Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1194) → «Полнота жизни, радости, веры, надежды и любви»

«Полнота жизни, радости, веры, надежды и любви»

№9 (1194) / 1 марта ‘23

Размышление

Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и Воскрес телесно, так и успение Пресвятой Богородицы оказалось всего лишь кратковременным сном Девы Марии. Христос воззвал Ее от смерти к жизни вечной, и в третий день апостолы убедились, что Она не просто жива – теперь Она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути к Христу в любом месте и в любое время.

О словах

Известный историк Антон Владимирович Карташев в своих «Очерках по истории Русской Церкви» приводит истории из царствования императрицы Екатерины Великой, когда в Россию приехал известный французский философ-просветитель Дидро, которого императрица познакомила с московским митрополитом Платоном, человеком широкого образования и большого ума. Желая посмеяться над архиереем, убежденный материалист Дидро спросил: «А знаете, Владыка, что Бога нет?» – «Так это уже не ново, это было сказано давным-давно». – «И кем же?» – изумился Дидро. Владыка тут же ответил: «Так еще царь Давид написал: Рече безумен в сердце своем: несть Бог. А Вы то же самое повторяете, только другими словами».

Дидро от восхищения остроумием находчивого митрополита бросился ему на шею и обнял его, а потом еще долго во всех многих европейских столицах пересказывал эту историю. На самом деле ответ Владыки Платона был не просто остроумным, но очень глубоким, по-настоящему духовным. Термин «безумный» (по-еврейски «ракá») у царя Давида и вообще в Библии означает не просто сумасшествие. Этим словом назывался не больной, который не может себя контролировать, совершает безумные, шокирующие окружающих поступки, а вполне себе разумный и адекватный человек, вполне сознательно решивший жить безнравственно и аморально, жить без Бога, потому что ему так удобнее, приятнее, легче.

В Нагорной проповеди Господь говорит, что всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду: Кто же скажет брату своему «ракá» – подлежит синедриону; а кто скажет «безумный» – подлежит геенне огненной. Этим Христос указал, что тот, кто клевещет на нравственное достоинство человека, ставит его под сомнение, подлежит осуждению и геенне огненной.

Какой предостерегающий пример, чтобы быть осмотрительными в словах, обращениях и комментариях! Как написал Федор Тютчев: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Через слово создан наш мир, и слово – такая же часть природы, как все видимое вокруг. Невидимым и неосязаемым словом мы можем совершить вполне осязаемые вещи, можем обидеть, навредить и даже убить человека, а можем утешить, приободрить и помочь.

Покаянная молитва Ефрема Сирина

Многие православные любят покаянную молитву Ефрема Сирина, которую мы обычно читаем Великим и Рождественским постами, но немногие знают удивительную историю ее появления. Преподобный Ефрем Сирин в молодости вел далекую от святости жизнь – бродяжничал, дрался, воровал, хулиганил, упивался вином без меры. Один раз напился и уснул в стогу у одного пастуха, а утром выяснилось, что у того все овцы пропали, а из чужих в доме один Ефрем. Его обвинили в краже, которую он не совершал, и посадили в тюрьму, хотя он клялся и божился, что ничего этого не делал. Но кто поверит бродяге?

В одной камере с ним оказался горожанин, которого обвинили в прелюбодеянии, а также крестьянин, арестованный за убийство. Все трое были невиновны, плакали, молились Богу, прося о помощи. Ефрем сокрушался о своей горькой судьбе, но постепенно, вспоминая свою жизнь, разбирая поступки, вспомнил, как однажды из озорства выгнал чужую стельную корову на мороз, и ее там задрали волки. И другие подобные нехорошие истории пришли ему на ум.

По его примеру задумался крестьянин, который вспомнил, что однажды не спас тонущего в реке человека, а горожанин в свое время помог братьям оклеветанной в прелюбодеянии женщины оставить ее без отцовского наследства. Каждый понял, что не так уж невиновен и что тюремное заключение стало для них итогом их грешной жизни. И тогда от сердца они стали каяться в грехах, которые когда-то совершили. Их искреннее покаяние Господь принял – в суд по другим делам как бы случайно привели истинных виновников преступлений, и судью, до этого грозного, вдруг заменили земляком Ефрема. Этот судья разобрался и наказал настоящих виновных, а троих узников отпустил из камеры.

Ефрем пробыл в тюрьме 70 дней и за это время полностью изменился. Теперь он твердо знал, что ничего в жизни случайного не бывает и за любым грехом обязательно последует воздаяние. И тогда он начал жизнь праведника. Беспутный и недалекий грешник стал святым и написал не одну глубокую, покаянную молитву.

Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы в народе называют малой (или Богородичной) Пасхой. Само название праздника отражает христианское отношение к смерти. Смерть – не конец нашего существования, а сон. Усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни. В Евангелии говорится о нескольких случаях, когда Христос воскресил умерших, и смерть Господь называл именно успением. «Не умерла, но спит», – сказал Спаситель об умершей дочери начальника синагоги Иаира. И о Лазаре, который заболел и умер, Христос сказал: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его».

И в дни Пасхи в храме звучит песнопение: «Плотию уснув, яко мертв». Здесь сну уподоблена смерть Самого Господа Иисуса Христа. Воскресение Христово стало частью самой сути нашего человеческого существа. Через победу Христа над смертью она перестала быть конечным итогом, путем в бездну небытия, смерть стала сном, успением перед всеобщим воскресением, в котором Бог перестанет быть гонимым странником на земле, а будет, как сказано в Евангелии, всем во всем.

Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и Воскрес телесно, так и успение Пресвятой Богородицы оказалось всего лишь кратковременным сном Девы Марии. Христос воззвал Ее от смерти к жизни вечной, и в третий день апостолы убедились, что Она не просто жива – теперь Она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути к Христу в любом месте и в любое время.

Успение Богородицы показало нам путь на Небо, освободило от гнетущей смертной тоски, подарило утешение и надежду. Успение – это образ, икона благочестивой жизни христианина. Если ты прожил жизнь со Христом, то и смерти тебе бояться не стоит, смерть – не конец, а начало пути, не схождение в небытие, а начало воскресения в жизни вечной. Вот почему Успение Пресвятой Богородицы стало праздником, – праздником победы жизни над смертью. Бог не только Источник жизни, но и Сама Жизнь – в Нем нет смерти, лишь полнота жизни, радости, веры, надежды и любви.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-03-09;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-04-09;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-05-09

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс