Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1204) → Протоиерей Андрей Канев: Страсть печали. «Покаяние растворено с надеждой»

Протоиерей Андрей Канев: Страсть печали. «Покаяние растворено с надеждой»

№19 (1204) / 15 мая ‘23

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (2019 г.) – №45–46 (2021 г.), №2–7, 26–32, 34–36, 42–45 (2022 г.)

Сегодня 94-я встреча в рамках большого цикла и пятая, в которой мы продолжаем разбирать страсть печали. Наши передачи построены по особому плану, изучение начинается с оглашения, с основ веры. Об этом первый блок, его можно посмотреть в архиве телеканала «Союз». Начинать нужно обязательно с него.

Очень часто в художественной литературе, в фильмах печаль показана как что-то романтическое. А на самом деле это очень серьезная страсть. Цикл передач про печаль называется «Страсть богоборца». Почему? Звучит грубо. Мы вроде не богоборцы. А если глубоко копнуть, окажется, что в печаль впадает тот, кто недоволен Промыслом Божиим. Бывает добродетель печали, не похожая на состояние мальчика Пьеро, а, наоборот, это такое деятельное состояние человека, который понимает, что потерял Бога и ищет Его. Он собран и действует – ищет Бога, а не сел, расквасился и стал похож на растекшуюся по полу манную кашу.

Страсть печали – это состояние человека, который борется с Богом, не в глобальном смысле, а в бытовом. Он недоволен тем, что Бог дает ему повседневно или в каких-то крупных событиях.

Мы проходили проявления смертных и тяжких грехов. Сегодня будем изучать проявление грехов условно-простительных. Все страсти начинаются с маленьких проявлений, которые легко лечатся. Как, допустим, весной легче выдернуть в огороде сорняк. Осенью, когда он уже вырос, дал корни, разбросал вокруг семена, с ним труднее бороться. С маленьким легче. Условно-простительные грехи – это те проявления, с которых начинается более тяжелое состояние страсти.

Мы не можем безропотно переносить скорби. Постоянно нужно повторять, зачем нам нужны скорби. Это неприятное, горькое, но очень важное средство для нашего духовного роста, развития, укрепления, спасения, христианского пути. Нам никто не обещал, что путь до рая будет легким, как прогулка по весеннему, цветущему лугу или быстрый подъем на лифте. Вовсе нет. Библия сразу говорит, что это будет тернистый путь горной тропой, – она заросла колючками, неудобная, по ней нужно карабкаться, падать, ушибаться, вставать и дальше биться за свою душу. Скорби были, есть и будут.

Только мы забываем, что они появляются не потому, что наши близкие нас не любят, или сосед напакостил, или сослуживцы хотят сделать что-то неприятное. Мы должны понимать, что скорби дает Бог. Он попускает их. И если наша первая реакция: «А почему мне это? А за что?», то в этом случае не проявляются наша христианская вера и опыт. Это обычная человеческая страстная реакция – мы начинаем роптать. Скорби даются нам Богом, а не нашими близкими. Они только орудия этого процесса.

Страсть печали очень непростая. Нужно учиться не реагировать на неприятности ропотом, что все пропало. Ничего не пропало. Бог с нами. Он хочет, чтобы мы чему-то научились. Это очень важная составляющая.

Как священник могу сказать, что люди на Исповеди редко каются в печали. Не потому, что нет таких проявлений, а потому, что это надо в себе заметить, быть к себе очень внимательным. Появилась ли у тебя печаль при наличии скорби? Не обязательно, чтобы полдома рухнуло. А, допустим, ты торопился к трамваю, а он ушел на твоих глазах. Или ты ехал на работу на автомобиле, попал в пробку и опоздал. Вроде скорбь-то никакая, подожди другого трамвая, извинись перед начальством. Всякое бывает, мы живем в реальном мире. Но начинается ропот, ведь мы запланировали одно, а Господь попустил какую-то неприятность, пусть и небольшую. Этот ропот вызывает раздражение. Мы ходим и ворчим. Все у нас виноваты в том, что наши планы не реализовались. А если говорить с духовной точки зрения, то у Бога на нас другой план, который мы не приняли.

Ропот на погоду. Мы такие нежные существа. Когда жарко, говорим: «Фу, жарко, скорее бы зима». Наступает зима, мы говорим: «Фу, зима, скорее бы весна». Наступила весна: «О, столько грязи, скорей бы лето». Осенью: «Фу, дожди, почему лето такое короткое?» Мы всегда недовольны. Обратите внимание на себя. Хорошая была советская песня: «У природы нет плохой погоды, каждая погода – благодать». Даже советские безбожники это знали, а мы тем более должны понимать.

Конечно, не всякая погода благодать, то дождь хлещет, то снег. Но это часть тех обстоятельств, в которых мы живем. Глупо на это роптать. Одевайся по погоде. Как говорят в Сибири: «Сибиряк – не тот, кто мороза не боится, а тот, кто тепло одевается». Нужно понять, а на Кого мы ропщем-то? Кого обвиняем, что жарко или холодно? Мы забываем почему с нами это происходит. Мы наследники Адама, которому Бог сказал: проклята земля за тебя. Эти слова сохраняются. Мы живем в этих обстоятельствах. Мы безумствуем, грешим, и поэтому у нас землетрясения и другие катаклизмы. Ничего не изменилось. Погода – это тоже воспитательная часть нашей жизни. Если мы ропщем на нее, то ропщем на Бога.

Это внешние проявления. А есть еще внутренние проявления этой страсти, когда человеку начинают приходить мысли о том, что раньше было лучше. Сахар был слаще, солнце ярке, луна приятнее и травка зеленее. Все было лучше, а сейчас хуже. Он принимает эти помыслы вместо того, чтобы сказать: «Слава Богу за все». Всему свое время. Мы же понимаем, что взрослеем, у нас накапливаются болячки. Мир детства – это одна история, мир беззаботной студенческой юности – другая. Семья – это третье состояние. Преклонный возраст – четвертое. Все они разные. У каждого периода есть свои хорошие и скорбные стороны.

Когда человек начинает жить только в прошлом, потому что там было хорошо, а сейчас плохо – это ошибка. Это не объективно, ведь все зависит от твоего взгляда. Если он греховный, то все вокруг будут казаться греховными. Помните в Евангелии: если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Также и у нас. Если мы смотрим на окружающих с точки зрения того, что они все грешники, то в первую очередь это говорит о том, что мы сами грешники, гордецы, не видящие своих грехов.

Христианство не об этом. Оно говорит, что ты – грешник, а все остальные – хорошие люди. Нет смысла тосковать по прежней жизни. Это прошлое, его не вернешь. Ты его уже прожил, правильно или неправильно, но оно прошло.

Одна из интересных сторон проявления этого греха, когда человек начинает условно жить в прошлом, вспоминать, думать: «ах если бы мне сейчас заново прожить, я бы не наделал тех ошибок». Если бы. Это опять жизнь в выдуманном, нереальном мире. Живи в реальном мире, смотри за собой сегодняшним, настоящим. Что толку фантазировать, что бы ты сделал двадцать лет назад? Сделал бы точно такие же ошибки, если не хуже. Не надо жить в этой печали.

Это очень частое искушение. Человек сожалеет, что не воспитал детей в христианстве. Задаешь вопрос: «А двадцать лет назад ты был христианином?» – «Нет, не был». – «Как тогда ты мог воспитать сына христианином, если сам им не был?» Человек отвечает: «А, да, точно». То есть он живет в какой-то мечте, которая не совпадает с реальностью, а потом начинает впадать в печаль и роптать на Бога. Почему Он попустил ему быть тогда таким грешником? Но мы все рождаемся такими. Мы должны знать основы веры, основы Библии.

Мы все рождаемся грешниками не потому, что Бог этого захотел. Так сложилась историческая реальность. К сожалению, мы проживаем свою жизнь во грехах. Но у нас есть возможность – покаяние, наша христианская вера. Христос пострадал на Кресте, чтобы мы сейчас изменились и смогли переосмыслить свои прошлые ошибки, покаяться в них.

Какие-то вещи невозможно изменить. Например, аборт в двадцать лет. Это исправляется покаянием, вниманием к себе, стремление ко спасению, милостыней и так далее. Много разных средств. Но эту утерянную возможность уже не восстановить. И тосковать по ней категорически нельзя, потому что это не покаяние. Каяться можно, тосковать нельзя.

Какие признаки неправильного покаяния? Когда у человека опускаются руки, и он перестает бороться, замыкается в своем мрачном состоянии. Это не покаяние.

Покаяние растворено с надеждой. Оно дает человеку возрождение, а не убивает его. Тоска по прежней жизни в плане развлечений или повторения ошибок прошлого – это все из разряда проявлений самой хитрой страсти – печали.

Если мы понимаем, что все от Бога, по Его прямой воле или по Его попущению, то, соответственно, все скорби и неприятности, происходящие с нами, тоже от Него. Если мы придем к врачу, а он выпишет лекарства, назначит операцию, внимательно к нам отнесется, то мы будем ему благодарны. Наконец-то, врач не просто на компьютере пощелкал, а обратил внимание, обследовал, выписал лекарства. Да, они горькие, неприятные, но это возможность для исцеления. Мы такого врача будем благодарить, а Бога, Который лучше всякого врача в миллион раз, Который заботится о нас, дает нам все, что нужно для души, всякие горькие лекарства в виде скорбей, забываем благодарить, потому что жизненная суета сбивает нас с основ веры, мы забываем внимательно к себе относиться. Соответственно, не благодарим Бога за это лечение.

Но если мы это лечение не принимаем? Возьмем телесный образ: у человека какая-то болячка, он ее не лечит. Что происходит? Она превращается в хроническую, может быть, даже принимает смертельно опасную форму. Также и с душой: если мы те лекарства, что посылает нам Бог, не принимаем и, более того, начинаем их использовать себе во вред (когда ропщем на погоду, природу, обстоятельства, на то, чего у нас нет, на то, что было и не вернуть) – значит, болезнь не лечится.

Соответственно, нужно дальше давать лекарства. Если мы начнем Бога за это благодарить, то, по крайней мере, это уже будет признаком христианского взгляда на свою жизнь и шансом, что человек может исправиться, переосмыслить правильно свои поступки, мысли, чувства.

Есть такой духовный стих «Слава Богу за все, Слава Богу за скорбь и за радость» – хороший стих, настоящий, в нем правильные слова. Мы за радость тоже не всегда умеем Бога благодарить – забываем, что Он нам это дал для утешения, поддержки, что все от Него, а не потому, что «я такой напыщенный и у меня все получилось». За скорби еще труднее благодарить, но это нужно делать, нужно учиться, заставлять себя – это один из способов борьбы со страстью.

Когда человек впал в печаль, у него какие-то трудные, серьезные обстоятельства, он начинает совершать насилие над своим умом, сердцем молиться и говорить: «Слава Тебе, Господи! Благодарю Тебя, что Ты меня не забыл, что даешь еще мне возможность жить. Благодарю Тебя за скорбь и за радость, слава Тебе». Это очень непросто, но это нужно делать, потому что иначе мы из состояния круговорота этой страсти в нашей жизни не выберемся.

Следующее проявление страсти – нетерпеливость. Нетерпеливость в бытовом проявлении: надо в очереди постоять, в пробке, какие-то проблемы решить, что-то подождать – внутри начинается бурление, не хотим ждать, хотим сейчас решить эти вопросы. Некоторые проблемы надо отложить, некоторые решаются долго.

Мы хотим, например, получить документ сейчас, а по закону нам его могут дать только через тридцать дней. Человек ходит, бурчит, недовольный государством, системой, какими-нибудь бюрократами и так далее, хотя все на самом деле в рамках закона. Ты к этому должен быть готов – это тоже часть испытаний, часть твоей тренировки.

На Исповедь иной раз человек приходит и говорит: «Нет терпения, нет смирения» – такой шаблон, взятый из молитвослова. Когда время есть, задаешь вопрос: «Как терпение появляется? Какой путь к приобретению терпения?» Человек говорит: «Не знаю». Но ведь и терпение, и смирение – это добродетели, правда? Они не появляются оттого, что ты хорошо выспался, и у тебя терпение появилось, или, наоборот, не выспался, и у тебя смирение появилось.

От чего это зависит? Терпение появляется только из опыта. Чтобы научиться читать, ты должен изучить азбуку. Начинаешь складывать буквы: «мама мыла раму» и так далее. Также есть спортивные соревнования. Неподготовленному человеку говорят: «Подними стокилограммовую штангу». Он покорячился, попыхтел – не может. Позанимался – начинает поднимать небольшой вес, потом достигает постепенно этого результата.

Почему мы думаем, что в духовной жизни все должно происходить каким-то волшебным образом? Так не будет. Если хочешь получить терпение, значит, что, по логике вещей? Ты будешь получать обстоятельства, в которых будет вырабатываться терпение, потому что терпение – это навык веры. Мы должны быть к этому внимательны: терпение вырабатывается в опыте.

Соответственно, если я говорю: «Господи, дай мне терпение», Господь спрашивает: «Ты точно этого хочешь?» – «Да, дай мне терпение». – «Хорошо, на тебе». И вот у тебя сломался кран, или ты телефон потерял, или еще что-нибудь. Господь говорит: «Хочешь – тогда давай учиться».

Все равно, что мы приходим и говорим: «Мы хотим научиться иностранному языку». Нам говорят: «Хорошо, ходи на курсы, учись». Курсы терпения – обычная наша жизнь, когда нужно потерпеть близких, их болезнь, сложности, трудности. Это нормально – хорошие обстоятельства для нашего духовного развития.

Так что нетерпеливость – тоже грех страсти печали, потому что моментальное отсутствие результата дает огорчение. Помним, что печаль – это страсть грустного смайлика. Человек всем недоволен, нетерпеливый: погода плохая, скорби – плохо, «тоска, раньше было хорошо, я не болел, у меня все было, родители обеспечивали, а тут надо самому работать» и так далее.

В связи с этим у нас возникает следующее проявление. Мы понимаем, что скорби есть и будут, трудные ситуации будут разные: со здоровьем, восстания страстей, неудачи на работе, сложности дома, необходимость делать ремонт, нехватка средств, сорвался какой-нибудь выходной – все, что угодно. Мы начинаем в этой ситуации себя жалеть, потому что хотим жить спокойно. Бог решил нас повоспитывать, а мы хотим, чтобы нас никто не трогал.

Человек забывает: скорби даются в том числе для того, чтобы очистить его от грехов. Если ты пришел весь уставший домой, а тебе дети говорят: «Папа, пойдем погуляем», а ты отвечаешь: «Ну, вот, еще вы тут. Мне себя жалко, не пойду», в этом случае ты отказываешься от возможности исправления, получения духовного опыта.

Только что мы говорили: это не просто рассуждение, чтение книг, а опыт. Христианство –практика. Поэтому, когда нам себя жалко, если кто-то просит немножко поднапрячься, что нужно делать? Сделать не такое лицо, как у грустного смайлика, а нормальное человеческое лицо, и сказать: «Конечно, сейчас я тебе помогу».

Это очень непросто, нужна работа над собой. Не со вздохами (как говорится в Священном Писании, что со вздохами кому-то добро делаем, – другой раз нас не попросят), а с нормальным настроением. Для этого нужно помолиться, осознать, почему это произошло, попросить у Бога помощи и пойти дальше.

В печаль мы впадаем в любом случае. Как ее проживать? Бывают очень тяжелые проявления печали, когда нужно пойти к близкому, единодушному человеку и поделиться.

А бывает так, что нам просто из-за чего-то печально. Мы ждем, что наши близкие нас утешат, непременно скажут: «Чего это ты, родной, такой кислый?» А мы скажем: «Ты знаешь…». Расскажем ему свою проблему. А они не обращают на нас внимания, у них своя жизнь. Или они не могут нас утешить. Мы рассказали о своей беде, а над нами посмеялись, мы не получили утешения.

Мы должны понимать, что близкие – это хорошо, единодушные люди могут нам помочь, но первый наш Утешитель – Бог. Если мы чувствуем бытовые настроения нехорошие (легкие проявления, не тогда, когда человек в отчаянии или близок к нему), надо постараться уединиться (не важно, где это сделать) и молиться Богу, пока не пройдет такое состояние. Это очень важный опыт.

Одно из последних проявлений – плохое настроение из-за невнимания к нам. Когда мы мечтаем, чтобы к нам все хорошо относились, внимательно, а тут кто-то с нами не поздоровался, кто-то на нас не обратил внимания, в чем-то не поддержал. У нас появляется плохое настроение.

Мы должны не жить в нем, не киснуть, а разобраться, понять: не обратили внимания – ничего страшного. Ни на кого не обидимся, мысленно благословим всех и пойдем жить дальше. Как бороться с этой страстью мы, Бог даст, рассмотрим в другой раз и сделаем это на основе нескольких поучений святых отцов.

Благодарю вас за внимание к нашей передаче. Благодарю тех, кто переживает, что у нас не всегда передача выходит вовремя в связи с моими командировками. Спасибо за молитву, за переживание. Бог даст, передачу продолжим. Помоги вам всем, Господь. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс