Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1205) → Директор музея Святителя Луки в Переславле Е.И. Каликинская: Пастырь. Ученый. Святой

Директор музея Святителя Луки в Переславле Е.И. Каликинская: Пастырь. Ученый. Святой

№20 (1205) / 22 мая ‘23

Дивен Бог во святых Своих

Жизнь святителя Луки, архиепископа Крымского, великого хирурга, ссыльного, лауреата Сталинской премии настолько богата событиями, что исследователи постоянно находят новые данные.

В своей новой книге Екатерина Каликинская анализирует открытия последних 10 лет и наиболее интересные сведения из предыдущих исследований, в том числе и собственных. И вот тут интересен вопрос: как же на дорогах земных Екатерина Каликинская повстречала святителя Луку?

Екатерина Игоревна Каликинская, писатель, биограф святителя Луки (Войно-Ясенецкого), директор музея Святителя Луки в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского: – Я уже 12 лет работаю над биографией святителя Луки, и много слышала от разных людей историй о том, как они к нему пришли. Обычно история такая: «У меня что-то болело, я попросил – и святитель Лука помог». Я такой истории вам не расскажу, потому что, задумавшись, когда же я узнала о святителе Луке и что меня к нему привело, поняла, что в сущности меня к нему привела наука, – я по образованию биолог, закончила биологический факультет МГУ, а в моей семье в четвертом поколении прослеживаются врачи. Мой прадедушка, Иван Иванович Каликинский, заканчивал медицинский факультет Дерптского университета, так же, как Николай Иванович Пирогов и другие известные наши медики. И хотя я выбрала своей специальностью биологию, медицина всегда меня очень интересовала, и мне казалось, что самое интересное в жизни – это то, что происходит с человеком, как он устроен, для чего.

Мои родители – люди науки, они физики-математики, и у нас в семье был культ науки, поэтому я и поступила на биофак, хотя всю жизнь мечтала писать книги.

Мне кажется, что верующей я была всегда, с детства, благодаря моей бабушке, все «медицинские» мои родственники погибли, кто во время войны, кто во время эпидемий. Иван Иванович погиб во время эпидемии тифа, в 1920-е годы, и я общалась с моей крестьянской бабушкой, которая была глубоко верующим человеком всю жизнь. Так что я знала, что есть душа, есть Бог, но много думала о том, как это все сопрягается с наукой, ведь вокруг велись разговоры о том, что совершенно невозможно быть человеком науки, быть интеллектуалом и при этом быть верующим. А я видела другое – глубоко изучая биологию, анатомию, поняла удивительные совершенства, которые просто невозможно приписать человеку.

И когда я уже стала приходить к вере, то именно в эти годы встретилась с информацией о святителе Луке, тогда еще не прославленном святом, а только великом человеке XX века, а я считаю, что это самый великий человек XX века. И он – выдающийся ученый, врач необыкновенных способностей и одновременно глубоко верующий. Для меня это было благой вестью, что мы на правильном пути. Если такой человек оказался верующим, оказался святым, значит мы идем туда, куда нужно.

Интерес к наследию новомученика и исповедника, святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в России и во всем мире огромен. Еще 30 лет назад его имя находилось под запретом и было известно узкому кругу посвященных. Сведения о нем передавались пониженным голосом очевидцами, испытавшими на себе его благодатное влияние. Только после его канонизации в 1995 году Русской Православной Церковью, началось его настоящее прославление. Сегодня имя святителя Луки носят университеты и сообщества врачей, научные конференции и фонды, храмы и приделы церквей.

Е.И. Каликинская: – Поскольку я всегда тяготела к медицине, то после некоторого периода работы в науке меня пригласили в журнал «Наука и жизнь» заведующей медицинским и биологическим отделом, и это мне понравилось гораздо больше, чем сидеть в лаборатории, даже за электронным микроскопом, хотя это очень интересно.

Потом работала в медицинских издательствах, в различных медицинских журналах, и уже будучи в издательском деле и часто бывая на выставках медицинской литературы, я обратила внимание на то, что очень не хватает книг о наших великих, выдающихся врачах. Я ограничила свой поиск хирургами, просто мне были ближе хирурги, врачи скорой помощи, по характеру мы очень быстро с ними находили общий язык. И я подумала, что нужна такая книга, которая бы рассказывала не о том, какие они сделали открытия в науке, как они участвовали в делах государства, что они писали, какие у них были ученики, а о том, что большинство из них были глубоко верующими людьми. Это очень важная составляющая их жизни. И я поставила себе задачу написать такую книгу, выбрала просто по зову сердца шесть личностей и стала работать.

Книга «Образы великих хирургов» – это собрание литературно-исторических очерков о выдающихся российских хирургах XIX – середины XX веков: Мухине, Пирогове, Склифосовском, Филатове, Юдине, Войно-Ясенецком. В книге делается акцент не только на научные достижения, но и на профессиональную этику великих хирургов, их нравственный облик и вклад в российскую культуру, образование и общественную жизнь.

Е.И. Каликинская: – Я поняла, что существовала в русской медицине такая глубинная традиция духовности, которая началась еще, если мы заглянем в глубь веков, с преподобного Агапита, с монахов Киево-Печерской лавры. А они, в свою очередь, брали пример с безмездных врачей, с целителя Пантелеимона, с Космы и Дамиана. И эту духовность продолжало большинство выдающихся врачей и хирургов, которые были друзьями, учителями святителя Луки. В основе такой традиции стоял Николай Иванович Пирогов. Он принцип безмездного врачевания, и до него бывший очень популярным, поставил в своей работе во главу угла. И кроме того, это просто гений, Пирогов в медицине – Ломоносов в науке. Его учитель – Ефрем Осипович Мухин – создал Первую градскую больницу и сделал ее именно больницей для всех. Его ученик – Николай Васильевич Склифосовский, его друзья – Владимир Петрович Филатов и Сергей Сергеевич Юдин. И на вершину этой лестницы я бы поставила фигуру святителя Луки, но сама я не решилась написать о таком человеке. Кто я такая – писать о святом? Подготовила все остальные главы и попросила в издательстве Московской Патриархии, с которым тогда сотрудничала, порекомендовать мне человека, который напишет главу о святителе Луке.

Я назвала эту книгу «Образы великих хирургов» не случайно, потому что мы понимаем, что такое образ. Образ – это икона. И недавно скончавшийся Александр Викторович Недоступ, председатель Московского общества православных врачей, когда я ему подарила эту книгу, сказал, что на обложке здесь один святой, но по сути они все святые, потому что это были безмездные врачи, это были люди, которые жизни своей не щадили ради своих пациентов.

Книга вышла и стала очень успешной. У многих московских специалистов эта книга появилась на рабочем столе.

Е.И. Каликинская: – Моя судьба повернулась очень круто после того, как книга была издана. Я стала ездить на различные хирургические съезды, представлять книгу, делать презентации. Так я попала в Одессу, в институт Филатова, где когда-то работал младший сын святителя Луки – Валентин Валентинович Войно-Ясенецкий, потом его дочь, то есть внучка святителя Луки – Ольга Валентиновна, и правнучка святителя – Татьяна Валентиновна. Я не застала Татьяну, оставила ей книгу, после чего она, прочитав ее, позвонила мне и сказала: «Я прошу вас лично заняться биографией дедушки». Так я и стала биографом святителя Луки, потому что не могла и не хотела отказать Татьяне Валентиновне. Она дала мне все адреса, позволила переснять документы, многие фотографии – и началась серьезная работа, которая вылилась в несколько книг.

Я написала книгу о детях и внуках святителя Луки, поскольку благодаря Татьяне Валентиновне я попала к тем людям, которые знали святителя Луку живым, знали его дедушкой, знали какую кашу он любил, какие цветы он предпочитал, как был устроен его день. И эти люди всю жизнь молчали в виду своей скромности и непритязательности. Мне удалось записать их воспоминания, эта книга вышла, она называется «Детство со святителем Лукой».

В этой книге Екатерина Каликинская поставила себе задачу рассказать детям о святителе Луке. Не только о его жизненном пути, но и о тех испытаниях, что проходила страна и верующие люди в годы жизни святителя. Для подрастающего поколения не всегда сказанное прямо, в виде наставления или указания, служит поводом к размышлению, поэтому кажется особенно удачным прием, который выбрала Екатерина Игоревна для своего повествования. Святитель Лука в повести – не обычный герой книги, он появляется лишь как образ в ключевых эпизодах книги, однако его появление заставляет измениться, повернуться к Богу окружающих его людей.

Е.И. Каликинская: – Я очень пристально занялась переславским периодом жизни святителя, поскольку к тому времени часто ездила в Переславль-Залесский, а этот период был совершенно не изучен. Вышло уже второе издание книги «Народный врач, ученый, подвижник. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в Переславле-Залесском». В Переславле-Залесском святитель Лука еще не был священником, он был главным хирургом земской больницы, и период этот чрезвычайно важный, потому что, во-первых, это средоточие его деятельности как земского врача. Он там сделал очень много – защитил докторскую диссертацию, стал знаменитым не только в России, но и в мире, благодаря своим открытиям. Он задумал там «Очерки гнойной хирургии» и получил указание свыше, как он сам писал, о том, что эта книга, когда выйдет, станет книгой епископа. Так и случилось впоследствии. Это последние годы его счастливой семейной жизни с четырьмя детьми, и младший сын Валентин тоже родился в Переславле-Залесском.

Каждое свидетельство жизни этого величайшего святого XX века драгоценно для нас. В своей новой книге Екатерина Каликинская обобщила сведения, полученные от историков, хирургов, биографов святого, воспоминания его родственников, в том числе еще не опубликованные, рассказы наших современников о его чудесной помощи в болезнях.

Е.И. Каликинская: – Поскольку я активно работала над этой темой, то у меня образовались связи с обществом историков медицины Москвы, обществом православных врачей Санкт-Петербурга, и вообще со многими исследователями, которые занимаются биографией святителя Луки. Я узнавала малоизвестные факты, потому что часто статьи о нем печатались в малотиражных, в малодоступных изданиях. И я решила объединить свои данные, малоизвестные данные многих других исследователей, что-то взять из исследований более ранних, когда Марк Поповский, первый биограф святителя Луки, записал наиболее яркие, наиболее интересные и привлекательные воспоминания людей, общавшихся с ним лично.

Все знают святителя прежде всего как врача и хирурга, хотя он был и великим проповедником и истинным воином Христовым. Господь наделил его всеми возможными для человека дарами: физической красотой и мощью, удивительным голосом, виртуозным мастерством и глубоким интеллектом, любящим сердцем и возвышенной душой. Он великолепно рисовал в молодости, достиг больших высот в науке, умел прекрасно излагать свои мысли и убеждать собеседников. И всю свою жизнь, все таланты Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий принес в дар Господу, приняв в 1921 году священный сан, затем став епископом и пройдя по крестному пути страданий, пыток и унижений.

Е.И. Каликинская: – Он был поразительным человеком. Когда я училась на биофаке, то на кафедре антропологии нам рассказывали такую теорию, что у людей существует три базовых психотипа: художник, мыслитель и борец. Чаще всего люди сочетают два психотипа в себе, кто-то – ярко выраженный один тип, и очень редко – все три типа вместе. Святитель Лука как раз есть соединение в ярком, очень сильном выражении всех трех психотипов. Он безусловно мыслитель, он художник, поскольку его приход к медицине был через живопись, через познание красоты устройства человека и окружающего мира. И он, конечно, борец. И эти три яркие функции выражены в нем равномерно и очень сильно. Я думала, кто еще в истории был бы подобен ему, но не нахожу аналогов. Он уникален. Даже Леонардо да Винчи был художником, мыслителем, но никак не борцом.

Валентин Войно-Ясенецкий еще совсем молодым человеком, искавшим свой путь в жизни, выбрал медицину как лучший способ быть полезным народу. В юности он собирался стать художником и учился живописи в известной художественной школе в Киеве, а затем в Мюнхене. Уже тогда он любил делать зарисовки богомольцев Киево-Печерской лавры, и сам писал о том, что склонялся пойти по пути Нестерова и Васнецова, глубоко православных художников, знаменитых не только своими картинами, но и росписью храмов. Однако после периода сомнений и метаний, Валентин решил, что занятия живописью – не самый прямой путь к духовному совершенству, и поступил на медицинский факультет Киевского университета.

В своей автобиографии он писал, что сделал выбор с исключительной целью помогать бедным людям, быть полезным крестьянам, так плохо обеспеченным медицинской помощью.

Е.И. Каликинская: – Сейчас очень много мифов про него, очень много историй про то, какой он добрый, как он всем помогает и помогал, всех жалел, всех понимал. Это правда, но у него это сочеталось с хирургической точностью, прямотой и где-то жесткостью. Когда я спрашивала его внуков, которые с ним прожили 16 лет в Симферополе, бок о бок, в одной квартире на Госпитальной улице, то они говорили, что дедушка был человеком долга, человеком слова, человеком дела. Никакого отдыха, никаких праздников, а ведь он принял Крымскую епархию в 70 лет. Никаких послаблений себе. «Невозможно даже представить, – сказала мне его внучатая племянница, которую он считал своей внучкой, Майя Дмитриевна Прозоровская, – чтобы дедушка пришел с кем-то попить чаю, поговорить о делах. Нет, он всегда был сосредоточен в себе. Он всегда, всю жизнь был таким».

Если мы посмотрим на его автопортрет 1900 года, где ему 19 лет, мы увидим человека, глубоко сосредоточенного в себе, идущего всегда своим путем. У него в сущности не было учителей ни в медицине, ни в жизни. Он с самим Господом разговаривал, это был человек совершенно уникальный.

Еще в университете Валентин Войно-Ясенецкий занялся лечением слепых, в то время великим бедствием была для русской деревни трахома. В конце XIX века, по данным статистики, слепых сельских жителей было вдвое больше, чем городских. Валентин Феликсович начал посещать глазную клинику в Киеве. Больных, которым не хватило места в клинике, он приводил домой, и его сестра, Виктория Феликсовна, вспоминала, что квартира превратилась на какое-то время в лазарет. Больные лежали в комнатах, как в палатах. Впоследствии Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий специализировался на лечении офтальмологических заболеваний, многие люди буквально прозрели, благодаря ему, и это направление врачебной деятельности, наряду с другими, прославило потом его имя.

Когда Екатерина Игоревна работала над книгой, для себя она тоже сделала множество потрясающих открытий о личности святителя Луки.

Е.И. Каликинская: – Меня всегда поражает в святителе Луке его непостижимость и бесконечность открытий. Это просто человек-вселенная. И когда мне рассказывают что-то такое о святителе Луке, что красиво ложится в концепцию современного Санта-Клауса, я понимаю, что это не то. А главный редактор радио «Радонеж» Николай Бульчук рассказал мне, что встретился с человеком, который был на заседании Священного Синода и слышал, как святитель Лука подошел к Патриарху и сказал: «Мне стало известно, что этот человек (не будем говорить его имя) – стукач». Дальше последовал его вывод, что нужно изгнать этого человека из их рядов. Вот в этом – святитель Лука, это его почерк, его стиль. Он никогда не шел на компромиссы, на полумеры. Это тактика хирурга.

Нужно сказать, что даже когда ты перечитываешь что-то известное, то все равно что-то по-новому открывается. И что меня действительно поразило – это протоколы допросов святителя, когда-то опубликованные Владимиром Александровичем Лисичкиным, и воспоминания святителя Луки о его ссылках, о тюрьмах. Там есть такой эпизод, когда он говорил, что в результате длительных истязаний и допросов он решил перерезать себе вену заточенной ложкой. Меня этот эпизод очень смущал, и я старалась никогда особенно к нему не обращаться. Но когда я внимательно прочитала этот протокол, этот документ, то я увидела, в чем была его логика. Логика была, конечно, не в том, чтобы оборвать свою жизнь. Он пишет, что у него началось бы кровотечение, и его бы немедленно доставили в городскую больницу, где работали его ученики, и ситуация с его арестом стала бы известна всем. Он ни минуты не сомневался, что его спасут. Но к счастью, как он и сам говорил, ему не удалось этого сделать. Он ни минуты не сомневался в том, что истекающего кровью человека должны спасти даже чекисты. В том, что его ученики откликнутся, в силу медицины, в силу науки, в силу человеческого разума и доброй воли – он ни минуты не сомневался, даже в тех условиях. Это поразительно. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Literaturnyy-kvartal-Svyatitel-Luka-Chast-1;
https://tv-soyuz.ru/Literaturnyy-kvartal-Svyatitel-Luka-Chast-2

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс