Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (1201) → Епископ Каскеленский Геннадий: Пасха

Епископ Каскеленский Геннадий: Пасха

№16 (1201) / 24 апреля ‘23

Архипастырь

Христос Воскресе! Уверен, что большинство из вас сейчас вслух или мысленно ответили мне: Воистину Воскресе! Некоторые с глубокой верой, другие – не слишком задумываясь над смыслом этих слов. А иные, может быть, и с некоторым скептическим чувством. Сегодня мы вступаем в атмосферу празднования христианской Пасхи, которая отмечается 40 дней.

Еврейское слово «Пасха», а точнее – «Песах», не имеет точного перевода. Это таинственное слово. В Священном Писании Ветхого Завета оно встречается только в одном месте Книги Исход. Его можно перевести предложением: «перейти через что-то», «оставить нетронутым».

Первоначально пасха – это важный праздник Ветхозаветной Церкви, установленный в честь Исхода евреев из Египта, избавления от рабства, спасения евреев от физической гибели среди язычников. Можно сказать, что еврейская пасха означала переход от рабства к свободе.

Пасха Нового Завета – это знамение того, что Иисус Христос, Сын Божий, перешел от земного мира к Небесному, из мира людей к Богу Отцу. При этом Христос и нас освободил от рабства дьяволу и дал нам способность и силу стать настоящими детьми Бога.

14-го числа еврейского месяца нисана все семьи, проживавшие в Иерусалиме, а также гости, паломники, собравшись в группы, по очереди во дворе храма совершали ритуал жертвоприношения ягненка – пасхального агнца. Кровь выливали к подножию жертвенника, а агнца уносили домой. И лишь только смеркалось, его жарили на открытом огне, на вертеле из гранатового дерева, а затем совершали седер – торжественную пасхальную трапезу, вспоминая Исход из Египта.

Пасхальная трапеза проводилась по строгому ритуалу под председательством старшего в доме. Собравшиеся с благодарением выпивали четыре чаши вина в память о четырех обе- щаниях, данных Богом евреям перед Исходом: Я выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас… и приму вас Себе в народ (Исх. 6, 6–7). Также за пасхальной трапезой дважды с особым благословением совершался чин преломления хлеба. Этот хлеб раздавали всем участникам.

И мы знаем, что Господь Иисус Христос совершил с учениками пасхальную трапезу, но неожиданно изменил тексты традиционных ритуальных молитв. Перед тем как вознести и выпить одну из чаш с вином, Он произнес: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:28). А произнося благословение над преломляемым хлебом, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов (Мф. 26:26).

Перед нами одно из замечательных свидетельств Священного Писания о Божественном достоинстве Иисуса Христа. Сомнений нет: Христос поступает как Бог – от Своего имени Он заключает со всем человечеством Новый Завет вместо старого Ветхого Завета, который Бог заключил с Моисеем на Синайской горе.

После пасхальной трапезы Христос поднимается для молитвы в Гефсиманский сад. Там Его арестовывают, всю ночь допрашивают, пытают, наконец предают мучительной смерти на Голгофе. В спешке хоронят, не успев даже исполнить положенный обряд погребения. А рано утром первого дня после субботы гроб Его опустел – Христос Воскрес из мертвых. Пришедшие к месту погребения обнаружили там только ризы и плат, которыми было обернуто тело Спасителя.

Безжизненные ризы красноречиво проповедовали Воскресение Господа. Бог Воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Осмысливает случившееся святой апостол Павел. Воскресение Иисуса Христа – это удивительное, беспрецедентное событие, поразившее современников. По учению Церкви, Воскресение Христа имеет самое прямое, непосредственное отношение к каждому человеку. Прочитаем Послание апостола Павла: Христос Воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 20–22).

Павел называет Иисуса Христа Новым Адамом. Адам – это первый человек, преступление которого привело к заражению грехом всего человечества. Христос – Новый Адам – исцелил все человечество и готов привести нас к вечному блаженству. Иисус Христос умирает для того, чтобы разрушить силу смерти, и для того Воскресает, чтобы для всех положить основание воскресения. Для того входит в Божественную славу, чтобы всем открыть дверь ко вступлению в Божественную славу. Он – Первенец, за Ним, как за Первопроходцем, следует все человечество.

Для жителей современного мира Воскресение Христа из мертвых – это, прежде всего, свидетельство о бессмертии человеческой души. А мысль о бессмертии требует изменить собственную жизнь на земле, сделать нынешнюю жизнь такой, чтобы она сообразовывалась с вечной, бессмертной жизнью. Отрицание бессмертия человеческой души делает смыслом земной жизни угождение плоти, потворство низменным инстинктам.

Истина Воскресения Христова нужна нам для того, чтобы правильно устроить земную жизнь. Станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15:32), – формулирует апостол Павел мировоззрение, весьма распространенное среди людей, отвергающих истину о Воскресении Христа. Святитель Московский Филарет остроумно заметит, что такого рода философия годилась бы для нравственной философии бессловесных животных, если бы те умели философствовать. «Если удалить от людей мысль о вечной жизни, тогда не прогневайся, ближний и брат, если и ты сделаешься пищей для людей, которые любят есть и пить», – пишет Филарет.

Зачем заботиться о нравственности в своей жизни, если завтра умрем? Для чего заботиться о жизни другого, если ее без остатка наутро поглотит могила? Конечно, кабинетные ученые могли фантазировать о том, что нравственному человеку не нужны ни религия, ни Бог, а только нравственность может дать красоту и достоинство жизни. Так говорил Альберт Эйнштейн. Но практика показывает нечто совсем другое: без Бога нет никакой нравственности. Весь мир идет по пути организации тотального контроля над населением, слежки. И считается, что иным способом невозможно предотвращать преступления. А когда-то в религиозных городах, деревнях никому в голову не приходило двери запирать в своих жилищах. Святитель Филарет не догадывался, насколько он окажется правым в приведенном рассуждении.

О каннибализме, конечно, можно говорить в переносном смысле. Чудовищные тоталитарные режимы прошлого века были именно такими, но кое-где сегодня раздаются голоса о допустимости людоедства в самом прямом смысле слова.

В 2019 году в популярном журнале Newsweek была опубликована статья ученых Ланкастерского университета, и ученые утверждают: в употреблении в пищу человеческой плоти ничего неэтичного, неразумного нет. Логика проста – бессмертной души нет у человека, он ничем от животного не отличается. А в животном-то мире принцип поедания своих сородичей весьма распространен. Именно такие примеры в статье и приводятся, много примеров.

Забвение собственного бессмертия делается для человека смертоносной отравой, которая постепенно иссушает и убивает душу, лишая человека человечности. Особенно тяжело неверующему в тот момент, когда он оказывается перед лицом собственной смерти, особенно когда он еще молод.

Воскресение Христово коренным образом меняет значение смерти в судьбе человека. Трагедия смерти преодолена. Как поется в церковных песнопениях: «Смерть побеждена и опозорена Спасителем на Кресте, связана по рукам и ногам». В смерти душа разрешается от бренного тела в ожидании нового, лучшего воскресения. Все, кто живет во Христе, поистине презирают смерть и даже смеются над ней. «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав»! Христос Воскресе!

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс