Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1186) → Иерей Иаков Белый-Кругляков: Священное писание и современный человек

Иерей Иаков Белый-Кругляков: Священное писание и современный человек

№1 (1186) / 5 января ‘23

Беседы с батюшкой

Священное Писание было написано в иной культурной среде, которая остается для нас загадкой. Как преодолеть этот культурный барьер?

– Важно сразу сказать, что в самом Священном Писании, в Книге Екклесиаста есть очень важные пророческие слова: нет ничего нового под солнцем. С одной стороны, мы можем говорить о некотором прогрессе, который происходит в истории нашего мира. Особенно за последний век человечество сделало огромный скачок вроде бы в какую-то совершенно другую эпоху, в другое состояние этого мира, но на глубине оказывается, что человек вовсе не меняется.

Священное Писание – это очень важная истина о Боге и о человеке. И она не меняется. Самое главное понимание, которое дает нам Господь в этом Откровении, что мы были призваны в этот мир для чего-то, что произошла какая-то очень серьезная трагедия в истории человечества, и ее последствия мы до сих пор несем, и что есть путь выхода из этой проблемы. Собственно, эта схема присуща всему человечеству от самого его начала, грехопадения прародителей, и до самого конца времен, он также описывается в Книгах Библии, в Апокалипсисе.

И когда мы читаем строки Священного Писания, слова Евангелия, то встречаемся с очень близкими нам вещами: как работает человеческая природа, как устроены отношения человека с Богом, какие есть непреложные законы и как они работают в нашем мире. И это работает и будет работать всегда.

Моисея и последующих авторов Книг Священного Писания водил Дух Святой. А Он всегда Один и Тот же. Моисей, как и другие древние авторы из иного культурного контекста, опирались на какие-то свои знания, свою терминологию, на понятия своей эпохи. Но это был перевод Божественного слова, а оно всегда одно и то же и точно так же обращено к нам. Любая культурная непонятность, связанная с разрывом эпох и культур, лежит в плоскости каких-то конкретных категорий и понятий, и они – лишь способ описать суть, что остается неизменной. И в Священном Писании она дана очень простым языком, который всегда понимали и будут понимать люди. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. И возлюби ближнего твоего, как самого себя. Так ответил Господь Иисус Христос на вопрос о том, что главное в законе, то есть в Писании Ветхого Завета, существовавшим на момент жизни Спасителя. Суть его понятна и ясна, но одновременно очень трудна в своем исполнении, поэтому у нас есть такой большой корпус этих священных Книг.

Как соотносится Священное Писание с христианским Преданием? Есть ли между ними конфликт? Инославные христиане часто противопоставляют их. Правильно ли это?

– Противопоставлять Священное Писание и Предание некорректно, так как первое – часть второго. И именно Священное Предание есть источник нашего спасения. В самом Писании, в Библии мы находим очень много мест, где авторы этих Божественных Книг, водимые Духом Святым, ссылаются на предания, которых в самом Писании нет. Например, в Новом Завете апостол Павел говорит об истории, связанной с Моисеем, а она в Ветхом Завете нигде не отображена.

Или возьмем Евангелие от Луки. Апостол, начиная свое повествование, пишет: как уже многие начали составлять писание о том, что мы видели и слышали, то и я решил написать о Христе. А что это за «многие»? Ведь к тому моменту, когда Лука начал писать свое Евангелие, были написаны лишь два – от Матфея и Марка. Это разве «многие»? О чем же здесь идет речь? О том, что существовало очень широкое предание о земной жизни Спасителя. И много позже из огромного корпуса подобных писаний Церковь избрала четыре, которые признала Священным Писанием. Но их было много, среди них в том числе были и апокрифы, которые мы не признаем Священным Писанием. Но, например, в Протоевангелии Иакова запечатлено предание о празднике Введения Богородицы во храм. И мы его празднуем, несмотря на то, что в Писании его нет.

Священное Предание более широкое, и оно включает в себя Писание. Апостолы очень четко говорят о том, как оно важно для нас. Апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Первое – словом, второе – посланием». Есть два средства передачи Священного Предания. И само Предание в христианской Церкви неразрывно связано с понятием животворящей и созидающей силы Духа Святого. Это именно то, чем созидается церковь, на чем она стоит, чем держится. Благодаря Святому Духу Предание передается в чистоте, сохраняется, живет и действует в том числе и через Священное Писание как важнейшую его часть.

Известна аксиома, что Священное Писание собственность Церкви. Что это значит?

– Это перефразирование изречения некоторых святых отцов древности. Например, Блаженный Августин говорил примерно следующее: что не христианин, то есть человек вне Церкви, не может понимать и толковать Священное Писание. Сказано очень строго и категорично, и это вводит нас в недоумение. Как можно не понять, о чем там написано? Если ты в принципе понимаешь по-человечески, то вроде очень просто написано, что Господь пошел туда, сделал то-то. Что же имел в виду Блаженный Августин? Без Предания, без святоотеческого церковного толкования, без Церкви невозможно правильно и в полноте понять Писание. И в этом смысле Священное Писание действительно собственность Церкви.

Люди, отвергающие Предание, но почитающие Священное Писание как источник спасения, находятся в странном противоречии. Что такое книги Священного Писания, что такое Новый Завет? Это книги, которые Церковь избрала, причем далеко не сразу после своего появления. После дня Пятидесятницы прошли сотни лет, пока сформировался канон Нового Завета, признанный Церковью как то, что действительно отражает Предание. Церковь избрала эти книги из огромного множества, среди них были и апокрифы, подложные тексты. Она избрала эти и сказала, что это Новый Завет, это Священное Писание. И, конечно, это ее собственность.

Что делать, если не понимаешь текст Священного Писания? К каким толкованиям стоит обратиться простому человеку, чтобы разобраться с данным текстом и правильно его разуметь?

– На самом деле нам очень повезло. Мы живем в такое время, когда есть огромные возможности в плане погружения в Священное Писание, стремление к тому, что преподобный Серафим Саровский назвал «плавать по страницам Писания». Нам препятствует только собственное нерадение. Сейчас в открытом доступе есть огромное количество святоотеческих толкований. Понятное дело, что нам уже и многих святых отцов надо толковать. Это все-таки люди древности, и нам не всегда понятен их язык. Есть более современные церковные исследования, некое перефразирование святоотеческих толкований, помогающие погрузиться в Священное Писание.

Но есть места, которые действительно трудно понять. Святые отцы сами порой говорят, что здесь кроется какая-то загадка, тайна. Но Господь нам открывает это лично каким-то особым, уникальным образом. Ведь это Слово Божие, и оно было не просто когда-то кем-то написано. Нет. Оно обращено к каждому из нас, в том числе к нам, живущим сегодня.

Какие толкования, на Ваш взгляд, наиболее простые? Каких толкователей Вы могли бы посоветовать нашим телезрителям?

– Наиболее простое толкование, пожалуй, у святого Феофилакта Болгарского. У него есть сокращенный и более доступный для понимания вариант толкований Иоанна Златоуста. У него есть толкования на Деяния и Послания святых апостолов, на Евангелие. Их можно приобрести или найти в интернете.

Если говорить о более современных церковных исследователях, язык которых близок нам, то я бы назвал архиепископа Аверкия (Таушева) и епископа Михаила (Лузина). Они перефразировали святоотеческие толкования Нового Завета для людей своего времени.

Как объяснить современному человеку библейские противоречия?

– Эта проблема очень давно стояла перед отцами Церкви, перед толкователями Священного Писания. Как соотносить книги синоптиков (так называют трех евангелистов – Матфея, Марка и Луку) друг с другом? Ведь иногда они описывают события абсолютно одинаково, иногда немножко по-разному, иногда детали значительно отличаются. Один разбойник поносил Христа на Голгофе или оба? Гадаринский бесноватый был один или их было два? В этом случае снова нужно обращаться к святым отцам. Потому что они, живя в Духе Святом, живя живой молитвой и будучи иконами, засвидетельствовавшими свою жизнь в Боге и свое достижение Царства Небесного, пояснят нам эти вещи лучшим и корректным образом. Один евангелист хотел передать символику происшедшего, а другой – наиболее точно описать историческое событие. Мы найдем ответы у святых отцов, и нам очень важно доверять им. Если мы верим в Церковь и в действие Духа Святого в ней, то верим и святым отцам.

Какие должны быть условия для плодотворного изучения Священного Писания?

– Конечно, это христианская жизнь. Священное Писание нужно нам не просто для чтения, а для жизни по нему. Мы должны деятельно читать его своей жизнью. Писание – это слово Божие, обращенное к нам. Мы должны использовать его как часть нашего диалога с Богом. Для полноценности этого диалога с нашей стороны должна быть постоянная и искренняя молитва. Именно в молитве мы должны искать ответы, искать Бога, а Священное Писание – это Его ответ нам. Такой диалог станет благоприятным условием, чтобы мы больше понимали, глубже погружались в этот текст.

И очень важно участие в таинствах. Блаженный Августин пишет, что понять Священное Писание может только тот, кто причащается, кто живет Церковью, в ком буквально течет Кровь Христова.

Возможно ли спасение для того, кто не знает и никогда не обращался к Священному Писанию?

– Я думаю, что возможно. Мы знаем такие истории из житий многих святых. Священное Писание дает нам некую инструкцию, некий путь, как идти. Но порой Господь действует по-разному. Он может открыть человеку путь напрямую через его сердце. Но, учитывая, что у нас Священное Писание всегда под рукой, я бы не стал рисковать спастись, не открывая и не читая его. За это придется отвечать перед Богом. Нам это дано и доступно, и мы должны это использовать.

Нередко протестанты знают Писание гораздо лучше, чем православные. Критична ли эта ситуация? Как это можно преодолеть?

– Да, такие суждения встречаются. Более того, жизнь очень часто показывает, что это так и есть. Мне трудно судить, насколько это критично, для этого нужно провести огромное социологическое исследование. Но действительно во многих протестантских, наиболее консервативных деноминациях подавляющая часть времени посвящается изучению Священного Писания. Их вера исповедует, что единственный, полноценный и самодостаточный источник спасения – это слово Божие, то есть именно буква Писания. Каждое слово Священного Писания и есть источник нашей веры и спасения, поэтому его изучению и погружению в него уделяется все время. На самом деле было бы здорово, если бы и мы посвящали этому много времени, ведь это действительно источник спасения.

Но Священное Писание Нового Завета, Книги Деяний апостольских и Посланий открывают нам мир Церкви, который гораздо богаче, который живет, во-первых, не только в Писании, но и в Предании. Во-вторых, жизнь наполняется разными вещами, мы остаемся частью этого мира, но не соединяемся с ним. Мы здесь существуем, и мы Богом призваны не уходить отсюда, а нести в этот мир свет, быть с этим миром, но быть другими. И это очень ярко отражается в разнообразной, богатой разным служением жизни Православной Церкви.

А как можно популяризировать чтение Библии среди молодых людей, чтобы они стали ее читать? Как им объяснить значение и важность Священного Писания?

– Нужно постараться говорить на понятном им языке, с одной стороны. Говорить так, чтобы они хотя бы понимали, к чему мы их призываем. С другой стороны, нам нужно сохранить дух церковного Предания в нашей проповеди. Потому что есть такая крайность, когда считается, что все средства хороши, и проповедник превращается в кого угодно, кого якобы может уважать молодежь, для того, чтобы она что-то услышала. Или преподнести Священное Писание в совершенно неординарном виде в попытке достучаться до молодежи. Но на самом деле молодым людям нравится инаковость Церкви, им нравится высота церковной проповеди, высота Евангелия, и здесь не нужно терять этой высоты, не нужно с нее спускаться к ним. Нужно их подтягивать, обращаясь к их сердцам, через их умы, понятным, нормальным языком, минимизировать, может, церковные славянизмы в своей проповеди, обращенной к молодежи. Но звать их на эту высоту, и им это будет интересно. Очень действенный способ распространения, популяризации чтения Писания – беседы о Писании.

Звонок от телезрителя: «Я сталкивалась с людьми, которые мне говорили, что Библию читать нам, православным, нельзя. Евангелие можно, а Библию нельзя. И это довольно агрессивно говорили. Как Вы это прокомментируете?»

– На этот вопрос есть ответ в Священном Писании, в Новом Завете, в Посланиях апостола Павла, где он говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения». Чтение Священного Писания не может быть для нас, христиан, вредным делом. Все Писание полезно для научения, это нужно ясно понять и ни в коем случае не ограждать себя от чтения Божественных книг. Но надо иметь в виду, что какие-то непонятные вопросы вы не должны додумывать сами, а можете прийти к священнику, прийти в храм, можете открыть святоотеческое толкование и найти разрешение этих вопросов. Ничего в этом случае бояться не стоит.

А стоит ли читать Книги Ветхого Завета, нам совсем непонятные? Например, Книгу Паралипоменон и другие, очень сложные для понимания?

– Я бы сказал так: было бы здорово научиться их понимать. Действительно, многие книги и части книг, особенно Ветхого Завета, очень трудны для понимания. Бывает, просто перечисляется много каких-то имен, о которых мы ничего не можем понять и которые вроде бы нам ни о чем не говорят. Но здесь просто нужно осмелиться брать на себя это и обязательно читать вместе со святыми отцами. Это будет очень полезно, это такой подвиг для современного человека – взять и открыть что-то трудное и непонятное. В принципе, нам полезно то, что трудно. Если чтение слишком легкое, то это говорит о том, что мы не очень-то развиваемся. Это я сейчас говорю о простой литературе и о нашей интеллектуальной силе. А вот когда мы читаем что-то трудное, мы напрягаемся, пытаемся в это вникнуть, и вот тогда происходит наше развитие. Я думаю, то же самое происходит в отношениях с Богом, в духовной жизни. Здесь нам порой нужно брать на себя что-то такое, что мы раньше еще не были способны взять. Я думаю, что Господь от нас этого ждет.

А какой Ваш любимый эпизод Священного Писания?

– Это хороший вопрос. Можно об этом поразмышлять, можно повспоминать разные эпизоды, но первое, что мне приходит на ум из любимых эпизодов Священного Писания, – это воскрешение Лазаря Четверодневного Спасителем. Событие, описанное в Евангелии от Иоанна. Для меня это один из самых вдохновенных, высоких и очень близких текстов.

Прошу Вас дать наставления нашим дорогим телезрителям.

– Исходя из нашей замечательной беседы главным наставлением будет читать Священное Писание, читать Евангелие, конечно же, Новый Завет, читать Ветхий Завет, потому что все Писание богодухновенно, полезно для научения, и Сам Христос говорит: исследуйте Писание. Это очень важный, драгоценный дар, все мы должны им пользоваться. Слушая слово Божие из этих Божественных книг, обращаясь к Богу в своих молитвах, поддерживать непрестанный диалог с Господом, исполняя завет апостола Павла: всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс