Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Принимать жизнь как служение, нести в мир мир и добро, быть нужным, полезным тем, кто рядом, проявлять любовь к ним словом и делом. В этом смысл земной жизни христианина, но постижение его – огромная духовная работа. Работа трудная, но благодарная, потому что верующий знает, ради чего и ради кого он живет.
Село Турминское Кайбицкого района – одно из самых западных сел Республики Татарстан. До Казани – 130 километров, а до соседней Чувашии – всего 4 км.
Матушка Надежда Ермолаева: – Село у нас очень красивое. Рядом течет река Кубня. С одной стороны – роща, с другой – лес. Самое главное, что вокруг этого села в трех направлениях находятся три родника.
Освящены живоносные источники в честь Иоанна Предтечи, во имя Иконы Божией Матери Владимирской и в память о Святителе Николае Чудотворце.
м. Надежда: – В этих родниках очень много людей исцелялось – наши деды, прадеды испытали это на себе. На сегодняшний день мы благодать Божию чувствуем. Если мы какой-нибудь родник не посвятим – нам неспокойно. Пьем, питаемся, варим – пользуемся только родниковой водой.
Со времен Ивана Грозного и по сей день здесь соседствуют представители разных конфессий. Православные разных национальностей объединяются в молитве в стенах храма во имя Святой Троицы.
Иерей Николай Ермолаев: – Когда совершаешь службу на одном языке – это хорошо. Если на родном языке – еще лучше. Получается, нужно служить и на кряшенском, и на церковнославянском, и на чувашском – у нас смешанный приход.
В Турминское отец Николай приехал 26 лет назад с молодой женой. Матушке Надежде едва исполнилось 20 лет.
м. Надежда: – Я родилась в Чувашской Республике, в деревне Старое Янашево Яльчикского района.
Из этой же чувашской деревни родом и ее муж. Правда, познакомились молодые люди, когда Николай отслужил в армии, вернулся на родину, устроился на работу. Надежда тогда училась в десятом классе. Ему было двадцать два, ей – пятнадцать.
Иерей Николай Ермолаев: – Внутри что-то подсказывает, что это твое.
м. Надежда: – Десятый класс, остался еще год. Он меня спрашивает: «Ты не хочешь петь в храме?» Почему-то всегда вспоминается этот момент. Я говорю: «Хочу петь в храме».
В роду Николая Ермолаева были священнослужители, и вырос он в семье верующей, воцерковленной. И Надежда, еще девочкой, знала дорогу в храм.
м. Надежда: – Я в семье самая младшая, поздний ребенок. Мама родила меня в 38 лет, поэтому старшие уже ушли, я была дома одна, надо было по дому помогать. Конечно, деревня – это и свиньи, и козы, и овцы. Надо было их кормить, печку топить. В это время не было газификации – топили печку. Почему-то с двух сторон (с маминой и папиной) обе бабушки вели меня в храм. Не старших, а почему-то меня. Уже в девятом, десятом, одиннадцатом классах сама начала ходить. Был построен новый храм недалеко от нашей деревни. Меня тянуло в храм.
Любовь нагрянула к обоим. Несмотря на разницу в возрасте и характерах, на неизбежные для всех сложности выстраивания отношений, молодые люди решили всю жизнь быть вместе.
м. Надежда: – В шестнадцать лет я окончила школу, исполнилось семнадцать – меня повели на Венчание.
Венчал их духовный отец Николая игумен Иларий – клирик Канашской епархии, настоятель храма в честь Иконы Божией Матери Смоленской в селе Гришино Янтиковского района Чувашии.
Иерей Николай Ермолаев: – В этом храме моя тетка пела на клиросе. Она приехала в деревню и всем рассказала, что мы венчались. С тех пор мы уже не расставались.
Но в ЗАГС они пошли спустя время – об этом попросила Надежда: надо было все-таки получить образование. Николай поехал вместе с ней в Чебоксары и оставался рядом, пока она оканчивала педколледж.
м. Надежда: – Поступила учиться, вышла замуж, родила, окончила педагогический колледж, и после мы сразу попали в Турминское.
Правда, туда сначала поехал один Николай по просьбе своего двоюродного брата, священника Владимира Ермолаева, клирика Чувашской епархии. Он начал реставрацию разрушенного временем Свято-Троицкого храма и попросил помочь. В один прекрасный день отец Владимир взял с собой брата и поехал к епископу Анастасию, в то время Правящему архиерею Казанской епархии, за благословением на настоятельство в Турминском Свято-Троицком храме.
Иерей Николай Ермолаев– Владыка Анастасий сказал: «Давайте его и оставим. Мы его отучим и сделаем священником». В этот момент у меня внутри что-то перевернулось.
м. Надежда: – Его оставляют в монастыре, он домой уже не возвращается, остается в монастыре на послушание.
Мы предполагаем, Бог располагает. По Божией воле отец Владимир вернулся в Чувашию, а в Свято-Троицкий храм поехал настоятелем новопоставленный священник Николай Ермолаев. Матушка Надежда до сих пор без волнения не может вспоминать тот момент.
м. Надежда: – Молодые, никого не знаешь, чужое место – это же такая ответственность, такой старинный храм доверяют нашей семье... Ты же должен его восстановить, создать вид и внешний, и внутренний, собрать приход, чтобы люди хотели ходить в этот храм.
Первая служба в храме была на Крещение Господне в 1997 году. Шестьдесят лет до этого дня дом Божий был закрыт. Советское время оставило свой след в его судьбе. Помогла провести богослужение неопытному отцу Николаю и матушке Надежде крестная мать батюшки.
м. Надежда: – Монахиня в миру Руфина. Она никогда не показывала, что она монахиня, молилась в своей келье, на дому, принимала постриг на дому. Благодаря ей мы научились и службе, и выдержке, и смирению.
Под ее началом молодая матушка выучила и устав христианского богослужения, и последовательность Божественной литургии. Приход начал расти, верующим хотелось приходить в храм. Росла и семья Ермолаевых. У отца Николая и матушки Надежды три сына и дочь.
м. Надежда: – Музыкальную школу я не окончила. Поняла, что это необходимо, не важно, где ты работаешь, живешь, чем дышишь, а музыкальное образование всегда нужно, поэтому все дети у нас прошли азы музыкальной школы. То, чего не хватало нам, мы стараемся дать детям.
Причем не только своим родным. Приветливые, всегда в радости, с улыбкой, отец Николай и матушка Надежда буквально притягивали к себе прихожан разных поколений.
м. Надежда: – Мы стали приглашать детей. У нас было по шестьдесят-семьдесят детей. Что такое воскресная школа, в то время не знали, не понимали, что есть такая школа.
Пригодилось матушке Надежде педагогическое образование. Но на этом она не остановилась. После рождения четвертого ребенка она поступила заочно в педуниверситет и окончила его с красным дипломом.
Иерей Николай Ермолаев: – Два-три года, как я стал священником, пришлось поступить заочно в семинарию в Сергиев Посад. Там вместе с моим братом (он тогда в Чебоксарах служил священником) окончили семинарию.
Священническая семья брала под крыло каждого, кто переступал церковную ограду. В храме люди находили любовь и заботу, духовную и материальную помощь. Но матушка видела, что далеко не все, кто нуждается в разного рода поддержке, приходят за ней в Церковь, и задалась вопросом: где же можно собрать таких людей вне храма?
м. Надежда: – Появилась мысль: надо создать социально ориентированный Центр и помочь нуждающимся целевым группам: многодетным, в трудной жизненной ситуации, приемным семьям.
Местная администрация выделила для благого дела помещение, и работа в Центре поддержки семейных ценностей «Вера, Надежда, Любовь» закипела. Встречи за круглым столом, разговоры по душам, оказание помощи неполным семьям, организация праздников для семей с особенными детьми, многое другое. Начинали с этого, но вскоре поняли – надо расти.
м. Надежда: – За девять лет мы уже выиграли шестой грант. Все гранты были республиканские.
Победы в грантовых конкурсах стали и стимулом в работе, и поддержкой в разноплановой деятельности Центра. К примеру, на средства первого гранта сшили для вокальной группы сценические костюмы: национальные кряшенские, чувашские и русские.
м. Надежда: – Мы выступали неоднократно не только у себя в районе, но и в республике – это кряшенские, чувашские и русские национальные песни. На сегодняшний день мы работаем над проектом «Семья – территория добра и любви». «Шаг в будущее» написали – ждем победу.
Все проекты Центра направлены на укрепление семьи, ее ценностей, поддержку материнства, отцовства, детства. Ради этого продолжают проводить круглые столы, семинары, праздники, выставки, акции. Ради этого приглашают специалистов для семейных консультаций, а также организовывают новые мероприятия. Так, третий год подряд проводят волейбольный турнир. Первый был внутри благочиния, между командами мусульманской и православной молодежи.
м. Надежда: – Второй год соревнования между епархиями – Казанской и Чистопольской. В этом году уже между митрополиями. Чуть выше поднимаемся уровнем – Чувашская митрополия и Казанская митрополия. Мы в этом году возьмем статус – ежегодный православный молодежный волейбольный турнир, если благословит Владыка Кирилл.
По оценке Общественной палаты, Центр «Вера, Надежда, Любовь» отмечен в числе лучших практик некоммерческих организаций Республики Татарстан. Кроме этого, матушка ведет предпринимательскую и депутатскую деятельность в своем поселении, возглавляет Молодежный отдел Кайбицкого благочиния и хор Свято-Троицкого храма.
Иерей Николай Ермолаев: – Для меня – это правая рука. Без нее я как без второй половинки – никто. Она не только службу ведет, но и по храму вся документация – на ней.
Матушка Надежда говорит, что они вместе с мужем двадцать четыре часа в сутки тридцать лет. Вместе в храме, вместе по хозяйству, вместе в лес по грибы, ягоды.
м. Надежда: – Мы живем по моему девизу, который я сама себе создала: «Это не жизнь, а сказка». Живу и думаю: жизнь не только сказка, но сказка со всеми красками – она у меня получалась. Потом говорила: «Все хорошо, когда все хорошо кончается». Потом живу, живу, опять себе придумываю: «Хорошо, когда все хорошо кончается и еще лучше начинается». Я дожила на сегодняшний день до того, что жизнь – не только хороша, но отлична и прекрасна. Эти фразы выражают очень много моих эмоций и чувств, иногда слез.
Впрочем, они всегда жили в радости и благодарности Богу. Поначалу в Турминском им выделили для жилья закуток в Доме культуры. Но для молодой семьи и эти условия оказались прекрасными, ведь Господь даже в самые трудные минуты был рядом.
м. Надежда: – Мы сразу начали слышать ангельское пение. Это не объяснить человеческими словами. Мы к храму подходили, около двери стояли, а там поют, заходишь – тишина. Не только я слышала, многие прихожане слышали, старший сын тоже говорил. Первые годы, видимо, нас это спасло.
Иерей Николай Ермолаев: – Молитва – это общение с Богом, когда ты общаешься с Ним от души. Чтобы молитва выходила, лучше отрывок прочитать, чем страницу, но от души, тогда Господь услышит.
Два старших сына отца Николая и матушки Надежды – Вадим и Михаил – получили высшее образование и успешно трудятся в крупных компаниях в Казани. Дочь Ангелина – студентка, будущий химик. Младший Роман учится в Казанской духовной семинарии. Все четверо – гордость родителей, их продолжение на земле.
м. Надежда: – Я не плачу – это меня трогает. Почему трогает? Потому, что я на сегодняшний день жива, счастлива, здорова. Моя семья, мой супруг, мои дети получили образование, живые и здоровые. Наш приход, слава Богу, живет, работает, дышит. Церковь восстанавливается, приход увеличивается. Мы должны выполнить на земле свою миссию, что нам выделено Господом Богом Иисусом Христом. Если хотя бы один спасется – это зачтется наверху.
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.