Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1202) → Игумен Филарет (Пряшников): Причастие – причастность Богу

Игумен Филарет (Пряшников): Причастие – причастность Богу

№17 (1202) / 1 мая ‘23

Беседы с батюшкой

Вы прошли огромный жизненный путь, практически весь он в Церкви. Поэтому я очень Вас прошу рассказать о непреходящей ценности и необходимости Причастия не только на Светлой Седмице, но и во всей нашей жизни.

– Вопрос этот очень актуален, и объяснить, почему снова и снова мы возвращаемся к этой теме, за 40–50 минут эфира невозможно. Как мы всегда говорим, это целый мир, потому что Христос – центр жизни человека. В нашей вере все христоцентрично. Мы помним слова апостола Павла: если не Воскрес Христос, то тщетна моя вера, тщетно мое упование. Эти слова определяют всю нашу жизнь. Мы всегда должны идти к Богу. Принимая Крещение, преодолевая жизненные сложности, совершая борьбу со своими страстями, мы приходим к Богу. Это смысл всех наших деяний, спасение нашей бессмертной души.

Господь совершает великое таинство – спасение нашей души, но Бог не спасает человека без самого человека. Поэтому первое, конечно, – наше желание идти ко Христу. Но чтобы утвердить нас в этом желании, Господь отдает нам Себя, ведь это одно из таинств, установленное Самим Господом. Вы сегодня вспомнили Четверг на Страстной неделе и установление таинства Евхаристии, установление таинства Причастия, насколько это важно. Мы обязательно объясняем людям, что без регулярного причащения Тела и Крови Христа нормальной духовной жизни не будет. Мы говорим о том, что Господь не просто нам дает какие-то знания, какое-то вдохновение, отпускает нам грехи и прочее, а становится частью нашей жизни, частью нашей природы, если можно так сказать. Потому что мы физически воспринимаем Тело и Кровь Христа. Это не просто (как говорят святые отцы) образ, а именно Тело истинное, истинная Кровь нашего Спасителя.

Еще очень важные слова мы слышим: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56). Тот, кто не будет этого делать, – продолжает мысль евангелист, описывая слова Христа и рассказывая нам о Тайной Вечере, – не будет иметь части со Мной. С первых христианских времен, какие бы страшные жизненные исторические события Церковь Христова ни переживала, христиане всегда объединялись в единое Тело Христа возле Чаши Святого Причастия. Первоначально это была вечеря любви, апостольская простота. Со временем составляются чины Божественной литургии, и они все – Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова – содержат в себе огромный смысл, который мы черпаем, когда приходим ко Причастию и Господь входит в дом моей души. Господь не где-то там, а сейчас именно со мной. Этот образ великолепный, выше этого образа нет на земле: образ хлеба и вина – образ Тела и Крови Самого Господа. Говоря об этом, все христиане понимают: не приобщаясь Тела и Крови Христа, мы что-то теряем, потому в святых таинствах не только физически человек соединяется с Богом, а это некое ослабление и греховной напряженности, внутренней напряженности человека, поэтому, безусловно, Причастие – центр нашей жизни. Без него немыслимо существовать.

Догматы, каноны говорят, что человек, который был на богослужении и не причащался, согрешает. Это, конечно, идеал, потому что к каждому Причастию нужно готовиться, и есть предостережение – если вы недостойно причащаетесь, вы причащаетесь во осуждение себе. То есть на Причащение мы идем с определенным расположением – каемся перед Господом Богом, какое-то ограничение для себя вводим (посты, чтение дополнительных молитв и прочее).

Мы идем к Самому Господу принимать Его Тело и Кровь, и если вспомним, то и апостолы в свое время испугались того, что Господь сказал: пейте Мою Кровь и ядите Мое Тело. Я, к сожалению, тоже встречаю иногда такой взгляд. Сие есть Кровь Моя. И здесь часто возникают такие лукавые помыслы, что на самом деле никакого Христа в этом нет, это просто священники нам говорят, а на самом деле я же вижу, что это вино, а это хлеб. И священники говорят, что если только человек думает именно так, то он причащаться не может. Объясните этот момент.

– Мы часто испытываем людей, приходящих к Чаше. Когда человек стоит перед Причастием, спрашиваем: «Скажите, а что сейчас в Чаше перед Вами?» Потому что зачастую подводят ребеночка и говорят: «Попей водички сладенькой, компотика». Это церковное невежество, незнание. Мы должны твердо понимать, что под видом хлеба и вина мы причащаемся истинного Тела, истинной Крови Христа. Откуда это идет? Я уже сказал, что таинство Причастия установил Сам Господь. Он нам дал самые жизненно необходимые вещества – и хлеб, и вино, по своей консистенции похожие на Тело и на Кровь. Евхаристический канон – это призывание Святого Духа, и то, что происходит, – это пресуществление, великое чудо. Ведь это по-настоящему чудо, когда на престоле Божием благодать Святого Духа преподносит нам истинное Тело, истинную Кровь Христа.

Безусловно, надо людям это разъяснять. Да, нам до конца непонятно это, как так может произойти. На самом деле это не просто символ, а истинная пища, истинное питие, как сказано в Священном Писании, они дают нам залог будущей жизни. Даже существует такое понятие: если человек хотя бы один раз не причастился, он очень многое потеряет в вечности.

Он не приобретет вечность?

– Какую вечность он приобретет, я не знаю. Мы говорим, что Тело и Кровь Христа – это залог будущей жизни. «Вы во Мне пребываете, Я пребываю в вас», – говорит Господь, обращаясь к ученикам, апостолам, апостолы – к своим ученикам и так далее по цепочке до сего дня. Поэтому и детей нужно учить, и нам, взрослым, нужно понимать, что это не просто хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа.

Вопрос телезрителя Дмитрия из Гатчины: «У меня вопрос по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он говорил, что бедствие для души – долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к таинству Причастия. А вопрос такой: не теряется ли благоговение от частого Причащения?»

– Необходимо понимать, как сделать, чтобы подход к Чаше не перерос в «пойду причащусь со всеми заодно». У нас есть определенная градация, как причащаться в посты, между постами. Хотя бы раз в две недели, в великие праздники, именины, дни рождения… Если мы это будем соблюдать, это не приведет нас к тому, что мы Причастие будем воспринимать между прочим. Нужно готовиться к этому событию. На Светлой Седмице есть свои условия, когда человек читает Пасхальные часы, потому что у нас такое радостное время, даже без поста. Суперправославные меня сейчас бы побили: «Как это без поста идти к Причастию?» На самом деле есть понятие «евхаристический пост», когда мы с 00.00 до Причастия ничего не кушаем, не пьем – держим такой небольшой пост.

Что касается ограничений, вы сейчас тоже понимаете, что Церковь установила для верующих определенные вещи: если мы постимся все посты, соблюдаем среду и пятницу, то ограничение «хотя бы три дня попоститесь», которое мы часто даем людям, что редко ходят в церковь, – будет полезным. А для нас, кто живет в этой традиции, постоянно на праздниках причащается, на Светлой Седмице, на святках пост отменяется Церковью. Подготовка внутренняя тогда очень важна. Мы благодарим Господа Воскресшего, мы радуемся, что Господь (еще раз хочу сказать) становится частью меня, а я – Его. И если мы правильно подготавливаемся к таинству, то обыденности не должно быть.

В этом случае, если я иду на Божественную литургию и не причащаюсь, я грешу?

– К сожалению, по канонам есть небольшая неразбериха, что обязательно всякий присутствующий должен причащаться. Как и священнослужитель, совершающий Литургию, в обязательном порядке причащается. Есть там ограничения для диаконского чина, когда для Евхаристического канона они произносят какие-то молитвы, потом отстраняются, потому что они, допустим, причастились на ранней Божественной литургии. Но это канонические тонкости права, которые соблюдаются у нас в богослужениях. Я думаю, что Причастие все равно важно в жизни человека даже в этом плане.

Сейчас вспоминали отца Иоанна Кронштадтского, святого и праведного.

– Который служил Литургию каждый день.

И каждый день причащался, даже когда уже болел, не мог ходить и уже не служил.

– Читайте его дневники, посмотрите, как он ругает себя за свое недостоинство, раздражительность, за какие-то мысли. Его дневники уникальные, и мы там для себя много полезного найдем. Часто человек исповедуется (в моей жизни пару раз так было): «Я только исповедоваться». – «А почему?» – «Я уже полгода не причащаюсь». – «Почему?» – «Потому, что я недостоин». Как так? А кто это определил? Вы сами определяете, достоин или недостоин? Человек никогда не будет достоин Тела и Крови Христа, но Господь снисходит к нам, к нашей немощи. Господь сострадательно относится к нам, поэтому мы причащаемся не в осуждение, когда делаем это со смирением, послушанием. Еще с чем должны? С осознанием, что это очень нужно. Вот это важно. Человек говорит: «Я сам себя отстраняю от Чаши, я недостойный». – «Хорошо, но с каждым днем Вы все глубже отдаляетесь, погружаетесь в жизнь без духовного света».

Господь же грешных пришел спасти.

– Мы всегда говорим: посмотрите, Господь ел с блудницами, прощал мытарей… Умирая на Кресте, кого Он простил и сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43)? Господь пришел спасти грешников. Но грешников каких? Кающихся. Вот это надо понимать.

У отцов я читал такую мысль: чтобы понять необходимость Причастия, нужно испытать, так сказать, голод по Причастию. Что делать, если такой голод постоянный? У меня есть знакомый, который старается причащаться каждый день, ездит по разным храмам.

– К этому надо тоже очень аккуратно относиться, чтобы не переступать некие рубежи. Ведь Причастие – это не обыденность: пошел причастился, несмотря ни на что. Вы знаете, что даже мысли оскверняют человека. Иногда, перед тем как принять эту великую святыню, нужно подойти к священнику и получить разрешение от греховных мыслей. Смотрите, как часто люди кидаются в крайности. Бывает, вообще уходят от Причастия. Что интересно, исповедуются, каются со слезами, а потом говорят: «Нет, я полгода не причащался и не знаю, когда буду причащаться». Ты говоришь: «Как так?!» Или: «Вы же вчера причащались! Какая необходимость сейчас?» Иногда так тоже спрашиваешь. Здесь нужно духовное руководство, нужно поговорить со священнослужителем, который тебя знает, он определит меру. Если батюшка видит тебя готовым причащаться каждый день, то благословляет: «Чадо, причащайся». Здесь очень опасная грань, называется у святых отцов – прелесть.

Вопрос телезрителя: «Сейчас нас призывают часто причащаться. Я заметила, до Причастия у меня бывают очень сильные искушения, а после Причастия бывают очень сильные даже падения. Как к этому относиться?»

– Что значит – падение?

«Падение – какая-то старая страсть, которую я забыла, она во мне не действовала, вдруг обостряется».

– Хочу сказать, что страсти обостряются и без Причастия. И без Причастия бывают падения человеческие, когда мы уходим от Господа далеко и живем в похотях своих сердец. Безусловно, испытания перед Причастием бывают. Бывает, поругаешься. Почему иногда спрашиваешь семейных людей: «Точно вы примирились? Точно идете к Причастию со спокойной совестью?» Это наша жизнь, но что будет, если мы будем бояться падений и говорить: «Нет, не пойду причащаться, потому что через час сделаю что-то нехорошее»? Вы должны понимать, что делать что-то нехорошее в принципе нельзя. Здесь вопрос борьбы с собой, со своими греховными наклонностями, которые человек не может побороть, которые есть у всех. Но Господь настолько милосерден к нам, что дает Святое Причастие, чтобы мы хотя бы час, два, три немножко отдохнули от этой борьбы, набрались сил.

Сегодня вы упали после Причастия, через какое-то время поругались, или осудили, или закурили, но наступит такой день, когда вы, несмотря на все искушения, достойно подойдете к Чаше, несмотря на все угрозы падения, в своей духовной жизни пронесете дар Причастия как великую святыню, чтобы не оскорбить, не обидеть эту святыню. Я думаю, что это духовная жизнь, духовный процесс, но излечение обязательно будет. Не удаляйтесь от Причастия из-за того, что после него что-то с вами произошло или происходит. Думаю, что закономерности здесь нет, просто это слабая человеческая природа, отсутствие силы воли – такое бывает.

Причастие дает очень большие силы, и если мы вспомним пост – даже во время самого тяжелого поста стоит только прийти на Причастие (пусть и Преждеосвященных Даров), появляются чудесные силы. К вам в монастырь приходят люди со своими бедами, испытаниями. Было ли такое, что вы отказывали людям в Причастии?

– В нашем монастыре Исповедь у людей принимают духовники. Иногда ты стоишь с Чашей, причащаешь людей и видишь, что кто-то подходит к Чаше с благоговением, скрестив руки на груди, он не суетится, куда поставить сумку или как успокоить плачущего ребенка.

А иногда бывает так: спросишь у человека, был ли он на Исповеди, и он отвечает, что не был. Предлагаешь ему прийти в следующий раз, почитав предварительно о таинствах Исповеди и Причастия, то есть стараешься не оттолкнуть, а вежливо объяснить ему, что пока он встал не в ту очередь. Может быть, он впервые зашел в храм или ходит только по большим праздникам.

Еще раз хочу сказать, что к принятию таинства нужно готовиться. Исповедь – это некий фильтр, когда ты видишь настроенность человека, его готовность идти к Святому Причастию. А иногда говоришь кающимся: «Давайте еще подождем. Я дам Вам какое-то послушание, может быть, епитимью. Все-таки грех Ваш тяжелый, и нужно прочувствовать, что больше так делать нельзя. Давайте отложим Причастие дней на десять, на месяц». Но всегда это нужно делать внимательно.

Совсем явные кощунники мне не встречались, но иногда человеку нужно дать понять, что это не просто обычное дело. Здесь нужно работать с людьми, и священнослужители, духовники, конечно же, этим занимаются.

Вы сказали о духовниках, а я подумал, что, наверное, одна из самых распространенных бед в нашей жизни то, что духовники есть у немногих людей. Однажды наш митрополит, Владыка Варсонофий, сказал, что, когда мы не знаем, как исповедоваться, нужно подойти к батюшке, он поможет нам в этом. Знаете, я, честно говоря, никогда не встречал батюшку, который помог бы исповедоваться. Скажите, пожалуйста, как можно помочь исповедоваться?

– Есть несколько категорий людей. Первая категория – те, кто не готов сейчас тебя услышать. А я понимаю, что за этим человеком стоит еще сто человек, и, если я сейчас уделю ему хотя бы 20–30 минут, служба может закончиться. Поэтому я говорю этому человеку так: «Предлагаю вам почитать вот эту брошюрку, она есть в нашей церковной лавке».

Когда я служил в Александро-Невской лавре, там все было рядом, батюшки исповедовали практически на входе в собор. Поэтому всегда можно было взять человека за руку, отвести его в лавку и сказать: «Пожалуйста, прочитайте эту книжку. Если у вас появятся вопросы, в субботу с двух часов я дежурю в храме, приходите, и мы с вами все детально обсудим». Часть людей не приходят, потому что тогда они случайно зашли в храм.

А иногда бывают просто смешные ситуации. Как-то подходит ко мне женщина и говорит: «Я пришла. Я вас слушаю». Я ей говорю: «Дорогая моя, это я должен вас послушать, а не вы меня». Людям другой категории даже не нужно много говорить. Ты видишь их раскаяние, слезы, переживания.

И самое главное – даже если эти люди сейчас не совсем готовы, они могут сказать: «Я пришел с открытой душой, пусть я не все знаю и понимаю. Господи, я не знаю, что Тебе сказать, но Ты прости меня, пожалуйста». И ты берешь ответственность на себя и говоришь: «Со страхом и трепетом причащайтесь, но прочитайте вот эту книжечку и, если у Вас будут вопросы, приходите».

Наверное, нужно так поступать с людьми, потому что это и есть научение, наставление, учеба, даже проповедь, это и есть духовное просвещение, которое исходит от священнослужителя. Нужно не просто формально что-то сказать, тем самым оттолкнув человека, но хотя бы немножечко проявить к нему участие – предложить почитать нужную литературу, предложить встретиться.

Нужно такому человеку сказать: «Посмотрите, сколько людей сегодня на службе. Давайте договоримся о встрече, чтобы мы с вами спокойно сели и обсудили какие-то ваши духовные проблемы». Я всегда так поступал и поступаю и считаю, что это оптимальная форма общения между священником и тем, кто пришел к нему.

Отец Филарет, благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры! В эти светлые великие дни Христова Воскресения я хочу всем вам пожелать мира, Божия благословения и радости духовной. Берегите друг друга, берегите дар под названием «жизнь», и тогда Господь будет с нами. Христос Воскресе!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс