Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, рады приветствовать Вас в Екатеринбурге. Впервые ли Вы в нашем городе? И какие первые впечатления от города святой Екатерины?
– Да, в Екатеринбурге я впервые. Обычно, когда мы делаем перелет из Хабаровска в Москву, то пересекаем Уральские горы, и о том, что мы пролетаем над Екатеринбургом, сотрудники авиакомпании всегда дают информацию. Но мечта побывать в Екатеринбурге была очень давно. Тем более что уже два года я преподаю дистанционно в Екатеринбургской духовной семинарии. И очень рад тому, что Его Высокопреосвященство Владыка Евгений, глава Екатеринбургской митрополии, пригласил принять участие в конференции, которая проходит в эти дни.
Город порадовал, впечатлил. Нас разместили в Ново-Тихвинском женском монастыре, где идут великолепные службы. Мы имеем возможность погрузиться в молитву, приобщиться к особой культуре совершения богослужения сестрами святой обители, увидеть современные произведения церковного искусства, которые сделаны руками сестер. Мы посетили несколько храмов. Радует, что здесь, на Урале, жизнь православных христиан представлена во всей полноте.
Сегодня была конференция (первый ее день), она порадовала и высоким уровнем организации, и содержательными докладами. Впечатления самые благоприятные, радостные, дают очень много новых идей, придают сил и подлинной духовной радости.
Вы уже сказали, что сегодня началась конференция «Церковь. Богословие. История», и Вы прибыли именно для того, чтобы принять в ней участие. Проводится конференция уже одиннадцатый раз. Почему наш форум привлек Ваше внимание?
– Я много об этом слышал, знаком очень хорошо с материалами предыдущих конференций. Меня радует то, что конференция, проводимая в Екатеринбургской митрополии, объединяет людей, которые трудятся в научной сфере, педагогов, миссионеров, студентов, священнослужителей. И она дает ценнейший материал для того, чтобы каждому (и священнослужителю, и мирянину), кто желает того, получать добрую опору, знания, ориентиры для трудов в сфере духовного образования, в развитии церковной науки, миссионерстве, проповеди. Захотелось воочию приобщиться к этому церковно-научному форуму, внести свою небольшую лепту. И еще, воспользовавшись возможностью находиться в Екатеринбурге, провести для студентов бакалавриата и магистратуры Екатеринбургской духовной семинарии несколько лекций в очном формате, а не дистанционно, как было до сих пор.
Владыка, Вы выступаете на конференции с докладом на тему «Опыт составления новых богослужебных текстов в духовных школах Русской Православной Церкви». Почему именно эта тема освещается?
– Это мой интерес. Я тружусь на кафедре церковно-практических дисциплин. Закончил в 2006 году обучение в Московской духовной академии, выпускником церковно-практической кафедры Московской духовной академии. Защищал кандидатскую диссертацию на кафедре церковно-практических дисциплин Киевской духовной академии. Мои труды в качестве преподавателя Хабаровской духовной семинарии начались именно с преподавания церковнославянского языка, других церковно-практических предметов.
Мои призывы к студентам о составлении богослужебных текстов в Хабаровской духовной семинарии были услышаны и благодатно восприняты. И мы имеем очень интересный, положительный, ценный опыт в составлении богослужебных текстов в честь мученика Иоанна Попова, профессора Московской духовной академии (память которого сегодня совершается Церковью), а также в честь Албазинской иконы Пресвятой Богородицы, нашей дальневосточной святыни. Один из выпускников Хабаровской духовной семинарии под моим руководством написал текст службы, стихиры, канон и акафист в честь Албазинской иконы Божией Матери. Это давно чтимая святыня на Дальнем Востоке, но служба ей совершается по тексту службы в честь иконы Божией Матери «Знамение». И вот оригинальное сочинение, возможно, современного гимнографа (дай Бог, чтобы он продолжил эти труды) является частью той работы, которая была подъята под моим руководством. Хочется представить этот опыт.
Радует то, что предложение по выпускным квалификационным работам, а также по курсовым работам в стенах Екатеринбургской духовной семинарии в плане составления новых богослужебных текстов в честь святых и икон Богоматери, в честь которых пока службы не составлены, воспринято студентами. Один из студентов бакалавриата Екатеринбургской духовной семинарии сейчас трудится над составлением стихир в честь уральской иконы Пресвятой Богородицы. Возможно, на выходе из семинарии у него родится выпускная работа с полным последованием богослужебного текста в честь уральской святыни.
Еврейская автономная область, где Вы служите, достаточно далека от нас. Расскажите, пожалуйста, о Православии в регионе и о том, как выстраивается работа епархиальных служб.
– Наша епархия учреждена немногим более 20 лет назад. То есть это молодая епархия, со всеми особенностями, отсюда вытекающими. Долгое время на территории Приамурья было очень много храмов. Начиная с 1858 года, когда был подписан Айгунский договор и территория Приамурья была закреплена навсегда за Российской империей, началась активная миссионерская деятельность, церковная жизнь. Переселенцы шли вместе со священниками, и именно благодаря соработничеству гражданских лиц и священнослужителей развивались разные стороны жизни, в том числе и духовная.
Но, к сожалению, когда безбожники пришли к власти, они стали употреблять очень много усилий и искореняли казаков, искореняли веру православную. И на территории, которая сейчас включает Биробиджанскую епархию, не осталось ни одного храма, ни одной церковной постройки – все было испепелено и искоренено начисто.
Когда только начиналось возрождение церковной жизни в нашей стране после 1988 года, четыре прихода, образованные на территории Еврейской автономной области, долгое время входили в состав Хабаровской епархии. На заседании Священного Синода 7 октября 2002 года было принято решение выделить приходы, находящиеся в пределах Еврейской автономной области, в самостоятельную епархию. Была образована Биробиджанская епархия и был назначен Правящий архиерей – тогда епископ Иосиф, ныне – митрополит Улан-Удэнский и Бурятский. Трудам его нет числа, он приложил очень много усилий, привлек очень много ресурсов для того, чтобы на месте, где было искоренено любое упоминание о православии, на пустыре, создавалась церковная жизнь.
Долгое время кафедральным собором был деревянный храм Святителя Николая, построенный в 1999 году, когда территория Еврейской автономной области еще входила в состав Хабаровской епархии. Владыка Иосиф, прибыв в Биробиджан, принял решение о строительстве кафедрального собора, и в 2005 году его построили. Сегодня здесь, в студии, представлена фотография этого собора.
Соприкасаясь с людьми, которые живут в пределах Еврейской автономной области и ходят в храмы, мы видим, что это люди искренне верующие, искренне заботящиеся о Церкви, о благолепии церковном. И, несмотря на то что у нас нет каких-то очень древних и сильно намоленных икон, те святыни, что сейчас есть в наших храмах, – это плод трудов многих и многих людей. Они возрождают церковную жизнь не только лишь сопереживанием, но еще и конкретными трудами. И это очень радует.
В 2022 году Биробиджанская епархия отметила свое 20-летие. Расскажите о том, как прошли праздничные торжества.
– Когда мы отмечали 20-летие епархии, решили провести череду богослужений. Торжества наши начались 8 сентября 2022 года, в день рождения святителя Иннокентия (Вениаминова), нашего Небесного покровителя. И вплоть до 6 октября (дня его памяти) и, соответственно, 7 октября, в день 20-летия Биробиджанской епархии, на приходах нашей епархии пребывала копия Албазинской иконы Божией Матери (наша местночтимая святыня), а также ковчег с частицей мощей святителя Иннокентия (мы его переносили из одного храма в другой). Этот ковчег в 2002 году подарил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II как благословение новообразованной Биробиджанской епархии. С двумя этими святынями – Албазинской иконой и частицей мощей святителя Иннокентия – проходили наши праздничные богослужения.
Священнослужители и миряне, которые заметно потрудились для епархии, получили свои награды. Мы провели эти два месяца в соборной молитве со священнослужителями, с нашими прихожанами. Думаю, что это самое достойное празднование, самый достойный формат из возможных – вознесение Богу благодарных молитв за то, что Он благословил трудиться, служить, жить в этом регионе, призвал нас быть соработниками у Него на ниве духовного делания. С нашей помощью, с нашим участием, на наших глазах совершается созидание церковной жизни в этой части России, что очень радует и действительно дает много сил. Объединение в трудах, молитве совершается как в будни, так и в праздники.
Вы часто выступаете в Биробиджане на местном телеканале и рассказываете зрителям о том, что такое Православие. Как выстроилась такая добрая работа с журналистами? И почему это важно, на Ваш взгляд?
– У журналистов неподдельный интерес к церковной жизни. Совместно с региональным отделением Союза журналистов, а также при содействии одного из ведущих медиахолдингов Дальнего Востока мы проводили Дальневосточный православный медиафорум. Он собирал представителей епархиальных пресс-служб, журналистов светских СМИ, блогеров. И многие для себя открыли добрые информационные поводы, которые может дать Церковь, ее священнослужители и прихожане. Представители светских СМИ неоднократно во время этого форума свидетельствовали о том, что, оказывается, у православных христиан не только совершаются богослужения, но есть разные формы служения Богу и людям за оградой Церкви. Увидев в нас поставщиков добрых новостей, так скажем, доброго контента для СМИ разных форм, они с радостью освещали и освещают по сей день события нашей епархии.
У нас доброе соработничество с региональными СМИ, телевидением, интернет-изданиями, газетами, радио. Мы, священнослужители, – желанные гости в телевизионных и радиоэфирах. И все это, наверное, потому, что СМИ фиксируют события нашей жизни и являются своего рода летописцами. Конечно же, мы со своей стороны занимаем определенную нишу. В числе многих других мы совершаем труды на Дальнем Востоке России, формируя его новейшую историю. И отображение наших событий в СМИ востребовано. Благо нам есть о чем рассказать, что показать, что представить.
Владыка, сайт Биробиджанской епархии сообщает о том, что Вы лично провожали мобилизованных для участия в специальной военной операции и напутствовали их. Какие слова важно сказать тому, кто отправляется на защиту своей Родины?
– Это было очень интересное событие в моем служении. Меня пригласили сказать напутственные слова, благословить тех, кто был в пунктах мобилизации, а также мобилизованных, добровольцев и военнослужащих. Наши воины с радостью, со вниманием принимают слова о том, что их миссия уникальна, эпохальна. На их плечи ложится очень непростая задача не только по денацификации и демилитаризации Украины, освобождению Донбасса и исконно русских территорий, но, как сейчас стало особенно очевидно, стоит задача восстановления исторической правды, справедливости. Там, где ступала нога русского воина, всегда устанавливался мир, порядок, всегда начиналось созидание жизни во всех ее проявлениях. И тому масса примеров в истории. И нынешние воины Богом призываются именно к такому деланию – продолжить славные традиции русских воинов по установлению мира, порядка, искоренению зла.
Вот именно эти слова они очень внимательно слушали, с радостью принимали. Для меня было очень приятно и радостно, когда многие подходили после официальной части и благодарили именно за сказанные слова. То есть можно было понять, что они легли на сердце наших воинов, укрепляют их сейчас. Мы молимся о наших воинах ежедневно в каждом храме нашей епархии за каждым богослужением. Думаю, такое наше духовное единение, несмотря на большое расстояние, служит им во укрепление.
Мне кажется, что сегодня мы переживаем время патриотического подъема, сплачивающего наше общество. Что такое патриотизм, на Ваш взгляд? Что значит быть патриотом своей Родины?
– Это, наверное, значит быть полностью влюбленным в свою Родину, быть полностью преданным ей и каждый день, каждое мгновение своей жизни рассматривать как часть истории своей Родины. Если именно с таким подходом каждый будет относиться к своей жизни, то она будет настроена только лишь на созидание.
Древняя святоотеческая мудрость говорит: «Начни преображать мир с самого себя». Тот, кто себя называет патриотом своей Родины, должен ориентироваться именно на преображение жизни своей души, начиная с себя, облагораживая все вокруг, созидая, приумножая славу предков, создавая что-то новое от себя. И в этом будет проявление любви к своей Родине. Это и есть подлинный патриотизм.
Также хотелось бы затронуть и темы, о которых Вы ранее говорили в своих интервью. В одном из них Вы сказали о том, что смерть условна. Православные это хорошо понимают, ведь за порогом смерти наступает новая жизнь. Но почему для человека светского разговор о смерти чаще всего табуирован? Почему даже говорить об этом в обществе не принято?
– От того, что многие не знают правильного ответа на вопросы, связанные со смертью. Мы как православные люди знаем, что это лишь переход от жизни временной к жизни вечной. Мы знаем, что Христос Своей смертью и Воскресением попрал власть смерти в мире. И те, кто желает приобщиться к благодатным плодам Воскресения Христова, не имеют никаких препятствий для этого.
Конечно, по-человечески очень тяжело переживать утрату близкого. Очень сложно подобрать слова утешения для тех, кто приходит, свидетельствуя о горе, о печали, о потере близкого человека. По-человечески, наверное, всегда будет горько расставаться с близким на долгое время. Но в свете православного вероучения и той надежды, которую нам дарует Господь Бог, эта печаль должна растворяться все-таки радостью ожидания встречи с усопшим. Порой приходящему в печали достаточно сказать, что у него не теряется связь с его усопшим сродником. Он может сделать для него сейчас, после его смерти, гораздо больше, чем делал при его жизни: возносить молитвы, совершать милостыню в его память, помогать душе усопшего пребывать в мире ином в радости, вознося свои молитвы, поддерживать связь с ним. И тогда человек почувствует, что обыденное понимание смерти будет полностью растворяться правильным с точки зрения нашего вероучения пониманием этого этапа нашего бытия.
Отсутствие власти смерти над каждым из нас – то, что дает силы для жизни. А самое главное, что это дает стимул трудиться и жить так, чтобы заслужить именно благую участь. И даже если у кого-то при жизни не получается, то многое в изменении участи человека могут сделать его усопшие сродники. В этом смысле на каждом из нас большая ответственность.
Мне недавно сказали: умрешь, пройдет девять дней – и все, никто больше о тебе не вспомнит. Отсюда у меня родился такой вопрос: а должны ли мы в своей жизни стремиться жить так, чтобы нас потом долго вспоминали? Или это скорее из области гордыни?
– Мне думается, что мы должны жить чисто, свято и стремиться к тому, чтобы наша кончина была безболезненной, непостыдной, мирной, и чтобы мы заслужили доброго ответа на Страшном Судище Христовом. Не нужно печалиться от того, что кто-то тебя забудет.
Когда мы совершаем богослужение в поминальные субботы, то всегда можно видеть обилие имен в записках. Причем часто там встречаются имена, которые сейчас практически не используются людьми при наречении новорожденных. Это говорит о том, что сохраняется память о давно живших сродниках. Никуда из души и сердца человека не уходит имя родственника, близкого, знакомого.
И до тех пор, пока возносится молитва, благо Церковь дает очень много поводов для того, чтобы об усопших вспоминали, память о человеке сохраняется. Если кто-то желает приобрести молитвенников о своей душе, то, думаю, здесь простор для разных добрых трудов. Говорите добрые слова, помогайте людям, поддерживайте их, уделяйте им внимание, и память о вас будет вечной.
Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
В завершение хотел бы сказать несколько слов о том, о чем подумал во время нашего сегодняшнего заседания. Само слово «вызов» в названии темы Чтений – «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Что такое вызов? Это не что иное, как предложение, от которого нельзя отказаться. Например, вызов на дуэль: если человек отказывался, он терял свое достоинство, терял уважение в обществе. В контексте той общественной психологии, той морали отказаться от вызова значило потерять самого себя, потерять свое лицо.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.