Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1190) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: О старости

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: О старости

№5 (1190) / 1 февраля ‘23

Архипастырь

Владыка, давайте сегодня поговорим с Вами о старости. Есть известная пословица «Старость – не радость». Очень часто на закате жизни люди страдают старческим слабоумием. С точки зрения физиологии здесь все понятно – клетки мозга умирают, а с божественной точки зрения это меня немного тревожит, ведь такой человек лишается возможности раскаяться за годы своей жизни. Есть ли в этом Промысл Божий?

– Все же отношение к старости не столь однозначно, как вы его обрисовали, потому что старость старости рознь. Как-то я задумался над этим и в преддверии Рождества Христова решил перечитать в Евангелии от Луки повествование о Рождестве Христовом.

Мне захотелось прочитать этот текст на греческом языке – на языке оригинала, на котором написал Евангелие евангелист Лука. Так сказать, тряхнуть своей семинарской молодостью. Так вот, евангелист Лука, перед тем как описать Рождество Христово, описывает другие события – Благовещение Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Крестителя.

Как известно, Иоанн Креститель родился от бесплодных родителей, достигших преклонных лет, – от праведных Захарии и Елизаветы, о чем и повествует Евангелие. В греческом тексте говорится о том, что они были праведны и благочестивы перед Богом и были бесплодны, а затем говорится, что они были в преклонных годах, и здесь употреблено греческое слово προβεβηκοτες.

Я задумался над этим и посмотрел, как это слово переведено на славянский и русский языки в нашем Евангелии. В славянском Евангелии употреблены слова «заматоревшие во днех своих». Что означают слова «матерый человек», мы знаем. А что такое «заматоревший»? Я посмотрел в церковнославянском словаре, что означает слово «заматоревший», и оказалось, что это что-то затвердевшее, окаменевшее.

Я представил себе механизм, который десятки лет не ремонтировался, а потом вдруг потребовался его ремонт. Мы попробовали открутить какую-то гайку, но она уже настолько вросла в этот механизм, что совсем не крутилась, и ее было очень трудно расшевелить. Примерно это же и означают слова «заматоревшие во днех своих», то есть это нечто уже обездвиженное, лишенное какой-либо подвижности и жизни. Такое восприятие старости, конечно же, мне не кажется оптимистичным.

Затем я посмотрел синодальный перевод на русский язык Нового Завета и Евангелия, и там уже употреблено более оптимистичное, более обтекаемое выражение – «люди, достигшие преклонных лет». Но, опять же, что значит слово «преклонный»? «Преклоняться» – значит «клониться», и здесь уже может быть двоякое восприятие: хорошо быть в преклонных годах или нехорошо?

С одной стороны, если жизненные трудности, обстоятельства, состояние здоровья прижимают человека к земле, когда жизнь уже его клонит, придавливает, то получается, что старость действительно не радость. А с другой стороны, мне вспоминается образ, который приводит преподобный Ефрем Сирин. Правда, там он говорит о добродетели и смирении, но это неважно.

Так вот, преподобный Ефрем Сирин говорит, что к земле клонятся ветви, обремененные множеством плодов, а бесплодные ветви устремлены вверх. И если в преклонных годах человек преклонен, потому что он обогащен мудростью, духовным и жизненным опытом, то так ли это плохо, ведь его клонят вниз года, обремененные таким багажом? Греческое же слово προβεβηκοτες означает, что человек сам проводил себя по жизненному пути и обогатился духовным опытом. И поэтому итог его жизни не всегда однозначен.

В «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника есть заповедь, обращенная не к старикам, а к молодым: «Усердно приноси Христу труды юности твоей и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости». Когда мы занимаемся растениеводством, мы знаем, что если растение повредить еще в молодом возрасте, если неправильно его пересадить, то оно будет расти вкривь и вкось, и сформировать красивую крону не получится. Но если растение заботливо выращивать, то в итоге оно получается очень красивым и плодоносящим (если это плодовое дерево).

Так и в нашей жизни. Старость часто зависит от того, как человек провел свое детство, юность, зрелые годы. Бывает, что он большую часть своей жизни проводит в страстях, пороках, разврате. А что такое разврат? Разврат – от слова «разворотить», то есть это хаотичная, беспорядочная жизнь, и вряд ли старость такого человека будет упорядоченной и умиротворенной.

Так что, если мы хотим, чтобы наша старость была умиротворенной, то, пока у нас есть еще силы и организм наш преисполнен энергии, мы должны эти энергию и силу тратить не столько на удовлетворение наших страстей, сколько на удовлетворение духовных потребностей. И тогда мы возрадуемся о богатстве бесстрастия и умиротворенности нашей старости.

Что же касается чисто физических сил организма, это естественные физические процессы. Но если человек жил правильной духовной жизнью и вдруг под конец своей жизни он теряет силы и оказывается прикованным к постели, это нисколько не выводит его из себя, из мирного устроения. И даже если нам кажется, что человек вдруг теряет память, на самом деле, так бывает не всегда. Вот он внешне кажется совершенно утратившим память, но если он в своей жизни научился всегда молиться, пребывать в молитве, то даже когда молчат его уста и молчит разум, продолжает молиться его сердце.

Здесь мне вспоминается рассказ покойного митрополита Антония Сурожского. Митрополит Антоний долгое время возглавлял православную епархию в Великобритании, в Лондоне, а в молодости он был врачом. Он рассказывал, как однажды его, еще совсем молодого священника, только-только оставившего медицинскую практику, пригласили к какому-то человеку, чтобы его исповедовать.

Тот уже потерял сознание, не мог разговаривать и был совершенно бесчувственным. При жизни своей он был далек от Церкви, не успел соединить свою жизнь с Богом, с Церковью. И, казалось бы, ситуация безнадежная – человек должен вот-вот уйти в жизнь вечную, и сделать уже ничего невозможно. Он не может покаяться, ему нельзя рассказать о Боге, потому что он уже не воспринимает окружающий его мир.

Но Владыка Антоний решил читать Евангелие у его постели. Он читал Слово Божие, и вдруг в какой-то момент к этому человеку возвратилось сознание и способность говорить. Слова, которые произнес этот человек перед своей смертью, глубоко врезались в память Владыки Антония. Он вспоминал о них всю свою жизнь. Умирающий сказал: «Большое спасибо Вам за то, что Вы сейчас читали такие замечательные слова. Я не мог шевелить своими устами, не мог внешне на это реагировать, но, поверьте, каждое слово глубоко врезалось в мое сердце. Я преисполнен словами, которые сейчас услышал».

Так вот, безнадежных ситуаций нет, и поэтому, даже если человек перед смертью утратил способность двигаться, говорить или понимать, это совсем не тупик. Если он всю свою жизнь жил в Боге и с Богом, если просил Господа о том, чтобы Господь сподобил его христианской и мирной кончины живота, то обычно такую кончину Господь и посылает. Господь не лишает даже Святого Причастия перед кончиной.

В христианской Церкви есть особо почитаемая святая – великомученица Варвара. Господь дал ей особую благодать помогать людям в том, чтобы перед их кончиной они сподобились последней Исповеди и Причастия Святых Христовых Таин. И поэтому святую великомученицу Варвару часто изображают на иконах со Святой Чашей – с Причастием.

Но многие ли из нас обращаются к этой святой с молитвой, чтобы она сподобила нас последнего Причастия и Исповеди? И многие ли из нас, когда мы еще в добром здоровье, в добром устроении, стремятся исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин? Тех же, кто имел такое желание, Господь сподобляет этого в последние минуты их жизни. Если же ты был к этому нерадив на протяжении всей своей жизни, то нужно ли тебе это перед смертью?

Владыка, хотелось бы поговорить еще о таком тонком моменте. Нередко дети отправляют своих родителей в дом престарелых, ссылаясь на то, что они работают, и у них нет ни малейшей возможности за ними ухаживать, потому что иначе им придется уволиться с работы, и они останутся без куска хлеба. Такое решение – это всегда зло?

– Здесь непонятно, кто виновен в этом зле. Может быть, родителям, которые оказались в доме престарелых, следует посмотреть на самих себя? Ведь, как правило, дети – плод воспитания родителей. Воспитывали ли они своих детей христианами? Я уверен в том, что если бы папа и мама растили своих детей добрыми христианами, то дети никогда бы не отдали родителей в дом престарелых, как бы ни были заняты на работе или на каких-то других важных служениях.

Я абсолютно уверен в том, что люди, связанные с религиозной традицией, никогда так не поступят. Наверное, самым религиозным в этом отношении регионом в нашей стране является Чеченская Республика. Правда, там живут люди, исповедующие ислам, тем не менее, это религия, которая, так же, как и христианство, учит людей должному отношению к возрасту, к старцам и старицам. Если же такое явление существует, когда пытаются избавиться от стариков как от ненужного балласта, это признак глубокой бездуховности, греховного устроения людей.

Доброе отношение к родителям и вообще к пожилым людям должно воспитываться с детства, но если его не прививают родители, не воспитывает школа и общество, то чего же мы тогда хотим? Если папа или мама не одергивают ребенка, когда он отпускает колкости в адрес какой-нибудь старушки, старичка или инвалида, проходящих мимо, не одергивают подростка, говорящего о священнослужителе: «Поп пошел!», то чего же этим родителям потом удивляться, если они оказываются в доме престарелых? Этот дом престарелых они сами себе строили на протяжении всей своей жизни, и именно родители чаще всего виновны в сложившейся ситуации.

Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. 22 января Церковь отмечает память Филиппа, митрополита Московского и всея Руси. Мне кажется, святитель Филипп – важная фигура в истории нашего государства.

– Святитель Филипп, митрополит Московский, был современником Иоанна Грозного. Он жил в сложный период истории нашего государства. Пожалуй, до сих пор не существует объективной оценки правления Иоанна Грозного. Об этом есть совершенно противоположные мнения, начиная с того, что это был очень важный государственник, благодаря которому осуществлялись необходимые реформы в нашей стране, и заканчивая полным осуждением его как исключительно кровавого царя.

На самом деле, объективное исследование говорит, что, скажем, на Западе в то же время были правители куда более жестокие, нежели Иоанн Грозный, на их фоне он смотрится чуть ли не как голубь сизокрылый, а вовсе не как кровавый властитель. Тем не менее, какие-то крайности у Иоанна Грозного присутствовали, и на них ему указывал именно святитель Филипп, призывая его быть во всем христианином, как написано об этом в Святом Евангелии.

За эти свои обличения грехопадений Иоанна Грозного митрополит Филипп и поплатился. Вопреки церковным законам он был насильственно изгнан со своей митрополичьей кафедры и брошен в заточение в Отроч монастырь в Твери, где томился долгие годы, лишенный самого необходимого, и в конце концов принял мученическую кончину. По одной из версий, царский опричник Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа, и он мученически скончался, отдав свою жизнь за Евангельскую истину.

Правда, воцарившийся позднее Алексей Михайлович Тишайший в годы своего правления попытался несколько смягчить последствия этого поступка своего предшественника, и обретенные мощи святителя Филиппа были доставлены в Москву и положены в Успенском соборе Московского кремля, где покоятся все митрополиты Московские и всея Руси. Тем самым Алексей Михайлович как бы попытался реабилитировать русскую царскую династию перед этим святым угодником Божиим.

Святитель Филипп как страдалец за веру, за правду причислен к лику святых угодников Божиих и почитается Русской Православной Церковью. Мощи его сохранились нетленными, они и сейчас пребывают в Успенском соборе Московского кремля. В день памяти святителя совершается богослужение, и верующие люди имеют возможность приложиться к этой святыне и попросить у святителя Филиппа молитвенной помощи.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Знаю, что бывают обиды глубинные – до глубины сердца, и никакие Исповеди не стирают их из души, хоть они и бывают искренними. Что же делать?»

– Что-то к нам из передачи в передачу все какие-то глубоко обиженные люди обращаются. Я в прошлой нашей передаче давал ответ на подобный вопрос и говорил, что делать обиженным. На самом деле, у верующих людей нет повода для обиды, если мы правильно оцениваем ситуацию, ведь любая скорбь, которую нам причинили, для нас это и лекарство. Может ли человек осуждать врача за лекарство? Нет, конечно

Мы должны воспринимать нанесенную нам обиду как некую необходимость для нашего уврачевания, нашего спасения. По сути, люди, причиняющие нам какую-то скорбь, помогают нам продвинуться к Царству Небесному. Но если мы на них ропщем, если мы обижаемся на них, этим мы как бы отталкиваем помощь, которую Сам Господь послал нам через них.

Да, конечно, иногда претерпеть обиду, печаль непросто, но и путь в Царство Небесное совсем не легок и не прост. Нам нужно научиться воспринимать все это с благодарностью к Богу и людям.

Владыка, следующий вопрос поразил меня до глубины души. Я даже не знаю, как кратко на него ответить. Но давайте попробуем.

«Много лет назад у меня в роддоме украли ребенка. Я до сих пор не могу найти мира в своей душе. Были разные мысли, и жизнь потеряла для меня всякий смысл и все свои краски. Что мне делать?»

– Трудно сказать, что в этой ситуации делать и как быть, потому что здесь могут быть разные варианты. Я думаю, чтобы разобраться в этом вопросе, его не нужно задавать на телевидении, а лучше побеседовать один на один с батюшкой, посоветоваться.

Да, ситуации здесь могут быть самые разные. Мы живем в такое время, когда родители находят своих потерявшихся детей в детских домах и так далее, в том числе при помощи современных средств экспертизы и прочего. На телевидении даже есть передача, которая пытается решать эту проблему для родителей и их детей.

Другое дело – нужно ли это, если, скажем, исходить из интересов ребенка, считающего своими родителями людей, вырастивших и воспитавших его. Не причинит ли это ребенку такие же страдания, которые, может быть, испытывала и испытывает мама, лишившаяся когда-то ребенка? Если же здесь речь идет о подмене, значит, она тоже кого-то воспитала.

Нет, здесь написано, что ребенка у нее украли.

– А, понятно. Мне кажется, здесь можно предпринять какие-то практические шаги, но сначала следует хорошо подумать, кому это принесет пользу. Может быть, это действительно тот крест, который этой женщине нужно донести до конца.

Потом, немаловажно, как давно это произошло. Если этой проблеме уже десять, двадцать лет и ребенок уже стал взрослым, стоит ли не только бередить свою рану, но и причинять страдания ребенку, к которому человек выражает здесь свою любовь? Не станет ли эта любовь большой трагедией для него? Это действительно непростой вопрос.

Я считаю, что здесь нужно читать Святое Евангелие, молиться Господу, просить, чтобы в этой ситуации исполнилась воля Божия, и, может быть, отложив эту проблему в сторону, продолжать жить дальше.

«Владыка, что делать с грешными мыслями, которые постоянно посещают? Как с ними бороться, ведь они приходят сами по себе и никуда не уходят?»

– Мысли бывают разные. Мысли рождаются в душе и сердце человека от его греховности либо от его праведности. Есть мысли, которые приходят от дьявола. В зависимости от того, какова природа этих мыслей, таковы и должны быть поступки.

Конечно, однозначно ответить на этот вопрос непросто, потому что это целое искусство. Если кто-то думает, что я сейчас скажу человеку, чтобы он трижды прочитал молитву «Отче наш», и у него все наладится, то это очень примитивный подход. На самом деле борьба за духовное оздоровление человека – это искусство из искусств и художество из художеств, как говорили святые отцы.

Такие духовные книги, как «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, сборник духовных произведений православных авторов IV–XV веков, называемый «Добротолюбие», – это как раз и есть наука, как приводить в порядок наши мысли и нашу духовную жизнь.

Бывают так называемые хульные мысли или «неизъяснимые хульные помыслы, от врага всеваемые», – так обычно обозначали эти мысли святые отцы. Эти страшные, иногда богохульные мысли рождаются не от человека, но человек начинает ужасаться: «Как мне может прийти в голову такая дрянь, ведь я – верующий, благочестивый?» На самом деле, эти мысли искусственно вкладывает дьявол в душу и сердце человека, чтобы вывести его из себя, выбить из колеи, вогнать в состояние уныния.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что единственный способ противостоять этим мыслям, – не принимать их, не считать своими. Это дьявольские мысли, так пусть они и пойдут в погибель. Если человек будет иметь такие помыслы, отправляя эти мысли туда, откуда они пришли, то они не будут больше его тревожить. А если будет думать: «Это мои мысли, это я так подумал», то он впадет в уныние, будет пытаться как-то дискутировать с ними, противостоять им, и они еще больше станут его затягивать. Это и есть та сеть, которую дьявол расставляет перед нами.

Но есть помыслы, источником которых является само наше греховное устроение. Такие помыслы нужно отсекать, причем чем раньше, тем лучше. Здесь святые отцы тоже дают нам целый ряд советов, ведь помысл никогда не появляется сам по себе. Сначала появляется прилог – глубинное шевеление желания где-то в душе человека. Если он внимателен к своей духовной жизни и отсечет этот прилог, то дальнейшего развития этого помысла не произойдет. Но бывает, что человек принимает его, начинает его рассматривать, и происходит сосложение с этим помыслом, увлечение им, пленение этим помыслом, а затем уже реализация этого помысла, и происходит развитие греха.

Но в двух словах рассказать об этом крайне сложно. Читайте святых отцов, они научат бороться с такими помыслами, и не тогда, когда враг уже полностью захватил крепость, взял ее штурмом, сделав пробоины в стене – в крепости нашей души, а тогда, когда он еще только на подступах. Нужно давать бой врагу нашего спасения не на своей территории, а еще на подступах к ней, и враг никогда не возьмет крепость нашего сердца.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Владыка, давайте сегодня поговорим с Вами о старости. Есть известная пословица «Старость – не радость». Очень часто на закате жизни люди страдают старческим слабоумием. С точки зрения физиологии здесь все понятно – клетки мозга умирают, а с божественной точки зрения это меня немного тревожит, ведь такой человек лишается возможности раскаяться за годы своей жизни. Есть ли в этом Промысл Божий?

– Все же отношение к старости не столь однозначно, как вы его обрисовали, потому что старость старости рознь. Как-то я задумался над этим и в преддверии Рождества Христова решил перечитать в Евангелии от Луки повествование о Рождестве Христовом.

Мне захотелось прочитать этот текст на греческом языке – на языке оригинала, на котором написал Евангелие евангелист Лука. Так сказать, тряхнуть своей семинарской молодостью. Так вот, евангелист Лука, перед тем как описать Рождество Христово, описывает другие события – Благовещение Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Крестителя.

Как известно, Иоанн Креститель родился от бесплодных родителей, достигших преклонных лет, – от праведных Захарии и Елизаветы, о чем и повествует Евангелие. В греческом тексте говорится о том, что они были праведны и благочестивы перед Богом и были бесплодны, а затем говорится, что они были в преклонных годах, и здесь употреблено греческое слово προβεβηκοτες.

Я задумался над этим и посмотрел, как это слово переведено на славянский и русский языки в нашем Евангелии. В славянском Евангелии употреблены слова «заматоревшие во днех своих». Что означают слова «матерый человек», мы знаем. А что такое «заматоревший»? Я посмотрел в церковнославянском словаре, что означает слово «заматоревший», и оказалось, что это что-то затвердевшее, окаменевшее.

Я представил себе механизм, который десятки лет не ремонтировался, а потом вдруг потребовался его ремонт. Мы попробовали открутить какую-то гайку, но она уже настолько вросла в этот механизм, что совсем не крутилась, и ее было очень трудно расшевелить. Примерно это же и означают слова «заматоревшие во днех своих», то есть это нечто уже обездвиженное, лишенное какой-либо подвижности и жизни. Такое восприятие старости, конечно же, мне не кажется оптимистичным.

Затем я посмотрел синодальный перевод на русский язык Нового Завета и Евангелия, и там уже употреблено более оптимистичное, более обтекаемое выражение – «люди, достигшие преклонных лет». Но, опять же, что значит слово «преклонный»? «Преклоняться» – значит «клониться», и здесь уже может быть двоякое восприятие: хорошо быть в преклонных годах или нехорошо?

С одной стороны, если жизненные трудности, обстоятельства, состояние здоровья прижимают человека к земле, когда жизнь уже его клонит, придавливает, то получается, что старость действительно не радость. А с другой стороны, мне вспоминается образ, который приводит преподобный Ефрем Сирин. Правда, там он говорит о добродетели и смирении, но это неважно.

Так вот, преподобный Ефрем Сирин говорит, что к земле клонятся ветви, обремененные множеством плодов, а бесплодные ветви устремлены вверх. И если в преклонных годах человек преклонен, потому что он обогащен мудростью, духовным и жизненным опытом, то так ли это плохо, ведь его клонят вниз года, обремененные таким багажом? Греческое же слово προβεβηκοτες означает, что человек сам проводил себя по жизненному пути и обогатился духовным опытом. И поэтому итог его жизни не всегда однозначен.

В «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника есть заповедь, обращенная не к старикам, а к молодым: «Усердно приноси Христу труды юности твоей и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости». Когда мы занимаемся растениеводством, мы знаем, что если растение повредить еще в молодом возрасте, если неправильно его пересадить, то оно будет расти вкривь и вкось, и сформировать красивую крону не получится. Но если растение заботливо выращивать, то в итоге оно получается очень красивым и плодоносящим (если это плодовое дерево).

Так и в нашей жизни. Старость часто зависит от того, как человек провел свое детство, юность, зрелые годы. Бывает, что он большую часть своей жизни проводит в страстях, пороках, разврате. А что такое разврат? Разврат – от слова «разворотить», то есть это хаотичная, беспорядочная жизнь, и вряд ли старость такого человека будет упорядоченной и умиротворенной.

Так что, если мы хотим, чтобы наша старость была умиротворенной, то, пока у нас есть еще силы и организм наш преисполнен энергии, мы должны эти энергию и силу тратить не столько на удовлетворение наших страстей, сколько на удовлетворение духовных потребностей. И тогда мы возрадуемся о богатстве бесстрастия и умиротворенности нашей старости.

Что же касается чисто физических сил организма, это естественные физические процессы. Но если человек жил правильной духовной жизнью и вдруг под конец своей жизни он теряет силы и оказывается прикованным к постели, это нисколько не выводит его из себя, из мирного устроения. И даже если нам кажется, что человек вдруг теряет память, на самом деле, так бывает не всегда. Вот он внешне кажется совершенно утратившим память, но если он в своей жизни научился всегда молиться, пребывать в молитве, то даже когда молчат его уста и молчит разум, продолжает молиться его сердце.

Здесь мне вспоминается рассказ покойного митрополита Антония Сурожского. Митрополит Антоний долгое время возглавлял православную епархию в Великобритании, в Лондоне, а в молодости он был врачом. Он рассказывал, как однажды его, еще совсем молодого священника, только-только оставившего медицинскую практику, пригласили к какому-то человеку, чтобы его исповедовать.

Тот уже потерял сознание, не мог разговаривать и был совершенно бесчувственным. При жизни своей он был далек от Церкви, не успел соединить свою жизнь с Богом, с Церковью. И, казалось бы, ситуация безнадежная – человек должен вот-вот уйти в жизнь вечную, и сделать уже ничего невозможно. Он не может покаяться, ему нельзя рассказать о Боге, потому что он уже не воспринимает окружающий его мир.

Но Владыка Антоний решил читать Евангелие у его постели. Он читал Слово Божие, и вдруг в какой-то момент к этому человеку возвратилось сознание и способность говорить. Слова, которые произнес этот человек перед своей смертью, глубоко врезались в память Владыки Антония. Он вспоминал о них всю свою жизнь. Умирающий сказал: «Большое спасибо Вам за то, что Вы сейчас читали такие замечательные слова. Я не мог шевелить своими устами, не мог внешне на это реагировать, но, поверьте, каждое слово глубоко врезалось в мое сердце. Я преисполнен словами, которые сейчас услышал».

Так вот, безнадежных ситуаций нет, и поэтому, даже если человек перед смертью утратил способность двигаться, говорить или понимать, это совсем не тупик. Если он всю свою жизнь жил в Боге и с Богом, если просил Господа о том, чтобы Господь сподобил его христианской и мирной кончины живота, то обычно такую кончину Господь и посылает. Господь не лишает даже Святого Причастия перед кончиной.

В христианской Церкви есть особо почитаемая святая – великомученица Варвара. Господь дал ей особую благодать помогать людям в том, чтобы перед их кончиной они сподобились последней Исповеди и Причастия Святых Христовых Таин. И поэтому святую великомученицу Варвару часто изображают на иконах со Святой Чашей – с Причастием.

Но многие ли из нас обращаются к этой святой с молитвой, чтобы она сподобила нас последнего Причастия и Исповеди? И многие ли из нас, когда мы еще в добром здоровье, в добром устроении, стремятся исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин? Тех же, кто имел такое желание, Господь сподобляет этого в последние минуты их жизни. Если же ты был к этому нерадив на протяжении всей своей жизни, то нужно ли тебе это перед смертью?

Владыка, хотелось бы поговорить еще о таком тонком моменте. Нередко дети отправляют своих родителей в дом престарелых, ссылаясь на то, что они работают, и у них нет ни малейшей возможности за ними ухаживать, потому что иначе им придется уволиться с работы, и они останутся без куска хлеба. Такое решение – это всегда зло?

– Здесь непонятно, кто виновен в этом зле. Может быть, родителям, которые оказались в доме престарелых, следует посмотреть на самих себя? Ведь, как правило, дети – плод воспитания родителей. Воспитывали ли они своих детей христианами? Я уверен в том, что если бы папа и мама растили своих детей добрыми христианами, то дети никогда бы не отдали родителей в дом престарелых, как бы ни были заняты на работе или на каких-то других важных служениях.

Я абсолютно уверен в том, что люди, связанные с религиозной традицией, никогда так не поступят. Наверное, самым религиозным в этом отношении регионом в нашей стране является Чеченская Республика. Правда, там живут люди, исповедующие ислам, тем не менее, это религия, которая, так же, как и христианство, учит людей должному отношению к возрасту, к старцам и старицам. Если же такое явление существует, когда пытаются избавиться от стариков как от ненужного балласта, это признак глубокой бездуховности, греховного устроения людей.

Доброе отношение к родителям и вообще к пожилым людям должно воспитываться с детства, но если его не прививают родители, не воспитывает школа и общество, то чего же мы тогда хотим? Если папа или мама не одергивают ребенка, когда он отпускает колкости в адрес какой-нибудь старушки, старичка или инвалида, проходящих мимо, не одергивают подростка, говорящего о священнослужителе: «Поп пошел!», то чего же этим родителям потом удивляться, если они оказываются в доме престарелых? Этот дом престарелых они сами себе строили на протяжении всей своей жизни, и именно родители чаще всего виновны в сложившейся ситуации.

Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. 22 января Церковь отмечает память Филиппа, митрополита Московского и всея Руси. Мне кажется, святитель Филипп – важная фигура в истории нашего государства.

– Святитель Филипп, митрополит Московский, был современником Иоанна Грозного. Он жил в сложный период истории нашего государства. Пожалуй, до сих пор не существует объективной оценки правления Иоанна Грозного. Об этом есть совершенно противоположные мнения, начиная с того, что это был очень важный государственник, благодаря которому осуществлялись необходимые реформы в нашей стране, и заканчивая полным осуждением его как исключительно кровавого царя.

На самом деле, объективное исследование говорит, что, скажем, на Западе в то же время были правители куда более жестокие, нежели Иоанн Грозный, на их фоне он смотрится чуть ли не как голубь сизокрылый, а вовсе не как кровавый властитель. Тем не менее, какие-то крайности у Иоанна Грозного присутствовали, и на них ему указывал именно святитель Филипп, призывая его быть во всем христианином, как написано об этом в Святом Евангелии.

За эти свои обличения грехопадений Иоанна Грозного митрополит Филипп и поплатился. Вопреки церковным законам он был насильственно изгнан со своей митрополичьей кафедры и брошен в заточение в Отроч монастырь в Твери, где томился долгие годы, лишенный самого необходимого, и в конце концов принял мученическую кончину. По одной из версий, царский опричник Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа, и он мученически скончался, отдав свою жизнь за Евангельскую истину.

Правда, воцарившийся позднее Алексей Михайлович Тишайший в годы своего правления попытался несколько смягчить последствия этого поступка своего предшественника, и обретенные мощи святителя Филиппа были доставлены в Москву и положены в Успенском соборе Московского кремля, где покоятся все митрополиты Московские и всея Руси. Тем самым Алексей Михайлович как бы попытался реабилитировать русскую царскую династию перед этим святым угодником Божиим.

Святитель Филипп как страдалец за веру, за правду причислен к лику святых угодников Божиих и почитается Русской Православной Церковью. Мощи его сохранились нетленными, они и сейчас пребывают в Успенском соборе Московского кремля. В день памяти святителя совершается богослужение, и верующие люди имеют возможность приложиться к этой святыне и попросить у святителя Филиппа молитвенной помощи.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Знаю, что бывают обиды глубинные – до глубины сердца, и никакие Исповеди не стирают их из души, хоть они и бывают искренними. Что же делать?»

– Что-то к нам из передачи в передачу все какие-то глубоко обиженные люди обращаются. Я в прошлой нашей передаче давал ответ на подобный вопрос и говорил, что делать обиженным. На самом деле, у верующих людей нет повода для обиды, если мы правильно оцениваем ситуацию, ведь любая скорбь, которую нам причинили, для нас это и лекарство. Может ли человек осуждать врача за лекарство? Нет, конечно

Мы должны воспринимать нанесенную нам обиду как некую необходимость для нашего уврачевания, нашего спасения. По сути, люди, причиняющие нам какую-то скорбь, помогают нам продвинуться к Царству Небесному. Но если мы на них ропщем, если мы обижаемся на них, этим мы как бы отталкиваем помощь, которую Сам Господь послал нам через них.

Да, конечно, иногда претерпеть обиду, печаль непросто, но и путь в Царство Небесное совсем не легок и не прост. Нам нужно научиться воспринимать все это с благодарностью к Богу и людям.

Владыка, следующий вопрос поразил меня до глубины души. Я даже не знаю, как кратко на него ответить. Но давайте попробуем.

«Много лет назад у меня в роддоме украли ребенка. Я до сих пор не могу найти мира в своей душе. Были разные мысли, и жизнь потеряла для меня всякий смысл и все свои краски. Что мне делать?»

– Трудно сказать, что в этой ситуации делать и как быть, потому что здесь могут быть разные варианты. Я думаю, чтобы разобраться в этом вопросе, его не нужно задавать на телевидении, а лучше побеседовать один на один с батюшкой, посоветоваться.

Да, ситуации здесь могут быть самые разные. Мы живем в такое время, когда родители находят своих потерявшихся детей в детских домах и так далее, в том числе при помощи современных средств экспертизы и прочего. На телевидении даже есть передача, которая пытается решать эту проблему для родителей и их детей.

Другое дело – нужно ли это, если, скажем, исходить из интересов ребенка, считающего своими родителями людей, вырастивших и воспитавших его. Не причинит ли это ребенку такие же страдания, которые, может быть, испытывала и испытывает мама, лишившаяся когда-то ребенка? Если же здесь речь идет о подмене, значит, она тоже кого-то воспитала.

Нет, здесь написано, что ребенка у нее украли.

– А, понятно. Мне кажется, здесь можно предпринять какие-то практические шаги, но сначала следует хорошо подумать, кому это принесет пользу. Может быть, это действительно тот крест, который этой женщине нужно донести до конца.

Потом, немаловажно, как давно это произошло. Если этой проблеме уже десять, двадцать лет и ребенок уже стал взрослым, стоит ли не только бередить свою рану, но и причинять страдания ребенку, к которому человек выражает здесь свою любовь? Не станет ли эта любовь большой трагедией для него? Это действительно непростой вопрос.

Я считаю, что здесь нужно читать Святое Евангелие, молиться Господу, просить, чтобы в этой ситуации исполнилась воля Божия, и, может быть, отложив эту проблему в сторону, продолжать жить дальше.

«Владыка, что делать с грешными мыслями, которые постоянно посещают? Как с ними бороться, ведь они приходят сами по себе и никуда не уходят?»

– Мысли бывают разные. Мысли рождаются в душе и сердце человека от его греховности либо от его праведности. Есть мысли, которые приходят от дьявола. В зависимости от того, какова природа этих мыслей, таковы и должны быть поступки.

Конечно, однозначно ответить на этот вопрос непросто, потому что это целое искусство. Если кто-то думает, что я сейчас скажу человеку, чтобы он трижды прочитал молитву «Отче наш», и у него все наладится, то это очень примитивный подход. На самом деле борьба за духовное оздоровление человека – это искусство из искусств и художество из художеств, как говорили святые отцы.

Такие духовные книги, как «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, сборник духовных произведений православных авторов IV–XV веков, называемый «Добротолюбие», – это как раз и есть наука, как приводить в порядок наши мысли и нашу духовную жизнь.

Бывают так называемые хульные мысли или «неизъяснимые хульные помыслы, от врага всеваемые», – так обычно обозначали эти мысли святые отцы. Эти страшные, иногда богохульные мысли рождаются не от человека, но человек начинает ужасаться: «Как мне может прийти в голову такая дрянь, ведь я – верующий, благочестивый?» На самом деле, эти мысли искусственно вкладывает дьявол в душу и сердце человека, чтобы вывести его из себя, выбить из колеи, вогнать в состояние уныния.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что единственный способ противостоять этим мыслям, – не принимать их, не считать своими. Это дьявольские мысли, так пусть они и пойдут в погибель. Если человек будет иметь такие помыслы, отправляя эти мысли туда, откуда они пришли, то они не будут больше его тревожить. А если будет думать: «Это мои мысли, это я так подумал», то он впадет в уныние, будет пытаться как-то дискутировать с ними, противостоять им, и они еще больше станут его затягивать. Это и есть та сеть, которую дьявол расставляет перед нами.

Но есть помыслы, источником которых является само наше греховное устроение. Такие помыслы нужно отсекать, причем чем раньше, тем лучше. Здесь святые отцы тоже дают нам целый ряд советов, ведь помысл никогда не появляется сам по себе. Сначала появляется прилог – глубинное шевеление желания где-то в душе человека. Если он внимателен к своей духовной жизни и отсечет этот прилог, то дальнейшего развития этого помысла не произойдет. Но бывает, что человек принимает его, начинает его рассматривать, и происходит сосложение с этим помыслом, увлечение им, пленение этим помыслом, а затем уже реализация этого помысла, и происходит развитие греха.

Но в двух словах рассказать об этом крайне сложно. Читайте святых отцов, они научат бороться с такими помыслами, и не тогда, когда враг уже полностью захватил крепость, взял ее штурмом, сделав пробоины в стене – в крепости нашей души, а тогда, когда он еще только на подступах. Нужно давать бой врагу нашего спасения не на своей территории, а еще на подступах к ней, и враг никогда не возьмет крепость нашего сердца.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Вера в Бога и есть та сила, которая способна удержать мир от распада и разрушения»

Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления Господня. А наш кафедральный собор особо – с главным престолом сего святого храма!

 
Архипастырь

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим: Найдите в себе доброту

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс