Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1206) → Епископ Ейский и Тимашевский Павел: И для нас открыто Царствие Небесное

Епископ Ейский и Тимашевский Павел: И для нас открыто Царствие Небесное

№21 (1206) / 1 июня ‘23

Архипастырь

Первый вопрос: «Мы постоянно слышим о том, что необходимо для спасения нести свой крест, но ведь крест – это орудие страданий и смерти Спасителя, почему же Православная Церковь призывает как можно больше страдать, чтобы спастись?»

– Крест, с момента Распятия на нем Господа нашего Иисуса Христа, является орудием любви. Господь Себя Сам принес в жертву на Кресте для спасения всех людей. Крест понимается еще как совокупность всех трудностей, скорбей, болезней, которые необходимо человеку пронести через свою жизнь, чтобы очиститься от всего того, что противно Богу, от всего того, что не может существовать в вечности с Богом, поэтому для нас это путь очищения.

Всем известно, что есть разные медицинские учреждения, и когда люди туда приходят, то большая часть процедур там не очень приятна, эти процедуры связаны с приемом горьких лекарств, с уколами, с операциями, с восстановлением. Это больно. Но в то же время все идут в больницу, чтобы получить здоровье, чтобы болезнь отступила, организм восстановился, исцелились травмы. Люди сознательно идут туда, чтобы исцелиться. Так и христиане знают, что стоило Богу наше спасение. И они тоже соглашаются нести свой крест.

Несение креста – это проявление нашей веры, проявление нашей любви, стремление что-то претерпеть для того, чтобы очиститься душой, чтобы очиститься от всего, что не может жить в Царствии Небесном, и приобрести все то, что необходимо для вечной жизни с Богом. Поэтому крест христиане воспринимают радостно.

Был такой случай в древности. Один епископ заметил, что женщина плачет перед иконой, воздыхает, изливает свои мольбы. Он подождал, пока она закончит свою молитву, подошел и спросил: «Чадо, какие такие скорби у тебя, что ты так сильно страдаешь? Чем я могу помочь?» Она ответила: «Владыка, уже большое количество времени ни я, ни мои дети не имеем никаких скорбей и никаких болезней. Оставил нас Бог!» И здесь видно, насколько умонастроение христиан прошлых лет отличалось от настроений современных христиан. И нам надо стремиться к тому, чтобы воспринять такое умонастроение, стремиться быть чистыми, и, если необходимо, понести какие-то скорби, страдания, неприятности и научиться молиться за своих врагов, то есть подражать в этом нашему Спасителю. Это для нас дорого, и это должно быть радостно.

21 мая Церковь чтит память апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В кондаке святому он назван другом Христовым. Что же означает быть другом Христовым и почему именно Иоанн Богослов был удостоен этой чести?

– Так же говорится и про Лазаря Четверодневного, он тоже был другом Христовым. Да, это особое наименование. Многих святых можно было бы так назвать, в Евангелии говорится о нескольких таких. Иоанн Богослов отличался от всех своей девственной чистотой, своим послушанием, и потому с самого начала своего шествия за Христом он проникал в особые тайны. Когда все апостолы разбежались после взятия Христа под стражу, Иоанн Богослов не оставил Христа, он увидел, что происходят не просто какие-то сиюминутные события, когда пленили Христа. Он видел, для чего это нужно, ему было особое прозрение. И за его чистоту, за его любовь к Богу он назван другом Христовым, за особое дерзновение пред Богом, потому что даже апостол Петр не дерзал Господа спросить о том, кто предатель. Он попросил об этом Иоанна Богослова, и тот уже спросил у Господа, кто Его предаст.

Вопрос телезрителя: «Насколько мне известно, в Православной Церкви только три святых почитаются как Богословы: апостол Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов. Почему именно они названы Богословами, что означает этот титул?»

– Да, это так, причем интересно, что они относятся к разным ликам святых: это апостол, святитель и преподобный. И к разным эпохам: апостол Иоанн Богослов – современник Христа, святитель Григорий Богослов – житель IV века, Симеон Новый Богослов – житель XI века. Но только они втроем носят такой титул – Богослов. Связано это с тем, что им особенно были открыты Божественные тайны. Сначала Иоанн Богослов говорил в своем Евангелии о Божественности Сына Божия, потом он написал Откровение, когда особые тайны были ему открыты. Он утверждал веру христианскую, Православную, Евангельскую против первых еретиков, гностиков, и утверждал ее тем, что созерцал, видел и передавал это людям.

Святитель Григорий Богослов был очень уединенным, созерцательным человеком, молился, ему были открыты многие тайны, и он в своих гимнах описывал жизнь Святой Троицы. А чтобы сподобиться такого тайноведения, нужно быть очень чистым человеком. И через свои стихи, поэмы, трактаты, особо известны «Пять слов о богословии», он утверждал Православную веру против еретика Ария и его последователей. На основе писаний Григория Богослова составлены многие гимны, песнопения, церковные каноны, которые, в частности, есть в «Октоихе».

Преподобный Симеон Новый Богослов жил в то время, когда многие сомневались в возможности достижения святости. А он стремился к этому и говорил, что раньше были святые, значит и теперь возможно стать святым. И он нашел себе духовного отца, который уже был святым человеком. Он с болью молился о современниках, потому что многие из них удовлетворялись внешними сторонами жизни христианства, но не искали глубины, не искали святости. Он с юности так пылко молился, и ему тоже Господь открывал многие тайны. В частности, о пути восхождения человека к Богу, о путях очищения души, о стяжании добродетелей, о стяжании благодати Святого Духа. И многие потом на его труды ссылались.

То есть Богослов – это человек, который получает откровение от Бога и оказывает величайшее влияние на своих последователей, на целые эпохи.

Но получается, что чем дальше от тех событий мы отдаляемся, тем меньше у нас надежд и возможностей, что кто-то еще этот титул приобретет?

– Это дается как дар от Бога не только конкретному человеку, а всему христианству. Если будет такая необходимость, то Господь явит миру еще людей такого духовного уровня, чтобы поддержать учение о Православной вере и учение о восхождении человека к Богу.

25 мая Церковь празднует Вознесение Господне. Что это событие означает для нас, христиан?

– Вспомним это событие, оно было в Евангелии. В течение 40 дней после Своего Воскресения Господь являлся Своим ученикам и беседовал с ними, как мы сейчас с вами беседуем. Только Он уже имел особое тело, проходил через закрытые двери, хотя на этом теле еще оставались раны от распятия. И Господь поучал Своих учеников, как они должны идти по всей земле и проповедовать Царствие Небесное, проповедовать Евангелие. И сказано, что они взошли на гору, и Господь на виду у всех Своих учеников стал возноситься на Небо. Они долго смотрели на небо, пока Господь не скрылся в облаках. И потом явились два ангела и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, Вознесшийся от вас на Небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на Небо.

Когда Господь совершил дело нашего спасения на Кресте, умер и потом Воскрес из мертвых, видел смерть, открыл райские врата, Он был в ипостаси Сына Божия и вместе с тем воспринял всю природу человеческую, дух, душу, тело человеческое. И Он вознес человеческую природу к Богу Отцу, воссел одесную Бога Отца. Это означает, что наша человеческая природа теперь одесную Бога Отца, значит и мы тоже можем возноситься к Богу и быть рядом с Богом в вечности, для нас теперь открыто Царство Небесное.

В Церкви много говорится о послушании, об отсечении своей воли, о следовании церковным уставам. А для разума человека, для его творчества остается ли место?

– Высшим творчеством в человечестве что признается? Наверное, это классическая музыка, это композиторы, которые пишут свои произведения для симфонических оркестров. Это художники, скульпторы, мастера словесности, поэты, писатели. Это основные направления искусства. С чем эти люди работают? Кто-то работает с нотами и музыкальными инструментами, кто-то – с красками, кистями и холстами, кто-то – с камнем. А с чем работает подвижник? Монах, решивший посвятить всего себя Богу? Он работает со своей душой. То есть предмет его творчества тварный, но не рукотворный – это душа, предмет вечный. И нам наша земная жизнь, кому 70, кому 80 лет, дана для того, что за это время душу очистить от всего лишнего, как скульптор отсекает лишнее от камня, и украсить добродетелями, как разукрашивают художники. И чтобы была своя гармония в душе, своя мелодия вечной жизни, созвучная с жизнью Бога, симфония с Божественной жизнью.

Подвижничество в православной жизни – это самое высшее творчество на земле, наука из наук и искусство из искусств. Мы называем мужественными воинов, выступающих против сильного врага. Либо это коллективное сражение, либо кто-то один на один вышел на противника – и победил, и он герой. А с кем воюет подвижник? Он воюет с дьяволом, а дьявол – существо сильное, хитрое, лукавое, не ест и не спит, а только думает, как погубить человека. И подвижник выходит с ним на борьбу. Если почитать жизнеописание Иосифа Исихаста, когда на него напали бесы, он одного из них схватил и начал им разгонять других. Или вспомнить Сергия Радонежского, Серафима Саровского, на которых нападали бесы, но они бесстрашно с Божией помощью их побеждали.

И мы видим, что настоящий православный христианин, подвижник – он самый лучший в искусстве и в науке, и он мужественный. Поэтому для людей творческих тут такой большой простор, так много лишнего нужно в себе убрать и приобрести так много хорошего, что хватит для реализации всех талантов – душевных, интеллектуальных, духовных. Работа найдется и для тела тоже, потому что подвижнику и телом нужно трудиться. Так что самые творческие люди – это люди духовные.

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Кирилл посетил Татарстанскую митрополию

В поездке Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Антоний; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда; заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков); личный секретарь Его Святейшества архимандрит Алексий (Туриков); руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко.

 
Беседы с батюшкой

Архимандрит Иосиф (Еременко): Учиться надо всю жизнь

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс