Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1203) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Никогда не забывайте о ниве нашего сердца

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Никогда не забывайте о ниве нашего сердца

№18 (1203) / 8 мая ‘23

Архипастырь

Продолжаются святые Пасхальные дни, и вскоре начнутся длинные выходные, которых в советское время ждали многие трудящиеся. Поэтому сегодняшнюю нашу программу я предлагаю охарактеризовать тремя словами: «Мир! Труд! Май!» Скажите, пожалуйста, доводилось ли Вам когда-нибудь принимать участие в первомайских шествиях, демонстрациях?

– Конечно. Люди, жившие в те времена, помнят, что первомайские демонстрации носили добровольно-принудительный характер, – они вроде бы были добровольными, но попробуй только на них не прийти. Я в то время учился в школе, и нас собирали, давали в руки транспаранты. На некоторых был лозунг, который вы только что озвучили, – «Мир! Труд! Май!» На некоторых были изображения государственных и партийных деятелей.

Поскольку все это носило добровольно-принудительный характер, отношение к этому у большинства людей было двояким. С одной стороны, многие были не прочь увильнуть, как-то проигнорировать эти демонстрации, но из-за того, что это могло отразиться на их карьере либо даже на образе жизни, они все-таки предпочитали принимать в них участие.

Мое личное ощущение от демонстраций – праздничная атмосфера, создававшаяся государством в первомайские дни: играла музыка, все были нарядными, у всех в руках были цветные шарики. В городах открывались ларьки, в которых продавались реже встречавшиеся в другое время особые пирожные, пирожки. В общем, от этого праздника ощущалась радость.

Но были и негативно настроенные люди, особенно старшего поколения, люди глубоко церковные, которые понимали, что подобного рода торжества и празднества организовывались не только для того, чтобы порадовать людей, и даже не для того, чтобы внедрять в массы важность таких явлений, как труд, мир, а в противовес существовавшим религиозным праздникам и традициям.

Демонстрации были своеобразным крестным ходом?

– Да. Просто запретить существовавшие традиции было нельзя, нужно было их переломить, изменить. Нужна была трансформация, подмена, замена одного другим. Скажем, хоругви заменялись либо красными флагами, либо портретами членов Политбюро ЦК КПСС, молитвы – советскими песнями, музыкой светского содержания.

И, конечно же, нужно было создать праздничную атмосферу, чтобы состояние духовной радости от религиозного праздника каким-то образом заменялось внешним торжеством. Люди, понимавшие все это, более негативно относились к подобного рода торжествам, чем, скажем, я, тогда еще недостаточно хорошо понимавший смысл всего этого.

Моя бабушка родилась в 1894 году. Первая дочь, моя старшая тетя, появилась у нее в 1916 году, еще до революции. Конечно же, бабушка очень хорошо помнила жизнь в царской России, и она не только не принимала советских праздников, но, как я теперь понимаю, будучи глубоко верующим человеком, она любила эпатаж. В советские праздники – 7 ноября, когда отмечался день Октябрьской революции, и 1 Мая, в День международной солидарности трудящихся, когда проходили демонстрации, она всегда рано утром стирала белье (если эти праздники не приходились на какие-то церковные торжества).

Затем, поскольку мы жили в частном доме без водопровода, она складывала это белье в большие корзины и на тележке везла его полоскать чуть ли не через весь город на реку Волгу, на берегах которой расположен наш город, по центральной улице навстречу праздничным демонстрантам. Это был ее своего рода протест.

Поэтому мое воспоминание о майских праздниках тех дней довольно неоднозначное и многогранное. С одной стороны, я помню музыку, праздничное настроение, но помню и другую сторону этих праздников.

Майские выходные многие используют для открытия дачного сезона. А с церковной точки зрения, как благочестиво его открыть?

– Как говорил святитель Иоанн Златоуст, любое дело, которое мы делаем с целью богоугождения, всегда благочестиво. Варим ли мы борщ, подметаем пол, стоим у станка, грызем гранит науки, если мы делаем это благочестиво, благоговейно, то дело земное превращается в дело духовное. Что же касается дачного сезона, во многих регионах именно в дни майских праздников удобнее всего перекопать грядки, высадить рассаду. Я думаю, что это вполне нормально, если только это время не совпадает с праздником Святой Пасхи.

В этом году Пасха была в апреле, между праздником Пасхи и майскими праздниками есть некий перерыв, хоть сейчас еще Пасхальный период, и в эти дни можно и почаще посещать храм Божий, вспомнив не только о дачном участке, но и о ниве нашего сердца, нашей духовной жизни, и поработать на приусадебном участке. Говорят, любой труд облагораживает человека (хотя я думаю, что все-таки не любой), но работа на земле – точно дело святое и благородное.

В молитвословах даже есть определенные молитвы – перед посевом, на начатке урожая. То есть понятно, что любое дело нужно начинать с молитвы. А еще я знаю, что воцерковленные люди зачастую берут с собой на дачный участок святую водичку и этой водичкой окропляют всю его территорию. Так делать правильно?

– Есть различные способы призвать Божие благословение на наши дела. Любое дело однозначно нужно начинать с молитвы. Верующий, садясь за трапезу, возносит молитву ко Господу. И когда он завершает трапезу, он благодарит Бога, и пища становится более полезной и благословенной.

И поэтому человеку, который возделывает земельный участок, сеет семена или сажает что-то на грядках, уместно перед этим вознести молитву к Господу. В некоторых богослужебных книгах есть специальные молитвы, но они могут быть не у каждого. И если человек перед началом работы осенит себя крестным знамением и скажет: «Господи, благослови», но скажет это не формально, а от души, думаю, что и это уже будет хорошо. Если он возьмет с собой святую водичку и окропит ею свой огород или сад, то в этом тоже не будет ничего плохого.

Как-то я видел старинную черно-белую кинохронику, по-видимому, конца XIX либо самого начала ХХ века, где в ускоренном ритме показано, как крестьяне в России приступали к пашне. В кадрах этой кинохроники рядом с крестьянином стоит лошадка, запряженная в плуг. Крестьянин снимает шапку, истово осеняет себя крестным знамением, берет лошадь под уздцы и начинает трудиться. То есть это образ того, как поступали наши не такие уж и далекие предки, занимаясь сельским хозяйством.

Владыка, в третье воскресенье по Пасхе мы отмечаем день святых жен-мироносиц. Не знаю, как у Вас, а у меня сложилась стойкая ассоциация, что настоящие русские женщины, как в известном стихотворении, и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут. Давайте поговорим об этих женщинах более подробно, хотя русскими они не были.

– В православной среде этот праздник отчасти противопоставляется или является православным аналогом того, что при советской власти было отнесено на день 8 Марта. Но если 8 Марта стало женским днем благодаря демонстрациям, революционным выступлениям, которые первоначально были не у нас в стране, а в Западной Европе, и этот день был объявлен днем борьбы женщин за их права и постепенно трансформировался в женский праздник, то праздник жен-мироносиц на два тысячелетия древнее дня 8 Марта.

В этот день Православная Церковь вспоминает и чтит подвиг женщины, причем не только русской, но любой, невзирая на ее национальность. На самом деле в христианской культуре в контексте христианской жизни, несмотря на общепринятый шаблон, женщине уделяется довольно много внимания.

Высота женского служения в христианской Церкви – и в Православной, и в Римско-Католической – определяется тем, что после Господа никто не сподобился большего почитания, чем Его Пречистая Матерь, Которая послужила воплощению Христа Спасителя. Пресвятая Дева Мария считается Начальницей Святой Афонской Горы – земного Ее удела, куда, кстати, возбранен вход женщинам, чтобы монахи в исключительно мужских монастырях невозмутимо совершали свой монашеский подвиг.

А жены-мироносицы – это женщины, которые ходили за Христом во время Его земной проповеди, слушали Его поучения, оказывали Ему помощь в земных житейских нуждах, готовя пропитание, может быть, приводя в порядок Его одежду.

Когда же Господь был арестован и отправлен на Голгофу, именно эти всегда державшиеся как бы на втором плане, менее известные по сравнению с апостолами женщины не предали Его, не засомневались, не дрогнули. Они шли за Христом до последнего, не стараясь каким-то образом отмежеваться от Него или сделать вид, что они не имеют ко Христу никакого отношения.

Вспомним апостола Петра, который говорил: «Господи, да я за Тебя и на смерть, и на муку пойду, но не отрекусь от Тебя». А когда какая-то простая женщина, служанка обратилась к нему со словами: «По-моему, ты один из них, я видела тебя среди учеников Христа», – он ответил ей: «Нет, ты ошибаешься. С этим Человеком я не имею ничего общего».

Женщины же мужественно шли до Голгофы, и когда Христос уже был на Кресте, они стояли у подножия Голгофы и взирали на все происходящее. И когда Господь умер на Кресте за грехи мира, они не увидели в этом крушения своих надежд и чаяний, но вместе с Иосифом и Никодимом предприняли определенные шаги, чтобы тело их Учителя было снято с Креста и, помазанное благоуханным миром, погребено со всеми положенными в то время почестями и ритуалами.

Жены-мироносицы заготовили миро, но не успели сделать все положенное в пятницу, потому что с заходом солнца наступала суббота – день покоя, когда ничего нельзя было делать. И поэтому, как только субботний день закончился, они отправились ко гробу, чтобы все завершить. За такую свою преданность, за мужество они сподобились первыми получить весть о воскресении Христа Спасителя. Именно им явились ангелы и сказали: Что вы ищете живого среди мертвых? Его здесь нет, Он Воскрес!

Эта весть жен-мироносиц, которую они получили от ангелов, нашла свое отображение в Пасхальном богослужении. Когда в Пасхальную ночь мы совершаем крестный ход вокруг храма, это как бы символ шествия жен-мироносиц ко Гробу Христа Спасителя. Когда жены-мироносицы шли ко Гробу, они понимали, что Гроб привален огромным камнем и опечатан, что войти внутрь невозможно. Так и мы, совершая крестный ход, возвращаемся к входным дверям храма, которые обычно закрыты.

Пасхальная служба начинается перед закрытыми дверями, но потом двери открываются, духовенство, символизируя ангелов, явившихся женам-мироносицам, впервые поет: «Христос Воскресе из мертвых». Затем эти слова подхватывает хор и народ, уподобляясь женам-мироносицам, которые, получив от ангелов весть о воскресении Христа, понесли ее апостолам, своим знакомым и близким. Таким образом на земле началось благовестие о воскресении Христа, о победе Его над грехом, смертью, тлением и дьяволом.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Первосвященник ввел совсем юную Пресвятую Деву Марию во Святая святых, по сути, в алтарь. Доводилось ли еще какой-либо женщине входить в алтарь, кроме Богородицы, и почему?»

– Алтарь и Святая святых – немножко разные понятия, хотя можно проводить некие аналогии, параллели. Если мы говорим об алтаре христианского храма, то это то место, куда должны заходить только те, кто имеет отношение к богослужению. Как правило, богослужение совершает священник, дьякон или пономарь, поэтому кажется, что женщинам в алтаре места нет, и чаще всего так и бывает.

Тем не менее в женских монастырях послушание пономарей выполняют монахини, которые имеют особое благословение от архиерея и игуменьи монастыря на несение алтарного послушания. То есть категорического табу здесь не существует.

«Есть ли какие-то более подробные сведения о жизни персонажей, упоминающихся в Евангелии лишь мельком? Например, о богатом юноше, который отошел от Спасителя, опечалившись, когда Господь предложил ему раздать имение, или о Закхее, обещавшем воздать вчетверо всем тем, кого он обидел, или о слепых, которых исцелил Господь, и о многих других?»

– Дальнейшая судьба людей, с которыми контактировал Господь и повествование о ком нашло отображение в Евангелии, по всей видимости, была разной. Кто-то стал учеником Христа Спасителя. Например, Лазарь Четверодневный, которого Иисус Христос воскресил из мертвых, впоследствии стал епископом на Кипре. Там до сих пор его гробница, его мощи.

Юноша, упомянутый в Евангелии, которого стражники тоже хотели арестовать в Гефсиманском саду, когда осуществляли арест Иисуса Христа, сбросивший с себя одежду, за которую схватились воины, и убежавший нагим, как полагают, тот самый евангелист Марк, написавший потом свое Евангелие. То есть Церковь сохранила живое предание о таких людях.

Начиная с древнехристианской апостольской общины это были известные в христианской среде люди. Но были и те, кто эпизодически соприкасался со Христом, а потом куда-то уходили, оставаясь безвестными, и как сложилась их судьба, сказать трудно. Очевидно, были и такие, кто совершенно не преобразился общением с Самим Христом, даже получив от Него какое-то благодеяние.

Как-то один проповедник в проповеди, посвященной страданиям Христовым, выразил свое недоумение. Он сказал: «Когда Иисуса Христа судили у Пилата, один за другим приходили лжесвидетели, выискивавшие, чего бы такого сказать против Христа, что позволило бы Его осудить, и лучше всего на смерть. Но не нашлось ни одного человека, который пришел бы для того, чтобы сказать, что все обвинения против Христа – ложь, что на самом деле Он совершил множество хороших дел».

И этот проповедник восклицает: «Где же были все эти исцеленные слепые, хромые и прочие люди?» Да, кто-то побоялся, кто-то посчитал, что это не их дело, когда вершилась большая политика и большие дела, в которые были замешаны и римские власти, и первосвященники.

Очевидно, и человеческий страх, и человеческая нерешительность, и известная позиция, что, мол, моя хата с краю, не позволили многим заступиться за Христа Спасителя. Хотя, как мы знаем, многие из таких людей как-то проявили себя в будущей истории Церкви Христовой.

Владыка, а каково Ваше личное отношение к Понтию Пилату? Ведь когда шел суд над Христом Спасителем, он вышел и сказал, что не находит в Нем никакой вины. И все-таки чья вина в том, что Христос был осужден, – Понтия Пилата или народа, людей, которые сказали, что на них Его кровь?

– Как всегда, когда мы говорим об ответственности, нужно учитывать все моменты. Каждый человек, когда дело доходит до его обвинения, начинает во всем обвинять кого-то другого или толпу.

Когда Господь явился Адаму после его согрешения, Адам сказал: «Я здесь ни при чем. Это яблоко дала мне Ева, которую Ты мне дал. То есть виновен не я, а Ева. Но и Ты здесь виноват, потому что именно Ты дал мне ее. Если бы Ты не дал мне Еву, она не дала бы мне яблоко, и я бы не согрешил».

Тогда Господь обратился к Еве: «Что ты сделала?» И она ответила: «Змей меня прельстил. Как же Ты, Господи, это допустил?» То есть согрешивший человек не считает себя ни в чем виноватым. Виноват кто-то другой, но не он.

На самом деле, думаю, виноваты здесь все. Мы знаем из Евангелия: когда вершился суд над Господом, толпа была возбуждена провокаторами, которые ходили и внушали какие-то мысли, задавали определенный настрой. Хоть и есть такое выражение, что глас народа – это глас Божий, далеко не всегда голос толпы – выражение истины, потому что люди поддаются влиянию друг друга и на фоне ажиотажа иногда требуют совершения очень негативных деяний. Так было и тогда, когда судили Господа, и была ли виновата в этом толпа? Наверное, была. Кто-то эту толпу подстрекал, и, конечно, велика вина этих подстрекателей.

Что касается Понтия Пилата, он вынес свой приговор, но, если бы была какая-то нейтральная ситуация, может быть, приговор был бы другим. Все же он был прокуратором – представителем римского императора, поэтому кого он мог испугаться? Так он служитель правды, истины либо служитель какой-то сиюминутной страсти, а значит, он был готов поступиться совестью?

И когда он умыл руки и сказал, что не находит вины в Христе, Которого назвал Праведником, мне кажется, от этого вина его не умалилась, ведь в угоду толпе он тут же вынес Ему обвинительный приговор. Конечно же, непросто судить других, особенно спустя два тысячелетия.

Господь, считая осуждение грехом, говорит, что мы не должны никого судить, поэтому мы и не осуждаем никого, даже Иуду, ведь есть справедливый, нелицеприятный Суд Божий, и в какой степени, в какой мере кто-то чем-то прегрешил – все это окончательно выявится на Божественном суде. Мы принимаем это как данность.

В любом случае Господь пришел в этот мир, чтобы пострадать. Так должно было произойти, но это совсем не значит, что Промысл Божий запрограммировал, что ли, действия Пилата. Конечно, это не так, потому что исполнителями Промысла Божия оказываются лишь те, кто к этому готов.

Скажем, злоумышленники хотят совершить преступление, и когда они ищут себе компаньонов, они смотрят, кто на это способен, а кто нет. Если, по их мнению, какой-то человек явно не склонен к этому, они его и не вовлекают в свою преступную группировку. А если человек склонен к каким-то правонарушениям, он становится интересным для нечестных людей, и они пытаются вовлечь его в свои нехорошие дела.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Подлинная вера изгоняет страх»

– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Сегодня, совершая память Никодима, тайного ученика Спасителя, и жен-мироносиц, невольно обращаешь свой взор в сравнительно недавнее прошлое нашей страны. Конечно, молодое поколение не помнит и не знает всего того, что было в то время, а люди среднего и старшего поколения все прекрасно помнят и знают: нельзя было человеку, который занимал более или менее заметное положение в обществе, открыто прийти в храм. Тут же доложили бы куда надо, и такой смелый человек лишился бы работы, положения, получил бы взыскание, был бы записан в черный список, и на этом закончилась бы его карьера. Поэтому – люди старшего поколения помнят – в то время в храмах стояли в основном женщины, так же, как у Креста Христова оказались только женщины.

 
Беседы с батюшкой

Священник Илия Макаров: Музыка – язык Бога

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс