озвучивали. Когда Господь входил в Иерусалим, восседая на осле, жители Иерусалима постилали перед Ним свои одежды, пальмовые ветви и восторженно кричали: осанна Сыну Давидову! Осел очень важно шествовал по этим одеждам, полагая, что именно ему их постилают, и относил все почести на свой счет, а не на счет Господа, Который на нем восседал.

Часто так же неразумно поступает тот, кто относит на свой счет какие-то похвалы. Духовный же человек, если он действительно сделал что-то доброе, в душе своей, а может быть, не только в душе, но и на словах, скажет, что это сделал не он, а Господь, что сам он не смог бы этого сделать.

Более того, некоторые считают, что в том, что они сделали, на самом деле нет никакого подвига, ничего чрезвычайного, что это их обычная обязанность. Например, когда апостол Павел очень много проповедовал и кто-то хвалил его за это, он говорил: «На самом деле это моя обязанность. Если бы я сделал что-то, выходящее за пределы моих полномочий и обязанностей, может быть, я и был бы достоин похвалы. И горе мне, если я не буду благовествовать и выполнять то, что определено мне Богом».

Да, из двенадцати апостолов меньше всего известна жизнь и труды апостола Иуды. На самом деле этот апостол заслуживает нашего особого внимания хотя бы потому, что в Новом Завете среди апостольских посланий, наряду с посланиями апостола Павла, апостола Иоанна Богослова, апостола Петра, присутствует и Послание апостола Иуды.

– Да, из двенадцати апостолов меньше всего известна жизнь и труды апостола Иуды. На самом деле этот апостол заслуживает нашего особого внимания хотя бы потому, что в Новом Завете среди апостольских посланий, наряду с посланиями апостола Павла, апостола Иоанна Богослова, апостола Петра, присутствует и Послание апостола Иуды.

Кто же такой апостол Иуда? Из Евангелия мы знаем, что среди учеников Господа было два ученика с именем Иуда. Один Иуда Искариотский (по названию местности Искариот, откуда происходил Иуда), имя которого стало нарицательным для обозначения предателя, а второй Иуда Иаковлев, брат другого апостола, – апостола от семидесяти Иакова. Иакова же Церковь называет братом Божиим.

У праведного Иосифа Обручника, принявшего в дом свой Пресвятую Деву Марию, от Которой родился Господь наш Иисус Христос, уже были дети от первого брака – несколько сыновей, среди которых был и будущий апостол Иуда.

Евангелие говорит нам, что братья не сразу поверили в Божественную миссию Иисуса Христа, они сомневались в Его Божественном посланничестве. Трудно ведь понять, что Тот, с Кем ты вместе вырос, не обычный человек, а Посланец Небес. Но постепенно, видя чудеса Господа, слыша Его Евангельскую проповедь, они поверили в Божественное посланничество Господа. Первым в это поверил апостол Иаков, брат Господень.

Когда Дева Мария и праведный Иосиф вернулись из Египта, где они спасались от преследования царя Ирода, Иосиф, достигший уже преклонных лет, решил разделить свое имение между всеми своими детьми. Не хотел он обделить и Христа, но все братья были против этого, поскольку Иисус Христос был не родным их братом, а сводным, если можно так сказать.

И только апостол Иаков решил поделиться с Христом Спасителем и согласился, чтобы часть его наследства была поделена между ним и Христом. Поэтому из сыновей праведного Иосифа только одного именует Церковь братом Господним, и это как раз апостол Иаков.

Иуда позднее уверовал во Христа, признал Его Божественность, но до конца своей жизни считал себя недостойным называться братом Божиим и называл себя братом Иакова. Тем не менее это указывает на его близость к святому семейству.

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на апостолов Иуда, как и другие апостолы, сначала проповедовал в Иудее, в Самарии, потом большей частью он проповедовал на территории Аравийского полуострова и в Сирии, где создавал христианские общины.

Апостол Иуда дошел до пределов Великой Армении и там мученически скончался за Христа. Так же, как и Господь, он был приговорен к распятию, причем в него, пригвожденного ко кресту, еще стреляли стрелами, и он мученически предал свою жизнь Господу. Погребен он на месте своей кончины. Сейчас эта территория некогда Великой Армении – часть Ирана.

На месте, где скончался апостол Иуда, стоит древний армянский монастырь, в котором апостол Иуда пребывает своими мощами, но часть его мощей еще в древние времена была вывезена в Западную Европу, и одна их часть находится в Риме, а другая в Германии. Частицы мощей апостола Иуды присутствуют еще в разных монастырях и храмах.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Статистика – вещь упрямая. Если у нас столько разводов, распадается практически каждый второй брак, может быть, правильно будет регистрировать отношения в загсе и не спешить с Венчанием?»

– А что это, собственно говоря, меняет? Это ничего не меняет, но как бы снимает с людей ответственность, потому что они берут ответственность перед государством, но не берут ответственность перед Богом. Разве от этого что-то становится лучше? Я думаю, что это никак не повлияет ни на демографическую ситуацию в стране, ни на статистику разводов.

Мне думается, что дело здесь не в том, нужно ли венчать (брак сразу же должен быть венчанным), а в том, что в настоящее время люди стали менее ответственными, здесь нужно думать не о каких-то внешних процедурах, а об ответственности.

А что касается того, чтобы заключить брак государственный, но не спешить с Венчанием, то в церковном понимании люди будут жить в блуде. За этот страшный грех нечистоты Господь отвращается от таких людей, потому что в очах Божиих они являются мерзкими и вряд ли могут достигнуть счастья.

Когда люди вступают в брак, они обязательно должны освятить его в Церкви таинством Венчания. Но к браку нужно относиться с предельным вниманием. Нужно искать себе спутника или спутницу жизни не для удовлетворения своих похотей, а для того, чтобы с этим человеком можно было пройти плечом к плечу через всю жизнь, преодолевая все преграды и тернии. Нужно увидеть в этом человеке мать или отца своих детей.

«Владыка, а были ли присущи Вам в молодости хоть какие-то увлечения, кроме Церкви? Например, музыка. Или, может быть, Вы ходили на танцы?»

– Танцами я никогда не увлекался, а о моих увлечениях меня уже не один раз спрашивали в рамках нашей передачи. Я уже говорил, что с детства любил живопись. Правда, сам я никогда не рисовал, у меня нет таких способностей, но я любил и люблю посещать художественные музеи.

В детстве, школьником, когда мы с мамой приезжали в Москву, каждый раз я просил ее, чтобы мы сходили в Третьяковскую галерею. В Санкт-Петербурге я обязательно посещал и до сих пор посещаю Русский музей, и, хотя бывал там очень много раз, я готов посещать эти музеи снова и снова. Русская живопись, особенно XVIII, XIX, начала XX века, – это то, что мне особенно близко.

«Владыка, ведете ли Вы личный прием граждан? И если да, то как к Вам можно попасть?»

– Знаете, выражение «личный прием граждан» отдает чем-то светским и канцелярским. Личного приема граждан я не веду, но я архиерей, пастырь, духовный отец паствы, и, конечно, я общаюсь со своей паствой.

Другое дело, что вопросы к архиерею бывают разные. Некоторые вопросы уместно решать с приходским священником, с духовником, потому что приходской священник либо духовник, с которым человек регулярно общается, больше знает о нем и может дать куда более дельный совет, нежели архиерей.

Что же касается дел, которые относятся к компетенции архиерея, то обычно люди приходят к секретарю епархии и излагают ему суть вопроса. Мне докладывают об этом, и, если это действительно вопрос ко мне, я назначаю время встречи. Если же вопрос может или должен разрешить кто-то из священнослужителей, я рекомендую просителю обратиться в другую компетентную инстанцию.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Подлинным терпением, которому нас Господь учит, спасаются наши души

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В сегодняшних апостольских словах содержится величайшая мудрость, способная помочь каждому из нас в трудных жизненных обстоятельствах. От скорби проистекает терпение, от терпения – опытность, а через терпение является нам любовь Божия (см. Рим. 5:3) – вот какими словами учит нас апостол Павел, чтобы мы были способны преодолевать то, что сегодня называется стрессом.

 
Беседы с батюшкой

Игумен Фома (Василенко): Христос во мне, и я в Нем

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс