Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1185) → Иерей Кирилл Тарасенко: Грех блуда и добродетель целомудрия

Иерей Кирилл Тарасенко: Грех блуда и добродетель целомудрия

№48 (1185) / 19 декабря ‘22

Беседы с батюшкой

Тема разговора – «Грех блуда и добродетель целомудрия». Современный мир достаточно агрессивно относится к добродетели целомудрия. Человеку все чаще начинают навязывать воюющий против этой добродетели грех. Давайте поговорим об этой добродетели, о том, как ее достигнуть и сохранить. Хотелось бы начать с греческого термина «софросюне», который переводится как «целомудрие», но гораздо шире, чем мы обычно себе представляем. Греки говорили о целостности, неповрежденности человеческого мышления. Сейчас слово «целомудрие» чаще всего ассоциируется с телесной чистотой, а изначально оно было больше о чистоте мысленной и душевной.

– Совершенно верно. Нужно разобрать само слово. «Цело» и «мудрие», то есть некая мудрость в целостности. Что это такое? Давайте возьмем какой-нибудь небольшой провинциальный городок, например, Касимов, и представим, что сейчас приходит церковный циркуляр и издается указ, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл перебирается в этот город. И теперь там будет престольный град, а он будет Патриарх Касимовский и всея Руси. И вот он перебирается в Касимов, туда сразу начинается паломничество, туда переезжают все церковные органы и администрация. Потом руководство решает, что нужно идти за своим Патриархом, и издается указ, что Кремль разбирается по кирпичику и собирается в Касимове. Теперь там столица России. Там строятся аэропорты, дома, школы.

Потом вдруг в Касимове находят древние летописи, и оказывается, что князь Владимир крестился именно здесь. И это обретает сакральный смысл для всей Руси. В город идет еще больше паломников. А потом окажется, что там родился Патриарх Авраам, и это будет уже святое место для всего мира.

К чему я так гиперболизирую? К тому, что мы часто воспринимаем себя как нечто простое, как маленькую шестеренку большой машины и совсем забываем очень важную мысль: мы с вами – образ Господа Бога. И поэтому на нас лежит огромная ответственность. Никто во Вселенной больше такого не уподобился: ни животные, ни растения, ни даже ангелы. Мы – венец творения. Очень важно к себе относиться как к сверхважному, сверхзначимому существу. Как мы из Касимова сделали столицу, первопрестольный град, так и про себя мы должны понимать, что мы больше любых институтов, ведь мы способны вместить Господа Бога в себя.

А теперь представим, что столица уже в Касимове, даже телеканал «Союз» туда переехал, и тут вдруг посреди Кремля открывается мастерская по шиномонтажу. И туда стоит очередь, подъезжают люди, чинят машины. Звучит дико. Несопоставимые между собой вещи. Идем дальше. Храм Василия Блаженного тоже перенесли в Касимов. И вдруг там открывается шаурмичная. В одном из приделов собора открывается кафе. Смешно! Что это за бред?

То же самое происходит, когда мы грешим. Мы – великие, невероятно ценные и важные существа. И вдруг впадаем в грех рукоблудия или начинаем изменять. Для духовного мира, для Бога, для ангелов это просто абсолютно пошлые, непонятные вещи. Что ты делаешь? Зачем это творишь?

Мы настолько важны для Христа, для мира, что просто не имеем права грешить и жить пагубной жизнью. А грех блуда – одна из самых мерзких страстей, напрямую связанная с телом человека. Нужно осознать, насколько мы значимы. В Писании написано: Ибо вы куплены дорогою ценою. За нас умер Бог. Это не шутки. Он умер не за собачек, не за кошечек, не за уссурийского тигра. Нет. Он умер за людей. И это огромная ответственность, и она лежит на нас. Осознавая все это, нельзя даже помыслить о грехе, потому что это противоестественно. Как может быть, чтобы в нашей душе творились такие беззакония?

А как развивается страсть блуда? Можем ли мы проследить этапы ее развития?

– Да, страсть блуда очень грязная, направленная на наше тело. Есть несколько механизмов ее возникновения. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 27). Тут Господь говорит нам, что всякий, кто смотрит с вожделением, уже прелюбодействовал. И мы понимаем, что первая дорожка в блуд идет через глаза.

В Священном Предании говорится о хранении очей. Напомню, что и Ева пала в раю, посмотрев на плод, увидев, что он вожделен. Нужно хранить свои глаза в прямом смысле этого слова. Идти и не смотреть по сторонам. Это особенно опасно летом, когда большинство людей ходят откровенно полуголыми. Нужно стараться уводить глаза. Если у вас есть любые социальные сети, где так или иначе проскакивает обнаженное тело, нужно удалять такие группы или полностью стирать приложение, если вы понимаете, что невозможно уберечься. Также нужно стараться не общаться с теми, кто разжигает эти страсти, не смотреть соответствующие фильмы. Нужно серьезно заняться хранением своих очей.

Святая Мария Египетская жила в Александрии и была блудницей невероятного масштаба, поплыла в Иерусалим с паломниками на Пасху и всех соблазнила. Потом она с толпой хотела зайти в храм, но ангел не пустил ее. И она поняла, что что-то не так в ее жизни. Она покаялась, причастилась и ушла на 17 лет в пустыню. Там она жила и каялась. Александрия была городом разврата, как Лас-Вегас или Амстердам. И потом Мария Египетская описывала старцу Зосиме (Сокуру), что боялась подойти ближе к этому городу и увидеть его. Она понимала, что даже просто взгляд на город может зажечь ее так, что она вернется туда. Хранение очей очень важно.

После того как мы увидели что-то, нам начинают приходить помыслы. Самая главная борьба с ними – сразу их отсекать. Не нужно вступать с ними в диалог.

Какие симптомы есть у греха блуда и как нам его распознать?

– Выявляют три самых ярких симптома греха. Первый – смятение. Человек, пораженный страстью, постоянно ищет удовлетворения. Он ходит и думает только об этом, его мысли погружены в эту проблему. Второй симптом, о котором говорят святые отцы, волнение. Ради чего человек это делает: для того, чтобы себе доставить удовольствие и тем самым быть счастливым. Проблема в том, что этот грех очень быстро совершается, а потом, как след простыл, – и ничего от него не осталось. Постоянно стремясь в этой бешеной гонке к наслаждению, человек только получает его – и тут же оно ускользает. Следующий симптом – помрачение ума, безумие. Не думают, что что-то не так с самим механизмом. Нужно перестать стремиться к этой страсти. Нужно искать наслаждение в чем-то другом, как говорят святые отцы, «вкусить настоящий вкус Бога», который лучше любой страсти и любого наслаждения от страсти. А люди, находясь в этом замкнутом круге, продолжают искать новых партнеров, тем самым еще дальше впадают в безумие.

Вот три вещи: смятение, волнение и помрачение ума вплоть до полусумасшедших форм. Все прекрасно знают образ какого-нибудь бабника или гулящей девушки, которые часто обычным, логичным потребностям не следуют. Это вредит ей (или ему), вредит репутации, работе. Зачем? Даже можно было бы сделать грех в каком-то месте, не в такой яркой форме, но люди доходят до того, что, стремясь к этому греху, ведут себя глупейшим образом.

Что делать человеку, который обнаружил в себе эту страсть?

– Нужно стараться всеми силами от нее избавиться. Нужно исповедоваться и причаститься, потому что это главные лекарства от этой болезни. Важно хранить очи – наблюдать, куда ты смотришь, что ты видишь, отсекать помыслы, потому что их будет очень много, с ними можно бороться, только отсекая их. Так как эта страсть влияет и на душу, и на тело, нужно бороться с ней с двух сторон – и душой, и телом.

Как бороться телом? Если вы в разводе, безбрачный или монах, советуют физический труд (поэтому в монастыре много трудятся), бдение, постоянную молитву, призывание имени Божиего и урезание своего рациона в еде и во сне. Мы ослабляем свое тело, чтобы ему не хотелось грешить.

Здесь нужно не переусердствовать. Церковь сталкивается с такой проблемой, когда люди читают в Священном Писании, что, если рука твоя соблазняет тебя, надо отсечь руку (лучше войти в Царствие Божие с одной рукой, чем с двумя быть в геенне огненной), и воспринимают слова буквально. Был древний товарищ Ориген, который многое сделал для Церкви, написал много христианских трудов, но в итоге впал в ересь и умер не в мире с Церковью. Он прочитал эти строки из Писания и оскопил себя, кастрировал. Это плохой выход, потому что, я думаю, Ориген буквально на следующий день почувствовал, что проблема никуда не ушла, она зарождается в сердце через глаза и помыслы. А то, что ты не можешь ее реализовать физически, вообще никак не избавляет от того, что ты живешь в блуде, мысли все блудные, смотришь на людей только в этом направлении. Это не выход.

Резюмирую. Нужно урезать рацион пищи, с легким голодом вставать из-за стола, меньше спать, молиться, читать Священное Писание (там много об этом написано), петь псалмы или молитвы, если нападают сильные искушения, помыслы, можно прямо вслух.

Мы часто слышим, сами говорим и думаем, что блуд – один из самых страшных грехов. Святые отцы говорят, что есть грехи намного страшнее и серьезнее. Человек, исповедуясь только в нем, думая только о нем, абсолютно не обращает внимания на другие грехи. Как Вы думаете, какое место у блуда среди остальных грехов?

– Можно умереть и от насморка, и от занозы в пальце, если их не лечить. В Церкви есть понятие страшных грехов, описано, какие грехи больше всего вредят, но нет самого страшного греха, самого ужасного. Каждый грех в запущенной форме способен уничтожить человека.

В нашей душе есть так называемая вожделевательная способность, которую в нас заложил Господь, – вожделение к Богу. Мы должны к Нему стремиться. Но есть страсти, которые смещают ракурс, и мы начинаем вожделеть не Бога, а денег или блуда. Изначальная задумка, чтобы мы наслаждались в Боге, вкушали настоящий вкус Бога, а это все переворачивается, и мы начинаем зацикливаться на блуде и ищем удовлетворения только в этой части нашей жизни.

Любые усилия требуют постепенного подхода. В случае стяжания добродетели целомудрия какие Вы могли бы посоветовать практические шаги, которые стоит предпринять нам, обычным людям?

– Все то, о чем я говорил: хранение очей, отсечение помыслов, уменьшение количества еды и сна, память смертная, – очень полезно, отваживает от греха. Мы знаем, что многие старцы в монастырях спят в гробах, или у них гроб стоит на видном месте, и человек постоянно думает о том, что он умрет. А в этом контексте какой смысл грешить? Очень важно воспитывать в себе добродетель целомудрия, понимать, насколько ты важен для Бога и насколько вредна и не нужна вся эта мишура, связанная с блудом.

Это основные советы.

Как можно реализовать добродетель целомудрия в браке?

– Говорим, как минимум, о законном браке со штампом в паспорте, как максимум – о венчанном браке. Любое сожительство – это блуд, и не надо себя обманывать. Это разрушение души. Первое таинство, совершенное в нашем мире, – это таинство Венчания, бракосочетания. Господь соединил Адама и Еву. Первое чудо совершено Христом на браке в Кане Галилейской. Господь не пошел к сожителям, Он был именно на браке.

Но и в самом браке в супружеской паре, как ни странно, может быть место греху блуда. Как это проявляется? Апостол Павел говорит о том, что друг друга не нужно бояться, оставлять друг друга, а нужно быть рядом в любых ситуациях. Переводя на простой язык, не нужно отказывать в близости супругам, если человек не готов отказаться. Вы можете делать это ради поста и молитвы обоюдно. Если кто-то из вас по разным причинам не готов и не может потерпеть, нужно отодвинуть все препятствия, будь то пост или подготовка к Причастию и т.д. Ваша супружеская обязанность важнее. И это не является препятствием к участию в таинствах.

При этом страсть блуда может проявляться в жизни, когда люди вступают в соединение, руководствуясь только животным желанием. В этом и есть грех: не в количестве, а в качестве. Ложе нескверное благословлено, и даже все супружеские действия обладают достоинством, мы знаем об этом из Писания. Но когда цель соединения не любовь, не продолжение душевной связи, а только телесная связь – это точно грех блуда, который нужно в себе искоренять.

Вопрос от телезрительницы Кристины: «Подрастают дочери и превращаются в прекрасных девушек. Как с ними говорить о целомудрии и добрачных отношениях с молодыми людьми?»

– Это индивидуальная тема, потому что разные дети взрослеют по-разному. Кто-то готов об этом говорить в 12 лет, кто-то не готов говорить в 20 лет. Тут нет определенного правила. Это ваши дочки, вы должны быть с ними настолько близки, чтобы понимать, где и когда имеет смысл об этом поговорить. Говорить какие-то базовые вещи нужно, потому что из-за того, что мы эту тему, возможно, обходим стороной, люди могут впасть и в блуд, вступить в блудное сожительство и т.д., даже в православных семьях, если вовремя не сказали, что это грех. Это нужно проговаривать четко. Но с вниманием, любовью, так, чтобы не навредить ребенку, тогда, когда вы понимаете, что это необходимо и человек уже вырос для такой информации.

Как донести это подростку? Это очень щепетильная тема.

– Тут нет рецепта. Я сам с такой темой не сталкивался. У меня как раз две дочки, но они еще совсем маленькие, им до этого далеко, слава Богу. Я со страхом думаю о том, как исполнять те слова, которые я только что сказал. Это первое.

Во-вторых, разные дети по-разному развиваются. Только родители могут найти подход. Давать советы здесь просто глупо, потому что это очень индивидуально.

Вопрос от телезрительницы: «Живем с мужчиной вместе. Скоро будет ребенок. Почему гражданский брак – это блуд? Зачем нужен этот формальный штамп в паспорте?»

– «Формальный штамп в паспорте» – один из главных аргументов. Начнем с того, что блудное сожительство – это крайнее неуважение и хамское отношение к женщине, к девушке. Будем честны, мужчина в 50 лет может найти себе жену. С трудностями, но может. Женщина найти себе мужа в 50 лет в наших реалиях не может. Банально: женщин больше, чем мужчин (мы не в Китае, где все наоборот). Сожительство – это воровство прекрасной молодости и юности у женщин. Это очень подло со стороны мужчин.

Штамп в паспорте ни капельки не формальный. Что такое брак? Это когда Вася берет Машу и говорит всем своим знакомым: «Маша теперь моя», а Маша говорит: «Вася теперь мой». Главная суть – объявить всем, что они теперь вместе и будут строить свою семью. Первое, что есть в браке, – ответственность. Когда Господь приводит Еву к Адаму, Он тут же расставляет все точки над «i»: Ева – помощница Адаму, Адам должен заботиться о Еве. Бог четко дает некие обязанности.

Нам же странно говорить: давай возьмем младенца, поживем лет восемь, срастется – не срастется, потом пускай себе других ищет... Для нас это дико: это же дети! Вы их официально оформляете, серьезно к этому относитесь. А взять другого человека, другую душу, жить в блуде, в блуде родить ребенка?.. Вам тяжело все это узаконить? Это можно сделать в МФЦ за пять минут. В чем проблема? Да, это очень важный штамп в паспорте. Наша Церковь признает гражданский брак, то есть тот, который зарегистрирован в ЗАГСе. Даже этот брак на Небесах сочетается. То, что мы живем вместе и не сознаем важности этого, – наша большая проблема.

Нужно четко понимать момент, что Господь приходит именно в брак. И все Писание – про брак и в браке. Если вы не расписаны и не венчаны, как к вам может прийти Господь? Вы хотите образовываться в университете, но при этом туда официально не зачисляетесь. Вы же не можете ходить туда на лекции просто так. Вы должны зарегистрироваться и числиться студентом, иначе не получите образование. Иначе это все самообразование, самообман и грех с очень жуткими последствиями для вас и, что самое страшное, для ваших детей. Срочно нужно расписываться. Так хочет Господь. Это очень важный момент. Мы некоторые вещи не понимаем из того, что написано: почему нужно именно так. Мы их не понимаем в силу нашего духовного малолетства. Как ребенок в 5 лет не может понять, почему ему нельзя гулять всю ночь, а мы понимаем, что это будет вредно для его психики. То же самое и с нами. Мы какие-то вещи не понимаем, потому что мы духовно маленькие, нам нужно возрастать, чтобы понять. Просто нужно поверить в Бога.

Вопрос от телезрительницы Ирины: «Сын сожительствует с девушкой. Им совсем недавно исполнилось 18 лет. На любые мои слова – резко негативные ответы. Что делать и как помочь, ведь они совсем молодые?»

И у меня еще вопрос: должен ли мужчина быть целомудренным до брака?

– Конечно, должен. Христианство – это про равноправие в духовном смысле точно: что у женщины, что у мужчины одинаковые шансы спастись. К мужчине такие же требования, как и к женщине.

К ситуации Ирины. Это ужасно. Послать их куда подальше и вообще с ними не разговаривать – не совсем правильно. Все-таки контакт должен быть. Но нужно четко проговаривать то, что это ненормально, не допускать каких-то семейных контактов в этой общей среде. Это грех.

Ваш ребенок колется героином. Как ему сказать, что это плохо? Если нужно – заставить его перестать это делать. Можно подумать, что пример неподходящий, но в духовном смысле так и есть. Люди, живущие в незаконном браке, – законченные наркоманы. И родитель имеет полное право спасать ребенка из этой ситуации любыми способами. В вашем случае нужно очень серьезно к этому подойти, не бояться сделать какие-то резкие шаги, но это не должно превращаться в ярость, ненависть, нетерпимость, все-таки это ваш сын, и любое врачевание и вразумление должно быть с любовью.

Дайте, пожалуйста, наставление нашим телезрителям.

– Читайте Священное Писание. Там все черным по белому написано. Это все не злые попы придумали. Господь Бог сказал, что мир создан Богом, и отвечать нам по закону Божиему. Очень важно соблюдать его уже сейчас. Бог вам в помощь в борьбе с этой страстью. Дай Бог вам скорее бежать от этих отношений или узаконивать. С теми людьми, которые не хотят с вами иметь отношения без половой связи, не общайтесь, это ненадежные люди. Бегай греха, говорится в Священном Писании.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Анна Купцова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс