Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1194) → Священник Георгий Кобрин: Знания, помогающие спасению

Священник Георгий Кобрин: Знания, помогающие спасению

№9 (1194) / 1 марта ‘23

Беседы с батюшкой

У каждого из нас в разное время – у кого-то раньше, у кого-то позже, появляются какие-то зачатки веры, как маленький ручеек. Есть разные способы узнавания и роста в вере. Мы можем читать Священное Писание, можем общаться с друзьями. Можем просто вместе собраться, как сейчас делают в некоторых храмах, и читать Евангелие. Это группы по изучению Священного Писания. Есть разные способы.

Процесс узнавания сакрального, тайного мира у каждого свой. Но при этом мы говорим, что вера от слышания. Мы и слышим по-разному и по-разному все разумеем. Когда обращаемся к священнику с просьбой помочь понять что-либо, это значит, что мы должны так запутаться в себе, в своем знании, что уже нужно прибежать к священнику, как к скорой помощи, и сказать: «Помогите!» Есть у Вас такие люди, которые прибежали к Вам с таким недоуменным вопросом: «Отец Георгий, я не могу разобраться в Священном Писании, не могу разобраться в вере. Помогите»?

– Конечно, такие люди есть. У нас в соборе остаются дежурить священники. Да и на Исповеди иногда люди спрашивают, когда не могут понять какое-то место Евангелия или не могут разрешить жизненные ситуации, и к духовной жизни у них тоже есть вопросы. Вообще, должен быть наставник, должен быть духовный руководитель, который видит человека со стороны. Обычно это бывает священник. Он видит повреждение души человека, потому что самому это очень трудно увидеть, дает ему рекомендации и дальше его ведет. Когда тот приходит периодически к нему на Исповедь, он проводит какие-то беседы, пытается направить его в духовной жизни и исправить от тех или иных страстей.

Что касается знаний, которые мы получаем, то мы к этому призваны. Бог нас сотворил по Своему образу и дал человеку задание быть владыкой всего мира, то есть познавать этот мир, познавать Творца, самого себя и преобразовывать этот мир. Сказано было, что Бог поместил Адама в раю, чтобы он возделывал рай, давал имена животным, птицам. Преобразовать этот мир мы можем тогда, когда живем с Богом. А что это значит? Дело в том, что в разумной части нашей души есть три силы – познавательная, чувствующая и желательная. Познавательная сила как раз и дает нам возможность познавать этот мир. Познавая этот мир, мы правильно его видим, и соответственно с этим мы его преобразовываем.

У познавательной способности души есть три составляющие – разум, рассудок и силы низшего порядка: ощущение, воображение и память. До того, как произошло грехопадение, органом познания Бога был ра-зум, его еще называют умом или духом. До грехопадения человек через разум общался с Богом. Затем рассудок с помощью низших познавательных сил души – воображения, памяти и ощущения – собирает материал с этого видимого мира и обрабатывает. А потом направляет запрос разуму: а что это такое, как правильно это понять и как правильно это все видеть? Потому что каждая вещь, каждое творение Божие имеет некую идею, которую Бог вложил в это творение.

У Адама, когда силы души вот так работают, было духовное зрение. Он видел те идеи, которые Бог заложил в то или иное творение, и соответственно этому давал им имена. Бог привел животных и птиц, чтобы человек дал им имена. Видя эту идею и видя эту сущность, он давал им имена, то есть он понимал, для чего Бог создал то или иное творение. С грехопадением разум упал в чувственную область, и рассудку Бог недоступен. Потому что рассудок – это сила, которая работает только с чувственным миром. Поэтому люди потеряли общение с Богом, и разум не знает, как удовлетворить все потребности человека, находится как бы в раздрае.

Для того чтобы эту иерархию опять восстановить, как раз Бог и создал Свою Церковь. Вхождением в эту Церковь является Крещение. Что происходит в Крещении? Только одно: просветление высшей способности силы души – разума, его, как я уже говорил, еще называют умом или духом. Воздействие просветленного разума на человека происходит не сразу. Но у него возникает мысль, что живет он вроде бы не так, как нужно, что у него что-то не складывается в душе. Это Святой Дух толкает человека на то, чтобы тот немножко проснулся от своей греховной жизни. Откликнется на это крещеный человек или нет – это уже вопрос.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Есть знания естественных наук, которые изучают законы природы, Вселенной, то есть напрямую связанные с Творцом, а есть знания гуманитарные, они субъективны и зависят от творчества человека. О каких знаниях идет речь?»

– Те знания, что мы приобретаем в этой жизни (гуманитарные, технические, о строении Вселенной и т.д.), нам нужны для того, чтобы приблизиться к познанию Бога. Но вот эти наши накопленные опыт и знания в будущей жизни нам практически не понадобятся. Они нам будут не нужны. Ясно, что в будущей жизни наука уже будет не нужна, потому что все уже открылось, врачи уже тоже не нужны, потому что некого будет лечить, болезней не будет.

Что касается искусства, надо сказать, что наше искусство все греховное, страстное. Потому что человек грешен, он пропускает через себя этот мир и невольно его искажает. Все люди искажают мир в той или иной степени. Будь то поэзия, живопись или архитектура, все имеет оттенок страстности, греховности. Иконы – это немножко другое. Иконы как раз ближе всего отражают духовный мир. Чтобы написать икону, люди молятся за иконописца, он постится, ему является тот образ, который он готов написать, и он его пишет. Иконы – это выход духовного мира на нас. Это обратная перспектива. Это фактически не страстное искусство. Оно отражает духовный мир.

А знания нам нужны для того, чтобы ориентироваться в этой жизни. Мы через свое искусство пытаемся показать устройство этого мира, как он создан, пытаемся его преображать. Но, к сожалению, оно не всегда отражает то, что нужно, не всегда истину.

Способны ли мы понять и осознать Божественное Откровение?

– Конечно. Мы – люди рассудочные, не разумные, разум у нас не работает. Бог нам оставил Откровение о Себе в Священном Писании, оно написано рассудочным образом, чтобы через рациональное рассудочное мышление мы это понимали. Когда читаем Священное Писание, в этот момент Святой Дух просвещает наш разум. Просветив наш разум, Он освящает и рассудочную составляющую, познавательную способность души. Соответственно, освящает и наши чувства (пять органов чувств). Тогда у человека возникает правильное понимание не только этого мира, но и событий.

Например, сейчас многие не понимают смысл СВО. Все очевидно. Люди Запада, потерявшие Бога, хотят уничтожить весь мир, с помощью идеи либерализма и глобализма поставить единого правителя – антихриста, поэтому насаждают власть дьявола. Власть дьявола здесь основана на людях: чем больше людей он к себе приведет, тем быстрее придет антихрист и будет конец света. Поэтому сейчас наши воины защищают не только Россию, но и все человечество от того, чтобы это не состоялось, чтобы еще было время для того, чтобы люди могли прийти к Богу. Через это мировоззрение становится понятным все происходящее. Это очень важно.

Молитва – это разумная часть, рассудочная, сердце?..

– Молитва – это связь с Богом. Мы читаем утренние и вечерние правила. Но есть такая молитва, которую называют умным деланием, – это Иисусова молитва. Вы знаете, что монахи ходят с четками и читают Иисусову молитву. Человек сходит в сердце как в источник сознания и всех сил души.

Чем молитва отличается от мантры? Есть два важных момента. Первый момент – призывание имени Иисуса Христа, разрушившего власть дьявола над человеком. Второй важнейший момент – глубокое покаяние. В мантрах ничего этого нет. Человек входит в это состояние, и дальше возникает следующее. Когда он действительно кается перед Богом и плачет о своих грехах, Бог дает ему помощь и дает услаждение, когда слова молитвы прекращаются, когда нет перехода от мысли к мысли и он находится в состоянии созерцания Бога, в Нетварном свете. Это тот свет, в котором преобразился Господь Иисус Христос, тот свет, который сходит на Пасху (в Воскресение Христово) в Иерусалимском храме. И когда мы смотрим на святых и видим нимб вокруг их головы, это говорит о том, что они этого света достигли. Бог проявляет Себя здесь в Нетварном свете.

Вопрос телезрительницы из Белоруссии: «Когда я была молодая, я не была воцерковлена, но в душе верила в Бога и смысл жизни видела в том, чтобы вырастить детей, дать им образование. Работала, старалась. Сейчас мне 65 лет, и я совершенно утратила смысл жизни. Дети выросли. Я хочу прийти к Богу, но мне трудно это сделать. Помогите, объясните, как обрести новый смысл жизни, чтобы достойно прожить старость и без страха встретить уход из этой жизни».

– В чем смысл жизни? Только в одном – пройти испытания добром и злом. Для всего человечества, для всех потомков смысл жизни определили наши прародители Адам и Ева. Они захотели на своем опыте узнать, что такое добро и зло, преступив заповедь Божию не вкушать от древа познания добра и зла. Мы все приходим в этот мир только для одной цели – пройти испытания добром и злом. Мы проходим это постоянно. Если прошли испытание, получили от Бога хорошую оценку, дальше нас ждет следующее испытание, и до скончания земной жизни это никогда не прекратится. Зло на нас воздействует, и регулирует воздействие зла и темных сил на нас Бог. Дьявол никакой власти не имеет. Поскольку мы пришли сюда пройти испытания добром и злом, то Бог попускает человеку пройти то или иное испытание, те или иные мысли попускаются от бесов. И от человека зависит, отвергнет он их или согласится с ними, будут они развивать в нем страсти или он будет с ними бороться. Собственно, в этом смысл жизни.

В Священном Писании Нового Завета нигде не сказано, что брак создается с целью рождения детей. Брак создается совершенно не для этого. Брак создается для того, чтобы научиться жертвенной любви. А дети – это уже полнота брака. В Ветхом Завете говорилось о том, что брак создается, чтобы рожать детей, чтобы они дожили до Мессии, Христа, чтобы весь род был спасен. У ветхозаветных людей было совершенно другое мировоззрение. Сейчас брак нужен для того, чтобы мы научились жертвенной любви – высшей добродетели. Она потенциально у всех нас есть, но, чтобы ее достичь, надо умножать благодать и отвергать зло. Часто человек думает, что он делает добро, но оказывается, что это зло. Потому что нет эталона... Должен быть эталон. Эталон – это Святой Дух. Если мы живем в Святом Духе, тогда в нас радость невероятная, неописуемая. Говорить о том, что такое благодать Святого Духа, тому, кто этого не испытывал, все равно что слепому от рождения объяснять, что такое радуга.

Как телезрительнице помочь сейчас обратиться к Господу? Как ей принять Его в свое сердце?

– Регулярная Исповедь нужна, и не реже, чем раз в две недели, причащаться. Следить за собой, молиться. Для чего нужны посты? Для чего Церковь установила таинства? Все это помощь нам. Чем отличается крещеный человек от некрещеного? Некрещеный – это инвалид, который упал и не может встать. Крещеный – это инвалид, который через участие в таинствах и получение благодати идет с палочкой по жизни. То есть мы еще можем дойти до Царствия Божия.

Совсем скоро начинается Великий пост – благодатное время для обращения к Церкви и к Богу. Недаром Великий пост называют весной духовной.

Конечно, хорошо, когда все понятно и достижимо. Но иногда мы начинаем метаться по жизни, думать о себе очень плохо, потому что покаяние воспринимаем не только как действие, но и как постоянное самоосуждение, вплоть до уничижения. Какие-то понятия мы начинаем путать. Как вернуться на путь понимания веры Христовой? Как прийти к тому знанию, которое помогает нашему спасению?

– Покаяние – это не хныканье, когда мы льем слезы. Покаяние – это состояние твердой молитвы, твердой дерзновенной просьбы: «Господи, ну не могу я избавиться от этой страсти. Помоги мне. Я делаю со своей стороны возможное, но ничего не могу». Или: «Господи, я не могу простить этого человека, потому что он меня так обидел! Помоги мне его простить». Надо вот так молиться. Или: «Господи, помоги мне избавиться от страсти. Помоги!» Но не так, что согрешил, поплакал и пошел то же самое делать.

Все же прекрасно расписано, как работают те или иные страсти. Я преподаю введение в аскетику. Святые отцы с IV века все расписали. Наши греховные переживания, страсти – это болезни души. Есть болезни тела, и этим занимается медицина, а есть болезни души. И святые отцы IV века писали об исцелении болезней души в тех же медицинских терминах, только другие прописывали лекарства: против этой страсти делай то-то, против той страсти – то-то. Если у тебя печаль, уныние и ты не знаешь, как с этим справиться, они объясняют, как бес работает с тобой, что пытается у тебя развить и как ты должен этому противостоять. Без духовной медицины мы не сможем ничего сделать.

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Принято считать, что для того, чтобы развиваться и получать знания, нужно все время что-то новое узнавать. И есть большое искушение смотреть все время что-то новое, причем из разных сфер жизни. Но когда читаешь жития святых, понимаешь, что были такие святые, которые вообще читали только Евангелие, например, тем не менее мы понимаем, что они развивались, становились ближе к Богу. Правильно ли я понимаю, что источником знания они сделали Бога и наблюдение за собой, за своими помыслами, то есть занимались борьбой духовной? Правильно ли делать акцент на этом? Можно ли подражать этим святым? Или нам это недоступно и надо все-таки много читать?»

– Знания можно получать не только через зрение и слух, но и непосредственно от Бога, просвещаться Святым Духом. Вспомните Марию Египетскую: она не была ученой, была простой девушкой (к сожалению, блудницей). Но она настолько угодила Богу своим покаянием, что ее просвещал Святой Дух. Она цитировала псалмы. Откуда она их знала, если не читала? Она знала, что происходит, чем люди интересуются, чем живут те же монахи. Зосима не знал ее, а она его знала. То есть она была духовно выше, ее Святой Дух просвещал.

Много знаний ложных, потому что разум упал в рассудочную область, появилось много знания, желания, любопытства. Возникли всякие ложные философские учения, которые пытаются объяснить мир, но не могут. Эти ложные знания, конечно, накладывают свой отпечаток, формируют наше сознание, но они нам совершенно не нужны, они лишние.

Почему полезно узнавать жития святых? Они показывают, как человек пришел к Богу. Самое главное в этой жизни – узнать Бога. Если мы наладили связь и разум у нас живет в благодати Святого Духа, то преображение этого мира будет происходить правильно, по замыслу Божию.

Много лжезнаний. Мы пытаемся объяснить Вселенную, пытаемся объяснить, почему был Всемирный потоп (ученые не могут понять этого). Мы, православные, это прекрасно понимаем – потому, что люди перестали жить с Богом, перестали исполнять единственный закон, существующий в этом мире, – закон любви. Других законов нет. Пока люди исполняют этот закон, общество будет существовать.

Отсюда очень простой вывод: поскольку нам, православным, в полноте дано Откровение Божие, и мы имеем возможность исполнять закон любви, то мир этот существует благодаря нам. Нас хотят уничтожить те, кто уже потерял Бога. Все очень просто. А стратегическая задача Бога тоже известна: не придет антихрист до тех пор, пока не будет проповедано Евангелие во всем мире.

Что это значит?

– Это значит, что Россия, Православие сейчас выбраны как центр объединения всех здоровых сил, через которые будет распространяться Православие и на Китай, и на Турцию, и так далее. Все это предсказано, это свершится. И перед каждым скоро встанет вопрос: ты с кем? ты хочешь жить в чувственных удовольствиях с дьяволом или хочешь жить с Богом?

Благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, хочу к вам обратиться с одним вопросом: подумайте, пожалуйста, в чем же все-таки для себя вы видите смысл жизни? Для чего человек живет на этой земле? Может, все-таки надо наладить живое общение с Живым Богом, чтобы потом, уйдя из этой временной короткой жизни, наследовать Царство Небесное? Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос для себя.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс