Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Как и все, о чем две с лишним тысячи лет говорит христианство, жизненно по сей день, так и роль женщины в семье, которую определил ей Cам Господь, остается важнейшей – быть помощницей своему мужу. В этом ее духовная сила, которая исходит из ее сердца и поддерживает всех, кто дорог и любим.
В храм в честь Воздвижения Креста Господня в чувашском селе Красные Четаи мы приехали в день памяти святителя Николая Чудотворца – 19 декабря. Господь так управил не случайно. Один из трех храмовых приделов освящен во имя этого святого.
Протоиерей Максим Зарубин: – Для нас – это вторая Пасха. Несмотря на то, что сегодня понедельник, все равно люди, слава Богу, пришли, кто-то даже с работы отпросился.
На клиросе – жена отца Максима, матушка Татьяна, маленькая хрупкая женщина с длинной косой и дивным ангельским голосом, который доносит молитвы к Господу до каждого сердца.
Матушка Татьяна Зарубина: – С детства всегда было две косы. Волосы были очень густые. Мама мне их расчесывала, каждое утро заплетала. У меня в садике, в старшей группе, по пояс были волосы, стричь она не разрешала. Я пошла в школу, стали заплетать одну косу, так я по жизни всегда с косой.
Она родилась в Чебоксарах, в семье учителей. Про Бога ей дома рассказывали, но, скорее, для общего развития. Верующая мама практически не ходила в церковь (не была приучена) – время было сложное, богоборческое. Оно закончилось примерно тогда, когда маленькая дочь начала познавать большой мир.
м. Татьяна: – Однажды мы пошли с мамой гулять на залив, к Волге. Мне было лет пять, помню, я говорю: «Мама, что там за купола красивые?» Я не знала, что это Введенский собор. Купола красивые – золотые, голубые, с какими-то звездочками. Мама говорит: «Это церковь». Я говорю: «Давай туда сходим».
Так вместе с мамой Татьяна впервые пришла в Введенский собор. Она видела, что подружки носили крестики, и упросила маму покрестить ее тоже. Татьяна училась в начальной школе и уже посещала музыкальную – через «не хочу», а порой и через слезы.
м. Татьяна: – Мама, видимо, задалась желанием сделать из меня музыканта. Я очень сильно сопротивлялась, не любила фортепиано, но мама строго, настойчиво ходила на все уроки, слушала, чему меня учат, приводила домой (мне купили фортепиано), сидела со мной по часу, если не больше, пока я все не выучу.
Впрочем, кроме маминого желания играло роль и упорство самой девочки. Как-то она встретила в храме подружку по музыкалке, а та позвала ее с собой в воскресную школу. Татьяна пошла с радостью, потому что там были занятия по пению.
м. Татьяна: – В музыкальной школе у нас был хор, но, честно говоря, я там очень плохо пела. Мне говорили: «Потише пой, потише». В воскресной школе тоже говорили: «Танюшка, лапушка, слушай». Мне было очень обидно, но я очень хотела научиться петь.
Желание мамы видеть дочь музыкантом исполнилось. Музыкальную школу Татьяна окончила с отличием, поступила в музыкальное училище, а после него – на факультет искусствоведения в Чувашский государственный университет. Все это время она пела на клиросе в Введенском соборе.
м. Татьяна: – Я слушала много классических певцов, оперы. У меня стало получаться. Когда у человека есть стремление и большое желание, когда он хочет этому научиться – обязательно научится.
Музыка стала ее профессией, судьбой и познакомила с любовью всей ее жизни.
прот. Максим: – Я был в семье один, и мне хотелось с кем-то пообщаться, поговорить. В храме было ощущение полноты – семейной.
Отец Максим вырос в Новочебоксарске, учился в школе №2, из стен которой вышло, по его словам, самое большое число будущих священнослужителей. Он сам пришел к Богу в сложные 90-е, его вера проходила проверку, росла и укреплялась.
прот. Максим: – Надо ходить на службы. Я брал самую маленькую свечку, поставишь – свечка догорит полностью – все, на этом моя миссия закончилась. Потом побольше брал свечку, еще больше, еще больше, потом такую свечку поставил, что все всенощное бдение, всю Литургию отстоял.
Его заметили в храме, пригласили в воскресную школу, а там – новый мир, общение с ровесниками, единомышленниками, духовная библиотека. Одной из первых книг, которую он прочел, был рассказ о Семье Царственных Страстотерпцев.
прот. Максим: – Они полностью меня сформировали как личность, научили, как верить, как жить, дали стимул, как создавать семью.
С таким багажом христианских знаний и жизненных убеждений Максим Зарубин после окончания школы поступил в Чебоксарское духовное училище, после его окончания – на заочное отделение Нижегородской духовной семинарии. Для прихожан Введенского собора, для духовенства Чувашской епархии (и не только) день ангела любимого Владыки Варнавы был большим церковным праздником. Храм подчас не мог вместить всех желающих принять участие в богослужении.
м. Татьяна: – Это было 24 июня 2003 года. Воскресная школа готовилась петь, начало службы. К хору (наше место отгораживали ленточками, чтобы не мешали детям стоять, петь), под ленточку, к нам заходит молодой человек в подряснике и говорит: «Здравствуйте! Можно у вас постоять?»
Это был семинарист Максим Зарубин. Татьяна еще с ним не была знакома, но отказать молодому человеку в подряснике не посмела.
м. Татьяна: – Потом мы с ним год не виделись. А в 2004 году организовывалась поездка на Украину, по святым местам, на две недели.
Каково же было ее удивление, когда среди молодых людей она увидела того настойчивого парня по имени Максим.
м. Татьяна: – Конечно, он мне понравился. Я старалась ходить рядом с ним, чтобы подружиться.
прот. Максим: – У нас машина часто ломалась, поэтому мы были «поломниками» – от слова «поломаться».
Так, с остановками и молитвами, доехали до Восточного Крыма, до Топловского женского монастыря во имя Святой Параскевы Пятницы. Дорога до обители идет в гору, через живописнейший крымский лес. Как не сфотографироваться на фоне такой красоты!
м. Татьяна: – Я говорю: «Максим, можно с тобой сфотографироваться?» Он меня неожиданно поднял на руки, а другой мальчик говорит: «Вас так сфотографировать или так?» А Максим в это время меня на руках держит. Сфотографировались, потом пошли дальше в монастырь.
В обители существует поверье: если молодые люди приехали сюда вместе, окунулись в источник, помолились святой Параскеве о семейном счастье, то они обязательно поженятся.
м. Татьяна: – В очередной вечер он мне звонит по городскому телефону, причем поздно вечером, и говорит: «Слушай, такое предложение: матушкой не хочешь стать?» Я ответила: «Конечно, хочу». – «Хорошо, надо будет жить в деревне. Ничего?» Я говорю: «Ничего, ладно, хорошо». – «Тогда мы сначала пойдем к Владыке Варнаве, потом маме с папой расскажем, пока ничего не говори».
прот. Максим: – Буквально через две недели Владыка митрополит благословил.
м. Татьяна: – После этого он взял меня за руку, мы с ним пошли вдоль залива...
Татьяна не удивилась, когда узнала о скором рукоположении мужа в священство. И мама ее не удивилась. Они обе давно об этом знали.
м. Татьяна: – Мы ездили в Алатырь к отцу Иерониму, был такой прозорливый старец. Мне было лет 10–11. Отец Иероним сказал: «Она будет матушкой у тебя». Мама, видимо, в это верила, настраивалась, так и получилось.
После иерейской хиротонии отца Максима направили в село Акулево поднимать храм и общину. Хрупкая матушка Татьяна с ним – помогать. Физически было трудно при росте 157 сантиметров и весе около 44 килограммов.
м. Татьяна: – Я не привыкла жить в деревне, городская была. Мы приехали в Акулево, там нужно было воду принести, из-под умывальника воду вынести. Отопление было газовое, но газ надо было экономить. Была печка, научилась топить печку. Потом сделали баню – научилась топить баню. К этому всему немножко было трудно привыкать, но, видимо, Бог помогал, и я старалась всему научиться, чтобы муж меня любил и уважал.
Батюшка, конечно, помогал в свободное время, но времени оставалось мало. Отец Максим был занят на приходе. Она не жаловалась, чтобы его не расстраивать. С миром в душе осваивала для себя новую роль жены, хозяйки, матушки.
м. Татьяна: – Мы поженились, переехали туда, настал период заготовок (огурцы, помидоры). Я никогда ничего не закатывала. Начала все делать по советам, и так у меня получалось, как будто я всю жизнь занималась заготовками. У нас получались такие вкусные маринованные помидоры, что их даже наш кот любил есть.
В Акулево семья прослужила шесть лет, затем, указом митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, отца Максима перевели сюда, в Красные Четаи. К новому месту служения священническая семья приехала с двумя сыновьями – Максимом и Святославом. Третий сын Игорь и дочь Ангелина родились уже здесь. Организация домашнего быта, подготовка к урокам, общее развитие детей – это сфера ее забот. При этом матушка Татьяна остается главным и самым надежным помощником батюшки в храме. На клиросе она чаще всего поет одна.
м. Татьяна: – Я стараюсь петь так, чтобы люди почувствовали молитву, что это не просто какая-то песня, мелодия, а молитва. Все слова стараюсь как бы через себя пропустить.
прот. Максим: – Если я где-то делаю ошибку, она возьмет текст и говорит: «Вот здесь у тебя ошибка была, мне ударение прямо по ушам бьет, надо так говорить». Или, допустим, в тоне сделаешь неправильно, она сразу посмотрит – у меня прямо мурашки по коже: опять я что-то не так сказал. Говорят: «Батюшка с матушкой сами, как хор, ходят». Когда дом освящаешь, когда службу служишь. Службу мы стараемся служить, чтобы как будто первая и последняя была.
В жизни отца Максима была трагедия, которая заставила его думать, жить и служить именно так. Пятнадцать лет назад, 30 декабря, в автомобильной аварии погибла его мама. Ей было всего 49 лет. Она скончалась практически на руках у сына, а ее уход пришелся как раз на воскресный день.
прот. Максим: – Это было тяжело перенести. Матушка в этом плане мне помогла остаться человеком.
Когда-то Татьяна хотела петь в опере, но поняла, что лучше для нее петь Богу и для Него. Правда, в Красных Четаях матушка Татьяна смогла утолить свою ностальгию по сцене. Она выступает в Доме культуры, в конкурсе «Серебряный голос» стала дипломантом.
м. Татьяна: – Когда мне было сложно, помогала больше музыка, потому что я музыкант с высшим образованием. Когда настроение не то, я садилась за фортепиано, могла поиграть либо включить какую-то классическую музыку. Очень люблю Моцарта, Бетховена.
прот. Максим: – Семья должна быть полноценная – это пять детей. Как раз полноценная семья была у Святого Страстотерпца Николая. У меня пока еще неполноценная, еще один остался для полноценности.
м. Татьяна: – Когда я хотела выйти замуж, всегда мечтала, чтобы у меня было много детей. Потому что я росла одна – это очень скучно.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.